Методическая разработка по теме "Почему важно соблюдать законы"
Оценка 4.9

Методическая разработка по теме "Почему важно соблюдать законы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
17.03.2024
Методическая разработка по теме "Почему важно соблюдать законы"
Класс :7 Предмет- обществознание
СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ 7КЛ.docx

Тема: Почему важно соблюдать законы

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникно­вения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость; пони­мать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение; развитие творческих спо­собностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

Вопросы к классу.

О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Почему важно соблюдать законы».

-Предположите, о чем мы будем говорить.

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1.Закон устанавливает порядок в обществе.

2.Закон стремится установить справедливость.

3.Закон устанавливает границы свободы поведения.

Введение в новый материал

На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила по­ведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

Удается ли законам защитить человека? Почему люди стре­мятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

Работа по теме уроков

1. Закон устанавливает порядок в обществе

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок — это абсолютная надежность», — утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы па доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятие «закон».)

Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на во­просы.

Текст учебника

Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж, одним словом -непорядок. Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже 16—XVII вв. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Федорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей гибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре. 1

Смута поселилась прежде всего в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться ее недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости. Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

Дополнительный материал

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов — устанавливаемых государством пра­вил поведения в обществе — невозможно добиться справедливости.

В «Русской Правде» — сборнике правовых норм Древнерусского го­сударства - предусматривались не только различные наказания за при­чинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. — сборнике законов царя Алексея Михайловича — сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «пра­вильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право — это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Вопросы к классу

-Чем грозит государству отсутствие законной власти?

-Зачем люди принимают законы?

-Почему важно соблюдать законы?

(Ответы учеников.)

Вывод. Порядок-это правильное устройство, вся наша жизнь основывается на определенном порядке. Люди работают, учатся, отдыхают, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно. Люди придумали юридические законы. — правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы.

К сожалению не все люди соблюдают законы.

Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто со­блюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не счи­тает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою по­зицию, подтвердив ее примерами.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос к классу

-Какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?

(Ответы учеников.)

2. Закон стремится установить справедливость

Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к не­обходимости соблюдения закона.

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? По­пробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

Игра «Незрячий - поводырь». Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ро­лями. Не существует никаких правил и ограничений при пере­движении.

Вопросы к классу

-Легко ли было передвигаться? Что мешало?

-Какие правила игры вы бы хотели установить?

-Какие выводы вы сделали?

(Ответы учеников.)

Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюде­нии взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не мо­жет уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

Текст рубрики

Жил в Древних Афинах философ Сократ (469—399 гг. до н.э.). Он был не только вы­дающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государствен­ных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполне­ния гражданских обязанностей — посеще­ния народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.

Сократ не раз критиковал тех государствен­ных деятелей, которые допускали неспра­ведливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Од­нажды по ложному доносу Сократа при­влекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равно­сильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.

Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако фило­соф наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? — говорил он друзьям. — А кроме того, какой дурной пример для молодё­жи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.

А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.

Вопросы:

Сергей заявил, что Сократ все-таки должен был послушаться совета друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осужден несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты бы дал Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

  • Какая позиция вам ближе?
  • Кто, на ваш взгляд, прав?

(Ответы учеников.)

Вывод:

-Объясни, в чем состоит смысл справедливости? Почему люди к ней стремятся?

Чтобы каждый получал то, на что он имеет право. Она помогает устанавливать добрые отношения между людьми, определять права и обязанности каждого члена общества, вознаграждать за добрые дела, за плохие-наказывать

Каков наиболее надежный способ установить справедливость в обществе?

С помощью законов, они устанавливают равенство перед законом, определяют права и обязанности каждого. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

3.Закон устанавливает границы свободы поведения

Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

Задание: работая в группах и используя слова для справок характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, кара­ет, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

(Закон защищает граждан от произвола властей. Закон уста­навливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавли­вает нарушенную справедливость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

  • Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и ува­жать закон» на с. 30 учебника.

Текст рубрики

Уважать закон — это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона — Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова — естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить — основа нашей внутрен­ней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учиты­вает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижа­ют других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в ча­сти 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, националь­ную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается про­паганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ста­вит границу вольнице! Перейти границу — значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной мно­гих неприятностей для окружающих и для самого наруши­теля.

Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона на­носит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отноше­ния с окружающими.

Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу — никому не причинять вреда.

Вопросы к классу

-К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

-Почему свобода не может быть беспредельной?

Подведение итогов уроков

Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сфор­мулирует выводы.

Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

-Как жила Россия в период Смутного времени?

-Какие уроки можно извлечь из этих событий?

-Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

-С чего начинается порядок?-Какие законы вы знаете?

-Как поступает государство по отношению к тем, кто нару­шает законы?

-Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

Выводы, к которым пришла первая группа

1.Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

2.Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

3.Законов много, и каждый из них помогает налаживать по­рядок в какой-то определенной области нашей жизни.

4.Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непре­менно наказывать.

5. Уголовный кодекс определяет, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объяс­ните, почему законы стремятся установить справедливость.

Вопросы для второй группы

-Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

-Почему справедливость нужна людям?

-Каким способом люди издавна стремились утвердить спра­ведливость в обществе?

-Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

-Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает уста­новить справедливость в обществе?

Выводы, к которым пришла вторая группа

1.Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанав­ливать добрые отношения между людьми.

2.Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

3.Самый надежный способ добиться справедливости в обще­стве — с помощью законов.

4.У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

5.Наказание провинившегося должно быть справедливым.

6.Конституция РФ помогает установить справедливость в об­ществе.

Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объ­ясните, почему законы устанавливают границы свободы поведе­ния человека в обществе.

Вопросы для третьей группы

-В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

-Как юридическая наука определяет смысл термина «сво­бода»?

-Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

-Почему законы действуют ради свободы человека?

Выводы, к которым пришла третья группа

1.Законы действуют ради свободы человека.

2.Свобода — нормальное состояние человека.

3.Свобода — это возможность делать то, что не противоречит закону.

4.Свобода имеет границы и ограничения.

5.Быть свободным — не значит вольничать.

6.Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

Домашнее задание

Прочитать § 3 учебника.

Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально) из рубрики «В классе и дома»

5.В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы — это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

6.Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи при­меры. Каковы могут быть последствия нарушений?


 

Тема: Почему важно соблюдать законы

Тема: Почему важно соблюдать законы

Закон устанавливает границы свободы поведения

Закон устанавливает границы свободы поведения

В «Русской Правде» — сборнике правовых норм

В «Русской Правде» — сборнике правовых норм

Игра «Незрячий - поводырь».

Игра «Незрячий - поводырь».

Объясни, в чем состоит смысл справедливости?

Объясни, в чем состоит смысл справедливости?

Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди

Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди

Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в

Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в

Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни?

Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2024