Методическая разработка открытого урока
по предмету «Музыкальная литература»
в Муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования
«Детская школа искусств рабочего посёлка Белореченский»
на тему «Музыкальные инструменты»
Разработал: Лазарчук В.Н.
ФИО
р.п. Белореченский, 2021
Тема урока: «Музыкальные инструменты»
Дата проведения: 14.05.2021 года
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков
Технология урока: Развивающее обучение
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов.
Задачи:
Обучающие:
· активизирование интереса детей к различным видам музыкальных инструментов;
· представление многообразия музыкальных инструментов;
· представление основных особенностей строения музыкальных инструментов, звукоизвлечении и приёмах игры;
· представление различия «голосов» (тембров) музыкальных инструментов;
Развивающие:
· развитие тембрового слуха;
· развитие умения сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых знаний;
· развитие эстетического восприятия, воображения, образного представления;
· обогащение детей музыкальными впечатлениями, посредством знакомства с музыкальными произведениями;
· развитие памяти, мышления, внимания;
Воспитывающие:
· активизация эмоциональной сферы учащихся при комплексном воздействии на него через слух и зрение, развивая способности межчувственного ассоциативного мышления;
· воспитание любознательности, интереса к предмету;
· воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.
Планируемые образовательные результаты: обобщить изученный материал по теме «Инструменты».
Основные термины, понятия: музыкальные инструменты, виды и типы инструментов, музыканты, дирижёр, оркестр и т.п.
Оборудование: обзорная выставка школьных музыкальных и шумовых инструментов, информационные тематические стенды «Старинные инструменты», «Оркестры», компьютер, тестовый раздаточный материал, музыкальный видеоматериал.
План урока:
1. Приветствие. Проверка присутствующих. 1 мин.
2. Озвучивание темы, цели и задач урока. 1 мин.
3. Практический раздел урока: 40 мин.
· проведение игры с учащимися «На заданную букву назови музыкальный инструмент»;
· просмотр видео о забытых русских народных инструментах;
· сообщение преподавателя о роли дирижёра и музыканта-исполнителя в оркестре;
· музыкальная викторина «Определить вид оркестра» и просмотр видеороликов с выступлением оркестров;
· знакомство учащихся с десятью самыми необычными музыкальными инструментами мира (сообщение преподавателя и просмотры видеофрагментов);
4. Оценки за урок. 1 мин.
5. Запись домашнего задания. 1 мин.
6. Подведение итогов урока. 1 мин.
Ход урока:
Преподаватель: Добрый день, дети. Сегодня у нас с вами завершающий урок по теме «Инструменты». На предыдущих уроках вы познакомились с различными музыкальными и шумовыми инструментами, а сегодня мы подведём итог нашим сформированным знаниям и умениям ориентироваться в Теме «Музыкальные инструменты», и я познакомлю вас ещё с инструментами, о которых вы даже не слышали.
Начнём мы наш урок с игры-разминки «Назови инструмент на заданную букву». И первая буква «А».
Дети: (примерные ответы) Арфа. Аккордеон.
Преподаватель: Буква «М».
Дети: (примерные ответы) Музыкальная шкатулка. Металлофон. Маракас.
Преподаватель: Молодцы! Продолжаем: Буква «Д».
Дети: (примерные ответы) Дудка. Домра.
Преподаватель: Так. Немного. Буква «С».
Дети: (примерные ответы) Саксофон! Скрипка! Свистулька! Свирель!
Преподаватель: Замечательно! И ещё одна буква «Т».
Дети: (примерные ответы) Труба! Тарелка! Треугольник! Трещотка!
Преподаватель: Очень хорошо, дети! А теперь мы посмотрим небольшое видео о забытых русских народных инструментах.
https://youtu.be/pth3iX_57iU
Преподаватель: Мы с вами также являемся «хранителями» русских традиций, т.к. осваиваем игру на народных инструментах. Надеюсь, вы запомнили названия народных старинных инструментов, а ещё и увидели, как они выглядят и услышали их звучание.
