Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"
Оценка 4.6

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Оценка 4.6
docx
07.12.2019
Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"
Олипа А.В. Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности.docx

VI  заочный региональный конкурс творческих профориентационных

проектов «Шаг в будущее»

Номинация «Мастерская профориентации»

 

Методическая разработка

профориентационного мастер-класса

 

Фельдшер.

Восхождение к медицинской специальности

 

 

 

Автор: Олипа Андрей Васильевич,

                                                                      преподаватель педиатрии

                                                                  высшей квалификационной категории

                                                                  БПОУ ВО «Череповецкий медицинский

                                                                  колледж имени Н.М. Амосова»

 

 

 

 

г. Череповец, 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда. Поиск продуктивных форм и методов профессиональной ориентации обучающихся школ города сегодня должен стать основной целью современного преподавателя профессиональных модулей, который учит, развивает, формирует профессиональные, личностные, коммуникативные качества, ищет и творит, создает оптимальные условия для эффективного обучения и развития будущих медицинских специалистов среднего звена.

Выбор профессии (специальности) - это важнейший шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Юноши и девушки в 17лет, а иногда и раньше, принимают это непростое решение. Часто это решение в дальнейшем  и влияет на всю их жизнь. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Поспешность и легкомысленность может расстроить жизненные планы и сделать человека неудачником.

К сожалению, юноши не всегда делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование после того, как однажды сделали ошибочный выбор. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо владеть полной информацией о сущности той или иной медицинской специальности. В этом важную роль играют профориентационные мастер-классы, проводимые медицинскими колледжами Вологодской области для выпускников общеобразовательных школ.

Мастер-класс в формате мини-проб по компетенциям «Лечебное дело» даёт  возможность непосредственного погружения в профессию посредством практических мероприятий, способствует формированию осознанного построения собственной траектории развития.

Ожидаемый результат участия  для обучающихся: повышение степени компетентности участника в сфере медицинских профессий до различимого понимания собственной профессиональной заинтересованности и предрасположенности.

Методическая разработка мастер-класса по профориентации «Фельдшер. Восхождение к специальности» позволит педагогам-навигаторам профориентационной работы (классным руководителям и учителям биологии) школ города Череповца Вологодской области ознакомиться со спецификой медицинской специальности 31.02.01 Лечебное дело и с главными составляющими профессионального успеха фельдшера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели профориентационного мастер-класса

Образовательная цель:

-формировать целостное представление выпускников школ о медицинской специальности «Лечебное дело»;

- расширить  знания о специальностях медицинского колледжа;

- оказать помощь школьникам 11 классов в целенаправленном и осознанном выборе медицинской специальности.

Развивающая цель:

- сформировать умение готовить устное сообщение по заданному вопросу;

- совершенствовать умение работать с источниками информации;

- развивать умение выступать перед аудиторией с сообщением;

- погрузить учащихся в медицинскую специальность.

Воспитательная цель:

- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;

-  расширить сферу профессиональных интересов  обучающихся;

-  развитие умения культурного общения в группе сверстников,  умения создавать в процессе работы атмосферу взаимопонимания.

        Вид занятия: мероприятие вовлеченного выбора (очные мини-пробы (try-a-skill) по компетенциям в рамках профориентационного события.

Оснащение

Мульти-медиа проектор, экран, презентация; пеленальники; фантомы.

 

 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

 

Внеаудиторное мероприятие проводится в кабинете педиатрии. Учебно-методическое обеспечение мероприятия готовится заранее и устанавливается в соответствии с каждым его этапом на демонстрационных и пеленальных столах.

I. Организационный момент:

    Проверка готовности участников и оснащения.

II. Вводная часть.

1.Объявление темы.

2.Мотивация темы и цели.

3.Разъяснение сути и последовательности.

III. Содержание  мероприятия.

1. Выступление ведущих. Презентация.

2. Выступление преподавателя педиатрии.

3. Определение заданий.

4. Мастер-класс. Выступление студентов с показом фрагментов практического задания.

5. Мини-пробы (пеленание, антропометрия).

IV. Заключительная часть.

    1. Подведение итогов.

    2. Объявление результатов  мероприятия.

