Методическая разработка по теме "Основы техники спортивного ориентирования"
Оценка 4.6

Методическая разработка по теме "Основы техники спортивного ориентирования"

Оценка 4.6
pdf
13.02.2024
Методическая разработка по теме "Основы техники спортивного ориентирования"
Методич.разработка.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 

ПАРТИЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: Основы техники спортивного ориентирования

Выполнила:

Педагог доп обр

Близнюк Ольга Васильевна

с. Владимиро– Александровское 2024г.

Содержание

Введение............................................................................................................. 3

1 Основная часть................................................................................................. 4

1.1. Элементы спортивного ориентирования........................................................ 4

1.2. Чтение карты.................................................................................................. 4

1.3. Работа с компасом.......................................................................................... 6

1.4. Измерение расстояний................................................................................... 8

Заключение....................................................................................................... 10

Список использованной литературы................................................................. 11

Приложение 1.................................................................................................... 12

Приложение 2.................................................................................................... 13

 


 

Введение

 

 

 

Спортивное ориентирование, являясь одним из самых молодых видов спорта, получает в нашей стране все большее признание. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы края, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции - все это способствует популярности спортивного ориентирования.  

Представьте, что вы бежите по лесу, вокруг ни следа. Светит солнце, поют птицы, природа прекрасна и безмятежна. Ни души, вы в самом пылу гонки. Испарина покрывает ваше лицо, а сердце так часто стучит, что кажется вот-вот выпрыгнет из груди. Вы наполнены возбуждением, азартом и беспокойством.

Перед пробежкой вы не тратите время на зеркало. Успех не зависит от того насколько хорошо вы одеты.

В ваших руках карта и компас, мимолетный взгляд на них - и вы намечаете свой путь до мелочей, шаг за шагом...

Все равно сколько вам лет, вы можете бегать, когда вам это нужно. Лес ждет только одного: чтобы вы возвращались...   

Если совсем еще недавно в соревнованиях по спортивному ориентированию успехов добивались в основном спортсмены, имеющие лишь хорошую физическую подготовку, то сегодня - при высоком уровне насыщенности карты и технической сложности трассы - не удается победить, не имея прочного фундамента основ техники спортивного ориентирования и топографической подготовки. Это обязывает руководителя объединения не только научить юных ориентировщиков быстро и правильно читать карту (т. е. уметь видеть за условными знаками действительную картину местности), но и привить им навыки тактического мышления, умение быстро принимать правильные решения на трассе.  

1  Основная часть

 

 

 

1.1.   Элементы спортивного ориентирования

 

Под техникой спортивного ориентирования мы понимаем приемы и методы работы с компасом и картой, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.

Можно выделить следующие элементы техники ориентирования:  

-                     чтение карты – это понимание и объемное представление того, что изображено на ней с помощью условных знаков, применяемых для спортивных карт; опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, или наоборот;  

-                     работа с компасом при определении расположения ориентиров на местности, для ориентирования карты и определения направлений движения;  измерение расстояний на карте и на местности.  

 

1.2.   Чтение карты

 

Умение читать карту - сложный технический навык, освоение и совершенствование которого продолжается в течение всего времени занятий ориентированием. В процессе изучения условных знаков, упражнений с картами в классе и на местности, участия в соревнованиях спортсмены совершенствуются в понимании изображения на картах различных по характеру ландшафтных районов.

При занятиях в классе с объемными моделями или на местности должен постепенно развиваться другой важный навык - опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, и наоборот. Это является основой определения своего местоположения по карте и на местности и составляет суть ориентирования вообще и спортивного ориентирования в частности.

Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, отыскание на картах заданных условных знаков или ориентиров на время. Один из наиболее эффективных и комплексных способов быстрого освоения навыков чтения карты, опознавания ориентиров на местности, измерения расстояний и направлений - простейшая топографическая съемка местности.

При обучении чтению карты рекомендуется сразу же освоить еще один прием, который следует затем всегда использовать в ходе соревнования, - чтение карты “по большому пальцу” (приложение 1).

На современных, на очень насыщенных подробностями картах иногда бывает трудно отыскать свое местонахождение: очень много сходных ориентиров попадается на глаза. Поэтому карту желательно свернуть так, чтобы на ней остался только район расположения одного - двух ближайших КП. Большой палец левой руки, держащей карту, должен быть направлен по линии движения, а ноготь - фиксировать место, отмеченное ориентировщиком как пройденное. Это позволяет без лишней траты времени обращать внимание на участок местности, в котором спортсмен находится в данный момент или который еще предстоит пройти. При определенных тренировках такой метод помогает читать карту не останавливаясь.

По мере освоения навыков чтения карты все большее внимание следует уделять грубому, или выборочному, чтению. Суть его в том, чтобы за короткое время понять общую картину местности, затем выделить на ней главные наиболее четкие и хорошо заметные ориентиры, которые целесообразно использовать в качестве опорных на пути продвижения в избранный район.

