Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа №2
Мониторинг сформированности навыков исследовательской работы у обучающихся объединения «Друзья леса»
(Методические рекомендации)
Автор Дмитриева Татьяна Николаевна,
учитель биологии МКОУ Садовской СОШ №2
Садовое 2018г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….3
I. Алгоритм организации мониторинга сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы
лесохозяйственной направленности……………………………………………… 4
II. Формы и критерии оценивания сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы
лесохозяйственной направленности……………………………………………… 5
2.1. Примеры контрольно - измерительных материалов
для проверки теоретических знаний и критерии их оценивания …………… …6 2.2. Форма проведения мониторинговых исследований сформированности у обучающихся практических навыков исследовательской работы по направлениям
«Лесозащита» и «Лесовосстановление»………………………………………12 2.3. Критерии оценивания практических работ на 1-3 этапах мониторинга … 12
2.4. Критерии оценивания исследовательской работы……………………… .....14
III. Результаты мониторинга сформированности у обучающихся
навыков исследовательской работы по лесохозяйственной направленности .. 15 Заключение……………………………………………………………………… ...19
Литература………………………………………………………………………… 20
2
Введение
Актуальность. В настоящее время очень остро стоит проблема нехватки экологически грамотных людей, воспринимающих лесные ресурсы не только как средство повышения благосостояния и место отдыха, но и как важнейший компонент географической оболочки, принимающий участие в обеспечении жизни на Земле. Очень важно, чтобы подрастающее поколение умело использовать лесные ресурсы в соответствии с принципами устойчивого развития.
На |
базе |
Садовской СОШ № 2 функционирует объединение лесоводов |
||||
«Друзья леса». |
Его приоритетным направлением |
является исследовательская |
||||
деятельность |
обучающихся. |
Нормативным |
документом, |
на основании |
||
которого |
осуществляется |
образовательная |
деятельность |
объединения, |
||
является |
программа «БИОС», разработанная |
в 2016 году совместно с |
||||
Аннинским филиалом КУВО «Лесная охрана «Аннинское лесничество». Программа рассчитана на 3 года обучения. Её реализация предполагает
поэтапное приобретение обучающимися навыков выполнения исследовательской работы лесохозяйственной направленности. Возраст
обучающихся 12-15лет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель программы. Формирование |
|
экологически |
грамотной |
личности, |
|
||||||
владеющей навыками |
лесозащиты |
и |
лесовосстановления, |
посредством |
|
||||||
вовлечения |
учащихся |
|
в |
учебно |
- исследовательскую практическую |
|
|||||
деятельность с элементами научных исследований. |
|
|
|
|
|||||||
Задачи. |
Создать условия для формирования у учащихся знаний основных |
|
|||||||||
экологических законов и понятий, |
знаний |
основ |
лесоведения, |
навыков |
|
||||||
выполнения |
учебно |
- |
исследовательской |
работы |
с элементами |
научных |
|
||||
исследований. |
|
|
|
|
возникла актуальная |
проблема |
|
||||
При |
разработке |
|
программы |
|
осуществления контроля знаний и оценки сформированности у обучающихся умений и навыков выполнения исследовательской работы. Обзор сайтов образовательных учреждений, в которых организована работа школьных лесничеств, показал, что существует много дополнительных образовательных
программ, |
направленных |
на |
формирование |
у |
обучающихся |
навыков |
|||||
лесоведения. |
Но |
разработано |
недостаточно |
материала по |
организации |
||||||
контроля знаний обучающихся в этом виде деятельности. |
Для решения этой |
||||||||||
проблемы |
разработана |
методика |
проведения |
мониторинга |
уровня |
||||||
сформированности |
у обучающихся основных теоретических и практических |
||||||||||
навыков |
выполнения |
исследовательской |
работы |
лесохозяйственной |
|||||||
направленности |
на |
каждом этапе |
реализации |
программы |
«БИОС». По |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
результатам мониторинга строятся диаграммы, позволяющие отследить их динамику.
В пособии представлена не только методика организации и проведения выше обозначенного мониторинга, но и примеры контрольно - измерительных материалов, используемые для осуществления проверки теоретических и практических знаний и умений учащихся по лесоведению. Пособие может быть полезным для педагогов, занимающихся образовательной деятельностью лесохозяйственной направленности.
I. Алгоритм организации мониторинга сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы
лесохозяйственной направленности
Так как обучающиеся занимаются в объединении «Друзья леса» 3 года,
мониторинговые контрольные исследования сформированности теоретических и практических навыков исследовательской работы проводятся
4 раза. |
|
|
|
|
|
Первый этап. |
Исследование |
сформированности навыков исследовательской |
|||
работы при поступлении учащихся в объединение «Друзья леса». |
|||||
|
|
|
|
|
|
Второй этап. |
Исследование |
сформированности навыков исследовательской |
|||
работы после |
освоения учащимися программного материала первого года |
||||
обучения. |
|
|
|
|
|
Третий этап. |
Исследование |
сформированности навыков исследовательской |
|||
работы после освоения учащимися программного материала второго года обучения.
