Методическая разработка по познавательному развитию "Золотые руки мастеров"
Оценка 4.6

Методическая разработка по познавательному развитию "Золотые руки мастеров"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
5 кл—7 кл
29.03.2023
Методическая разработка по познавательному развитию "Золотые руки мастеров"
Познавательная деятельность в старшей группе организована с элементами русского фольклора.
НОД НАРОДНЫЕ УЗОРЫ фольклор 2023.docx

Муниципальное образовательное учреждение – Лицей                                         структурное подразделение детский сад №2                                                                                        г. Маркс Саратовской области

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 по познавательному развитию

«Золотые руки мастеров»

(Старшая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Воспитатель

МОУ Лицей СП МДОУ Детский сад №2

Пайвина Елена Евгеньевна

г.Маркс

Краткое описание.

Познавательная деятельность в старшей группе организована с элементами русского фольклора. В групповой комнате воссоздан интерьер художественной мастерской (столы, лавки). На столах заготовки матрешек с пластилинографией и различные пуговицы. Все участники одеты в русские костюмы. Воспитатель встречает детей в своей мастерской с приветствием и приглашает ее посетить.

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Развивать воображение, эстетическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

 

Задачи:

Познавательные:— продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т. д.— развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;— приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Социально-коммуникативные — развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;— воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;— продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

Речевые:— активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка»«Гжель»«Хохлома»«Городецкая игрушка»«Матрешка».

Художественно-эстетические:— способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;— учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;— вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

Физическое:— развивать мелкую моторику рук.

 

Воспитательные : -воспитывать интерес к искусству родной страны, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

 

Материал: - изделия дымковской, филимоновской, городецкой ,хохломской росписей; изделия из дерева; русские матрешки, павло-посадские платки; иллюстрации с изображением кружев; картина с изображением ярмарки; заготовки матрешек с пластилинографией и различные пуговицы.

 

Предварительная работа:
• Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;
• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;
• чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»;
• разучивание хоровода;
• проведение бесед о русских традициях и народном декоративно- прикладном искусстве.
Беседы: «Что такое Родина»? «О  русских народных  традициях»,«Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др.

 

 

Ход занятия:

Звучит фонограмма русской народной песни «А я по лугу».

Воспитатель встречает гостей.

Входят дети в русских национальных костюмах.

-Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу. Да и я к вам торопилась и для вас я нарядилась. Гость на двор-хозяйке радость.! Давайте улыбнёмся друг другу.

Игра приветствие

- Я здороваюсь везде - дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). (Дети показывают «крылышки».)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок».)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок».)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, День! (Жест влево.)

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны.)

-Какие вы нарядные! Кто из вас скажет, люди каких национальностей носят такой костюм?

(Ответы детей).

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России.) А как нас с вами называют? (Россияне, русские.) А что вы знаете о нашей России?

(ответы детей)

 

- Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т.д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. А для чего?

(ответы детей)

 

- Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного творчества  создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам - от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику из поколения в поколение - таков был путь к совершенству.

Воспитатель показывает детям картину с изображением ярмарки.

 

- Ребята, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия, товары мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все. Посмотрите, что можно было купить на ярмарке

(ответы детей)

 

- Давайте с вами поиграем, как будто мы попали на ярмарку. Вы будете разными народными умельцами, которые предлагают свой товар. Только расписывать свой товар мы будем жестами, мимикой.

 

Звучит музыка, дети имитируют распродажу своих изделий на ярмарке.

Воспитатель:- Молодцы! Ай да умельцы! Как интересно рекламировали вы свои товары!

 

- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт. Природа давала людям главный материал, она была для людей самым главным учителем на пути к совершенствованию народных промыслов.

В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы.

(дети подходят к карте)

 До наших дней сохранились на севере России традиционные промыслы - резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха.

Древнейшие изделия народной культуры археологи находили и в Карелии, и в Новгороде, и в Курске, и в Воронеже. То, что делали на севере, можно было увидеть и на юге. А то, что делали на юге, можно было увидеть и на севере. И все потому, что изделия поражали своей красотой. Люди покупали их и увозили к себе на родину.

 

- Посмотрите, (показ иллюстраций) из кости вырезали целое кружево украшений для женщин. Чего только не увидишь из кости: шкатулки, гребни, острые ножи, крестики и даже образа (иконы).

 

- А вот мастера сплели кружево из нитей. На Руси издавна славились кружевницы Рязанской области, Елецкой области, но самое знаменитое - вологодское кружево. Посмотрите, какое разнообразие кружева. И где только не нашлось ему применения: воротники, манжеты, скатерти, салфетки, покрывала, шали, отделка на одежде и др.

