Методическая разработка Метод проектов.

  • ppt
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод проектов.ppt


Методическая разработка
Метод проектов

План

Что такое «метод проектов»
Причины распространения метода проектов
На что направлен метод проектов
Требования к использованию метода проектов
Типология проектов
Общие подходы к структурированию проекта
Этапы выполнения проекта
Параметры внешней оценки проекта
Отличительные черты метода проектов

Метод проектов

не является принципиально новым в мировой педагогике.
В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден . С тех пор серьёзных попыток возродить его в России не было.
В США метод проектов возник в 1920-е годы. Его называли методом проблем и он был связан с идеями, разработанными философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком.

Метод проектов

– это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом

Метод проектов

– совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов

Метод проектов

– образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков

Метод проектов

– технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути

Основной тезис метода проектов

Все, что я познаю,
я знаю, для чего мне это надо
и где и как я могу
эти знания применить.


Причины распространения
метода проектов

необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;

актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;

значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.


Направленность
«метода проектов»

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического мышления.


Требования к использованию
метода проектов



;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

Доминирующая в проекте деятельность
Предметно-содержательная область
Характер координации проекта
Характер контактов проекта
Количество участников проекта
Продолжительность проекта

Типологические признаки:

В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:

Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);

Творческие (итог – спектакль, альбом);

Ролевые, игровые (распределение ролей);

Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат)

Практико-ориентированные или прикладные.

В соответствии с предметно-содержательной областью:

Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);

Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).

По характеру координации:

С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);

Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).

По характеру контактов:

Внутренние или региональные (в пределах одной страны – внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона, страны) ;

Международные

По количеству участников:

Индивидуальные;

Парные (между парами участников);

Групповые (между группами участников).

По продолжительности выполнения:

Краткосрочные (несколько уроков);

Среднесрочные (от недели до месяца);

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).



Общие подходы к структурированию
проекта

Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников

учитель продумывает возможные варианты проблем, но
проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака)

распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений

самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя или его доверенного лица

промежуточные обсуждения полученных данных в группах(на уроке или вне его) под контролем учителя или его доверенного лица

подготовка к защите, оппонированию

коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы



Этапы выполнения проекта

Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования

выдвижение гипотез их решения

обсуждение методов исследования

продумывание хода деятельности и распределение обязанностей

сбор, систематизация и анализ полученных данных

подведение итогов, оформление результатов

выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)

1

2

3

4

7

5

6

Соотношение деятельности учителя и ученика на разных этапах


Параметры внешней оценки проекта

значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

коллективный характер принимаемых решений;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.


Отличительные черты метода проектов

Основной принцип метода проектов гласит, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня.

Проект есть слияние теории и практики. Он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое методом проектов принципу самодеятельности ученика. Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа.

Школьные проекты представляют собой как бы копии различных сторон жизни общества, государства.