Методическая разработка открытого урока по русскому языку на тему:
«Имя прилагательное»
Тип урока:
Урок повторения и обобщения знаний.
Описание исходного уровня знаний, умений, навыков:
Учащиеся знают и умеют различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Они знают их лексическое значение и основные грамматические признаки. Умеют по двум признакам - значению и вопросу , определять имя прилагательное, его род и число. Умеют выделять из предложения словосочетания: существительное + прилагательное.
Результаты
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности,
понимание её значимости, учебно –познавательный интерес
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение
провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из
разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному
плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог;
высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Предметные: Распознавать имя
прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и
вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с
именем существительным, число (единственное или множественное), роль в
предложении.
Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном
Задачи: Обобщение
знаний учащихся об имени прилагательном, согласовании с именем существительным;
Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической
зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
Оборудование:
· карточки с заданием
· модель ромашки
· интерактивная доска
· проектор
· презентация
Этапы урока и их продолжение:
· организационный момент -1 минута
· минутка чистописания - 5
· сообщение темы и цели урока– 1 минута
· орфографическая минутка- 5 минут
· работа по теме урока-20 минут
· физкультминутка – 2 минуты
· физкультминутка – 2 минуты
· рефлексивно-оценочный этап-2 минуты
· подведение итогов, оценивание, домашнее задание – 2 минуты
Литература:
Учебниик «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Методические рекомендации «Русский язык» 3 класс.
Ход урока
1) Организационный момент
- Ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости- учителя нашей школы. Повернитесь к гостям, улыбнитесь и поздоровайтесь головками. Ребята, желаю вам успехов и творческих удач на уроке. Садитесь.
Прозвенел
звонок и смолк. 2) Минутка чистописания Ребята, а какое сейчас время года? Назовите первый звук в слове весна? ([в׳] ) - Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой "вэ".) Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. На доске: В в Вв вместе вокруг восток (На) ул.це (про)шёл теплый в.сенний дождь. -Спишите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. -Подчеркните основу предложения, укажите части речи над словами. (У доски один ученик раскрывает скобки и вставляет пропущенные буквы, второй ученик находит основу предложения и дает характеристику предложению, затем выходит к доске третий ученик указывает части речи) -Ребята, а какие слова помогли описать дождь? (Теплый и весенний) -Определите, к какой части речи они относятся? -Как вы определили? (Теплый и весенний обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?)
|
3) Сообщение темы и цели урока.
- Определите тему нашего урока по стихотворению.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
- О какой части говорится в этом стихотворении?
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.
-Сегодня на уроке мы должны с помощью лепестков собрать цветок-имя прилагательное, но чтобы это сделать мы должны вспомнить все, что мы знаем об имени прилагательном.
-Итак, давайте же вспомним, что такое имя прилагательное?
(С помощью магнитов к доске крепятся соответствующие лепестки)
4) Орфографическая минутка.
- Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.
Б... рёзовый,грус…ный, сла..кий, х…роший, с..едобный, д…рогой, мес…ный, мя...кий, , у..кий, б..льшой, серь..ёзный.
Орфограммы:
1. Безударный гласный, проверяемый ударением.
2. Безударный гласный, непроверяемый ударением.
3. Парный согласный.
4. Непроизносимый согласный.
5. Разделительный мягкий знак.
6. Разделительный твёрдый знак.
- Проверка задания.
- Индивидуальные ответы учащихся.
- В чем сходство этих слов ?
5) Работа по теме урока:
-У вас у каждого на партах перед вами имеется конверт. Найдите в конвертике карточку желтого цвета и положите ее перед собой.
1)Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:
Работа с текстом:
Весна в лесу.
Хороша ............................
весна в лесу! Ярко светит ............................. солнце.
....................облака украшают ......................... небо. С пригорка
зажурчал ...................... ручеек.
Веселый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, легкие, голубое, говорливый.
- А теперь давайте проверим ваши тексты.
- Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится
больше?
– Какую роль играют имена прилагательные?
(Д: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным).
Физкультминутка
2)Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных:
- Давайте вспомним , как изменяются имена прилагательные?
- Когда имена прилагательные изменяются по родам?
-От чего зависит род имен прилагательных?
-Какие они имеют окончания?
- Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Ребята, а что называется словосочетанием?
-Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, указав род и число имен прилагательных, окончания выделить:
Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.
-Давайте проверим
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
-Какие окончания они имеют?
- У каких прилагательных вы не смогли определить род?
- Почему?
Физкультминутка
- Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.
3)Творческая работа (работа в группах)
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (первоцветы)
- А почему их так называют?
(Дети:Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами и описать эти цветы в 2-3 предложениях.
Мать – и- мачеха
Подснежник
Одуванчик
- Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
4)Работа над определением падежей имен прилагательных (работа в парах)
Вспомните, что такое фразеологизмы?
-Прочитайте, объясните их смысл.
- Спишите, назовите имена прилагательные, определите их падеж.
- Как правильно определить падеж имен прилагательных?
Жить чужим умом, от чистого сердца, по горячим следам, сделать на скорую руку, черепашьим шагом, в ежовых рукавицах, в добрый час
6) Рефлексивно-оценочный этап.
1) Контрольный тест
1. Укажи имя прилагательное.
A) морозить;
Б) морозный;
В) мороз.
2.. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Ранн... утро.
А) - ое;
Б) - ее;
В) - ие.
3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
5. Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;
Проверка и оценка за тест.
7)Итог
А сейчас, ребятки, давайте соберем цветок-имя прилагательное с помощью лепестков и вспомним все, что мы знаем об этой части речи.
- Вы все хорошо справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
Найдите у себя на партах «солнышко» и «тучу». Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
И у меня чудесное настроение от вашей работы. Я тоже могу показать солнышко.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
ПЛАН
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на тему:
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБОБЩЕНИЕ».
Провела:
КАРАНАЕВА М. М.
г. Избербаш
2018г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.