ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Оценка 4.9

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
преподавание
1 кл—11 кл
02.04.2020
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном тревожит и учителей, и родителей. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, то есть мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННО.doc

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Малышкина Татьяна Юрьевна

КГУ «Гимназия №6 г.Семей»

учитель информатики и физики 

Восточно-Казахстанская область

г.Семей, ул.Каюма Мухамедханова,17

 

Одна из составляющих качества образования — компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. На фоне этого практическая составляющая процесса обучения приобретает большое значение. Ценностью становятся не просто фундаментальные знания, а способность ученика применить полученные знания на практике, способность работать в измененных условиях, находить личностный смысл в содержании образования, проводить саморефлексию деятельности.

Проблема преемственности  между начальной школой и средним звеном тревожит и учителей, и родителей. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, то есть мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с ровесниками, а не только успехи в учёбе и отношения с учителем. Если для учащихся начальной школы проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением тревожности, появлением  неуверенности, страхов, частых волнений в ситуации решения каждодневных задач. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Постоянный страх не соответствовать приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет свои способности в должной мере. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на оценку, всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда стремление ребёнка выполнить всё хорошо, показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявлять  высокую активность. А подросток нуждается в щадящем режиме.

Возникают проблемы:  снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. Не забывать: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

Одна из особенностей предмета «ИКТ» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения.

При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у учащихся умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни. Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к информатике осуществлять профориентацию.

В век информационных технологий современный школьник еще до начала изучения курса информатики приходит в школу пользователем ПК, знакомым с основами работы на компьютере, с опытом работы в социальных сетях. Задача учителя сложна. Ему необходимо перевести интерес учащихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру, как средству личностного саморазвития и профессионального роста. Практико-ориентированный урок информатики дает хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT-технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности.

Для формирования практико-ориентированных знаний у учащихся на уроках целесообразно применять метод ситуационных задач. Ситуационная задача актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими учениками. Заключение Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении информатике позволит сделать информатику не сухой наукой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни, и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем «мир вокруг нас».

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание, и не только для учащихся, но и для педагогов. Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к средней школе является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.

Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо: иметь чёткие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 класс); знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителей и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.


ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА

Одна из особенностей предмета «ИКТ» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике

Одна из особенностей предмета «ИКТ» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020