Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Тополёк» г. Буйнакск
Методическая разработка на тему: «Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами ДОУ».
Старший воспитатель:
Рабаданова Сулайхат Загировна
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в МДОУ «Детский сад №15 «Тополёк». Она раскрывает содержание работы старшего воспитателя по сопровождению молодых педагогов с применением метода наставничества.
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии, т.к. начинающие воспитатели, пришедшие в наш детский сад – выпускники педагогических высших и средних учебных заведений (учителя). Вот почему особого внимания требуют именно эти молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.
1. Введение
Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как педагог пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Актуальность данной разработки в том, что в 2015 учебном году в МКДОУ «Детский сад №15 «Тополёк» работают педагоги, нуждающиеся в методическом сопровождении.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Модернизация образования, перемены в системе дошкольного образования обуславливает необходимость повышения педагогической интеллектуальной культуры, обязательного преодоления и перелома устоявшихся стереотипов. В дошкольном образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Очевидно, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания.
Исходя из изложенного, в повышении качества адаптации молодого специалиста к реальным условиям ДОУ огромную роль играет не только механическое овладение навыками, но и творческое осмысление преподнесённого материала.
Цель методической разработки: создание в МКДОУ «Детский сад №15 «Тополёк» условий для профессионального роста молодых специалистов, повышение компетентности и значимости педагогов дошкольного образования.
Задачи, решаемые в процессе реализации:
1. Обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями;
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов;
3. Поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в собственные возможности.
2. Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Это означает приспособление молодого педагога к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду. Прежде всего необходимо использовать технология сотрудничества. В условиях нашего детского сада, считаю наиболее приемлемой использование метода наставничества. Наставник – это прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимного обучения. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Работа с молодыми педагогами – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов:
І этап – предварительный
· собеседование с молодыми педагогами ДОУ для определения направлений работы;
· создание базы данных о молодых педагогических работниках ДОУ;
· анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
· диагностика изучения методических потребностей педагогов;
· анкетирование с целью изучения творческого потенциала педагогов;
· организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых педагогов.
ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий, семинаров - практикумов на уровне детского сада.
ІІІ этап – складывается система работы, имеются собственные разработки, участие молодых педагогов на МО различного уровня, конкурсах профессионального мастерства. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
В плане работы с педагогами старшему воспитателю необходимо учесть и проводить по следующим направлениям:
- основная общеобразовательная программа ДОУ;
- работа с документацией детского сада;
- современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;
- культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;
- создание воспитательной системы детского сада;
- посещение занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
Задача старшего воспитателя помочь наставникам и молодым педагогам выстроить наставническую деятельность так, чтобы стоял вопрос необходимости развития творческого потенциала, постоянного педагогического поиска, совершенствования форм и методов работы, осуществления межличностного общение с коллегами.
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
– во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого воспитателя, получает удовлетворение от общения с молодым педагогом;
– в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
– в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры воспитателя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе ДО;
– в-пятых, поскольку наставничество носит субъект - субъектный характер, педагоги - наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!
Используя в работе с молодыми педагогами метода наставничества детском саду складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как молодого педагога встретит коллектив во главе с руководителем, как будет выстроена работа наставников, зависит последующая успешность работы молодого педагога.
План работы с молодыми воспитателями МКДОУ «Детский сад №15 «Тополёк» на 2018 - 2019 учебный год.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы |
Сентябрь |
Заведующая МДОУ |
2.
|
Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов |
Октябрь
|
Заведующая МДОУ Старший воспитатель
|
3.
|
Анкетирование молодых специалистов. Обработка данных анкет. |
Ноябрь
|
Старший воспитатель Наставники |
4. |
Составление банка данных о педагогах |
Декабрь |
Старший воспитатель |
5.
|
Тестирование на определение его педагогической стрессоустойчивости по Н.В.Микляевой, Ю.В.Микляевой. |
Январь
|
Старший воспитатель Наставники |
6.
|
Индивидуальное консультирование наставников педагогов по запросам |
Февраль
|
Наставники
|
7. |
Консультация по самообразованию педагогов |
Март |
Старший воспитатель |
8.
|
Семинар для молодых педагогов «Составление эссе» |
Апрель
|
Старший воспитатель Наставники |
9.
|
Презентация эссе педагогов «Мой первый год в детском саду» |
Май |
молодые педагоги |
План работы с молодыми воспитателями МКДОУ «Детский сад №15 «Чебурашка» на 2019 - 2020 учебный год.
