Методическая разработка
«Особенности организации занятия в системе дополнительного образования детей»
Разработчик: педагог дополнительного образования Ковалева Виктория Юрюевна
с. Владимиро-Александровское, Партизанский муниципальный район, МБОУ ДО РЦДТ ПМР, 2022г.
Пояснительная записка
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития детей.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жёстких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога, он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности учащегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу, в которой не возможно не выучиться». К тому же, чтобы заинтересовать обучающихся видом деятельности в детском объединении, привлечь их к дальнейшему посещению, занятие должно быть интересным, иметь правильную, методически грамотную структуру, носить не только обучающий, но и развивающий, а также воспитывающий характер. По должности мне приходится посещать занятия педагогов, и они не всегда соответствуют общепринятым требованиям. Поэтому данные рекомендации составлены для педагогов дополнительного образования с целью помочь им методически грамотно и интересно проводить учебные занятия в своих объединениях, правильно составлять планы-конспекты этих занятий. Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.
Требования к учебным занятиям в системе дополнительного образования
Образовательный процесс в системе дополнительного образования должен отвечать следующим требованиям:
Приоритетные принципы при организации занятия в системе дополнительного образования детей:
Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие – это промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определённым учебным предметом. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.
Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
4. педагог должен сформулировать тему, задачи занятия.
5. на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.
6. педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.
7. педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
8. педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
9. формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
10. наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Дошкольный и младший школьный возраст |
Средний школьный возраст |
Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами |
Лекция |
Проблемная лекция |
Сказка |
Учебная игра |
Пресс-конференция |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческий проект |
Практические занятия (лабораторная работа) |
Игра-путешествие |
Конкурс (КВН) |
Семинар |
Игра-имитация |
Заочная экскурсия |
Тематическая дискуссия |
Соревнования, состязания и др. |
Тематические задания по подгруппам |
Групповая консультация |
Защита творческой работы |
||
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
Общие требования к постановке задач занятия
1.Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.
2. Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.
3. Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.
4. Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.
5. Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве).
6. Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).
7. В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
8. Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников
Структура учебного занятия в системе дополнительного образования
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.
Цель и задачи занятия.
Это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Она должна быть достаточно конкретна и достижима за одно занятие. Например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любовь к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.
Цель достигают через решение задач, которые раскрывают и конкретизируют цель, ставятся с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Имеется многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов контроля и коррекции. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.
Формы организации обучения: игра, лекция, диспут, интегрированное занятие, беседа, экскурсия, репетиция, тренировка, соревнование, концертная деятельность, творческий отчет, занятие-конкурс, зачет, практическая работа.
Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы. При приеме в спортивные, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащихся.
Формы занятий определяются педагогом и программой.
Традиционные формы организации деятельности
детей в учебном процессе
Лекция |
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся |
Семинар |
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. |
Дискуссия |
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения |
Конференция |
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности |
Экскурсия |
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления |
Экспедиция |
Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. |
Туристический поход |
Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. |
Учебная игра |
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. |
Нетрадиционные формы организации деятельности
детей в учебном процессе
Презентация предмета, явления, события, факта. |
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. |
Социодрама |
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. |
Защита проекта |
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем |
Философский стол |
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. |
Чаепитие |
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. |
“Крепкий орешек” |
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений |
День добрых сюрпризов |
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость |
Конверт вопросов |
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке |
Выпускной ринг |
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми |
Ожидаемые результаты:
- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
- повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения;
- интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования;
- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
- снижение роста негативных явлений в детской среде;
- духовно-нравственное оздоровление.
Формы контроля знаний:
- организация выставок и презентаций;
- показ, защита индивидуальных и групповых проектных работ;
- проверочные, контрольные работы;
- тестирование, анкетирование обучающихся и т.п.
Примерная схема оформления конспекта открытого занятия
(разработка занятия)
ü Наименование учреждения
ü Название творческого объединения
ü Тема занятия
ü ФИО педагога
ü Город, год проведения занятия
ü Возраст обучающихся
ü Цель, задачи (обучающие, воспитательные, развивающие) занятия
ü Тип занятия
ü Форма занятия
ü Методы обучения (словесный, наглядный, практический и др.)