Четвёртый этап. Исследование сформированности навыков исследовательской работы после освоения учащимися программного материала
третьего года обучения. |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Результаты |
мониторинга |
отражают |
сравнительные |
диаграммы |
|
(индивидуальные для каждого обучающегося), они показывают |
динамику |
||||
сформированности |
у обучающихся |
навыков |
исследовательской |
работы в |
течение всего периода занятий в объединении «Друзья леса».
На каждом из четырёх этапов обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые теоретические и практические задания, содержания которых описано в разделе II (стр. 6-14). Разработанные контрольно - измерительные
материалы и критерии |
оценивания |
направлены |
на |
проверку |
и |
оценку |
|||||
сформированности |
у |
обучающихся |
навыков |
исследовательской |
работы, |
||||||
предусмотренных |
программой. |
Так |
как 70% |
от |
всех часов |
программы |
|||||
отводится на практические работы |
по |
освоению |
обучающимися |
навыков |
|||||||
исследовательской |
работы |
по |
|
направлениям |
«Лесозащита» |
и |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
«Лесовосстановление», разработана форма проведения мониторинговых исследований сформированности практических навыков исследовательской работы по обозначенным направлениям (стр. 12).
II. Формы и критерии оценивания сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы
лесохозяйственной направленности
На первых трёх этапах проверки сформированности навыков исследовательской работы обучающимся предлагается выполнить одинаковые теоретические и практические задания. (Содержание и критерии оценивания каждого задания на стр. 6-14). Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся на каждом этапе, в сумме равно 100 баллов. 40 баллов за теоретические знания и 60 баллов за практические.
На четвёртом этапе обучающиеся выполняют теоретические задания (40баллов) и представляют на школьной конференции индивидуальные исследовательские работы по лесохозяйственной тематике, которые выполнялись в течение третьего года обучения. Такая форма контроля позволяет не только проверить, какие навыки «Лесозащиты» и «Лесовосстановления» приобрёл обучающийся, но и оценить, как эти навыки он может применять при выполнении исследовательской работы. Исследовательские работы оценивает жюри, сформированное из педагогов образовательного учреждения. Работы оцениваются по критериям, разработанным на основе критериев Всероссийского конкурса «Подрост» (стр. 14-15). Максимальная оценка за исследовательскую работу, представленную на школьном уровне - 40 баллов. Лучшие работы могут быть представлены на конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и федерального уровней, где также могут набрать дополнительное количество баллов.
Шкала перевода уровня достижения обучающегося в баллы.
Муниципальный уровень.
Победитель - 8 баллов.
Призёры - 5 баллов.
Лауреаты 4, 5 места - 2балла.
Региональный уровень.
Победитель - 12 баллов.
Призёры - 8 баллов.
Лауреаты 4, 5 места - 5баллов.
Федеральный уровень.
Победитель - 20 баллов.
Призёры - 15 баллов.
5
Лауреаты 4, 5места - 8 баллов.
В результате на четвёртом этапе оценивания сформированности теоретических и практических навыков исследовательской работы обучающийся также может набрать максимально 100 баллов.
Такой подход позволит отследить динамику сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы в течение всего обучения и добиться чистоты эксперимента.
2.1. Примеры контрольно измерительных материалов для проверки
|
|
|
теоретических знаний и критерии их оценивания |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для мониторинга |
уровня |
сформированности теоретических |
знаний |
|||||
разработаны задания и критерии |
оценивания в баллах. |
|
||||||
|
Обучающимся предлагается выполнить два задания: работу с текстом и |
|||||||
тестом. |
|
|
|
|
|
|||
|
Текст |
|
представляет собой аннотацию исследовательской |
работы, |
||||
составленную |
в нарушенной |
логической последовательности. В |
тексте |
|||||
аннотации содержатся все необходимые пункты (актуальность, цель, гипотеза, методы, задачи и т.д.) Они обозначены цифрами. Дети учатся находить в описании проблему, цель, задачи, гипотезу, результаты. Вместо цифр вставляют соответствующие термины. Определяют последовательность действий.
Например, обучающимся предлагается текст:
1. Причиной усыхания сосен в молодняке является их объедание обыкновенным сосновым пилильщиком, который может не только погубить участок возобновления леса, но и нанести значительный ущерб лесу Круглый в целом.
