Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Неисправности электрооборудования и способы их устранения»
2020
Цели занятия:
1. Изучить основные неисправности электрооборудования автомобиля их причины, признаки и способы устранения.
2. Практически отработать алгоритм поиска и устранения основных неисправностей систем электрооборудования.
3. Прививать практические навыки технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.
4. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.
Время: 2 часа.
Место: лаборатория АТТ
Учебно - материальное обеспечение: Плакаты: «Система питания двигателя КамАЗ-740», «Приборы системы питаниядвигателя КамАЗ-740», двигатель КамАЗ-740 в разрезе, стенд «Система питания дизельного двигателя», автомобиль – макет ЗиЛ – 131, приборы системы питания.
Распределение времени занятия:
Вступительная часть 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;
Учебные вопросы занятия:
Неисправности АКБ и генераторной установки20 мин;
Неисправности системы зажигания25 мин;
Неисправности систем электропуска, освещения и сигнализации 25 мин;
Заключение 5мин.
Содержание занятия.
Вступительная часть
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- довести тему , учебные вопросы и цели занятия, обратить внимание на важность и актуальность данной те6мы, её связь с другими темами дисциплины.
- провести опрос по ранее изученному материалу:
опрос проводится в виде фронтального письменного опроса который базируется на вопросах которые преподаватель доводит на кануне:
- назначение и состав системы электропуска;
- назначение и состав системы зажигания автомобиля ЗиЛ - 131;
- назначение и состав системы энергоснабжения;
Первый учебный вопрос
Неисправности АКБ и генераторной установки
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей АКБ и генераторной утановки.
Неисправности генераторов возникают в основном при нарушении правил их эксплуатации, например отключении аккумуляторной батареи при работающем двигателе, замыкании клемм генератора на корпус при проверке «на искру», неправильном натяжении приводного ремня.Для облегчения обнаружения неисправности предлагается схема их поиска на рисунке.
Причина неисправности |
Способы устранения |
Генератор не возбуждается, или возбуждается, но напряжение заниженное. Признак: Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. |
|
Ослабление натяжения приводного ремня |
Отрегулировать натяжение приводного ремня |
Загрязнены контактные кольца ротора |
Протереть кольца хлопчатобумажной тканью, смоченной бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистить стеклянной (бумагой) шкуркой и вторично протереть. |
Износ щёток в щёткодержателях |
Проверить высоту щёток и усилие пружины; при необходимости заменить щёточный узел или щётки |
Пробой, или обрыв цепи диода выпрямительного блока |
Заменить выпрямительный блок |
Короткое замыкание обмотки статора или её обрыв |
Заменить статор в сборе |
Неисправность регулятора напряжения |
Проверить реле-регулятор |
Зависание щёток в щёточном узле |
Проверить состояние щёток, удалить налёт с щёточной пыли |
Короткое или межвитковое замыкание или обрыв в обмотке ротора |
Заменить ротор в сборе |
Чрезмерно большой зарядный ток Признак: Стрелка амперметра максимально отклонена вправо |
|
Короткое замыкание в щёточном узле генератора или в цепи между генератором и реле-регулятором |
Устранить короткое замыкание |
Неисправный реле-регулятор |
Заменить реле-регулятор |
Колебание тока нагрузки Признак: Стрелка амперметра колеблется |
|
Если колебание тока нагрузки не зависит от потреблений электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводного ремня |
Отрегулировать натяжение приводного ремня |
Плохой контакт в цепи возбуждения |
Проверить цепь возбуждения и надёжность соединения в местах переходных контактов |
Повышенный шум при работе генератора |
|
Ослабление крепления шкива |
Затянуть гайку крепления шкива |
Износ подшипников или их разрушение |
Заменить подшипники |
Погнут вентилятор генератора |
Выправить погнутые места |
Чрезмерно быстрый износ щёток генератора |
|
Загрязнение контактных колец |
Протереть кольца хлопчатобумажной тканью смоченной бензином. При необходимости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть хлопчатобумажной салфеткой |
Радиальное биение контактных колец |
Проверить радиальное биение контактных колец. Если оно превышает 0,005мм, то проточить кольца и заменить щёточный узел или щётки |
Перегрев подшипников генератора |
|
Слишком велико натяжение приводного ремня |
Проверить натяжение ремня и установить его в соответствии с нормой |
Неисправности аккумуляторной батареи, их признаки, причины и способы устранения.
Наличие и характер неисправностей в АКБ зависят от срока службы и условий, в которых эксплуатируется батарея.
