Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 127»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
(практико-ориентированный)
по теме:
«Работа с одаренными детьми»
Выполнили:
Ячевская Елена Рафаильевна,
Учитель немецкого языка
Снежинск
2016
Аннотация
Данный проект проводился в 2013-2014, 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах на базе ДОЛ “Орленок”, на базе МБОУ “Гимназии №127”, на базе ЗО “Сунгуль” и на базе языкового центра Камелот. Целевая аудитория была 4-11 классы “Гимназии №127”. Проект реализовывался в несколько этапов. Проект имеет информационный, творческий, игровой, практико-исследовательский характер. Также большое внимание было уделено коммуникативному подходу. Учащиеся преодолевали языковой барьер, общаясь с носителями языка, тем самым совершенствуя свои знания и повышая мотивацию к изучению иностранных языков. Мы постарались создать атмосферу иноязычной среды путем погружения в традиции и обычаи стран изучаемых языков.
Актуальность проекта
В настоящее время, когда изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью общего среднего образования, крайне важно стимулировать заинтересованность учащихся в получении дополнительных знаний и расширению кругозора по данным предметам. Получая образование в учебном заведении с углубленным изучением иностранных языков, школьники сразу стараются выйти за рамки традиционных уроков, стремятся как можно раньше начать общаться с носителями языков, тем самым повышают свой уровень знаний и уверенность в собственных силах, что способствует успешной сдачи ГИА-9 и ГИА-11, а также определению своей будущей профессиональной деятельности. Также в рамках данного проекта был создан буклет, посвященный 60-летию градообразующего предприятия ВНИИТФ. Учащиеся познакомились с историей возникновения ВНИИТФ и г. Снежинска. Собранная информация была обработана и преобразована в информационный буклет, переведенный на английский язык в форме сказки “По следам нашего времени”.
Проектная работа по теме
«Работа с одаренными детьми»
Цель:
Повышение мотивации к изучению иностранных языков
Задачи:
1. Организация нестандартных образовательных занятий, направленных на достижение трех видов результатов (предметных, метапредметных, личностных).
2. Преодоление языкового барьера.
3. Расширение кругозора через изучение культуры и традиций стран изучаемых языков
4. Формирование коммуникативной компетенции.
Планируемые результаты:
1. Учащийся научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемых языков. Ученик получит возможность научиться брать и давать интервью.
2. Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
3. описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
4. воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в речи;
5. заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Этапы работы:
1. Профильная языковая смена на базе ДОЛ “Орленок”, июнь 2014 г. (секции английского и немецкого языков)
2. Профильная языковая смена на базе МБОУ “Гимназия №127”, июнь 2015г. (секции английского и немецкого языков)
3. Лингвистический лагерь на базе ЗО «Аврора» (февраль, апрель, июнь 2016г), на базе санатория «Сунгуль» (ноябрь 2015г.) (секция немецкого языка)
4. Языковой практикум с носителями языка (ноябрь, декабрь 2015г, февраль 2016г)
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных. Развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми, поэтому мы стали искать пути проведения нестандартных образовательных занятий, направленных на достижение трех видов результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Учебным планом гимназии на изучение английского языка предусмотрено 5 уроков в неделю, немецкого языка в основной школе 2 часа (с пятого по девятый класс). Здесь много учащихся, которые обладают особыми способностями в изучении иностранных языков. Когда дети переходят из начального звена в среднее, им приходится выбирать в качестве второго иностранного языка немецкий, либо французский языки.
В 5 классе мы проводим общее анкетирование учащихся, для того чтобы выяснить их мотивацию в изучении иностранного языка. (Приложение №1)
Приложение №1
Анкета для учащегося_____________(ФИО, класс учащегося)
1. Нравится ли тебе предмет «иностранный язык»? Почему?
2. Как ты считаешь, нужно ли изучать иностранный язык? Пригодится ли он тебе в жизни?
3. Много ли ты времени тратишь на выполнение домашнего задания?
4. Что тебе больше всего нравится делать на уроке иностранного языка?
5. Что тебе не нравится делать на уроке?
6. Как ты считаешь, ты работаешь в полную силу или мог бы заниматься лучше?
7. Хотел бы ты заниматься дополнительно иностранным языком?
8. Хотел бы ты принимать участие во внеклассных мероприятиях по иностранным языкам, конкурсах и олимпиадах?
9. Что бы ты хотел изменить на уроке иностранного языка?
10. Какие трудности в изучении иностранного языка ты испытываешь?
Анализ результатов таких анкет дает возможность выделить группу учащихся, которые целенаправленно хотят изучать язык и мотивированы на учебную деятельность.
На уроках мы используем разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на дальнейшее повышение мотивации к изучению немецкого и английского языков, разрабатываем различные тесты по страноведению, лексике, грамматике.
В 6 классе дети по желанию могут принимать участие в школьной олимпиаде по второму иностранному языку. Таким образом, по результатам олимпиад определяются еще учащиеся, которые могут и хотят более углубленно изучать немецкий язык. В более старших классах выделяется 2 часа в неделю, чтобы проводить факультативные занятия для детей с повышенной учебной мотивацией.
Детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к будущим муниципальным и региональным олимпиадам, различным конкурсам.
Для поддержания интереса к дополнительной работе по предмету мы проводим тематические вечера на иностранных языках, выездные лингвистические смены, изыскиваем возможность общения детей с носителями языка и т.д.
Учащиеся приходят первоначально с разными целями мотивации и с разными языковыми способностями. Учитывая их способности и потребности, каждый раз составляется индивидуальная образовательная программа для ребенка. Работая в школе 18 лет, в каждом выпуске были дети с повышенной познавательной мотивацией, для которых был индивидуально разработан свой маршрут.
Создание индивидуального образовательного маршрута дает возможность отслеживания результатов работы с учащимися с повышенной учебной мотивацией, помогает спланировать работу с одаренным учеником на год, что является удобной формой корректировки работы.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута нужно учитывать следующее:
1.Степень усвоения обучающимися предшествующего материала.
2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.
3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.
4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.
5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Таким образом, вы сможете посмотреть, как проектирование индивидуального
образовательного маршрута учащихся с повышенной учебной мотивацией отразилось на результатах олимпиад различного уровня.
Начиная со школьного этапа дети достигают всероссийского и международного уровней.
Я предлагаю рассмотреть 4 индивидуальных маршрута на примере изучения немецкого языка, разработанных за последние несколько лет. Каждый из 3 детей имеет свою мотивацию для изучения иностранного языка.
…. – начала изучать немецкий язык с 5 класса. Мотивацией было стать лучшей и знать все о немецком языке.
На первом этапе (мотивационном) происходило развитие интереса к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок уже тогда становился соорганизатором учебного процесса). Далее Света привлекалась к участию в классных и в общешкольных мероприятиях на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений, конкурс переводчиков, конкурс чтецов и т.п.).
На втором этапе была разработана индивидуальная программа. Подготовка к конкурсам и олимпиадам, тестовые задания, разбор заданий различных форматов. Задания по страноведению являлись наиболее увлекательными. Много приходилось пользоваться дополнительными материалами, различными Интернет-ресурсами, которые я активно использую на факультативах.
Третий этап для Светы стал этапом самостоятельной работы. Я считаю, что учитель иностранного языка должен уметь пользоваться не только традиционными учебными пособиями, но и информационно–коммуникативными технологиями. Всемирная сеть, электронные образовательные ресурсы стали хорошим подспорьем, как мне, так и моей ученице. Она изучила много статей о политических и культурных событиях в стране и в мире, посетила много сайтов, посвященных Германии, её культуре, событиям и достопримечательностям. Здесь можно было найти актуальную информацию о жизни Германии, посмотреть видеоролики на разные темы, больше узнать про федеральные земли и их достопримечательности. Света любила читать книги в оригинале, хотя это было очень сложно. Она читала книги немецких писателей, в том числе и современных, многие из которых даны на двух языках, на немецком и английском. Все это мы активно использовали на своих уроках и при подготовке к олимпиадам.
Светлане много приходилось работать самостоятельно дома. Внося корректировку в ее образовательный маршрут, ее языковые способности с каждым разом становились лучше. Постепенно становясь победительницей муниципальных и региональных, ей хотелось более углубленно изучать немецкий язык. В 9 классе она единственная сдавала экзамен по немецкому языку и сдала на «отлично».
После этого, она ежегодно участвовала в заключительном этапе международной олимпиады УРФО в г. Прага и дважды стала призером. Света несколько лет подряд вместе со мною посещала Германию, Австрию, где активно общалась с носителями языка.
В 10-11 классах Света стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады по немецкому языку в Челябинске. Еженедельно Света переписывалась и общалась посредством Skype с носителями языка. В 2012 году Светлана отлично сдала ЕГЭ по немецкому языку с результатом 92 балла. По сегодняшний день я курирую ее учебу в Вузе. Неоднократно она ездила на стажировку в Германию и продолжает успешно изучать немецкий язык.
Я считаю, что Света полностью реализовала свои потребности и возможности. Благодаря ИОМ, учащаяся улучшила немецкий и добилась своего, поступив в ВУЗ на факультет международных отношений.
2. …… - Мотивация: выучить третий иностранный язык.
Лиза закончила 11 класс со знанием 3 иностранных языков. В 5 классе второй иностранный язык по выбору. Но не всегда попадается тот язык, который хотел бы изучать ребенок. Изучая французский, Лиза поняла, что хотела бы учить немецкий язык. Увлекаясь творчеством немецкой группы «Рамштайн», сначала пыталась понимать тексты песен и переводить их. С возрастом мотивация меняется. В 7 классе она целенаправленно начала учить немецкий язык. За 3 года мы прошли все школьную программу. В 10-11 классах Лиза в качестве элективного курса выбрала курс разговорного немецкого «Новые пути изучения немецкого языка»
В 9, 10, 11 классах Лиза участвовала во всех этапах олимпиады УРФО, заработав высокие баллы. В 10, 11 классах – участие в школьных и городских олимпиадах. Проанализировав ИОМ, сделав корректировку, Лиза успешно выступила в городской олимпиаде по немецкому языку.
