Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Золотое кольцо России»
Цель урока: знакомство детей с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.
Задачи:
1. Расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей древних городов
2. Развивать речь учащихся, мышление, память, познавательного интереса к предмету.
3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к России, интерес к ее духовному наследию.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль- Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль).
· Приводить примеры достопримечательностей этих городов, по достопримечательностям узнавать города.
· Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Личностные:
· Создание условий для развития интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в группе.
· Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию; воспитывать культуру поведения, взаимопомощь; развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.
· Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Тип урока: открытие нового знания
Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник (Окружающий мир,3 класс, 2 ч., УМК «Школа России» авт. А.А. Плешаков), презентация, карта, задания, рабочая тетрадь.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Организация начала занятия |
1 мин |
Добрый день! Присаживайтесь. Проверьте, чтобы на парте не было ничего лишнего и есть ли все принадлежности. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. С вами все должны понять, Много нового узнать
|
Приветствие, подготовка рабочих мест Психологический настрой уч-ся на работу
|
Регулятивные: планировать свои действия. Личностные: устойчивый интерес к новым способам познания. |
Подготовка к основному этапу занятия |
5 мин |
На доске: чемодан, фотоаппарат, панама, карта.(Приложение 1) - Посмотрите на доску, что вы видите? - Кому могут принадлежать эти предметы? - Какого человека называют путешественником? - Скажите, а любите ли вы путешествовать? - А какими видами транспорта вы любите путешествовать? - Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию. А для того, чтобы узнать куда мы отправимся, послушаем стихотворение: Владимир, тихий
Углич, - Кто-нибудь знает куда входят эти города? - Так куда мы отправимся в путешествие? Тема нашего урока: Золотое кольцо России. - Каковы же цели нашего путешествия? - Сегодня и мы отправимся в путешествие по древним городам России. - О чём вам хотелось бы узнать, когда будем путешествовать?
|
Рассматривают иллюстрации на доске Участвуют в беседе -туристу, путешественнику. - который путешествовал, ездил по странам, городам - автобус, катер, поезд, автомобиль, самолет.
-в Золотое кольцо России. - по Золотому кольцу. - Познакомиться с интересными древними городами России. - Узнать об их достопримечательностях - Больше узнать об истории нашего государства. 1. Выяснить, что такое Золотое Кольцо? 2. Какие богатства оно в себе скрывает? 3. Почему в названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»? |
Личностные: выраженная познавательная мотивация; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
Усвоение новых знаний |
20 мин |
Итак, в путешествие мы отправляемся из главного города нашей страны. Как он называется? - Что вы знаете о Москве? - Назовите достопримечательности города Москвы? Москва – столица Российской Федерации, находится в центре европейской части России. дата основания – 1147 год. Основал Москву – Юрий Долгорукий. Столица Российской Федерации с 1991 года. Достопримечательности: Красная площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ. Мы покидаем столицу нашей Родины Москву и отправляемся в наше путешествие дальше - Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. Выступление 1 экскурсовода (приложение 2). - Теперь давайте выполним задания, после услышанного вами рассказа экскурсоводов. 1. В честь кого назван город? 2. Достопримечательности? 3. Что означает слово «лавра»? На столах обратите внимание у вас карта Золотого кольца России (приложение 3). 1 задание. - Отметьте пожалуйста первый город на вашей карте. - В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева - Посада. - Мы отправляемся дальше. Выступление 2 экскурсовода (приложение 2). Ответьте на вопросы: 1. Кто основал город? 2. Родиной чего является Переславль- Залесский? 3. Какие есть достопримечательности? - Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города. - Давайте теперь отметим на нашей карте следующий город о котором нам поведал экскурсовод(приложение 3). - Наше путешествие не заканчивается и о следующем городе нам поведает 3 экскурсовод(приложение 2). Ответьте на вопросы: 1. Как называли Ростов? 2. Чем славится Ростов? 3. Какая самая замечательная часть Ростова? Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова. - Давайте теперь отметим на нашей карте(приложение 3)следующий город о котором нам поведал экскурсовод. Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудизапись). Физкультминутка: - Ребята мы немного устали путешествовать, нам необходимо размяться: Раз
- подняться, потянуться, - Едем дальше, я приглашаю 4 экскурсовода(приложение 2): - Теперь давайте выполним задания, после услышанного вами рассказа экскурсоводов. 1. От какого слово произошло название города? 2. Что построена на реке Волге? 3.Какие достопримечательности в городе Углич? - Давайте теперь отметим на нашей карте(приложение 2)следующий город о котором нам поведал экскурсовод. - Куда же мы отправимся дальше, нам расскажет 5 экскурсовод(приложение 2). - Какие достопримечательности находятся в Ярославле? - Спасибо за интересный рассказ. - Отметить на карте город Ярославль (приложение 3). 2 задание: - А теперь проверим, как хорошо вы слушали рассказ? На столах у вас лежат листочки (приложение 4). |
- Москва
- это столица нашей Родины.
- Красная площадь, кремль.
Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.
- Троице – Сергиева лавра.
Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.
Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.
Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.
Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.
Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.
- Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.
|
Личностные: - выраженная познавательная мотивация; - устойчивый интерес к новым способам познания. Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, чужой) Коммуникативные: - слушать собеседника, соблюдать правила общения. - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; -участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные:удерживать цель деятельности до получения результата; анализировать и оценивать свою работу. Познавательные: проявлять познавательную инициативу.
|
Закрепление знаний и способов действий |
7 мин |
- Вы сегодня на уроке от наших замечательных экскурсоводов услышали много интересной информации. - Сейчас мы проверим, как вы все усвоили и решим кроссворд (приложение 5): -Молодцы! Сегодня Золотое кольцо – символ российской истории, один из ярчайших памятников эпохи Древней Руси. Города старинные – К солнышку лицом – Для России стали Золотым кольцом. |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Разгадывают кроссворд. 1. Углич 2. Ярославль 3. Москва 4. Ростов 5. Лавра 6. фенифть 7. Ростов 8. Переславль. 9. Сергиев. 10. Волков. |
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать результаты своей и чужой деятельности. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого. |
Обобщение и систематизация знаний |
7 мин |
Подведение итогов: Ребята наш урок подошел к концу, но на этом наше путешествие на закончилось. На следующем уроке мы продолжим путешествие по остальным городам Золотого кольца. - Ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца России? -В каком городе вы бы хотели побывать на каникулах, если бы вам представилась такая возможность из этих пяти городов, которые мы изучили сегодня? - Почему мы можем назвать эти города золотым кольцом России? - В каком значении еще употребляется слово «золотое»? - В древние времена кольцо было символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются золотыми колечками. - Все знают, что золото - символ богатства, так как это очень редкий драгоценный металл. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень красивы и привлекательны Рефлексия: Понравилось ли вам путешествовать? Перечислите города Золотого кольца России. С остальными городами мы продолжим знакомиться на следующий урок. Ответьте на вопросы: Сегодня я узнал …Мне было интересно …Было трудно …Я научился …Теперь я могу …Урок дал мне для жизни …Мне захотелось … |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
- Да - Высказывают свое мнение - Потому что, города расположены в виде кольца, а золотое- так как является народным достоянием. -украшение, времена.
-Да. - Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль. Отвечают на вопросы - Высказываю свое мнение. |
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: - владеть монологической и диалогической формой речи;
|
Информация о домашней работе |
3 мин |
С.. 89 – 91 читать и пересказывать, с. 96 ответить на вопросы под графой «Обсудим!». - Задание на выбор: создать рекламу, понравившегося Вам города. |
Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Регулятивные: -принятие и сохранение учебной задачи; -различие способа и результата действия; -выполнение учебных действий в устной и письменной форме. |
Оценки работы класса. |
2 мин |
- Теперь оценим вашу работу на уроке. - Итак, ребята скажите, кто активно работал на уроке? А какие оценки они заслужили за урок? Почему? Учитель выражает свое согласие/ несогласие и выставляет соответствующие отметки, обосновывая их. - Те ребята, которые сегодня не работали на уроке, отсиживались, поставьте себе на полях «-», на следующий урок вы должны постараться и преврати их в «+».
|
Слушают, оценивают друг другу. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. |
Приложение 1
Аннотация: на этапе подготовки к основному этапу занятия, дети рассматривают иллюстрации на доске и делают вывод о теме урока. Служит наглядным материалом.
Приложение 2
Аннотация: данный материал используется на уроках усвоения новых знаний. Дети выступают в роли экскурсоводов. Заранее детям раздаются карточки с описанием города, входящего в «Золотое кольцо России».
Карточка 1:
Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад.
Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30 000 экспонатов. Счастливого пути!
Карточка 2:
Экскурсовод 2: Добрый день!
Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский.
Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!
Карточка 3:
Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов.
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.
За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.
Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий на слайде)
Карточка 4:
Экскурсовод 4: Следующий город Углич.
Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город.
Карточка 5:
Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. История города Ярославля берет начало с 1010 года в момент построения крепости. По приказу князя Ярослава Мудрого на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость. Место, на котором стоит современный Ярославль, называется «Медвежьим углом». Местные язычники, большего всего почитали медведя, как животного, которые ведает мед. В городе была развита торговля, процветало ремесленничество. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.
Приложение 3
Аннотация: карта используется на этапе усвоения новых знаний и служит опорным и наглядным материалом. Дети учатся ориентироваться по карте и быстро находить расположение городов.
Приложение 4
Аннотация: дети получают карточки с пропущенными словами в тексте. Задача детей восполнить пробелы, вставив нужные слова. Данное задание проводится на этапе усвоения новых знаний.
История города Ярославля берет начало ……….. года в момент построения крепости.
По приказу князя …………. на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость.
Место на котором стоит современный Ярославль, называется «………….». В городе была развита торговля, процветало ремесленничество.
Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной
. В центре города мы увидим памятник ………….Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.
Приложение 5
Аннотация: на этапе закрепления знаний и способов действий дети отгадывают кроссворд. Кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению.Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.Данная работа позволит обобщить усвоенный материал в форме игры.
Вопросы:
1. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол».
2. Город, образованный Ярославом Мудрым.
3. Город, в котором начинается путешествие по Золотому кольцу.
4. Город, знаменитый звонами своих колоколов.
5. Главный, важный монастырь.
6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты.
7. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим.
8. Этот город, как и Моска был основан Юрием Долгоруким?
9. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского?
10. Как фамилия человека, который создал общедоступный театр?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.