Признаки неисправностей |
Причины |
Способы устранения (предупреждения) |
Разрушение положительных пластин |
||
Низкая работоспособность АКБ, что особенно проявляется во время пуска двигателя стартером. При зарядке электролит становится мутным, коричневого цвета |
Хранение АКБ в разряженном состоянии; длительный перезаряд АКБ; несоответствие плотности электролита климатическим условиям; хранение батарей при высоких температурах. |
Своевременное и качественное выполнение ТО значительно замедляет процессы разрушения положительных пластин |
Короткое замыкание в аккумуляторах |
||
АКБ неработоспособна; ЭДС такого аккумулятора ниже 2В, а плотность электролита значительно ниже, чем в остальных. |
Разрушение сепараторов; замыкание пластин через осыпавшуюся массу; замыкание пластин через токопроводящие мостики из свинцовой губки, образующейся на кромках пластин |
Повреждённые сепараторы заменяются исправными. Осыпавшаяся активная масса удаляется; края пластин очищаются от токопроводящих мостиков |
Сульфатация пластин |
||
Значительное понижение работоспособности АКБ, при заряде быстро «закипает» и нагревается |
Глубокие разряды АКБ; длительное хранение АКБ в разряженном состоянии; эксплуатация АКБ с низким уровнем электролита; нарушение правил приготовления электролита (загрязнён электролит) |
Неглубокуюсульфатацию можно устранить специальными режимами заряда и разряда батареи; глубокая сульфатация не устраняется |
Повышенный саморазряд АБ |
||
Понижение плотности электролита более чем на 0,02 за 15 дней хранения АКБ при температуре 20±5ºС |
Загрязнённость поверхности батареи; наличие трещин и отслоение пластин; попадание в аккумуляторы посторонних примесей; доливание в аккумулятор недистиллированной воды |
Содержать поверхность батареи чистой; своевременно устранять трещины и отслоения мастики; применять для приготовления электролита аккумуляторную серную кислоту; доливать в аккумуляторы только дисцилированную воду; хранить АКБ необходимо по возможности при пониженных температурах |
Кроме того возможны:
Механические повреждения – трещины моноблока и крышек батареи, повреждение или износ полюсных выводов.
Механические повреждения АКБ обнаруживаются при внешнем осмотре.
Обычно детали АКБ с трещинами и отколами подлежат замене. Иногда небольшие трещины в моноблоке устраняются специальными клеями на основе эпоксидных паст.
Изношенные или повреждённые полюсные выводы батареи наплавляются с помощью угольного электрода и специальных шаблонов.
Подвести итоги первого учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса
Второй учебный вопрос
Неисправности системы зажигания.
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей системы зажигания.
В системе зажигания возможны следующие характерные неисправности:
- система зажигания не работает;
- система зажигания работает с перебоями;
- нарушен момент зажигания.
А. Система зажигания не работает.
Признаки: нет искры на проводах свечей, стрелка амперметра при прокрутке коленчатого вала стоит неподвижно.
Возможные причины неисправностей: замыкание на массу или обрыв на участке первичной цепи; отказ транзисторного коммутатора; замыкание на массу или обрыв в цепи управления транзисторным коммутатором.
Замыкание на массу или обрыв на участке первичной цепи обнаружить можно подключением контрольной лампы между отсоединённым проводом и массой. Если при включённом зажигании лампа горит то участок цепи от «+» АБ и до точки подключения контрольной лампы исправен. Если контрольная лампа не горит, то на участке имеется повреждение. Последовательным подключением контрольной лампы определяем повреждённый участок цепи. Повреждение участка цепи устраняется соединением концов и изоляцией скрутки концов провода.
Б. Система зажигания работает с перебоями.
Признаки: перебои в работе двигателя, выстрелы в глушителе.
Возможные причины неисправности: окисление контактов прерывателя, нарушение величины зазора в них, нарушение контакта низковольтных проводов с клеммами приборов зажигания или замыкание на массу элементов первичной цепи, нарушение изоляции высоковольтных проводов, наличие трещин в роторе и крышке распределителя, отказ в работе свечей зажигания, выход из строя подшипника подвижного диска, износ втулок валика распределителя.
Обнаружение причины неисправности достигается проверкой всех элементов системы зажигания на их исправность в работе.
Дляпроверке свечей зажигания необходимо их вывернуть и осмотреть. Неработающая свеча имеет сырую поверхность в районе электродов, а работающая светло-коричневого цвета. Неработающую свечу необходимо очистить от нагара, проверить и отрегулировать зазор между электродами, работоспособность свечи проверить на приборе Э203П. Дефекты на других узлах системы зажигания при их обнаружении устранить или такие узлы заменить (при трещинах в роторе, крышке, в высоковольтных проводах).