2.На участке леса проведён рекогносцировочный и детальный контроль, описание которого предложено в руководстве по организации и проведению лесопатологического мониторинга.
3. Лес Круглый выполняет водоохранную и рекреационную функции. Естественное семенное возобновление является важным фактором в его
сохранении. Данные наблюдений 2015года показали, что в сосновом молодняке увеличивается количество деревьев, имеющих повреждённую хвою, многие из них имеют признаки усыхания.
4. Сохранение соснового молодняка, находящегося в окрестностях села Садовое, посредством применения экологически чистых способов борьбы с обыкновенным сосновым пилильщиком.
5. Изучить жизненное состояние сосен, выявив характер их поражения и причину усыхания;
6
исследовать |
особенности циклов развития |
обыкновенного |
соснового |
пилильщика |
в природно-климатических условиях Аннинского |
района |
|
Воронежской области; |
|
|
|
исследовать |
эффективность применения экологически чистых методов борьбы |
с обыкновенным сосновым пилильщиком.
6. Определено жизненное состояние подроста и пагубное влияние на него обыкновенного соснового пилильщика. Исследована зависимость динамики лёта обыкновенного соснового пилильщика от климатических условий села Садовое. Исследована эффективность различных экологически чистых методов борьбы с обыкновенным сосновым пилильщиком: применение ловчих поясов, гусеничного клея, сбор и уничтожение гусениц, применение феромонных ловушек, уничтожение гусениц и куколок методом перекопки приствольных кругов, применение биопрепаратов для опрыскивания сосен с массовым скоплением гусениц.
Правильный ответ должен выглядеть примерно так:
Актуальность проблемы. Лес Круглый выполняет водоохранную и
рекреационную функции. Естественное семенное возобновление является важным фактором в его сохранении. Данные наблюдений 2015года показали, что в сосновом молодняке увеличивается количество деревьев, имеющих повреждённую хвою, многие из них имеют признаки усыхания.
Гипотеза. Причиной усыхания сосен в молодняке является их объедание обыкновенным сосновым пилильщиком, который может не только погубить участок возобновления леса, но и нанести значительный ущерб лесу Круглый в целом.
Цель. Сохранение соснового молодняка, находящегося в окрестностях
села Садовое, |
посредством применения экологически чистых способов борьбы с |
||||
обыкновенным сосновым пилильщиком. |
|
|
|
|
|
Задачи: |
|
|
|
|
|
- изучить |
жизненное состояние сосен, выявив |
характер их поражения и |
|||
причину усыхания; |
|
|
|
|
|
- исследовать особенности циклов развития |
обыкновенного |
соснового |
|||
пилильщика |
в природно-климатических |
условиях |
Аннинского |
района |
Воронежской области;
- исследовать эффективность применения экологически чистых методов борьбы с обыкновенным сосновым пилильщиком.
Методика: на участке леса проведён рекогносцировочный и детальный контроль, описание которого предложено в руководстве по организации и проведению лесопатологического мониторинга.
7
Результаты. Определено жизненное состояние подроста и пагубное влияние на него обыкновенного соснового пилильщика. Исследована зависимость динамики лёта обыкновенного соснового пилильщика от климатических условий села Садовое. Исследована эффективность различных
экологически чистых методов борьбы с обыкновенным сосновым пилильщиком: применение ловчих поясов, гусеничного клея, сбор и уничтожение гусениц, применение феромонных ловушек, уничтожение гусениц и куколок методом перекопки приствольных кругов, применение биопрепаратов для опрыскивания сосен с массовым скоплением гусениц.
Критерии оценивания данного задания.
Если правильно определены актуальность, цель, задачи, гипотеза, результаты, методы, выставляется 12 баллов. За каждый пункт - 2балла.
Если все выше перечисленные пункты выстроены в тексте в логической последовательности выставляется 8 баллов.
Итого: 20 баллов.
Второе теоретическое задание представляет собой тест. Обучающему необходимо выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных. «Лесовосстановлению». Задание содержит 20 вопросов, за каждый баллов.
Примерные тестовые задания.
1. Для чего используется меч Колесова?
А. Для посадки сосны.
Б. Для формирования кроны деревьев. В. Для рубки деревьев и кустарников. Г. Для обрезки сухих веток.
2. Что такое феромоны?
А.Половые гормоны, выделяемые самками насекомых для привлечения самцов.
Б. Половые гормоны, выделяемые самцами насекомых для привлечения самок.
В. Вещества, отпугивающие насекомых вредителей.
Г. Вещества, привлекающие насекомых опылителей.
3. К хвоегрызущим насекомым вредителям сосны обыкновенной относятся?
А. Сосновый шелкопряд.
Б. Короед типограф. В. Еловая смолёвка. Г.Рогохвост гигант.
