Методическая разработка открытого урока
Оценка 5

Методическая разработка открытого урока

Оценка 5
Документация
docx
музыка
9 кл—11 кл
02.08.2022
Методическая разработка открытого урока
методическая разработка открытого урока2021.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока

по предмету «Музыкальная литература»

в Муниципальном бюджетном учреждении

дополнительного образования

«Детская школа искусств рабочего посёлка Белореченский»

 

на тему «Музыкальные инструменты»

 

 

 

 

 

Разработал: Лазарчук В.Н.

                                                                                                       ФИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

р.п. Белореченский, 2021

 

Тема урока: «Музыкальные инструменты»

Дата проведения: 14.05.2021 года

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков

Технология урока: Развивающее обучение

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов.

Задачи:

Обучающие:

·         активизирование интереса детей к различным видам музыкальных инструментов;

·         представление многообразия музыкальных инструментов;

·         представление основных особенностей строения музыкальных инструментов, звукоизвлечении и приёмах игры;

·         представление различия «голосов» (тембров) музыкальных инструментов;

Развивающие:

·         развитие тембрового слуха;

·         развитие умения сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых знаний;

·         развитие эстетического восприятия, воображения, образного представления;

·         обогащение детей музыкальными впечатлениями, посредством знакомства с музыкальными произведениями;

·         развитие памяти, мышления, внимания;

Воспитывающие:

·         активизация эмоциональной сферы учащихся при комплексном воздействии на него через слух и зрение, развивая способности межчувственного ассоциативного мышления;

·         воспитание любознательности, интереса к предмету;

·         воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.

Планируемые образовательные результаты: обобщить изученный материал по теме «Инструменты».

Основные термины, понятия: музыкальные инструменты, виды и типы инструментов, музыканты, дирижёр, оркестр и т.п.

Оборудование: обзорная выставка школьных музыкальных и шумовых инструментов, информационные тематические стенды «Старинные инструменты», «Оркестры», компьютер, тестовый раздаточный материал, музыкальный видеоматериал.

План урока:

1.      Приветствие. Проверка присутствующих.                     1 мин.

2.      Озвучивание темы, цели и задач урока.                         1 мин.

3.      Практический раздел урока:                                            40 мин.

·           проведение игры с учащимися «На заданную букву назови музыкальный инструмент»;

·           просмотр видео о забытых русских народных инструментах;

·           сообщение преподавателя о роли дирижёра и музыканта-исполнителя в оркестре;

·           музыкальная викторина «Определить вид оркестра» и просмотр видеороликов с выступлением оркестров;

·           знакомство учащихся с десятью самыми необычными музыкальными инструментами мира (сообщение преподавателя и просмотры видеофрагментов);

4.      Оценки за урок.                                                                1 мин.

5.      Запись домашнего задания.                                            1 мин.

6.      Подведение итогов урока.                                              1 мин.

Ход урока:

Преподаватель: Добрый день, дети. Сегодня у нас с вами завершающий урок по теме «Инструменты». На предыдущих уроках вы познакомились с различными музыкальными и шумовыми инструментами, а сегодня мы подведём итог нашим сформированным знаниям и умениям ориентироваться в Теме «Музыкальные инструменты», и я познакомлю вас ещё с инструментами, о которых вы даже не слышали.

Начнём мы наш урок с игры-разминки «Назови инструмент на заданную букву». И первая буква «А».

Дети: (примерные ответы) Арфа. Аккордеон.

Преподаватель: Буква «М».

Дети: (примерные ответы) Музыкальная шкатулка. Металлофон. Маракас.

Преподаватель: Молодцы!  Продолжаем: Буква «Д».

Дети: (примерные ответы) Дудка. Домра.

Преподаватель: Так. Немного. Буква «С».

Дети: (примерные ответы) Саксофон! Скрипка! Свистулька! Свирель!

Преподаватель: Замечательно! И ещё одна буква «Т».

Дети: (примерные ответы) Труба! Тарелка! Треугольник! Трещотка!

Преподаватель: Очень хорошо, дети! А теперь мы посмотрим небольшое видео о забытых русских народных инструментах.

https://youtu.be/pth3iX_57iU

Преподаватель: Мы с вами также являемся «хранителями» русских традиций, т.к. осваиваем игру на народных инструментах. Надеюсь, вы запомнили названия народных старинных инструментов, а ещё и увидели, как они выглядят и услышали их звучание.

Продолжаем наш урок. Назовите, пожалуйста, какие оркестры вы знаете?

Дети: (примерные ответы) Духовой оркестр. Симфонический оркестр. Оркестр, где играют на балалайках и баянах.