Нарушение опережения зажигания.
Признаки: снижение мощности и экономичности двигателя, возможны выстрелы в глушителе и хлопки в карбюраторе.
Возможны причины неисправности: нарушение установки зажигания, подключение некоторых проводов к свечам не соответствует порядку работы двигателя, нарушение регулировки центробежного или вакуумного регуляторов опережения зажигания, отказ в работе вакуумного регулятора опережения зажигания.
Для устранения неисправности необходимо проверить правильность установки зажигания, соответствие подключения проводов к свечам порядку работы двигателя. Работоспособность регуляторов опережения зажигания проверяется на стенде СП3-8М или СП3-12М.
Неисправности приборов системы зажигания.
К характерным неисправностям катушки зажигания можно отнести обрыв и межвитковое замыкание в первичной обмотках. Это приводит к отказам или перебоям в работе системы зажигания. Работоспособность катушки зажигания проверяется на стенде СП3-8М или СП3-12М. Неисправная катушка зажигания заменяется.
К характерным неисправностям прерывателя можно отнести: нарушение зазора между контактами, подгорание контактов, их замыкание, ослабление пружины подвижного контакта, выход со строя подшипника подвижной пластины (диска), обрыв провода соединяющего пластины, износ бронзовых втулок приводного вала, нарушение регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Эти неисправности приводят к отказам, перебоям в работе системы зажигания, а также к нарушению опережения зажигания. Изношенные и повреждённые детали, как правило, заменяются.
Неисправности прерывателя-распределителя могут быть обнаружены визуальным осмотром или проверкой на стенде СП3-8М.
Для датчика-распределителя Р351, Р352, 24.3706 характерны неисправности, связанные с наличием магнитоэлектрического датчика. Это обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, износ втулок приводного вала датчика-распределителя. Статор с межвитковым замыканием и обрывом обмотки заменяется.
Характерными неисправностями свечей является: износ электродов свечи, отложение нагара на нижней части изолятора, трещины изолятора, нарушение герметичности изолятора в корпусе свечи. Эти неисправности обычно приводят к отказу или перебоям в работе свечи.
Регулировка зазора между электродами осуществляется подгибанием бокового электрода. Свечи с трещинами изолятора, обломанными боковыми электродами, нарушенной герметичностью изолятора в корпусе ремонту не подлежат, а заменяются на исправные.
Транзисторный коммутатор при выходе из строя подлежит замене или ремонту в мастерской.
Порядок обнаружения причин неисправностей в бесконтактной системе зажигания следующий.
При проверке неисправности бесконтактной системы зажигания на автомобилях ЗиЛ-131 и др. необходимо использовать контрольную лампу; руководствоваться контактной схемой соединений её элементов и показаниям стрелки амперметра.
Если стрелка амперметра показывает большой разрядный ток, то причиной отказа могут быть; замыкание на массу на участке первичной цепи до разъёма «К3» транзисторного коммутатора; обрыв или замыкание на массу в цепи управления транзисторным коммутатором.
Рекомендуется следующий порядок обнаружения причины отказа:
1. Проверить, исправна ли первичная цепь на участке до разъёма «К3» транзисторного коммутатора.
Для проверки подключить контрольную лампу между наконечником провода, отключённым от разъёма коммутатора "К3« и массой. Если лампа горит, то проверяемый участок исправен, провод необходимо снова подключить к разъёму коммутатора. Если лампа не горит, то на проверяемом участке имеется замыкание на массу. Место замыкания определяется поочерёдной проверкой всех элементов первичной цепи.
Рекомендуемая последовательность проверки: наконечник провода у разъёма ВК-12 транзисторного коммутатора, наконечник провода у разъёма фильтра радиопомех, выходной разъём фильтра радиопомех, наконечник провода добавочного сопротивления.
2. Проверить, исправен ли транзисторный коммутатор.
Для проверки исправности коммутатора необходимо подключить контрольную лампу между разъёмом «К3» коммутатора и массой, а провод подключить к штепсельному гнезду на корпусе лампы. Затем подать на штепсельное гнездо разъёма «Д» коммутатора импульс положительного напряжения, для чего соединить разъём «Д» специальным проводом с одной из клемм добавочного резистора или с клеммой «+» генератора. Если транзисторный коммутатор исправен, то при подаче импульса положительного напряжения на разъём «Д» коммутатора контрольная лампа должна загореться полным накалом. Если лампа не загорается, или горит слабым накалом, коммутатор не исправен.
3. Проверить, исправна ли цепь управления транзисторным коммутатором.
