Методическая разработка мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы "Святое дело Родине служить"
Оценка 4.8

Методическая разработка мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы "Святое дело Родине служить"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
04.06.2024
Методическая разработка мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы "Святое дело Родине служить"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8-10 классов на тему блокадного Ленинграда. В разработке приволдятся ссылки и материалы реальных историй людей, которые жили и выжили в блокадный Ленинград.
Дорога жизни в 900 дней.docx

Дорога жизни в 900 дней

Цель:  работа над патриотическим воспитанием, показать силу духа русского человека, героизм людей во время Великой отечественной войны.             

Задачи: образовательная – познакомить учащихся с понятием блокада, сформировать исторические представления о блокаде Ленинграда, опираясь на реальные события, познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

- развивающая – пробудить в учащихся чувство  гордости за стойкость своего народа, чувство сострадания в период блокады Ленинграда;

- воспитательная – пробудить в душах учащихся морально-нравственные качества: мужество, патриотизм, силу и стойкость духа, героизм.

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

II.                Блокада Ленинграда – один из самых трагических и важных эпизодов Великой Отечественной войны. Блокада началась 8 сентября 1941 года, ее прорыв был осуществлен 18 января 1943 года, а датой полного снятия блокады стало 27 января 1944.

С самого начала блокады гитлеровское командование предполагало полное уничтожение города, не видя в существовании Ленинграда и его жителей никакой выгоды для себя. Со стороны советского командования вариант сдачи города не рассматривался. Еще до начала блокады предпринимались попытки эвакуации городского населения. Первоначально эвакуировались дети (многие из них были отправлены в Ленинградскую область и по мере развития боевых действий были возвращены обратно). Впоследствии людей вывозили из города по ледяной дороге через Ладожское озеро и при помощи авиации. Решающую роль в обороне Ленинграда сыграл маршал Жуков. Именно ему удалось на посту командуюшего ленинградским фронтом остановить немецкое наступление на Пулковских высотах и не пустить врага в город.

-Как вы понимаете слово блокада?

(Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске).

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы.

 

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

 

Просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда»

Во время просмотра фильма, в паузах, учащиеся зачитывают  строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу).

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.

Горожане начали готовиться к осаде. У всех магазинов выстроились огромные очереди. На самом деле в осаду мало кто верил, но по старой привычке запасались сахаром, мукой, мылом, солью.

Управление НКВД по Ленинградской области произвело обследование состояния хранения НЗ (неприкосновенного запаса) продовольствия. В своем донесении под грифом "совершенно секретно" на имя секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) управление сообщало, что "кладовые непригодны для хранения продуктов, не соблюдаются требования санитарного надзора, неприкосновенный запас подвергнут порче. Из-за течи воды с потолка подмочены мешки с сухофруктами, сливочное масло покрыто плесенью, рис и горох заражены клещом, мешки с сухарями разорваны крысами, покрыты пылью и пометом грызунов".

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области [материалы Управления НКВД по Ленинградской области]).: 

"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь". 
"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет". 
"…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей".

20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные.  Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады,

           В Ленинграде начался голод. В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области [материалы Управления НКВД по Ленинградской области]).: 

"…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, топлива нет, вода замерзла, уборные не работают. Самое главное - мучает голод". 
"…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают.

Деньги были, но ничего не стоили. Ничто не имело цены: ни драгоценности, ни картины, ни антиквариат. В булочные, где выдавались по карточкам дневные нормы, стояли огромные очереди. (слайд презентации)

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги.

1.     Беседа по материалам информационного блока и увиденного фильма.

 

2.     Выводы учащихся.

Прорыв блокады

·         В январе 1943 года увенчалась успехом операция советских войск «Искра». В ходе нее 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано и установилось постоянное сообщение Ленинграда с большой землей. Окончательное снятие блокады была осуществлено 27 января 1944 года.

·         Значительную роль в ходе блокады сыграл советский флот. Он участвовал в подавлении артиллерии противника, защите «Дороги жизни», его кадровые бригады были задействованы в сухопутных боях.

·         По данным Нюрнбергского процесса, за время блокады погибло 632 тысячи человек, большинство из них умерло от голода. Большая часть погибших ленинградцев была похоронена на Пискаревском мемориальном кладбище, где установлен памятник блокаде. Еще один блокадный мемориал – Московский парк победы: там в годы войны находился кирпичный завод, в печах которого кремировали тела умерших.

·         В 1965 году Ленинграду за мужество и героизм его защитников было одному из первых присвоено звание города-героя.

·         Были учреждены особые блокадные награды – медаль «За оборону Ленинграда» и знак «Жителю блокадного Ленинграда».

Выразительное чтение  «Мне кажется: когда гремит салют»

Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,
Как все живые. Только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.

Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мёртвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?..

Воронов Юрий Петрович


 

Дорога жизни в 900 дней Цель: работа над патриотическим воспитанием, показать силу духа русского человека, героизм людей во время

Дорога жизни в 900 дней Цель: работа над патриотическим воспитанием, показать силу духа русского человека, героизм людей во время

Просмотр документального фильма «Блокада

Просмотр документального фильма «Блокада

Управления НКВД по Ленинградской области])

Управления НКВД по Ленинградской области])

Беседа по материалам информационного блока и увиденного фильма

Беседа по материалам информационного блока и увиденного фильма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2024