4. Для чего используется буссоль?
8
А.Для измерения кроны деревьев.
Б.Для измерения расстояний на местности.
В.Для определения высоты деревьев.
Г.Для ориентирования на местности по магнитному меридиану, измерения магнитных азимутов и румбов, горизонтальных углов, построения на местности прямых углов.
5. Для чего в лесные массивы привлекают птиц, строя для них искусственные гнездования?
А. Для уничтожения насекомых вредителей.
Б. Для улучшения опыления многих лесных пород деревьев. В.С целью уничтожения лесных рыжих муравьёв.
Г. С эстетической целью.
6.Что такое мониторинг?
А. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных изменений.
Б. Измерение степени загрязнения окружающей среды. В. Выявление «неблагополучных» участков природы.
Г. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить участки антропогенного загрязнения окружающей среды.
7. Что подразумевает рекогносцировочный контроль?
А. Предварительную глазомерную оценку состояния насаждений, выявления очагов вредных насекомых и болезней, усыхания лесов.
Б. Систематическое обследование участка лесного массива с применением методов, позволяющих получить точные данные о количестве деревьев, поражённых насекомыми вредителями.
В.Систематическое обследование участка лесного массива с применением методов, позволяющих получить точные данные о количестве деревьев, поражённых болезнями.
Г.Подробный подсчёт насекомых вредителей на участке леса.
8.С чем связано сильное присутствие запаха скипидара в сосновом лесу?
А. С активным ростом молодых побегов.
Б. С поражением сосны обыкновенной корневой губкой.
В. С периодом созревания семян в шишках.
Г. С поражением сосны обыкновенным сосновым пилильщиком.
9. Как определить возраст растущей сосны обыкновенной?
А. По высоте дерева.
Б. От количества мутовок отнять 2. В. По количеству годичных колец.
Г. К количеству мутовок прибавить 2.
9
10.Под возобновлением леса понимают:
А. Появление новых поколений леса на лесных землях.
Б. Восстановление лесных насаждений естественным, искусственным или комбинированным способом.
В.Посадку леса на вырубленных участках.
Г. Посадку леса на местах пожарищ.
11.Что такое подрост?
А. 1-3- летнее растение, выращенное из семян в лесном питомнике.
Б. Молодое поколение древесных растений под пологом леса или на вырубках, способное сформировать лесное насаждение.
В. Появление новых поколений леса на лесных землях.
Г. Молодые деревья в возрасте 10 лет.
12. Что такое лесовосстановление?
А. Появление новых поколений леса на лесных землях.
Б. Защита леса от болезней и вредителей.
В.Восстановление лесных насаждений естественным, искусственным или комбинированным способом.
Г. Возобновление леса без антропогенного вмешательства.
13.Что такое сеянец?
А. Семена растений, используемые для закладки питомника.
Б.1-3- летнее растение, выращенное из семян в лесном питомнике.
В. Молодое растение, которое выросло из семян в лесу, без помощи человека.
Г. Растение, которое достигло возраста, в котором у него образуются семена.
14.Что такое мульчирование?
А. Рыхление почвы перед посадкой саженцев.
Б. Покрытие почвы после посева опилками, торфяной крошкой для уменьшения испарения влаги.
В. Рыхление почвы после посадки саженцев.
Г. Внесение в почву веществ, повышающих морозоустойчивость растений.
15.Условно принятая величина, измеряемая от шейки корня дерева до уровня груди и служащая для определения диаметра ствола при перечёте деревьев и иных лесоучётных работ, составляет:
А. 1.0м.
Б.1,4м.
В.1,3м.
Г.2м.
16. Как называется показатель продуктивности насаждений (древостоя), зависящий от степени богатства лесорастительных условий?
А.Бонитет насаждения.
10
Б.Полнота насаждения.
В.Прирост насаждения.
Г.Продуктивность лесного массива.
17.Как называются молодые побеги, появляющиеся из спящих или придаточных почек на пне или корнях деревьев и кустарников? А.Недоросль.
Б.Поросль.
В.Саженец.
Г.Черенок.
18.Очагом хвоегрызущих и листогрызущих насекомых вредителей является: А. Участок леса, заселенный вредителем в любой фазе его развития в численности, повлекшей повреждение крон деревьев или угрожающей им повреждением на 80% и более.
Б. Участок леса, заселенный вредителем в любой фазе его развития в численности, повлекшей повреждение крон деревьев или угрожающей им
повреждением на 25% и более. |
|
В. Участок леса, заселенный вредителем в |
фазе имаго в численности, |
повлекшей повреждение крон деревьев или |
угрожающей им повреждением |
на 25% и более. |
|
Г. Участок леса, заселенный вредителем в |
фазе личинок в численности, |
повлекшей повреждение крон деревьев или |
угрожающей им повреждением |
на 25% и более. |
|
19. Для чего можно использовать ловчие пояса?