Преподаватель: Такой оркестр называется оркестр народных инструментов и в нём ещё есть и домры, бубны, различные народные шумовые инструменты.

Сегодня я расскажу вам о дирижёре оркестра и об оркестровых музыкантах-исполнителях.

Но начну я свой рассказ с загадки:

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку? или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это - ….

Дети: Дирижёр!

Преподаватель: Правильно! Дирижёр (в переводе с французского - управлять, руководить), значит, музыкант, руководитель хорового или инструментального коллектива. С помощью приёмов-жестов он показывает вступление и окончание звучания, темп и силу звука, время вступления солистов или отдельных групп. Чтобы как можно точнее передать замысел композитора, дирижёр должен иметь отличные слух и чувство ритма, музыкальную память, знание особенностей каждого инструмента оркестра. Дирижёр оркестра управляет своим коллективом при помощи специальной палочки, которую он держит в руке. Дирижёр стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. От взмахов палочки зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Выдающиеся дирижёры России: Василий Андреев, Николай Осипов, Евгений Светланов, Вероника  Дударова, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет.

(во время рассказа преподаватель демонстрирует на экране лучших дирижеров оркестра)

Итак, а что же такое Оркестр?

Оркестр – это большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром. Ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов играли вместе на различных мероприятиях. Любой оркестр состоит, как минимум, из одной оркестровой группы, которая представляет собой объединение инструментов, схожих по устройству и различных по высоте звучания. В каждой группе два или более инструментов. Музыкант оркестра должен уметь исполнять любое музыкальное произведение на своём инструменте в различной технике игры; понимать идею музыкального произведения и выражать его образ, эмоциональную глубину; уметь работать как индивидуально, так и в ансамбле и оркестре. Музыкант должен обладать такими качествами, как: музыкальные слух, память, чувство ритма, хорошая координация и моторика рук, быстрота реакции и артистические способности.

А сейчас мы с вами проведём устную музыкальную видеовикторину, из которой узнаем – «Какие бывают оркестры по своему составу»?

(далее преподаватель, в уже определённом им заранее порядке, проводит викторину)

1.      С. Прокофьев. Фрагмент из Симфонической сказки «Петя и Волк»

https://220youtu.be/-RPIepk-WCc

Дети: (примерные ответы)  Симфонический оркестр.

2.      Е. Дрейзен. Фрагмент старинного вальса «Берёзка»

https://www.youtube.com/watch?v=kIHn5nDBkPA

Дети: (примерные ответы)  Духовой оркестр.

3.      В. Агапкин. Фрагмент марша «Прощание славянки»

https://youtu.be/-Xs5aH791ew

Дети: (примерные ответы)  Военный оркестр.

4.      В. Моцарт. Фрагмент  из музыки «Маленькая ночная серенада»

https://youtu.be/NPbA79R2XRM

Дети: (примерные ответы)  Cтрунный оркестр.

5.      В. Андреев. Фрагмент из музыки вальса «Бабочка»

https://youtu.be/BpTjMYsnLO0

Дети: (примерные ответы)  Оркестр народных инструментов.

6.      А Цфасман.  Фрагмент из музыки танго «Цветущий май»

https://youtu.be/Ssjf8f52Y4A

Дети: (примерные ответы)  Эстрадный оркестр.

7.      А. Цфасман. Фрагмент музыки «Неудачное свидание»

https://youtu.be/oGXVdTELR2w

Дети: (примерные ответы)  Джазовый оркестр.

8.      Т. Вольф. Фрагмент музыки «Горящая комета»

(приложение видео оркестра школьного в отдельной папке)

Дети: (точный ответ)  Это наш - Школьный оркестр!

Преподаватель: Вы большие молодцы! Действительно, заключительный фрагмент нашей музыкальной видеовикторины прозвучал в исполнении нашего школьного оркестра русских народных инструментов «Белореченская мозаика». И вы, в очередной раз, меня порадовали, так как совершенно правильно определили все виды оркестров.

Мы близимся к завершению нашего итогового урока. И сейчас я вас познакомлю с десятью самыми необычными музыкальными инструментами мира.

(сообщение преподавателя и просмотр фрагментов видеоролика о необычных инструментах);

https://youtu.be/97f_Fpu_kR0

Вот такие необычные и удивительные инструменты существуют в огромном мире музыкальных инструментов. А какие из этих инструментов понравились вам?

Дети: (примерные ответы)  Стеклянная гармоника, Ханг, Эрху и т.д.

