Название: урок русского языка для 6 класса « Количественные числительные».
ФИО: Кудрявцева Л.В.
Должность: учитель русского языка и литературы
Наименование образовательного учреждения: МБОУСОШ №3
Местонахождение образовательного учреждения: г. Амурск, Хабаровский край
Количественные числительные
1. Цель:
Познакомить учащихся со склонением и правописанием числительных от 5 – 30; 40; 90; 100. Развивать умения правильно склонять целые количественные числительные; читать тексты с именами числительными.
Задачи:
1) Образовательные: расширение знаний учащихся о количественных числительных; обучение написанию и склонению количественных числительных.
2) Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости; совершенствование культуры речи учащихся; развитие мышления, памяти, внимания, способности к самоконтролю, умения выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
3) Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры учащихся; аккуратности, самостоятельности; формирование интереса к изучению русского языка.
Ход урока.
Организационные моменты
1) Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Мне хотелось бы с вами познакомиться, так как я вас плохо знаю. Ответьте мне не вопросы:
Сколько тебе лет? 12
Сколько лет ты учишься в школе? 6
Сколько предметов ты изучаешь? 8
Сколько человек учится в твоем классе? 27
2) Какую часть речи мы назвали и записали?
3) Следовательно, о какой части речи мы будем говорить на уроке?
4) На какой вопрос отвечает числительное? Значит, тема нашего урока – количественные числительные.
2. Запись темы и сообщение детьми целей урока.
1) Дома вы должны были повторить, что такое имя числительное. Что обозначает числительное? На какие две группы делятся числительные? (количественные и порядковые).
2) Давайте найдем в пословицах, поговорках и фразеологизмах числительные, предварительно прочитав их и определив, какие это числительные, количественные или порядковые.(дети называют числительные).
Скажите, а пословицы и поговорки в какой речи используются – в художественной, разговорной или научной?
А теперь давайте найдем числительные в тексте, предварительно определив его признаки (стиль речи)
По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шел мальчик. Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нес два кирпичика хлеба. Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался, оглянулся и увидел, что на столбе отклеился один уголок бумажки и шумит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано.
Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошел с тропки, сделав пять шагов по глубокому снегу, подошел к фонарному столбу.
(По Ю. Яковлеву)
А) К какому стилю относится текст?
Б) Тип речи?
В) Тема.
4) С числительными 1, 2 вы уже знакомы. Расскажите об особенностях склонения 1, 2 (1-2 изменяются по родам и падежам).
5) Но в этом тексте есть еще и числительное 5. Давайте познакомимся с таблицей склонения числительных от 5 до 30,
Числительные от 5 до 30 изменяются по падежам, как существительные 3-го склонения на конце этих числительных пишется ь знак.
И., В. |
Пять |
Восемь |
Тридцать |
Р., Д., П. |
Пяти |
Восьми |
Тридцати |
Т |
Пятью |
Восемью Восьмью |
Тридцатью |
Физминутка (точечный массаж)
Упражнение 590
Просклонять числительное
3. Физминутка. Задание на коррекцию зрения (разным шрифтом). Стимуляция работы головного мозга.
В снежном поле по дороге (вдох)
Мчится конь мой одноногий (вдох)
И в тетради синий след (вдох)
Оставляет на 100 лет (вдох-выдох)
О каком предмете идет речь?
Какое числительное есть в этой загадке?
Давайте рассмотрим, какие падежные формы имеет это числительное?
Одновременно рассмотрим склонение числительных 40 ,90 (т.к. падежные формы этих числительных омонимично формами числительного 100)
Рассмотрим таблицу:
И., В. |
Сорок |
Девяносто |
Сто |
Р., Д., Т., П. |
Сорока |
Девяноста |
Ста |
Расскажите, какие падежные формы имеют количественные числительные 40, 90, 100
Распределительный диктант
Записать числительные в соответствующие колонки. Выделить окончание.
Р |
Т |
П |
У сорока друзей |
Сорока карандашами |
О сорока блокнотах |
У девяноста картин |
Девяноста тетрадями |
О девяноста книгах |
До ста человек |
Ста рублями |
В ста мешках |
4. В итоге, хотелось бы проверить ваши математические способности, а еще и умение правильно писать количественные числительные (кроссворд). Самооценка.
Вывод:
С чем мы сегодня познакомились?
Как склоняются числительные от 5 до 30.
Какие формы имеют числительные 40, 90, 100.
Д/з № 591 с. 269 (таб.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.