Техника точного чтения карты без остановки - один из сложнейших элементов спортивного ориентирования, над которым нужно работать повседневно, тем более что класс начальников дистанции и сложность трасс непрерывно повышаются.

Тренировки по запоминанию карты способствуют общему развитию памяти, наблюдательности, что необходимо для успешных занятий спортивным ориентированием. Зимние соревнования на маркированной трассе - отличное средство развития этих качеств и одновременно их проверка. В некоторых критических ситуациях, возникающих и летом и зимой, например при потере ориентировки, развитая наблюдательность и хорошая память помогают воссоздать картины пройденных участков местности и определить район истинного местонахождения.  

          

1.3.   Работа с компасом

 

Возможно, в недалеком будущем развитие науки и техники приведет к тому, что вместо сегодняшних карт (порой не очень выразительных и часто непонятных для новичков) появятся красивые многоцветные карты, причем не плоские, а объемные или стереоскопические. По ним будет легко определять рельеф местности и характер ландшафта, но движение по азимуту с использованием компаса еще долго останется классическим приемом техники ориентирования. Спортсмены-ориентировщики должны уметь передвигаться по азимуту и быть уверены в том, что их отклонения не превышают допустимых величин. При использовании спортивного компаса и определении направления азимутального движения “с руки” точность выхода в конечную точку составляет около 5-10% длины пройденного пути.

В ходе соревнований по ориентированию вряд ли целесообразно преодолевать точно по азимуту отрезки длиной более 1 км. Очевидно, длинный этап нужно для ускорения движения подразделять, используя опорные ориентиры, на меньшие отрезки.

Естественно, спортсменам-ориентировщикам важно не только точно, но и быстро бегать по азимуту. Для контроля техники целесообразно проводить тренировочные и контрольные соревнования. Это могут быть соревнования с учетом времени на точность выхода в заданную точку или прохождение трассы по “белой карте”.

При работе с компасом и картой чаще всего выполняются:

а) снятие азимута с карты и определение направления на местности

(приложение 2),

б) обратная задача - нанесение азимута на карту.

С помощью современных спортивных компасов операции по измерению углов и направлений как на карте, так на местности производятся довольно быстро и точно. Начинающие ориентировщики осваивают их за 2- 3 занятия. Однако, чтобы эти технические приемы выполнялись безошибочно в соревновательной обстановке, необходимы постоянные тренировки.

В ходе соревнований, когда приходится экономить каждую секунду, спортсмены должны владеть техникой грубого и точного движения по азимуту, уметь применить ее в нужный момент.

Чрезвычайно важно овладеть техникой грубого ориентирования по компасу в пересеченной или гористой местности, когда при траверсе склонов трудно выдержать направление из-за их крутизны, камней, скал, поваленных деревьев, плохой видимости. Теоретические предпосылки к азимутному движению в горах аналогичны тем, что используются на равнине, однако из-за трудностей их практического осуществления (склон обычно “уводит” вниз) рекомендуются специальные тренировки для отработки этих навыков.

При грубом ориентировании, несмотря на высокую достоверность современных карт и их точность, рекомендуется контролировать пройденное расстояние счетом шагов.

Для развития техники грубого движения по компасу и выдерживания направления целесообразно проводить тренировки по отработке азимутальных ходов с минимально возможным числом обращений к компасу. Так, определив направление движения и заметив ориентир, нужно пытаться сохранить избранное направление на максимально длинном отрезке за этим ориентиром.

Сначала такие тренировки можно проводить в редколесье, а затем - в более густом и труднопроходимом лесу. Опытным спортсменам рекомендуется некоторые тренировочные, а затем второстепенные трассы пробегать без компаса.

Чтобы выйти на контрольный пункт от привязки или опорного ориентира, часто нужно точное движение по азимуту. Это относится и к передвижениям на длинных этапах к трудной цели в богатом или бедном деталями районе, где отсутствуют крупные привязки или сопровождающие ориентиры. Еще более трудно точное движение по компасу в сильнопересеченной местности. Необходимость точно выйти на линейный ориентир - дорогу, тропинку, контур леса или границу лесных пород - может возникнуть в случае их использования в качестве сопровождающих ориентиров при движении в заданную точку.  

 

1.4.   Измерение расстояний

 

Измерение расстояний на местности и на карте - один из главных элементов техники ориентирования. В настоящее время при наличии точных карт и их хорошей читаемости некоторые спортсмены считают, что подсчет шагов и определение по ним пройденных расстояний - ненужный элемент ориентирования, поскольку голова и так загружена огромным количеством информации.

