Методическая разработка мероприятия
Духовное и нравственное воспитание
__________________________________________________________________
Тематическое направление
«10 заповедей - основа жизни».
__________________________________________________________________
Тема методической разработки
Никерова Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ«Октябрьская средняя школа»
МО «Радищевский район»
Ульяновской области
2023год
Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:
Пояснительная записка
1.1 Методическая разработка направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у школьников.
1.2.Тема воспитательного мероприятия «10 заповедей - основа жизни».
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
.«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра ».
Л.Н. Толстой
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.Детство, отрочество, юность – важнейшее время в жизни человека, выстраивающего свой внутренний мир.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, от как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Они видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы: духовно - здоровая семья и школа.
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки
1.3 Методическая разработка рассчитана на учащихся 7-10 лет,1-4 класс
1.4Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя осуществляет влияние на духовно-нравственное воспитание школьников через отдельно отведенные часы на курс «Основы религиозной культуры», который бы способствовал духовному становлению ученика, пробуждал в нем желание делать добро.
Педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия.
Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса.
Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии свозрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:
1.5 Цели воспитательного мероприятия:
-познакомить детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека.
-развивать умения учащихся в разных жизненных ситуациях поступать нравственно.
-содействовать формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию и адекватному проявление этих чувств.
Перед классным руководителем стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
-Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира.
-Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
-Потребность и готовность проявлять сострадание.
-Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
-Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
-Деятельное отношение к труду.
-Ответственность за свои дела и поступки.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);
-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;
- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;
1.6Форма проведения воспитательного мероприятия- беседас выставкой книг, чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике и игровыми моментами. Именно, эта форма поможет проанализироватьсодержание всех позитивных и негативных поступков людей.
1.7 Для достижения планируемых результатов использую следующие методы:
-наглядный(рассматривания книжных иллюстраций, репродукций);
-словесный(бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;
-практический(проведения разнообразных игр).
1.8Ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия(методические и материально-технические.)Выставка детских книг (Библейские истории, Закон Божий для детей, Моя первая исповедь), иллюстрации.
1.9 Данную методическую разработку в практике работы классного руководителя можно использовать по организации духовно-нравственного воспитания детей как на внеклассном часе, внедрить в урок литературного чтения знакомство с библией, а также на внеурочном занятие «Информационная культура личности». Разработка будет актуальна для педагогов начальной школы.
2.Основная часть
2.1.Для
подготовки воспитательного мероприятия нужна подборка детских книг для выставки(Библейские
истории, Закон Божий для детей, Моя первая исповедь), иллюстрации, заучивание
стихотворений: Е. Санина «Кто там?»,Л.Сорокина«
Помощник»
2.2. КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «10 заповедей - основа жизни».
Цели:
-первоначально познакомить детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека.
-развивать умения учащихся в разных жизненных ситуациях поступать нравственно.
-содействовать формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявление этих чувств.
Оборудование: Выставка детских книг (Библейские истории, Закон Божий для детей, Моя первая исповедь), иллюстрации.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Наверное, совершая какой – нибудь дурной поступок, ты мог услышать в ответ: «Нельзя этого делать. Это грех». Слово «грех», значит «беззаконие» А как это выглядит в нашей жизни? Все мы знаем, как легко сломать какую - нибудь вещь или игрушку, если с ней плохо обращаться, швырять её на пол или ударить по ней. Человек же «портиться» потому, что по ходу жизни нарушает Закон Божий. Сегодня на нашем занятии я бы хотела поговорить с вами о таких понятиях, как нравственность, добросердечность и милосердие. Конечно же, прежде чем о них говорить, надо знать, что они обозначают.
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Откуда взялись эти правила и где записаны?
Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Это-10 заповедей, данные пророку Моисею на горе Синай, в них отражены и признаваемы всеми народами неоспоримое истины.
Вот они 10 заповедей:
1.Чти бога превыше всего .Значит кого ты любишь, относись как к личности, не хочешь обидеть и огорчить ,чти и цени его сделай для него такое ,чтобы он обрадовался и был счастлив.
2.Не поклоняйся идолам. В их роли может выступить и старший друг, и компьютерная игра, и даже деньги. Поклоняться им - значит делать какую-то вещь, мечту или какого-то человека важнее всего в своей жизни.(Например, мечтать разбогатеть и стать знаменитым, или выпросить у родителей поиграть в компьютер. Сами себе многие мечты и удовольствия не плохие и не хорошие, но не все, что можно, бывает полезно для вашего здоровья ,не все ведет к нашему счастью.
3.Не оскорбляй. Мы не должны оскорблять своим поведение божье творение: людей, природу. Но среди нас всё чаше встречаются грубияны, портят и ломают всё живое: животных, людей, растения, тем самым не умеют пользоваться своими талантами, значит, они ненавидят себя и мир.Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость близким и своим друзьям – только то, что требуется от вас!
Стихотворение Е. Санина «Кто там?» читает ученик.
Кто там?
Тук-тук-тук в окно.
-Кто там?
-Это Я, Синичка!
-Погоди, сейчас я дам
Хлебушка, сестричка!
Тук-тук-тук опять в окно.
-Кто там?
