Методическая разработка открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1)совершенствовать умение учащихся
определять нравственную проблематику
художественного произведения, давать оценку
действиям героев, понимать тему и идею,
выражать своё отношение к прочитанному;
2)совершенствовать речемыслительную деятельность,
3 ) совершенствовать навык выборочного
подробного пересказа;
4) учить внимательно относиться к слову
в художественном произведении;
5 )воспитывать чувство благодарности и заботы
к родителям, умение и способность ценить
красоту и силу материнской любви.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. портрет писателя К. Г. Паустовского
2.телеграмма(образец)
3. плакат с фотографиями матерей учеников.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: 1.прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»
2. в тетрадях по литературе написать мини – сочинения на
тему « Расскажу о моей маме»
3. принести на урок фотографии матерей
Ход урока:
1.Оргмомент.
На доске заранее: 1. запись темы урока;
2.эпиграф урока: «Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Всё равно пред тобой я в долгу!»
( В.Ф. Боков)
3.портрет писателя;
4. семейные фотографии учеников;
Учитель объявляет тему урока, его задачи.
2. Словарно – лексическая викторина.
- Как называла свой дом главная героиня рассказа Катерина Петровна и почему?
(мемориальный)
- Село, где доживала свой век Катерина Петровна?
(Заборье)
- «Без него» Катерина Петровна не знала бы, как дожить до утра?
(керосиновый ночник)
- Как называл скульптор Тимофеев свою неуютную квартиру?
(берлога)
- Как называет сторож Тихон пустого, легкомысленного человека?
(пустельга)
3.Выборочный подробный пересказ
а) о Катерине Петровне (семья, в которой она родилась, как прошла молодость,с кем и как живёт сейчас)
б) об Анастасии Семёновне (где живёт, работает, отзывы коллег о ней)
в)о стороже Тихоне(как он пытается помочь старушке)
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:
- Как вы, ребята, считаете, как могло случиться, что Настя, заботясь о скульпторе
Тимофееве, проявляет такое невнимание к матери?
4Слово учителя
- Ребята, рассказ «Телеграмма» был создан писателем после одного реального случая, который произошёл в небольшой деревне под Рязанью, где Константину Георгиевичу довелось жить.
Слушайте внимательно, чтобы смогли сравнить художественное произведение с мемуарами.
-Чтение воспоминаний писателя. [1]
5.БЕСЕДА»Сделаем выводы»
- Как воображение художника изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?
- Что писатель домыслил в рассказе? Для чего, по-вашему?
- Подумайте над тем, как в рассказе, в котором писатель не говорит о себе, выражено его отношение к героям(например, к Катерине Ивановне, Насте)?
-Можете ли вы назвать ещё произведения, в которых писатели показывают одиночество старых родителей и их безответную любовь к детям?
6.Чтение отрывков : из повести «Детство» Л. Н. Толстого, «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова, «Мама» Расула Гамзатова, «Оренбургский пуховый платок » Виктора Бокова [2]
- Сформулируйте тему, которая объединяет все эти произведения?
(красота и сила материнской любви)
- Что отличает эти произведения от рассказа «Телеграмма»?
7.Слово ученикам. Каждый выходит к доске с фотографией мамы, сообщает, в какой момент жизни она сфотографирована, рассказывает о ней (или читает своё домашнее сочинение)
8.Итог урока.
- Ребята, наш сегодняшний урок, ваши сочинения о матерях, произведения , которые мы рассматривали, чему вас научили, над чем заставили задуматься?
9.Слово учителя
- Да, ваши матери отдают вам все свои силы и любовь. Помните об этом, будьте им благодарны,
Не оставляйте в одиночестве, заботьтесь, чтобы потом не испытать «непоправимой вины, невыносимой тяжести», которые испытала Настя, героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Литература
1.Г.И.Беленький, О.М.Хренова. »Читаем, думаем, спорим…» Москва. Просвещение.
АО »Учебная литература» 1995г. ( Стр.176-179)
2.Г.И.Беленький, О.М. Хренова «Читаем, думаем, спорим…» Москва. Просвещение1995г
АО «Учебная литература» ( Стр. 180-185 )
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» как обязательное произведение изучается на уроках литературы в 8классе по программе Г.И.Беленького в разделе «Русская литература ХХвека.» На его изучение отводится два часа .
Перейдя на программу В. Я. Коровиной, с большим сожалением узнала, что и сам писатель, и его рассказ исключены автором из программы. А ведь это произведение о взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки. Именно эти вопросы на сегодняшний день в нашем обществе одни из самых «больных». Поэтому я взяла из раздела « Из зарубежной литературы» 1урок и заменила его уроком внеклассного чтения, темой которого стал рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Произведение позволяет решать не только образовательные задачи, а именно: совершенствует навык выборочного подробного пересказа, учит внимательно относиться к слову в художественном произведении,- но и воспитывает в подростках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви.
Считаю, данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие, например, классный час, посвящённый празднику – Дню Матери,- который теперь ежегодно отмечается 25ноября.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.