Измерения на карте производятся с помощью масштабной линейки, выгравированной на пластине спортивного компаса, или глазомерно. Точные измерения с помощью линейки осуществляются обычно при точном азимутальном движении, когда нужно выйти на привязку, опорный ориентир или от них на КП, а также при беге вдоль линейных ориентиров, когда нужно “не прозевать” точку поворота или привязку. В большинстве остальных случаев можно довольствоваться глазомерным измерением расстояний. Поскольку глазомерное определение отрезков пути приводит к значительной экономии времени, в этом навыке целесообразно совершенствоваться непрерывно как начинающим, так и опытным ориентировщикам.

Во время тренировок по технике ориентирования, даже если они проходят в виде учебных соревнований, не следует забывать, что это тренировка, а не состязание, и если сделана ошибка, немедленно остановиться, чтобы выяснить, почему она допущена. Однако нельзя забывать и о контрольном времени. Если оно кончается, надо прервать упражнение и возвратиться к месту сбора. Чтобы не подводить себя, товарищей, тренеров, нужно всегда быть дисциплинированным в лесу.

 

 

 

   

 

          

Заключение

 

 

 

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором спортсмен при помощи карты и компаса должен найти контрольные пункты (КП), отмеченные  на карте и установленные на местности. 

Занятия спортивным ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Как вид спорта ориентирование играет важную роль в воспитании школьников и  подготовке молодежи к взрослой жизни.

Для достижения высоких спортивных результатов спортсменуориентировщику кроме хорошей физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества.

Таким образом, изучение основ техники спортивного ориентирования в начальной подготовке спортсменов имеет большое значение в развитии навыков ориентирования, а так же в совершенствовании ориентирования для достижения высоких результатов на соревнованиях.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                 Алешина В.М. Энциклопедия спортивного ориентирования: Сборник. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2019. - 252 с.

2.                 Амосов В.А. Юные ориентировщики: дополнительная образовательная программа для детей в возрасте от 12 до 15 лет. – ГорноАлтайск: ГГУ, 2018. – 38 с.

3.                 Василевская Е.А., Соколов В.А. Спортивно – оздоровительная направленность спортивного ориентирования // Здоровье студенческой молодежи: достижения теории и практики физической культуры: Сб. ст. / Отв. ред. П.Г. Сыманович. – Мн.: БГПУ, 2014. – С.146-147.

4.                 Коломнина Е.С. Спортивное ориентирование: комплексная образовательная программа дополнительного образования детей. – М.: Высшая школа, 2016. – 12 с.  

5.                 Константинов Ю.С. Уроки ориентирования: Учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. – М.: ФЦДЮТиК, 2015. –328 с.

6.                 Кудинов В.С. Уроки ориентирования в школе: Учебник по технической подготовке юных спортсменов – ориентировщиков. – Волгоград, 2017. – 114 с.

7.                 Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2017. – 576 с.

          

Приложение 1

 

 

 

 

          

Приложение 2

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Владимиро– Александровское 2024г

Владимиро– Александровское 2024г

Введение Спортивное ориентирование, являясь одним из самых молодых видов спорта, получает в нашей стране все большее признание

Введение Спортивное ориентирование, являясь одним из самых молодых видов спорта, получает в нашей стране все большее признание

Основная часть 1

Основная часть 1

Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, отыскание на картах заданных…

Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, отыскание на картах заданных…

Тренировки по запоминанию карты способствуют общему развитию памяти, наблюдательности, что необходимо для успешных занятий спортивным ориентированием

Тренировки по запоминанию карты способствуют общему развитию памяти, наблюдательности, что необходимо для успешных занятий спортивным ориентированием

Это могут быть соревнования с учетом времени на точность выхода в заданную точку или прохождение трассы по “белой карте”

Это могут быть соревнования с учетом времени на точность выхода в заданную точку или прохождение трассы по “белой карте”

Сначала такие тренировки можно проводить в редколесье, а затем - в более густом и труднопроходимом лесу

Сначала такие тренировки можно проводить в редколесье, а затем - в более густом и труднопроходимом лесу

Во время тренировок по технике ориентирования, даже если они проходят в виде учебных соревнований, не следует забывать, что это тренировка, а не состязание, и если…

Во время тренировок по технике ориентирования, даже если они проходят в виде учебных соревнований, не следует забывать, что это тренировка, а не состязание, и если…

Таким образом, изучение основ техники спортивного ориентирования в начальной подготовке спортсменов имеет большое значение в развитии навыков ориентирования, а так же в совершенствовании ориентирования для…

Таким образом, изучение основ техники спортивного ориентирования в начальной подготовке спортсменов имеет большое значение в развитии навыков ориентирования, а так же в совершенствовании ориентирования для…

Коломнина Е.С. Спортивное ориентирование: комплексная образовательная программа дополнительного образования детей

Коломнина Е.С. Спортивное ориентирование: комплексная образовательная программа дополнительного образования детей

Методическая разработка по теме "Основы техники спортивного ориентирования"

Методическая разработка по теме "Основы техники спортивного ориентирования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2024