Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Древнейшие люди»
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Древнейшие люди»

Оценка 4.9
docx
09.03.2024
Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Древнейшие люди»
drevneyshie_lyudi_5kl.docx

Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Древнейшие люди»

Цель урока:  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность

                          трудиться поставила древнейших людей в более выгодное

                          сравнительно с остальным животным миром положение,

                          помогла выжить.

                       2. Продолжить формирование умения работать с учебником,

                          иллюстрациями и исторической картой.

                       3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Основные виды учебной деятельности:

Личностные:

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам. 

Метапредтметные:

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;  формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

Предметные: 

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

 

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации,  мультимедийная презентация

 

Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

-          Кого называют археологами?

-          Как работают археологи?

-          Как находят археологические памятники?

-          Что называют историческим источником?

-          о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

-          Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория».

-          Как называется первая часть Всемирной истории?

-          Что изучает история Древнего мира?

Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.

Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.

Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.

-          «Всемирная или Всеобщая ис­тория» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней

-          первая часть Всемирной истории - История Древнего мира.

-          История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима

2)  проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

III.   Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы, целей и задач урока

IV.   Переход к новой теме

Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

-      Как жили древнейшие люди?

План (запись в тетрадь)

1)  Облик далеких предков.

2)   Первое орудие труда.

3)   Охота и овладение огнем.

На доске: новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Рассказ учителя:

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вы­мерших обезьян, кости которых находят в земле).

Запись в тетрадь:  первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.

       Работа по карте стр.9

-      Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

-      Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Авст­ралии.)

-      Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11.

Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей.

Беседа по вопросам.

-      Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древ­нейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)

-      Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением из­готовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

-      Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

Запись в тетрадь

Орудие труда - это то, чем человек работает.

-      Предположите, что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, от­тачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11

Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди.

Запись в тетрадь:

 Занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

- Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Ответы детей

Запись в тетрадь:

Собирательство – сбор того, что дала природа

Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны.

- Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Ответы детей.

Запись в тетрадь:

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Рассказ учителя : В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

- Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.

Выслушать доводы детей.

Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...


- По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

 

V.      Закрепление изученного материала

1.       Рабочая тетрадь (часть 1), задание № 2 (с. 3).

2.       Вставьте недостающие слова. (на экране презентация)

-      Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

-      Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).

-      Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

-      У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

Делаем общий вывод: Нашими далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

VI.  Подведение итогов урока, выставление оценок

VII.Информация о домашнем задании:

1) прочитать § 1; стр. 13 рубрика «Проверь себя»; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»;

2) знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

3) нарисовать в тетради первые орудия труда человека: палка-копалка, каменное рубило, дубина

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «

Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «

Всемирная или Всеобщая ис­тория» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней - первая часть

Всемирная или Всеобщая ис­тория» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней - первая часть

Учитель : Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву

Учитель : Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву

Древнейшие люди жили на Земле более

Древнейшие люди жили на Земле более
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2024