ü Используемые технологии
ü Наглядность
ü Инструменты и материалы
ü Вид занятия
4. План занятия (возможно, с хронометражом)
ü Организационный момент
ü Приветствие
ü Сообщение темы
ü Теоретическая часть
ü Техника безопасности (охрана труда)
ü Практическая работа
ü Рефлексия
5. Конспект занятия
Подробно по всем пунктам плана
Самоанализ проведенного занятия
Задачи прошедшего занятия:
Обучающие – теоретическая часть занятия намеренно дается в небольшом объеме и носит поверхностный характер. Это связано с возрастом обучающихся и с преимущественно практическим направлением занятия. Тем не менее, знания детей о декоративно-прикладном искусстве, народных ремеслах (конкретно – кукле-скрутке) неизменно пополняются. Основное внимание уделяется знакомству, освоению и отработке технологических приемов, повышению швейного мастерства.
Развивающие - в теоретической части занятия намеренно используются «взрослые» слова, специальные термины. Главное, что такие формулировки со временем становятся привычными. Словарный запас детей неизменно растет. Расширение знаний о различных технологических возможностях создания объемных форм дает дополнительную свободу для развития творческой фантазии. При соприкосновении с историей народного творчества возникают условия для формирования эстетического вкуса.
Воспитательные – формирование гражданской позиции через знакомство с историей народных ремесел, прикладным творчеством также важно, как и развитие таких личностных качеств, как чувство прекрасного, внимание к окружающему миру. Творческое самовыражение дает возможность воспитания полноценной, уверенной личности.
Оборудование – на занятии используются инструменты, уже знакомые детям. Их размещение на столах привычно для обучающихся и оптимальной организации рабочего места.
Ход занятия:
Данное занятие соответствует определенной теме образовательной программы, имеет четкую структуру и состоит из нескольких взаимосвязанных частей.
Организационный момент: должен быть достаточно коротким, но иметь традиционные именно для этого творческого объединения элементы. Предсказуемость начала занятия призвана наиболее быстрой перестройке детей на рабочий лад.
Ритуал приветствия очень прост, но его традиционность позволяет быстрее настраивать детей на занятие, создавать атмосферу группового доверия и взаимоуважения.
Сообщение темы - делается в начале занятия, но после подготовительного этапа, чтобы сохранить целостность хода событий. В данном случае обозначение темы занятия связано с традиционными праздниками (Рождество).
Подготовительный этап. Разминка – для профилактики гиподинамии, для разогрева мышц рук перед работой, для настраивания детей на занятия. Разминка неизменно проводится в начале занятия в отличие от физкультминуток, которые проводятся по мере утомления.
Основной этап:
Теоретическое содержание занятия – при подготовке к занятию обычно подбирается больший объем информации, чем возможно дать. Уже на занятии по состоянию учащихся, по общему настрою группы в данный момент окончательно определяется объем сообщаемых знаний.
Практическая часть занятия – знакомство с технологическими приемами состоялось ранее, но не было отработано, поэтому вновь объясняется каждый этап работы, операции выполняются параллельно с объяснением и демонстрацией. Обученность большинства детей средняя и низкая, вследствие чего постоянно им оказывается помощь, идет корректировка их действий.
Контрольный этап. Рефлексия занятия: предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось – не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились).
Итоговый этап:
Ритуал прощания – смысловое завершение занятия, внешняя рефлексия своего эмоционального состояния в кругу сверстников.
Заключение
Методические рекомендации помогут повысить результативность занятия, включить детей в творческую деятельность, организовать работу с молодыми педагогами, совершенствовать профессионализм педагогов-стажистов, систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования, моделировать нетрадиционные формы занятий.
Список рекомендуемой литературы
1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития /А. Г. Асмолов // - Внешкольник, 1997, № 9. |
2. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 1999. |
3. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика / И. П Подласый.. – М.: Народное образование, 2003. |
4. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Г. Б. Скок.– М.: Изд-во Педагогического общества России, 2001. |
5. Тучкова, Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя / Т.У. Тучкова. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003. |
6. Методические рекомендации «Программно-методическое обеспечение» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe -obrazovanie . - Загл. с экрана. |
7. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru. - Загл. с экрана. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.