№ |
Содержание работы, встреч с педагогами |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Практикум: «Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ»; изучение нормативных документов, годового плана ДОУ, образовательной программы. |
Сентябрь |
Старший воспитатель |
2.
|
Консультация для педагогов «Организация развивающей среды в группе» |
Октябрь
|
Наставник |
3.
|
Заседание МО наставников. Тема "Психологическое развитие дошкольника" 1.Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. 2.Особенности воспитательно-образовательной, работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников. |
Ноябрь
|
Старший воспитатель Наставники
|
4. |
Семинар – практикум: «Организация двигательного режима в разных возрастных группах ДОУ» |
декабрь |
Наставники |
5. |
Заседание МО наставников. Круглый стол. Тема: «Региональный компонент в образовательной деятельности» |
январь |
Ст. воспитатель Приглашенные |
6. |
Практический блок. Двигательный режим детей (показ открытых мероприятий наставниками) |
февраль |
Наставники |
7. |
Тема "Игра и развитие личности
дошкольника". |
март |
воспитатели наставники Старший воспитатель |
8. |
Открытый показ НОД молодыми педагогами |
Март |
Воспитатели Наставники |
9. |
Круглый стол: Проблемы и перспективы дальнейшей работы |
Апрель |
Ст.воспитатель Молодые педагоги Наставники |
10. |
Обратная связь "Мои успехи" |
Май |
Старший воспитатель Наставники |
План работы с молодыми воспитателями МКДОУ «Детский сад №15 «Тополёк» на 2020 -2021 учебный год.
№ |
Содержание работы, встреч с педагогами |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Консультация медсестры «Требования САНПиН к организации воспитательно - образовательной работы с детьми» |
Сентябрь |
Старшая медсестра |
2.
|
Консультация старшего воспитателя «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО и закона «Об образовании в РФ» |
Октябрь
|
Старший воспитатель
|
3.
|
День открытых дверей (проведение мероприятий с детьми для педагогического коллектива и родителей); |
Ноябрь
|
Старший воспитатель Наставники |
4. |
Инструктаж-консультация по оформлению портфолио воспитателя. |
Декабрь |
Наставники |
5. |
Анкетирование. Цель: определение трудностей в работе и профессионального роста педагога. |
Январь |
Ст. воспитатель Наставники
|
6. |
Семинар-практикум: «Повышение уровня владения ИКТ педагогами ДОУ» |
Февраль |
Старший воспитатель |
7. |
Контроль за организацией педагогического процесса: - посещение занятий, режимных моментов; - наблюдение за созданием предметно-развивающей среды; - беседы с детьми и родителями. Цель: отслеживание результативности работы молодого педагога |
Март -Апрель |
Воспитатели Наставники |
8. |
День открытых дверей (проведение мероприятий с детьми для педагогического коллектива и родителей); |
Май |
Ст.воспитатель Молодые педагоги Наставники |
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку старшего воспитателя МКДОУ «Детский сад №15 «Тополёк» Рабадановой Сулайхат Загировны.
Проблема вхождения молодого педагога в сложившийся коллектив широко распространена. Умение правильно построить работу руководителя, тактичность, организация наставничества - всё это положительно влияет на результат адаптации молодого воспитателя к реальным условиям деятельности в ДОУ. Современные педагогические технологии помогают повысить эффективность работы старшего воспитателя с педагогами. Методическая разработка Сулайхат Загировны направлена на улучшение понимания молодыми воспитателями теоретических вопросов работы в дошкольном образовательном учреждении. Она актуальна для нашего учреждения, так как количество молодых педагогов с небольшим опытом работы у нас есть. Для них большой проблемой является не столько практическая работа с детьми, сколько само понимание и осмысление всех аспектов работы в дошкольном учреждении, методика проведения организованной деятельности, правильное распределение времени в режимных моментах. Благодаря применению метода наставничества, педагоги осваивают проблемные вопросы путём деятельного подхода к вопросам самообразования.
Считаю, что внедрение данной методической разработки в работу старшего воспитателя МКДОУ «Детский сад №15 «Тополёк» в рамках организации работы с молодыми педагогами ДОУ, дает положительные результаты. Это четко прослеживается в карте педагогического мастерства молодых педагогов. Выступление на районных семинарах, участие в профессиональных конкурсах, участие во всероссийских, республиканских и районных конкурсах показывает растущее мастерство педагогов.
Заведующая МКДОУ Батырбекова Б. Х.
«Детский сад №15 «Тополёк»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.