Открытый урок математики во 2 классе МКОУ «Мачешанская СШ» 2017-2018 уч. г
Тема: Числовые выражения
Цель: закреплять умения читать числовые выражения.
Задачи:
-составлять и записывать числовые выражения при решении задач;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-способствовать развитию мышления, памяти, внимания, математически правильной речи;
-воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, отрабатывать умение работать в коллективе, сотрудничать в парах;
-содействовать развитию эмоциональной сферы учащихся, сохранению психического и физического здоровья.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, презентация с дидактическими играми для устного счёта, задания для индивидуальной работы.
Программа: Начальная школа XXI в
Структура |
Действия учителя |
Направление действий ученика |
Методический комментарий |
|
1. |
Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики мы «отправимся на прогулку в лес». - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. - Пусть хорошее настроение поможет вам преодолеть трудности на уроке. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших головках. - Откройте тетради, запишите число и классную работу. Учитель следит за посадкой детей при письме. |
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, с одноклассниками.
Дети пишут. |
Создаётся благоприятная рабочая атмосфера в классе. Учитель встречается глазами с каждым ребёнком. |
2. |
Тема урока и целеполагание.
|
- Прочитайте тему урока (слайд 1). - Это урок изучения нового материала или урок закрепления? - Какие знания, умения и навыки вы будете закреплять сегодня на уроке математики?
- Что и кто поможет осуществить поставленные цели?
|
- Числовые выражения
- Урок закрепления.
- Я буду закреплять умение читать, составлять и записывать числовые выражения. - Я буду закреплять умения находить значение числового выражения. - Я буду решать задачи при помощи числовых выражений. - Решение заданий из учебника, задания учителя, работа товарищей, задания на интерактивной доске, наши знания. |
Определение личностного смысла деятельности.
Планирование предстоящей деятельности.
|
3.
1)
2)
3) |
Устный счет.
Индивидуальная работа у доски.
Фронтальная работа с использованием дидактических игр на интерактивной доске.
Проверка индивидуальной работы. Игра «Молчанка». Физкультминутка. Оценка выполнения задания.
|
- Для чего проводим устный счёт?
а) увеличить числа в 5 раз: 6, 2, 9, 4, 7, 3, 8, 5. б) уменьшить числа в 6 раз: 36, 12, 48, 24, 18, 54, 30, 42. в) исправить ошибки: 9 * 9 = 64 32 : 4 = 8 42 : 7 = 8 48 – 3 = 18 15 + 5 = 21 7 * 8 = 56
а) геометрический материал (слайд 2) - Что необычного увидел Волк в небе?
- Какая фигура стоит на первом месте?
- Какие предметы в нашем классе имеют прямоугольную форму?
- Какая фигура стоит на последнем месте? - Чем квадрат отличается от прямоугольника? - У какой фигуры меньше всего углов и сторон? - Какая фигура лишняя и почему? - Какие предметы в нашей жизни имеют форму круга?
б) помоги Лягушке встретиться с друзьями (слайд 3) - Что нужно для этого сделать?
в) помоги Лисичке собрать землянику (слайд 3) - Как узнать какую землянику нужно собрать в корзинку? - Почему не всю землянику удалось собрать?
- Прочитайте числовое выражение со знаком «-» по-разному.
г) помоги Кораблику доплыть до острова (слайд 4) - Прочитайте грамотно числовое выражение.
- Как узнать, какой кораблик доплывёт до острова? - Кто сможет найти значение выражения?
д) помоги Зайке собрать капусту (слайд 5) - Какую капусту можно положить в корзинку? -Почему не всю капусту собрали? - Прочитайте числовое выражение со знаком «+» по-разному.
е) задачи на смекалку от косолапого Мишки (слайд 6) - За правильно решённую задачу появляется улыбающийся смайлик. - В семье мама и дочка занимаются фигурным катанием, папа понимает штангу, дедушка бегает по утрам, а бабушка готовит обед. Сколько членов этой семьи занимаются спортом, чтобы быть здоровыми? - В спортивный зал мама с дочкой не поднимаются на лифте, они предпочитают ходить по лестнице. На одной из лестниц 11 ступенек. На какую ступеньку им нужно встать, чтобы оказаться на середине лестницы? - Когда дедушка бегал в парке, он заметил, что красных и жёлтых скамеек поровну. Жёлтых скамеек 3. Сколько всего скамеек в парке? - Как узнали?