-Воробьишка!
-Погоди, сейчас пшено
Дам тебе, братишка!
Тук-тук-тук.
-Кто там?
-Снежок
С северных лужаек.
Ты зачем кормил, дружок,
Этих попрошаек?
-Потому, что Бог велит
С ближними делиться,
Даже если прилетит
Маленькая птица!
Снег помчался по дворам,
Жалкий и холодный…
И опять: тук-тук!
-Кто там?
-Голубок голодный!
4.Отдай один день Богу. В воскресенье в старину христиане не должны были работать и развлекаться, а шли они в церковь, чтоб отвлечься и отдохнуть душой и подумать о ближних.
5. Почитай своих родителей. Значит, относиться к родителям надо с благодарностью, жалеть их, старательно слушаться, не грубить и сострадать им.
Ребята, вы, наверное, все со мной согласитесь, что нравственные качества прививают человеку в первую очередь в его семье.
Вот послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт.и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят муж с женой дома и смотрят, сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
- Что же ты, Миша, делаешь?
А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за т о. что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Учитель: «Скажите, какой урок преподал Миша своим родителям?
6. Не убивай. Убить человека можно и оскорблением, и предательством, и пренебрежением. Поэтому прежде что-то сказать или доказать другому (и друзьям, и родителям, и взрослым), подумай о том, чтобы твое поведение никого не обижало и не оскорбляло. Это и относиться и ко всему живому, что окружает нас. Мы не имеем право обижать и мучить животных, ломать деревья, мусорить пачкать вокруг себя. Этот мир дан нам для жизни, а не для того, чтобы мы всё в нем переломали и изуродовали.
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придется нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
7. Не прелюбодействуй. Это значит не изменяй самому себе и своему призванию, не уклоняйся от прямого пути, поступай по совести и чести.
Учитель: «Сейчас вы посмотрите сценку Л.Сорокина « Помощник»»
Автор: «Вова плачет тонко-тонко»
И глаза трёт кулаком
Вова: Я вам вовсе не девчонка,
Не пойду за молоком!
Автор: Мама смотрит без улыбки
Мама: Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять!
Автор: Постоял, подумал он
Вова: Ну, давай уж твой бидон.
Автор: Вове грустно и обидно
Он шагает стороной
Вова: Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Автор: Дядя с длинными усами
Высоченный, как отец
Улыбнулся…
Дядя: Видно маме помогаешь, молодец!
Автор: Тётя девочке в панаме
Говорит:
Тётя: Бери пример!
Помогает мальчик маме,
Настоящий джентльмен!
Автор: И уже не стороной
Вова гордо шёл домой.
Хоть по лестнице скакал
Молока не расплескал.
Вова: Мама, что ещё купить?
Я могу сейчас сходить!
Учитель: Ребята. Кто же помог Вове правильно оценить своё поведение?
8. Не кради. Брать чужое, то есть то, что тебе не принадлежит и то, что не приобрел собственным трудом нельзя.
Ребята приводят примеры из жизни, произошедшие со знакомыми, друзьями и т д…
9. Не лги. Врать нехорошо - об этом знает каждый. Но почему-то часто мы не придаём этому значения и привираем по-крупному и не очень. А привычка ко лжи портит человека так же, как ржавчина- железо, а червяк- яблоко. Врун, даже симпатичный с виду, гнилой изнутри, на него нельзя положиться ни в каком важном деле.
10. Не завидуй. Завидуем мы тогда, когда хотим для себя того, чего не заслуживаем ни своей праведностью, ни своим талантами, ни своим трудом, но что имеет другой человек. Почему – то чаще всего мы думаем как раз наоборот: «Мы заслужили, а они - имеют».Это ребята и есть зависть.
В заключении хочу сказать, что наш отказ от жизни по одному из этих правил, духовных законов – грех, совершая его, несет в себе наказание – мы сами расстраиваем и ломаем дивный инструмент своей души.
Рефлексия
Ученик читает стихотворение.
РОМАШКА ЖЕЛАНИЙ
Я с ромашки лепесточки обрываю,
Ни один не упущу, мне нужен каждый.
Я сегодня на ромашке не гадаю,
Мне сейчас другое очень важно.
Лепесткам свои желанья загадаю,
Пусть летят, кружась, они по свету.
Кружится надежда и летает,
О прекрасном я мечтаю этим летом.
Первый лепесток пусть дарит счастье
Людям всем без исключенья,
А второй избавит от ненастья,
Третий помогает вдохновеньем.
У четвертого я попрошу здоровья
Для любимых и родных людей.
Пятый пусть избавит от злословья,
А шестой прибавит мне друзей.
Лепесток седьмой подарит мудрость,
А восьмой добавит людям теплоты.
Чтобы сгоряча не совершили глупость.
Дай, ромашка, свой девятый лепесток мне ты.
Десять, а затем одиннадцать, двенадцать...
Каждый свою миссию несет.
Я хочу почаще улыбаться.
Огради, ромашка, от невзгод.
Ребята, если бы ромашка смогла исполнить ваши
желания, что бы вы пожелали своим родным и близким?
Учащиеся прикрепляют к доске свои ромашки и
произносят пожелания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.