А. Для отлова имаго чешуекрылых насекомых вредителей.
Б. Для уничтожения кладки яиц насекомых вредителей.
В.Для отлова, подсчёта и определения хода гусениц насекомых вредителей.
Г. Для отлова грызунов, уничтожающих сеянцы.
20.Все вредители из ниже перечисленных, кроме одного, относятся к хвоегрызущим, какое насекомое относят к вредителям лиственных пород? А. Шелкопряд монашенка.
Б.Шелковистая узкотелая златка.
В. Сибирский шелкопряд.
Г.Красноголовый, или общественный, пилильщик-ткач.
Итого за два теоретических задания - 40 баллов.
11
2.2. Форма проведения мониторинговых исследований сформированности у обучающихся практических навыков исследовательской работы по направлениям «Лесозащита» и «Лесовосстановление»
Проверка сформированности у обучающихся практических навыков проводится в форме выполнения практических работ на закреплённых за каждым обучающимся исследовательских площадках площадью 500м2.
1.Подготовительный этап мониторинга.
В начале первого года обучения руководитель объединения и лесничий разбивают участок леса на исследовательские площадки. Для обеспечения выполнения обучающимися практических работ и приобретения ими навыков исследовательской работы исследовательские площадки должны отвечать следующим критериям:
1.Природно - географические условия площадки не должны представлять
угрозу здоровью обучающихся. (Перед каждым выходом на площадку руководитель и лесничий производят её осмотр, поэтому индивидуальные задания выполняются учащимися на своих площадках в разное время).
2.На площадках обязательно должны присутствовать деревья с явными признаками повреждения болезнями или вредителями.
3. Растительность представлена не менее чем 6 видами деревьев и кустарников.
4.На площадке должен быть небольшой участок, где можно посадить несколько сеянцев.
5. На площадке должны чётко определяться элементы лесонасаждения ( древостой, подлесок, подрост, живой напочвенный покров).
2.Оценочные этапы мониторинга.
Обучающиеся выполняют оценочные практические работы 3 раза (первые 3 этапа мониторинга): в начале первого года обучения, в конце первого и второго года обучения. На исследовательских площадках выполняется 11 практических работ.
4 практические работы выполняются в кабинете школьного лесничества (при наличии) или любом школьном кабинете, где есть Интернет. Также обучающиеся обеспечиваются соответствующей литературой.
2.3. Критерии оценивания практических работ на 1-3 этапах мониторинга
На выполнение задания на площадках отводиться 30минут. Руководитель объединения, лесничий и другие руководители Аннинского филиала КУВО «Лесная охрана «Аннинское лесничество» оценивают выполнение каждой практической работы по 4- бальной шкале.
12
|
Рис.1. Руководители лесничеств |
оценивают сформированность умения |
|||||||||
|
обучающихся измерять диаметр ствола мерной вилкой |
|
|
|
|||||||
|
Таблица1. Виды практических работ и критерии их оценивания |
|
|||||||||
№ |
Вид практической работы. |
|
Умения, навыки. |
|
|
|
Оценка |
||||
п/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в баллах. |
п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4б-мак. |
1 |
Определение |
проблемы |
на |
Обнаружены |
|
все |
деревья, |
4б. |
|||
|
исследуемом участке. |
|
|
повреждённые |
вредителями |
и |
|
||||
|
|
|
|
|
болезнями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обнаружена половина деревьев. |
|
3б. |
||||
|
|
|
|
|
Обнаружено 1дерево. |
|
|
1б. |
|||
2 |
Определение |
пород |
деревьев |
и |
Правильно |
определены |
6 |
4б. |
|||
|
кустарников на площадке. |
|
растений. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Правильно определены 4растения. |
3б. |
|||||
|
|
|
|
|
Правильно |
определено |
1- |
1б. |
|||
|
|
|
|
|
2растения. |
|
|
|
|
|
|
3 |
Измерение |
высоты |
дерева |
с |
Правильно определена высота 3-х |
4б. |
|||||
|
помощью высотомера РМ-5. |
|
деревьев. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Высота |
деревьев |
определена |
с |
2б. |
||
|
|
|
|
|
погрешностью. |
|
|
|
|
|
|
4 |
Определение |
диаметра дерева |
с |
Диаметр 3-х деревьев определён |
4б. |
||||||
|
помощью мерной вилки. |
|
верно. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
При |
измерении |
диаметра |
2б. |
|||
|
|
|
|
|
допущены погрешности. |
|
|
|
|||
5 |
Определение |
|
элементов |
Элементы |
|