Продолжаем наш урок. Назовите, пожалуйста, какие оркестры вы знаете?
Дети: (примерные ответы) Духовой оркестр. Симфонический оркестр. Оркестр, где играют на балалайках и баянах.
Преподаватель: Такой оркестр называется оркестр народных инструментов и в нём ещё есть и домры, бубны, различные народные шумовые инструменты.
Сегодня я расскажу вам о дирижёре оркестра и об оркестровых музыкантах-исполнителях.
Но начну я свой рассказ с загадки:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку? или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это - ….
Дети: Дирижёр!
Преподаватель: Правильно! Дирижёр (в переводе с французского - управлять, руководить), значит, музыкант, руководитель хорового или инструментального коллектива. С помощью приёмов-жестов он показывает вступление и окончание звучания, темп и силу звука, время вступления солистов или отдельных групп. Чтобы как можно точнее передать замысел композитора, дирижёр должен иметь отличные слух и чувство ритма, музыкальную память, знание особенностей каждого инструмента оркестра. Дирижёр оркестра управляет своим коллективом при помощи специальной палочки, которую он держит в руке. Дирижёр стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. От взмахов палочки зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Выдающиеся дирижёры России: Василий Андреев, Николай Осипов, Евгений Светланов, Вероника Дударова, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет.
(во время рассказа преподаватель демонстрирует на экране лучших дирижеров оркестра)
Итак, а что же такое Оркестр?
Оркестр – это большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром. Ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов играли вместе на различных мероприятиях. Любой оркестр состоит, как минимум, из одной оркестровой группы, которая представляет собой объединение инструментов, схожих по устройству и различных по высоте звучания. В каждой группе два или более инструментов. Музыкант оркестра должен уметь исполнять любое музыкальное произведение на своём инструменте в различной технике игры; понимать идею музыкального произведения и выражать его образ, эмоциональную глубину; уметь работать как индивидуально, так и в ансамбле и оркестре. Музыкант должен обладать такими качествами, как: музыкальные слух, память, чувство ритма, хорошая координация и моторика рук, быстрота реакции и артистические способности.
А сейчас мы с вами проведём устную музыкальную видеовикторину, из которой узнаем – «Какие бывают оркестры по своему составу»?
(далее преподаватель, в уже определённом им заранее порядке, проводит викторину)
1. С. Прокофьев. Фрагмент из Симфонической сказки «Петя и Волк»
https://220youtu.be/-RPIepk-WCc
Дети: (примерные ответы) Симфонический оркестр.
2. Е. Дрейзен. Фрагмент старинного вальса «Берёзка»
https://www.youtube.com/watch?v=kIHn5nDBkPA
Дети: (примерные ответы) Духовой оркестр.
3. В. Агапкин. Фрагмент марша «Прощание славянки»
https://youtu.be/-Xs5aH791ew
Дети: (примерные ответы) Военный оркестр.
4. В. Моцарт. Фрагмент из музыки «Маленькая ночная серенада»
https://youtu.be/NPbA79R2XRM
Дети: (примерные ответы) Cтрунный оркестр.
5. В. Андреев. Фрагмент из музыки вальса «Бабочка»
https://youtu.be/BpTjMYsnLO0
Дети: (примерные ответы) Оркестр народных инструментов.
6. А Цфасман. Фрагмент из музыки танго «Цветущий май»
https://youtu.be/Ssjf8f52Y4A
Дети: (примерные ответы) Эстрадный оркестр.
7. А. Цфасман. Фрагмент музыки «Неудачное свидание»
https://youtu.be/oGXVdTELR2w
Дети: (примерные ответы) Джазовый оркестр.
8. Т. Вольф. Фрагмент музыки «Горящая комета»
(приложение видео оркестра школьного в отдельной папке)
Дети: (точный ответ) Это наш - Школьный оркестр!