    3. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Преподаватель педиатрии:

Добрый день дорогие ребята, классные руководители, студенты! Сегодня мы с вами проведем мастер-класс «Фельдшер. Восхождение к специальности».

Целью нашего мероприятия является:

- расширить  знания о специальностях медицинского колледжа;

- оказать помощь учащимся 9-11 классов в целенаправленном и осознанном выборе медицинской специальности;

-познакомить обучающихся школ города с медицинской специальностью «Лечебное дело».

Мероприятие пройдет с элементами тренинга. А вести его будут наши лучшие по педиатрии студенты Анастасия З. и Никита В.

1-й ведущий:

Дорогие ребята!

 Сегодня невозможно представить цивилизованный мир без медицинских специалистов. Было бы  несправедливо отрицать огромный труд фельдшеров и других работников среднего медицинского персонала, которые ежедневно борются за жизнь и здоровье людей. Но сегодня речь пойдёт именно о фельдшерах… Медицинских специальностей очень много. Получить их можно в нашем медицинском колледже.

2-й ведущий:

Перед медицинскими специалистами во все времена преклонялись. Их всегда уважали и любили: именно они облегчают людям жизнь, вселяют надежду в завтрашний день; именно они освобождают людей от боли, а иногда дают ту мудрость, с помощью которой человек может существовать в мире.

Фельдшер  сопровождает человека всю его жизнь от первого детского крика до последнего вздоха. Очень повезёт тому, кого родители от рождения наделили завидным здоровьем, но ведь так бывает не часто. И тут приходят на помощь наши дорогие медики!

1-й ведущий:

 Настоящим фельдшером можно стать, не столько выучив все медицинские науки, сколько почувствовав любовь к людям, к детям, желание служить им, помогать и понимать их.

2-й ведущий:

Фельдшер выполняет следующие виды деятельности:

-  диагностическую деятельность;

-  лечебную деятельность;

-  профилактическую деятельность;

-  организационно-аналитическую деятельность;

-  медико-социальную деятельность.

1-й ведущий:

Путь к специальности фельдшер не всегда прост. Немного обо мне, и о моей выбранной профессии.

         Для меня медицина – это не просто выбор профессии, а призвание. Именно ей я хочу посвятить свою жизнь. Меня абсолютно не пугает, что для этого нужно долго учиться, пройти много далеко не простых испытаний. Но главное, что после долгой учебы я могу служить людям, спасать их жизни.

Пример служения людям всегда был перед моими глазами. С раннего детства я слышала рассказы о моей прабабушке. Она была участницей Великой Отечественной войне, работала в военном госпитале в звании лейтенанта медицинской службы, лечила и выхаживала тяжелобольных и раненых солдат.

         Но если о прабабушке я только слышала, то с работой бабушки знакома не понаслышке. Она работала медсестрой в БУЗ ВО Медсанчасть «Северсталь», в отделении хирургии.  Часто я ходила с бабушкой на работу и видела, как врачи разных специальностей каждый день борются за жизнь и здоровье своих пациентов. Одним из самых любимых подарков, полученных на день рождения, стал настоящий фонендоскоп и белый халатик с шапочкой. Именно тогда я впервые задумалась о выборе будущей профессии.

         Став взрослее, я началась задумываться о том, как из огромного выбора медицинских специальностей выбрать ту единственную, которой буду заниматься всю жизнь. Больше всего на настоящий момент меня привлекает работа анестезиолога-ревматолога.

         Думаю, что мой выбор будущей профессии достаточно зрелый, и я никогда не пожалею о том, что стану врачом, буду помогать людям, а может быть, и спасать жизнь. А это самое главное – давать людям надежду на долгую жизнь.

         На данный момент я учусь на 2 курсе по специальности Лечебное дело, на фельдшера. В дальнейшем планирую продолжить свое обучение в мединституте. Я не капли не жалею, что два года назад я решила связать свою жизнь с медициной.

2-й ведущий:

         Что побудило меня сделать выбор специальности «Лечебное дело»?

         Во первых, вся суть не в самой профессии, а в сфере деятельности. Медицина, пусть и не приносит огромного финансового дохода, но она востребована практически везде, учитывая этот факт, не сложно понять, что без работы я не останусь и всегда буду нужен, как специалист своего дела.