- Если ответ правильный – подпрыгните и хлопните в ладоши, если неверный – присядьте. - Оцените работу товарища (молча).
|
- Научиться быстро и правильно считать в уме, проверить свои знания и знания своих товарищей.
3 ученика работают у доски. а) 30, 10, 45, 40, 35, 15, 40, 25.
б) 6, 2, 8, 4, 3, 9, 5, 6.
в) 9 * 9 = 81 32 : 4 = 8 42 : 7 = 6 48–3 = 45 15+5 = 20 7 * 8 = 56
- Геометрические фигуры.
- На первом месте стоит прямоугольник.
- Парта, тетрадь, учебник, доска, потолок, спинка стула, пенал, шкафы, окно, подоконник, журнал, дневник, клавиатура и т.д.
- Квадрат. - У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные. - У треугольника. У него 3 угла и 3 стороны. - Лишняя фигура – круг. У него нет сторон и углов. - Солнце, блин, тарелка, таблетка, диск, часы, и т.д.
- Решить цепочку примеров. 52(-3)49(:7)7(+23) 30(:3) 10(+18) 28 (Дети сигнализируют карточками: синий – верно, красный – неверно)
- Найти примеры с ответом 6(18:3; 25:5; 46+4; 26-20; 28-3; 30:5) - Нет больше примеров с ответом 6 (решение остальных примеров).
- Разность 28 и 3 равна 25. - Уменьшаемое 28, вычитаемое 3, разность равна 25. - Из 28 вычесть 3 получится 25. - 28 уменьшить на 3 получится 25.
- Из суммы шести и четырёх вычесть частное пятнадцати и трёх. - Найти значение выражения.
- 5 (Дети сигнализируют карточками: синий – верно, красный – неверно)
- С ответом 5 (45:9; 36:6; 11-6; 60-5; 4+9; 35:7; 60-55) - Нет больше примеров с ответом 5 (решение остальных примеров). - Сумма 4 и 9 равна 13. Первое слагаемое 4, второе слагаемое 9, сумма равна 13. К 4 прибавить 9 получится 13. 4 увеличить на 9 получится 13.
- 4 человека.
- На 5-ю ступеньку.
- 6 скамеек в парке. - 3 + 3 = 6 Выполнение упражнения.
Показывают рукой. |
Определение значимости данного вида работы.
Содействие воспитанию интереса к предмету. Систематизация знаний о геометрических фигурах. Осуществляется связь изучаемого предмета с реальной жизнью.
Работают дети на интерактивной доске. Организация обучения в режиме движения. Проверка усвоения таблиц умножения и деления, устных приёмов сложения и вычитания Проверка усвоения математических терминов. Дети учатся отличать высказывания и не повторять одинаковые.
Проверка усвоения таблиц умножения и деления, устных приёмов сложения и вычитания. Проверка усвоения математических терминов.
Работают дети на интерактивной доске. Организация обучения в режиме движения.
Проверка усвоения математических терминов. Дети учатся отличать высказывания и не повторять одинаковые.
Развитие слухового восприятия. Забота о своём здоровье.
Упражнение для снятия общего утомления. Дети учатся объективно оценивать работу товарища. |
4. |
Итог и рефлексия по этапу «Устный счёт» |
- Какие знания закрепили во время устного счёта?
- Кому было легко выполнять эти задания? - Кому было трудно выполнять эти задания? |
- Геометрический материал. - Чтение выражений по-разному. - Нахождение значения выражений. - Решение задач на смекалку. - Таблицу умножения и деления.
Дети поднимают руку.
Дети поднимают руку. |
|
5.
|
Каллиграфическая минутка.
Тренажёр для пальцев рук (мешочки заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом)
Самоконтроль выполненного задания и рефлексия.
|
- Чтобы узнать число для минутки чистописания, нужно освободить солнышко от тучи (слайд 7) 66, 17, 8, 4, 13, 2, 19, 28 (запись на доске) - Обвести кружком однозначные числа, прямоугольником – двузначные. - Стереть все чётные числа. - Стереть числа, которые больше 12, но меньше 18. - Какое число осталось? - Что мы можем рассказать о числе 19?