лесонасаждений |
4б. |
||||
|
насаждений (древостоя, подлеска, |
определены верно. |
|
|
|
||||||
|
подроста и т.д.) |
|
|
В определении |
лесонасаждений |
3б. |
|||||
|
|
|
|
|
допущены |
|
незначительные |
|
|||
|
|
|
|
|
ошибки. |
|
|
|
|
|
|
6 |
Определение угла направления из |
Правильно определены обе точки |
4б. |
||||||||
|
данной точки к двум заданным с |
Правильно определена одна точка. |
2б |
||||||||
|
помощью буссоли. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
7 |
Определение |
породы |
дерева |
по |
Определены 4 породы деревьев. |
|
4б. |
|||||
|
его семенам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определены 3 породы деревьев. |
3б. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Определены 2 породы деревьев. |
2б. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Определена 1 порода деревьев. |
1б. |
||||
8 |
Посадка сосны с помощью меча |
Посадка проведена без ошибок. |
|
4б. |
||||||||
|
Колесова |
|
|
|
|
Посадка |
|
проведена |
с |
2-3б. |
||
|
|
|
|
|
|
|
незначительными ошибками. |
|
|
|||
9 |
Сборка |
и |
выставление |
Работа выполнена без ошибок. |
|
4б. |
||||||
|
феромонной ловушки. |
|
Работа |
выполнена |
|
с |
2-3б. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
незначительными ошибками. |
|
|
|||
10 |
Определение |
|
|
насекомого |
Насекомое определено верно. |
|
4б. |
|||||
|
вредителя |
|
по |
характеру |
Правильно |
|
определена только |
3б. |
||||
|
поражения дерева, гусеницам, |
категория |
|
|
вредителя |
|
||||||
|
куколкам |
|
и |
следам |
(листогрызущее,хвоегрызущее, |
|
||||||
|
жизнедеятельности с |
помощью |
стволовой вредитель). |
|
|
|
||||||
|
атласа определителя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
11 |
Обнаружение |
|
на |
площадке |
Найдено |
больное |
дерево |
и |
4б. |
|||
|
сосны, |
поражённой |
корневой |
определён вид болезни. |
|
|
|
|||||
|
губкой. |
|
|
|
|
Дерево найдено, но болезнь не |
2б. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
определена. |
|
|
|
|
|
12 |
Обработка |
|
статистических |
Работа выполнена без ошибок. |
|
4б. |
||||||
|
данных (в виде таблиц, диаграмм, |
Работа |
выполнена |
|
с |
2-3б. |
||||||
|
графиков), |
|
предложенных |
незначительными ошибками. |
|
|
||||||
|
руководителем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
13 |
Определение |
|
предполагаемой |
Тема исследования обозначена. |
|
4б. |
||||||
|
темы |
исследования |
на основе |
Обучающийся |
предлагает |
2-3б. |
||||||
|
наблюдений на площадках. |
|
варианты |
|
исследования, |
но |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
сомневается в их правильности. |
|
|
|||
14 |
Определение цели и задач. |
|
Цель и задачи определены верно. |
4б. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
При определении цели и задач |
3 б. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
допущены ошибки. |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Задачи не соответствуют цели. |
|
2б. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Определена только цель. |
|
1б. |
|||
15 |
Поиск необходимой информации |
Информация |
по |
проблеме |
4б. |
|||||||
|
по проблеме |
исследования |
в |
исследования найдена полностью |
|
|||||||
|
Интернет |
|
источниках |
и |
Информация найдена частично. |
|
2-3б. |
|||||
|
литературе по лесоводству. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Всего. |
|
|
|
|
60б. |
2.4. Критерии оценивания исследовательской работы Исследовательская работа представляется для оценивания на четвёртом
этапе мониторинга вместо выполнения оценочных практических работ,
14
описанных в предыдущей таблице. Максимальная оценка за
исследовательскую работу – 40 баллов.
Критерии оценивания:
• обоснование актуальности ‐ 5б;
• постановка цели и задач -5б;
• обоснованность выбора методики ‐5б;
• достаточность собранного материала – 5б;
• глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы -5б;
• практическая значимость – 5б;
• значимость и обоснованность выводов – 5б;
• качество оформления -5б.
III. Результаты мониторинга сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы по лесохозяйственной направленности Для удобства подведения результатов составлена следующая сводная таблица, которая заполняется для каждого обучающегося. Таблица
представляет собой оценочный лист.