Расписание я составляла в удобное для нее время.
Делая вывод, считаю, что Лиза с поставленной перед собою задачей справилась. Она полностью реализовала свои возможности. В общении с иностранцами Лиза не испытывает трудностей в подборе лексики, пользуется разнообразными речевыми образцами. Выполнив в режиме он-лайн тесты на определение уровня знания языка, считаю, что уровень В1, вполне, соответствует ее ожиданию.
3. … - Мотивация: Знание 3 иностранного языка для будущей профессии.
Ева изучает французский язык с 5 до 9 класса, параллельно посещала индивидуальные занятия по немецкому языку. В 10 классе выбрала элективный курс «Разговорный немецкий».
На уроках мы используем современные немецкие учебники, составленные для иностранцев в Германии. На каждом уроке отрабатывается навык говорения, слушания, письма и т.д. С каждым разом Ева становится увереннее в себе.
В развитии любого общества и каждого отдельного человека велика и значительна роль языка. Особенно возрастает она в эпоху укрепления международных связей между странами. Сегодня мы являемся свидетелями того, как немецкий язык становится реально востребованным. Все большее число людей изучают немецкий язык и широко используют эти навыки и умения в своей практической деятельности. Возрастает потребность в специалистах, владеющих разговорной английской и немецкой речью, а также подготовленных для работы с литературой на иностранном языке. Традиционный школьный урок иностранного языка не может уже дать необходимый объем знаний и соответствовать многообразию определенных требований. Молодые люди должны после школы в зависимости от потребностей уметь в дальнейшем самостоятельно применить знания языка, т.к. не одна даже очень хорошая языковая школа, не один языковой курс не могут заменить того умения, которое обучаемый может достигнуть самостоятельной работой. Поэтому для них важно не потерять мотив обучения, а педагогу постараться научить их закрепить этот мотив.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
4. …… – Мотивация: Знание 3 иностранного языка для будущей профессии.
Анастасия изучает второй год третий иностранный язык. За год изучения немецкого языка сдала экзамен на уровень владения немецким языком при немецком Консульстве А1 на «отлично».
Чтобы повысить мотивацию изучения иностранных языков я нашла возможность общения с носителями языка. 2 года назад меня пригласили на стажировку при немецком Консульстве в город Екатеринбург. Там я познакомилась с представителями немецкого Консульства, после этого мы регулярно с учащимися выезжаем на все мероприятия, проводимые Консульством Германии в город Екатеринбург.
С июня 2014 года мы проводим выездные лингвистические смены на двух иностранных языках (немецком и английском). Радует то, что желание общаться с носителями языка есть не только у старшеклассников, но и у детей, которые только начали учить немецкий язык. Так как первоначально возникают сложности в общении на немецком языке, то иностранцы проводят занятия на английском и немецком, снимая языковой барьер.
Место |
Дата |
Лингвистический лагерь «Орленок» (10 дней) |
июнь 2014г |
Лингвистический лагерь «Гимназия № 127» (10 дней) |
июнь 2015г |
Лингвистический лагерь «Камелот» (2 дня), санаторий «Сунгуль» |
февраль 2015г |
Выездная лингвистическая школа с представителями немецкого Консульства (1 день), ЗО «Аврора» |
апрель 2016г |
Лингвистический лагерь «Камелот» (6 дней) ЗО «Аврора» |
июнь 2016г |
Поездка на региональный конкурс «Карнавал в Германии», организованный немецким Консульством (1 день) |
февраль 2016г |
Поездка на праздник «Рождество в Германии, Австрии, Швейцарии» г. Екатеринбург (1 день) |
декабрь 2015г |
Поездка на праздник «День Святого Мартина» г. Екатеринбург (1день) |
ноябрь 2015 |
Мы проводим ежегодно многопрофильную языковую смену для учащихся 4-11 классов, где изучаются два языка английский и немецкий.
Первый раз смена состоялась на базе детского лагеря «Орленок».
Второй раз на базе Гимназии № 127.
Третий раз на базе ЗО «Аврора» с носителями языка Дирком Шнике из Германии и Рейчел из Бразилии.
Партнеры
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект может реализовываться и в дальнейшем, поскольку целевая аудитория меняется (11-классники выпускаются, а ученики среднего звена начинают активно участвовать). Старшеклассники помогают и поддерживают младших школьников. Мы планируем расширить данный проект и рассматриваем возможность поездки в страны изучаемых языков с целью обмена опытом среди наших учеников, повышения коммуникативных навыков и поиска новых партнеров.
Вывод:
Изучая иностранные языки вне традиционных уроков, учащиеся становятся более уверенными в общении с иностранцами.
При организации нестандартных образовательных занятий удается достигнуть предметных, метапредметных, личностных результатов.
Участвуя в нашей методике, учащимся удается преодолеть языковой барьер, расширить кругозор через изучение культуры и традиций стран изучаемых языков, сформировать коммуникативную компетенцию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.