- Тучка уходит (слайд 7) - Давайте потрогаем пальчиками рук мешочки на столе и определим, чем была заполнена злая туча. - Поменяйтесь мешочками.
- Поделитесь на ушко мнением с соседом по парте. Показ учителем на доске. Учитель следит за посадкой учеников. - Как проконтролируете правильность написания? - Кому понравилось, собственное написание числа 19? |
Два ученика по очереди выходят к доске, остальные – сигнализируют карточками. Третий ученик работает у доски. Четвёртый ученик работает у доски. - Число 19. - Число 19 – двузначное, нечётное. Для записи числа потребовались цифры 1 и 9. В нём 1 десяток и 9 единиц. Соседи числа 18 и 20. Число 19 больше 18, но меньше 20. Сумма разрядных слагаемых 19=10+9
Дети выполняют задание.
После показа пишут дети. - Сверим с образцом учителя. Дети поднимают руку.
|
Стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности. Организуется обсуждение вариантов в парах.
Выполнение контроля и оценки результата на основе сравнения с образцом. |
6. |
Релаксация. Зарядка для глаз. |
- Сейчас мы отдохнём и помечтаем. Сядьте удобно, руки и ноги не скрещивайте. Представьте себе берег моря. Тепло и спокойно. Мысленно оглядитесь вокруг. Что вас окружает? Что слева, справа, вверху, внизу? Какие звуки, цвета, запахи вы ощущаете? Мысленно посмотрите вдаль, туда, где море смыкается с небом. Это линия горизонта. Она тянется далеко-далеко влево, вправо. Солнышко встаёт из-за горизонта, поднимается всё выше и выше. Все растения тянутся к солнышку, вертикально вверх. Наше мысленное путешествие заканчивается. Пошлите любовь и благодарность берегу моря, где вам удалось побывать.
|
Ученики выполняют упражнение. |
Мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Упражнения для предупреждения зрительного переутомления. |
7. 1).
2).
3). |
Работа над темой урока.
Совершенствование вычислительных навыков письменных приёмов сложения двузначных чисел.
Проверка выполненного задания и рефлексия.
Решение задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника.
Проверка выполненного задания и рефлексия.
Тренинг эмоций «Три подружки».
Физкультминутка
Работа по учебнику.
Контроль выполненного задания и рефлексия.
|
- Мы оказались на берегу чудесного озера (слайд 8) - Для того чтобы узнать, кто живёт в этом озере, необходимо найти пример, результат которого отличается от всех остальных. Как найдём нужный пример? 24+37 38+23 45+16 54+46 - Как нужно записывать такие примеры? - Кто может решить примеры самостоятельно? - Кому нужна помощь учителя? - Кто выполнит задание – можно встать. - В каком примере результат отличается от всех остальных? - Назовите значение этого выражения. - Назовите значения остальных выражений. - Кто выполнил задание без ошибок? - Кому легко было выполнять задание? - Появление «Золотой рыбки» (слайд 8) - С какой просьбой обращается к вам «Золотая рыбка»? (слайд 9) - Назовите условие задачи. - Сформулируйте вопрос задачи. - Как узнать площадь прямоугольника? - Как узнать периметр прямоугольника? - Кто может записать решение самостоятельно? - Кому нужна помощь учителя? - Предлагаю ответить на любой вопрос Рыбки по выбору. Желающие могут ответить на оба вопроса. - Кто узнал площадь озера? - Кто вычислил периметр озера? - Кто ответил на оба вопроса? - Кто выполнил задание без ошибок? - Кому легко было выполнять задание? - Что пожелала вам Рыбка? - В лесу мы с вами встретили 3 загадочных подружки: Плакса, Злюка и Резвушка. Они попали под дождь и сильно промокли. Покажи как они себя ведут. - Какую из трёх подружек вам было приятнее изображать и почему? - Как можно помочь Плаксе?
- Как можно помочь Злюке?