Таблица 2. Оценочный лист одного из обучающихся объединения «Друзья леса»
Этапы |
Виды оценочных заданий. |
Вид заданий. |
Критерии оценивания. |
|
Количество |
|
мониторинга. |
|
|
|
|
баллов. |
|
I этап. |
Проверка сформированности навыков |
Работа с |
По 2 балла за каждый |
4 |
|
|
|
выполнения исследовательской работы |
текстом. |
определённый пункт. |
|
|
|
|
при выполнении теоретических |
20б. |
Всего 12б. |
|
|
|
|
заданий. |
|
8баллов за правильную |
0 |
|
|
|
40б. |
|
последовательность. |
|
|
|
|
Выполнение |
По 1баллу за каждое |
5 |
|
||
|
|
теста. |
задание теста. |
|
|
|
|
|
20б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка сформированности навыков |
Выполнение |
По 4 балла за верный |
10 |
|
|
|
выполнения исследовательской работы |
практических |
ответ. |
|
|
|
|
при выполнении практических заданий |
заданий на |
(баллы выставляются по |
|
|
|
|
на исследовательских площадках. |
исследовательс |
критериям, |
|
|
|
|
|
ких площадках. |
представленным в |
|
|
|
|
60б. |
44б. |
таблице 1). |
|
|
|
|
Выполнение |
По 4 балла за верный |
4 |
|
||
100б. |
|
практических |
ответ. |
|
|
|
|
заданий в |
(баллы выставляются по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
кабинете. |
критериям, |
|
|
|
|
|
16б. |
представленным в |
|
|
|
|
|
|
таблице 1). |
|
|
|
|
|
|
|
Итого - 23б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II этап. |
Проверка сформированности навыков |
Работа с |
По 2 балла за каждый |
|
8 |
|
|
выполнения исследовательской работы |
текстом. |
определённый пункт. |
|
|
|
|
при выполнении теоретических |
20б. |
Всего12б. |
|
|
|
|
заданий. |
|
8 баллов за правильную |
|
0 |
|
|
40б. |
|
последовательность. |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
Выполнение |
По 1баллу за каждое |
|
12 |
|
|
|
теста. |
задание теста. |
|
|
|
|
|
20б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100б. |
Проверка сформированности навыков |
Выполнение |
По 4 балла за верный |
|
20 |
|
|
выполнения исследовательской работы |
практических |
ответ. |
|
|
|
|
при выполнении практических заданий |
заданий на |
(баллы выставляются по |
|
|
|
|
на исследовательских площадках. |
исследовательс |
критериям, |
|
|
|
|
60б. |
ких площадках. |
представленным в |
|
|
|
|
44б. |
таблице 1). |
|
|
|
|
|
|
Выполнение |
По 4 балла за верный |
|
8 |
|
|
|
практических |
ответ. |
|
|
|
|
|
заданий в |
(баллы выставляются по |
|
|
|
|
|
кабинете. |
критериям, |
|
|
|
|
|
16б. |
представленным в |
|
|
|
|
|
таблице 1). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого- 48б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III этап. |
Проверка сформированности навыков |
Работа с |
По 2 балла за каждый |
|
10 |
|
|
выполнения исследовательской работы |
текстом. |
определённый пункт. |
|
|
|
|
при выполнении теоретических |
20б. |
Всего12б. |
|
|
|
|
заданий. |
|
8баллов за правильную |
|
8 |
|
|
40б. |
|
последовательность. |
|
|
|
|
|
Выполнение |
По 1баллу за каждое |
|
16 |
|
|
|
теста. |
задание теста. |
|
|
|
100б. |
|
20б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка сформированности навыков |
Выполнение |
По 4 балла за верный |
|
30 |
|
|
выполнения исследовательской работы |
практических |
ответ. |
|
|
|
|
при выполнении практических заданий |
заданий на |
(баллы выставляются по |
|
|
|
|
на исследовательских площадках. |
исследовательс |
критериям, |
|
|
|
|
60б. |
ких площадках. |
представленным в |
|
|
|
|
|
44б. |
таблице 1). |
|
|
|
|
|
Выполнение |
По 4 балла за верный |
|
10 |
|
|
|
практических |
ответ. |
|
|
|
|
|
заданий в |
(баллы выставляются по |
|
|
|
|
|
кабинете. |
критериям, |
|
|
|
|
|
16б. |
представленным в |
|
|
|
|
|
|
таблице 1). |
|
|
|
|
|
|
Итого – 74б. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
IVэтап. |
Проверка сформированности навыков |
Работа с |
По 2 балла за каждый |
|
12 |
|
|
выполнения исследовательской работы |
текстом. |
определённый пункт. |
|
|
|
100б. |
при выполнении теоретических |
20б. |
Всего12б. |
|
|
|
заданий. |
|
8баллов за правильную |
|
8 |
|
|
