Конспект урока по обществознанию в 6 классе
Тема урока: Человек и его деятельность
Класс: 6 класс
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока:
урок изучение нового материала.
Методы обучения:
наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы обучения:
индивидуальная, фронтальная
Оборудование:
Предполагаемые результаты
Научаться:
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный этап
II Актуализация знаний.Мотивация.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Что объединяет поговорки?
Тема урока
«Человек и его деятельность»
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Высказывают свое мнение.
Выделяют слово дело, деятельность
Записывают тему урока в тетрадь
Высказывают свои варианты. Формулируют вопросы.
-Что такое деятельность?
-Какую роль играет деятельность в жизни человека?
III Изучение нового материала
Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.
- Кто создал все эти вещи?
Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.
- Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение.
- Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность.
- Сверти свой вариант со словарем. Откройте учебник, стр. 108
Деятельность – особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.
Работа с документом: «Повесть о настоящем человеке» (см. приложение)
- Почему Алексея Маресьева назвали настоящим человеком?
- Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу.
Итак, деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Благодаря деятельности человек изменяет и преобразовывает окружающий его мира и самого себя.
«Пчела мала, да и та работает»
-Прочитайте название п.2 §3 учебника.
- Как вы поняли смысл пословицы?
Познакомьтесь со слайдами презентации- труд представителей животного мира.
- Занимаются ли животные трудовой деятельностью?
- Что лежит в основе их поведения?
- Чем их активность отличается от трудовой деятельности человека?
2. Структура деятельности
Деятельность человека состоит из компонентов.
Давайте познакомимся с ними
Работа со схемой
- Что заставляет человека действовать?
- Почему он начинает заниматься деятельностью?
Совершенно верно. Итак, первый компонент деятельности – это Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Учебник стр. 27
- Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»
«Алиса спрашивает Чеширского кота:
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.- Мне всё равно… - сказала Алиса.
- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.»
- Была у Алисы цель?- Куда она придет?-Что же такое цель?
Цель - определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.
- Рассмотрим примеры: - Какая цель у учителя?- Цель врача?- Цель менеджера?
На следующем этапе выбираются средства деятельности.
Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.
Рассмотрим примеры:
-Какие средства вы будите использовать в учебной деятельности?
Четвертый этап включает в себя сам процесс деятельности
Завершающий этап – Результат деятельности
Результат деятельности может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута.
Рассмотрим примеры:
- Что будет результатом учебы? - Назовите результат труда? - Результат научной деятельности?
Подведем итог.
- Сформулируйте отличительные черты деятельности человека
3.Виды деятельности
Человеческая деятельность разнообразна.
Вспомните произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Автор помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом.
Здесь они обнаруживают, что «человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет… Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ёё изловить, убить, ощипать, изжарить…»
- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?
- Какие бывают виды деятельности?
Выделяют следующие основные виды деятельности: Учение; Игра; Труд, Общение.
- Опираясь на текст, дайте характеристику каждому виду деятельности.
Ребята получают листы с дополнительным материалом. Работают в парах.
Проверка выполненного задания.
Представим виды деятельности в виде лестницы.
Первая ступень – Игра, т.к. ребенок готовится к взрослой жизни;
Вторая ступень – Учеба является непосредственной подготовкой личности к тру, развивает её умственно, физически, эстетически
Третья ступень – Труд требует определенных знаний, умений, навыков
Человек. Люди. Высказывают свои варианты.
Записывают в тетрадь.Высказывают версии.
Читают определение. Записывают определение в тетрадь.
Работают с документом. Отвечают на вопросы к документу.
Работаю с пословице, учебник стр. 27
Высказывают свои мнения.
Смотрят изображения животных
Записывают в тетрадь название под – темы .
Зарисовывают схему по мере ее заполнения.
Отвечают на вопрос(необходимость в чем-либо, повод)
Делают записи в тетради
Работа с текстом учебника п.2. Читают отрывок сказки. Отвечают на вопросы
Формулируют определение понятия – цель
Делают запись в тетради, заполняют схему. Отвечают на вопросы
- дать знания,- лечить больных, - хорошо руководить компанией
Делают записи в тетради. Отвечают на вопрос
Результат – это итог деятельности.
Отвечают на вопросы.
Знания; товар; идеи, изобретения; Учащиеся формулируют вывод.
(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)
Отвечают на вопросы
IV Закрепление изученного материала.
- Фронтальный опрос.Выполняют задания. Отвечают на вопросы.
V Подведение итогов. Рефлексия
Подводя итоги, вернемся с вами к вопросам, поставленным в начале урока.
- Что такое деятельность?
- Какую роль играет деятельность в жизни человека?
Деятельность - особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.
В процессе деятельности человек изменяет, преобразует окружающий мир. В процессе деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.
сегодня я узнал…я понял, что…я приобрел…я смог…я попробую…урок дал мне…
Домашнее задание
Ознакомиться с текстом §3, с. 27-31
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.