- Предлагаю всю обиду и гнев поместить в воздушный шарик – «надуваем шарик злостью». Завяжем шарик и представим, как этот шарик исчезает в голубом небе.
- Подходит к концу наша прогулка в лес. Пора возвращаться домой.
- стр. 74 № 6 - Чему будем учиться, выполняя это задание? - Прочитайте задачу. - Назовите условие задачи.
- Назовите вопрос задачи. -Как нужно записать решение? - Кто может самостоятельно составить выражение к задаче? - Кому нужна помощь учителя? - Найдите в нашем кабинете зелёную точку и посмотрите на неё.
- Запишите решение задачи. - Какое из числовых выражений считаете верным: (14 + 7) – 25 = (25 + 7) – 21 = (25 + 14) – 7 =
- Прочитайте числовое выражение грамотно. - Сколько листов бумаги осталось у мальчика? - Кто выполнил задание без ошибок? - У кого это задание не вызвало затруднений? - Чему учились, работая над задачей?
|
- Нужно найти значения всех выражений.
- В столбик. Дети поднимают руку.
- В четвёртом. - 100 (дети сигнализируют карточками). - 61 (дети сигнализируют карточками). Дети поднимают руку. Дети поднимают руку.
- Решить задачу. - Длина озера – 9 метров, ширина озера – 8 метров. - Узнать площадь и периметр озера прямоугольной формы. - Умножить длину на ширину. - Сложить длины всех его сторон. Дети поднимают руку.
Дети решают задачу.
- 72 кв. м - 34 м Дети поднимают руку. Дети поднимают руку. Дети поднимают руку.
Дети читают хором: «Спасибо! Счастливого пути!»
Дети изображают поведение Плаксы, Злюки и Резвушки. Дети отвечают. - Утешить, рассмешить, спеть весёлую песенку; предложить подумать о чём-нибудь приятном; предложить переодеться в сухую одежду. - Предложить потопать ногами, покричать, чтобы вышла злость; принять тёплую ванну, чтобы смыть плохие чувства; посмотреть в зеркало и улыбнуться себе; подумать о приятном.
Дети выполняют задание.
- По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, до лужайки добежим. На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немножко отдохнём и пешком домой пойдём.
- Будем учиться решать задачу. Читают сначала вслух хором, а затем один ученик. - Было 25 л. и 14 л. Израсходовал 7л. - Сколько листов бумаги осталось? - Опираясь на схему:(…+…) - …= … Дети поднимают руку.
Дети смотрят на зелёную точку.
Дети выполняют задание. ( 25 + 14) – 7 =
- Из суммы двадцати пяти и четырнадцати вычесть семь. - 32 листа. Дети поднимают руку.
Дети поднимают руку. - Мы учились составлять выражение по задаче, опираясь на схему. |
Данная работа создаёт условия для реализации целей, поставленных детьми.
Дети переводятся из положения «сидя» в положение «стоя».
Задание на пооперационный контроль.
Связь с темами предыдущих уроков.
Выполнение контроля.
Тренинг используется как средство противодействия ежедневному стрессу для сохранения и укрепления здоровья детей.
Для снятия общего утомления.
Связь с темами предыдущих уроков. Дети учатся работать с информацией учебника, определять назначение упражнения, соотносить содержание упражнения с целью урока.
Зелёный цвет создаёт чувство лёгкости и успокоенности, помогает сконцентрироваться, помогает сохранить зрение.
|
8.
|
Итог урока.
|
- Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. - Какие знания, умения и навыки удалось закрепить сегодня на уроке математики? - Где в жизни могут пригодиться вам знания по теме «Числовые выражения»? |
Определяют меру своего продвижения вперёд. |
|
9. |
Рефлексия.
Самооценка
Оценка учителя |
- Кому сегодня на уроке работалось легко и интересно? - Какое задание вы бы с удовольствием выполнили ещё раз? - Какие трудности испытывали при выполнении заданий? - Как вы их преодолевали? - Если вы считаете что тему «Числовые выражения» усвоили на «хорошо» и «отлично», покажите улыбающегося человечка. - Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка. Выставление оценок за урок. - Урок окончен. Спасибо за урок! |
|
На данном этапе урока дети учатся анализировать и оценивать свои учебные достижения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.