Преподаватель: Вы большие молодцы! Действительно, заключительный фрагмент нашей музыкальной видеовикторины прозвучал в исполнении нашего школьного оркестра русских народных инструментов «Белореченская мозаика». И вы, в очередной раз, меня порадовали, так как совершенно правильно определили все виды оркестров.
Мы близимся к завершению нашего итогового урока. И сейчас я вас познакомлю с десятью самыми необычными музыкальными инструментами мира.
(сообщение преподавателя и просмотр фрагментов видеоролика о необычных инструментах);
https://youtu.be/97f_Fpu_kR0
Вот такие необычные и удивительные инструменты существуют в огромном мире музыкальных инструментов. А какие из этих инструментов понравились вам?
Дети: (примерные ответы) Стеклянная гармоника, Ханг, Эрху и т.д.
Преподаватель: Замечательно! Я очень рада, что моё сообщение вам было полезным и удивительным.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Каждый из вас должен составить кроссворд на тему «Инструменты», и постараться отразить в нём, как можно больше названий инструментов. Но в кроссворде вы можете использовать и создателей инструментов, и страну происхождения, и особенность инструмента. В общем, всё, что вы узнали нового по данной теме. И на следующем уроке вы обменяетесь друг с другом своими кроссвордами, решите их, и мы увидим – насколько вы усвоили материал.
На уроке сегодня вы работали хорошо. Показали убедительные знания пройденной темы «Инструменты», и оценки за урок - я вам ставлю всем «5». Молодцы!
Но я хотела бы услышать ваши мнения о вашей работе на уроке. А, чтобы вам было легче определить свои действия, эмоции и результат, – я предлагаю вам воспользоваться устной мини-анкетой, которую вы видите на доске. В этой анкете пусть каждый из вас выберет 2-3 начала и совместит с окончанием предложения, и озвучит их.
Дети: (примерные ответы) На уроке я работал активно, с настроением; мне было всё понятно, и я постараюсь придумать интересный кроссворд. домашнее задание выполню без труда и т.п.
Формы контроля на уроке: устная, письменная, индивидуальная, групповая, промежуточная.
Оценка результатов урока: учащиеся демонстрируют знание и понимание изученного материала.
Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы:
1. Выготский Л.С. Психология искусства.
2. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991 г.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика 1972
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика 1977
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. —М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
6. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998.
7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М. Педагогика 1980.
8. Сайты: infourok.ru; gufo.me; domifa.ru; mixmuz.ru; jazzpeople.ru; myzcloud.me; informvest.ru; m.fishki.net; источник: www.youtube.com
Самоанализ урока
Схема урока:
1. Организационное начало
2. Дидактическая игра
3. Творческие задания
4. Итог урока
5. Домашнее задание
Урок проведён строго по плану. Временные рамки урока и его этапов соблюдены. Урок выстроен последовательно. Темп урока спокойный, деловой. Присутствовало мобилизующее начало; озвучены тема, цель и задачи урока. Материал изложен доступно. Педагог использовала средства активизации живое слово, самостоятельную работу, продуманный переход от повторения пройденного материала к знакомству с новым.
Речь преподавателя ясная, понятная, эмоциональная.
Перед каждым этапом урока озвучивалась конкретная задача для учащихся, т.е. педагог заранее подводила учащихся сначала к теоретическому пониманию достижения цели. Учащиеся держались во время проведения урока во внимании, работали с интересом, старательно, вдумчиво, целенаправленно на результат. Не скрывали радость от успешно выполненного задания.
По завершению урока преподавателем была дана рефлексия содержания учебного материала, выставлены оценки учащимся с комментариями и дано конкретное домашнее задание.
Педагогом сделан вывод: урок, в целом, состоялся, прошёл согласно планирования. Необходимо больше внимания уделять эмоциональной подаче материала через дидактику, видео и занимательные творческие задания.
Самоанализ выполнила Лазарчук В.Н.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.