Преподаватель: Замечательно! Я очень рада, что моё сообщение вам было полезным и удивительным.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Каждый из вас должен составить кроссворд на тему «Инструменты», и постараться отразить в нём, как можно больше названий инструментов. Но в кроссворде вы можете использовать и создателей инструментов, и страну происхождения, и особенность инструмента. В общем, всё, что вы узнали нового по данной теме. И на следующем уроке вы обменяетесь друг с другом своими кроссвордами, решите их, и мы увидим – насколько вы усвоили материал.

На уроке сегодня вы работали хорошо. Показали убедительные знания пройденной темы «Инструменты», и оценки за урок - я вам ставлю всем «5». Молодцы!

Но я хотела бы услышать ваши мнения о вашей работе на уроке. А, чтобы вам было легче определить свои действия, эмоции и результат, – я предлагаю вам воспользоваться устной мини-анкетой, которую вы видите на доске. В этой анкете пусть каждый из вас выберет 2-3 начала и совместит с окончанием предложения, и озвучит их.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Дети: (примерные ответы) На уроке я работал активно, с настроением; мне было всё понятно, и я постараюсь придумать интересный кроссворд. домашнее задание выполню без труда и т.п.

 

Формы контроля на уроке: устная, письменная, индивидуальная, групповая, промежуточная.

Оценка результатов урока: учащиеся демонстрируют знание и понимание изученного материала.

 

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы:

1. Выготский Л.С. Психология искусства.

2. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991 г.

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика 1972

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика 1977

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. —М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

6. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998.

7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М. Педагогика 1980.

8. Сайты: infourok.ru; gufo.me; domifa.ru; mixmuz.ru; jazzpeople.ru; myzcloud.me; informvest.ru; m.fishki.net; источник: www.youtube.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

Схема урока:

1. Организационное начало

2. Дидактическая игра

3. Творческие задания

4. Итог урока

5. Домашнее задание

 

Урок проведён строго по плану. Временные рамки урока и его этапов соблюдены. Урок выстроен последовательно. Темп урока спокойный, деловой. Присутствовало мобилизующее начало; озвучены тема, цель и задачи урока. Материал изложен доступно. Педагог использовала средства активизации живое слово, самостоятельную работу, продуманный переход от повторения пройденного материала к знакомству с новым.

Речь преподавателя ясная, понятная, эмоциональная.

Перед каждым этапом урока озвучивалась конкретная задача для учащихся, т.е. педагог заранее подводила учащихся сначала к теоретическому пониманию достижения цели. Учащиеся держались во время проведения урока во внимании, работали с интересом, старательно, вдумчиво, целенаправленно на результат. Не скрывали радость от успешно выполненного задания.

По завершению урока преподавателем была дана рефлексия содержания учебного материала, выставлены оценки учащимся с комментариями и дано конкретное домашнее задание.

Педагогом сделан вывод: урок, в целом, состоялся, прошёл согласно планирования. Необходимо больше внимания уделять эмоциональной подаче материала через дидактику, видео и занимательные творческие задания.

 

 

 

 

Самоанализ выполнила Лазарчук В.Н.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка открытого урока по предмету «Музыкальная литература » в

Методическая разработка открытого урока по предмету «Музыкальная литература » в

Тема урока: «Музыкальные инструменты»

Тема урока: «Музыкальные инструменты»

Определить вид оркестра» и просмотр видеороликов с выступлением оркестров; · знакомство учащихся с десятью самыми необычными музыкальными инструментами мира (сообщение преподавателя и просмотры видеофрагментов); 1

Определить вид оркестра» и просмотр видеороликов с выступлением оркестров; · знакомство учащихся с десятью самыми необычными музыкальными инструментами мира (сообщение преподавателя и просмотры видеофрагментов); 1

Преподаватель: Правильно! Дирижёр (в переводе с французского - управлять, руководить), значит, музыкант, руководитель хорового или инструментального коллектива

Преподаватель: Правильно! Дирижёр (в переводе с французского - управлять, руководить), значит, музыкант, руководитель хорового или инструментального коллектива

А Цфасман. Фрагмент из музыки танго «Цветущий май» https://youtu

А Цфасман. Фрагмент из музыки танго «Цветущий май» https://youtu

Дети: (примерные ответы) На уроке я работал активно, с настроением; мне было всё понятно, и я постараюсь придумать интересный кроссворд

Дети: (примерные ответы) На уроке я работал активно, с настроением; мне было всё понятно, и я постараюсь придумать интересный кроссворд

Самоанализ урока Схема урока: 1

Самоанализ урока Схема урока: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2022