Для этого необходимо подключить контрольную лампу между наконечником провода отсоединённого от разъёма «Д» коммутатора, и клеммой «+12В» добавочного резистора или клеммой «+» генератора.
Если контрольная лампа (12В1св) горит слабым накалом, то цепь управления исправна, если лампа не горит, в цепи управления имеется обрыв.
Если стрелка амперметра находится около нулевого деления, то причинами отказа могут быть:
- обрыв на участке первичной цепи до клеммы «К3» транзисторного коммутатора;
- плохой контакт проводов с клеммами и штепсельными разъёмами аппаратов зажигания;
- обрыв в схеме транзисторного коммутатора.
Подвести итоги второго учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса
Второй учебный вопрос
Неисправности систем электропуска, освещения и сигнализации.
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей мешающих пуску двигателя.
Надёжность и работоспособность системы пуска во многом зависит от следующих правил пользования стартером:
1. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя не должна превышать 5 секунд.
2. В случае если двигатель после первой попытки не стал работать, то следующую попытку надо повторить через 15-20 секунд. После трёх-четырёх неудавшихся попыток пуска двигателя необходимо проверить систему питания и зажигания и устранить неисправность.
3. Как только двигатель начнёт работать, необходимо немедленно отключить стартер.
4. Включение стартера при работающем двигателе может привести к поломке зубьев шестерни привода.
5. Запрещается трогать автомобиль с места прокручиванием трансмиссии через двигатель стартером; Это преждевременно выведет стартер из строя.
6. В зимнее время нельзя пытаться пустить двигатель, не подготовленный предварительным прогревом длительной прокруткой его стартером.
Возможные неисправности стартера.
Причины неисправностей |
Способы устранения неисправностей |
|
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) |
||
Обрыв цепи питания стартера |
Проверить цепь питания стартера и устранить неисправность. |
|
Отсутствие контакта щёток с коллектором
|
Протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине, или очистить коллектор мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Очистить боковые грани щёток или заменить изношенные щётки новыми. Проверить состояние щёточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щёток в щёткодержателях. |
|
Обрыв цепи внутри стартера |
Проверить и устранить дефекты или заменить стартер |
|
Неисправность в цепи тягового реле стартера |
Проверить цепь реле и устранить неисправность |
|
Неисправность тягового реле или реле включения стартера |
Заменить реле |
|
Стартер не проворачивает коленчатый вал, или вращает его очень медленно. |
||
Низкая температура двигателя |
Прогреть двигатель |
|
Применение масла, не соответствующего сезону |
Заменить масло |
|
Коррозия контактных соединений на аккумуляторной батарее |
Зачистить контактные соединения |
|
Разряд или неисправность аккумуляторной батареи |
Зарядить аккумуляторную батарею или её заменить |
|
Плохой контакт в цепи питания стартера |
Очистить и затянуть зажимы проводов |
|
Подгорание (окисление) контактов тягового реле |
Зачистить контакты тягового реле |
|
Износ втулок якоря стартера, что приводит к нарушению зазора между сердечником якоря и полюсными сердечниками |
Заменить втулки якоря стартера. |
|
Пробой обмотки корпуса или якоря на массу |
Стартер подлежит замене или ремонту в мастерской |
|
Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает коленчатый вал. |
||
Поломка зубьев венца маховика |
Сменить венец маховика |
|
Нарушение регулировки стартера |
Отрегулировать стартер |
|
Выход из строя привода (муфты свободного хода) |
Заменить привод (муфту свободного хода) |
|
Реле работает с перебоями (стартер включается и сейчас же выключается) |
||
Обрыв удерживающей обмотки реле |
Заменить тяговое реле |
|
Аккумуляторная батарея разряжена, или неисправна |
Зарядить аккумуляторную батарею, или заменить |
|
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле |
||
Сильный износ торцов зубьев маховика |
Заменить венец маховика |
|
Нарушение регулировки тягового реле стартера |
Отрегулировать стартер |
|
Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или некачественной смазки |
Очистить шлицы от грязи и смазать |
|
Стартер после пуска двигателя не отключается |
||
Износ деталей стартера: контактных болтов, контактного диска, рычага привода |
Выявить изношенные детали и заменить |
|
Стартер после пуска двигателя не отключается |
||
Неисправность реле включения стартера |
Устранить неисправность в реле включения стартера или его заменить |
|
Межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера |
Заменить реле |
|
Заключение
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.А. Родичев «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» , учебник, издательство «За рулём»
2. В.И.Медведков и др. «Автомобили КамАЗ» и др. «ДОСААФ, Москва, 1987 год» стр. 101-109.
3. В.Л. Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» издательство «Транспорт», Москва, 1998 год стр. 103-108.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.