 

- Глина - один из самых распространенных природных материалов. Что делали люди из глины? (ответы детей) До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из-под Новгорода. А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Квасники, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом по всей Руси.

 

- Чем же отличаются гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей)

 

- Да, правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины, расписаны голубовато-синими мазками.

- Ребята, какой еще материал природа дарит человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву - самые древние виды русского народного творчества.

(показ иллюстраций).

Какие красивые кружева украшают дома: резные двери, наличники, крыши, ворота и пр. Лучшие породы деревьев для промысла - это липа, осина, береза, ольха, дуб. И, конечно же, береста. Очень много изделий из бересты. Молоко, хранимое в берестяном туеске, долго не скисало. Ягоды и грибы не мялись и долго оставались сухими. А если делались из бересты украшения на голову, то голова не болела. Вот так: и красота, и польза! А вот и росписи по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве росписи - это Хохлома.

 

- Ребята, посмотрите, как хохломские узоры украсили наш детский сад: стулья, столы, панно. А как красива посуда: ложки, половники, стаканчики.               

 

(Воспитатель предлагает детям выставку хохломских изделий.)

 

- Как много чудес на Руси! Только налюбовались Хохломой, а вот еще Городецкая роспись радует взгляд. Не оторвать восторженных глаз от лаковых изделий промыслов Федоскино, Палеха, Холуя и т.д. Мало кто из посещающих нашу страну покидают ее без сувениров.

 

-Вот сегодня вы тоже будете умельцами и мы с вами изготовим  сувениры. Сейчас я скажу «волшебные слова»; Вокруг себя покружитесь и в «умельцев» превратитесь

(дети кружатся).

 

-Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

 

Воспитатель загадывает загадку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.

Это Русская…………МАТРЁШКА.

Правильно! (Показываю матрешку.)

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало.

Символом России стала.

Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы - сувенира.

И эта вот матрешка, приглашает нас в мастерскую, где их украшают. А мастерами будете вы сами.. Вот этизаготовки матрёшек нам предстоит украсить.

Проводится пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем к работе приступать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим,

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,

Вот и пальчики размяли.

                                (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Дети самостоятельно украшают заготовки матрешек под музыкальную аудиозапись русской народной мелодии «А я по лугу».

Вот такие красивые Матрешки у нас получились и они приглашают нас в хороводную игру.

 

Проводится хороводная игра « Мы на луг ходили.».

- Молодцы.  А теперь,  я скажу «волшебные слова»; Вокруг себя покружитесь и в ребяток превратитесь.

(дети кружатся).

Заключение:

-Ребята, вам понравилось сегодня в моей мастерской ? (ответ детей)

- Что нового вы сегодня узнали ? (ответ детей)

- Посмотрите на свои работы и скажите все у вас получилось, что вы задумали? - С чем возникли трудности ? (ответ детей)

- Посмотрите, как красиво, сделано здесь все на диво!

- И не кем –нибудь, детьми! Глаз порой не отвести !

-Ребята, я предлагать подарим наших матрешек малышам. Как вы, согласны?

 

 

 

Список использованной литературы.

1.     Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. «Мозаика- Синтез». - 2005 год

2.      Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

3.     Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html

4.     Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. ?Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm

5.     Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html

6.     Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/

7.     Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4

8.     Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm

9.     Интернет-магазин Народные промыслы России. Гжель, Жостово, Золотая ?Хохлома.... www.ruspromysel.ru



 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение –

Муниципальное образовательное учреждение –

Краткое описание. Познавательная деятельность в старшей группе организована с элементами русского фольклора

Краткое описание. Познавательная деятельность в старшей группе организована с элементами русского фольклора

Материал : - изделия дымковской, филимоновской, городецкой ,хохломской росписей; изделия из дерева; русские матрешки, павло-посадские платки; иллюстрации с изображением кружев; картина с изображением ярмарки; заготовки…

Материал : - изделия дымковской, филимоновской, городецкой ,хохломской росписей; изделия из дерева; русские матрешки, павло-посадские платки; иллюстрации с изображением кружев; картина с изображением ярмарки; заготовки…

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В

Люди покупали их и увозили к себе на родину

Люди покупали их и увозили к себе на родину

Федоскино, Палеха, Холуя и т.д

Федоскино, Палеха, Холуя и т.д

Безымянный и последний. Поздоровались с большим,

Безымянный и последний. Поздоровались с большим,

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023