|
40б. |
|
последовательность. |
|
|
|
|
|
Выполнение |
По 1баллу за каждое |
|
20 |
|
|
|
теста. |
задание теста. |
|
|
|
|
|
20б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение индивидуальной |
Защита |
По 5 баллов за каждый |
|
34 |
|
|
исследовательской работы. |
исследователь |
критерий. |
|
|
|
|
60б. |
ской работы |
(стр. 15) |
|
|
|
|
|
на школьном |
|
|
|
|
|
|
уровне. |
|
|
|
|
|
|
40б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
Участие в |
|
Муниципальный |
|
|
||
|
|
конкурсах |
|
уровень. |
|
|
|
|
|
|
различного |
|
Победитель -8 баллов. |
|
|
||
|
|
уровня. |
|
Призёры |
- 5 баллов. |
|
|
|
|
|
20б. При |
|
Лауреаты: |
4-5места |
- |
|
|
|
|
участии в |
|
2балла. |
|
|
|
|
|
|
нескольких |
|
Региональный уровень. |
|
|||
|
|
конкурсах, |
|
Победитель -12 баллов. |
|
|||
|
|
оценивается |
|
Призёры |
- 8 баллов. |
|
8б. |
|
|
|
самый |
|
Лауреаты: |
4-5места |
|
- |
|
|
|
высокий |
|
5баллов. |
|
|
|
|
|
|
уровень(1раз). |
|
Федеральный уровень. |
|
|
||
|
|
|
|
Победитель -20 баллов. |
|
|||
|
|
|
|
Призёры |
- 15 баллов. |
|
||
|
|
|
Лауреаты: 4-5места - 8 |
|
||||
|
|
|
баллов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого-82б. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основании данных оценочного листа составляется диаграмма, которая отражает динамику сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы.
Диаграмма 1. Динамика сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы. (Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся)
Баллов.
На основании оценочных листов составляется таблица, в которую вносятся данные: сколько баллов всего набрал каждый обучающийся на каждом этапе эксперимента. Определяется средний балл по всей группе на каждом этапе мониторинга.
Талица №3. Результаты мониторинга сформированности у обучающихся навыков исследовательской работы. (Мониторинг достижений всей группы)
17
№ |
Фамилия, |
имя |
|
Результаты в баллах |
|
|
п/п. |
обучающегося. |
|
1этап. |
2этап. |
3этап. |
4этап. |
1 |
|
|
23 |
48 |
74 |
82 |
2 |
|
|
20 |
36 |
68 |
74 |
3 |
|
|
18 |
30 |
68 |
74 |
4 |
|
|
24 |
48 |
70 |
84 |
5 |
|
|
10 |
26 |
48 |
60 |
6 |
|
|
12 |
32 |
66 |
76 |
7 |
|
|
20 |
46 |
76 |
78 |
8 |
|
|
24 |
38 |
69 |
80 |
9 |
|
|
20 |
34 |
60 |
72 |
10 |
|
|
12 |
46 |
58 |
76 |
11 |
|
|
24 |
46 |
70 |
70 |
12 |
|
|
20 |
38 |
68 |
72 |
|
Средний балл |
|
19б. |
39б. |
66б. |
75б. |
График 1. Динамика роста сформированности навыков исследовательской работы у всей группы обучающихся объединения «Друзья леса».
Баллов.
Уровни освоения программы.
Минимальный: от 20 до 40баллов.
Средний: от 40 до 65 баллов.
Максимальный: от 65 до 100 баллов
.
18
Заключение
Представленная методика позволяет отследить динамику сформированности у обучающихся теоретических и практических навыков выполнения исследовательской работы. Представленный алгоритм
мониторинговых исследований, формы и методы оценивания позволяют полностью реализовать принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Анализ диаграмм, составленных на основе индивидуального оценочного листа, даёт возможность скорректировать работу с каждым обучающимся.
Методика содержит элементы новизны. Обучающимся предлагается выполнять практические задания в новой форме: за каждым обучающимся закрепляется индивидуальная исследовательская площадка на участке леса. Такая площадка может послужить средой для выполнения исследовательской работы лесохозяйственного направления.
19
Литература
1.Ковалёва Т. С. Дорога молодых. Конкурс юных лесоводов. Конкурс юных экологов: учебное пособие. – Ставрополь, РИО ГОУ ДОД «Краевой центр туризма, экологии и краеведения», 2009.г. 24с.
2.Николаева С. Г. Методическое и информационное обеспечение Общественного мониторинга окружающей среды силами учащихся и педагогов образовательных организаций России. – Москва, ФГБОУ ДО ФДЭБЦ, 2018г. 129с.
3. Тропин И.В., Ведерников Н.М. Справочник по защите леса от вредителей и болезней. - Москва. Лесная промышленность, 1980г. 376с.
20
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.