         Во вторых, в повседневной жизнедеятельности и в быту имеющиеся знания и полученные навыки могут пригодиться, например, дома или в гостях, в поездке, абсолютно в любом месте.

         В третьих, медицина всегда была мне интересна: она подобна тайне, покрытой мраком и этот мрак необходимо развеять, чтобы проникнуться всем, что увижу и узнаю в полной мере. Будучи ребенком, я уже читал энциклопедию по анатомии человека.

         Итак, четвертый и, наверное, конечный аргумент. Ни для кого не секрет, что я проходил военную службу ВС РФ в войсках радиационной, химической и биологической защиты на должности санитарного инструктора, то есть в течение всего года я был неразлучно связан с медициной, лечением солдат, мероприятиями по профилактике заболеваний, обучался некоторым манипуляциям по оказанию первой медицинской помощи. Во всей этой служебной суматохе я осознавал, что лечебная деятельность это не только мое призвание, это мой образ жизни.

1-й ведущий:

Учёбой в медицинском колледже мы довольны.

В наш век на учёбе скучать не придётся,

Лекции, практика – дело найдётся!

Научной работой себя занимаем,

Участвуем в конкурсах - всё успеваем.

Живём мы активно, учиться не лень,

Общественной жизнью наполнен наш день!

Глобальные цели не отвлекают,

Мысли о будущем нас занимают.

Для каждой открыта какая-то дверь,

Но что там творится? Пойди и проверь!

Кому-то достанется дверь от машины,

Жгут, остановка, наложение шины!

Проверим, что с пульсом: «Все в норме, нашла!»

И снова бригада на вызов пошла.

А кто-то откроет дверь в кабинет,

Не скажешь, что проще, совсем даже нет!

Здесь фельдшер, как врач, должен действовать смело,

Отпор дать недугу, как клиник умелый,

Симптомы болезни сразу узнать,

Рефлексы проверить, анамнез собрать!1

2-й ведущий:

Растёт ребёнок, мама приносит его в детскую поликлинику, а там его принимают ласковые, почти как мамины, руки наших врачей-педиатров или фельдшеров. Фельдшер осматривает ребенка, оценивает результаты антропометрии (масса тела, длина тела, окружности).

Преподаватель:

А сейчас мы с ведущими проведём показ фрагмента практического занятия по педиатрии. Студенты проведут мастер-класс - антропометрию и  пеленание ребенка (свободное).

Студенты проводят мастер-класс по антропометрии и пеленанию, вовлекают активных учащихся (ПРИЛОЖЕНИЯ).

Преподаватель:

Профилактический осмотр  здоровых детей и пеленание закончены. Есть много разных профессий, все нужные, все ответственные. Профессия медицинского работника, безусловно, необходима каждому из нас. Ведь медицинские работники не просто работают, но и дарят жизни, надежду и будущее каждому человеку. Приходите, мы ждем Вас!

Открой свою дверь и узнаешь в чём суть,

Здесь важно не трусить, а смело шагнуть.

Проверить: «Что стоишь?»

Понять: «Сколько знаешь?»

«А милосердием обладаешь?».

Вопросов огромное множество трудных,

Амосовец справится, преданно будет

Служить медицине, другим помогать,

          И ФЕЛЬДШЕРОМ гордо себя называть! 1

Большое спасибо всем нашим гостям! Я уверен, что среди нас обязательно будут новые фельдшера и медсёстры. Доброго всем здоровья!

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________

1Александрова А.М. Мы - фельдшера 21 века!

                                                                     

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ №1

АНТРОПОМЕТРИЯ ДЕТЕЙ  ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

            Цель: наблюдение за динамикой физического развития ребенка.

            Показания: оценка физического развития ребенка, измерить показатели веса, необходимые для расчета разового объема питания или дозы лекарственного средства

            Противопоказания: тяжелое состояние ребенка.

            Оснащение:

чистые пеленки;

емкость с чистой ветошью и емкость для использованной ветоши;

емкость с дезинфицирующим раствором;

емкость для отходов группы «Б»;

чистые перчатки (одноразовые);

сантиметровая лента;

блокнот (медицинская документация) и авторучка;

горизонтальные электронные (механические) медицинские весы;

пеленальный столик с сантиметровой шкалой и линейка или горизонтальный ростомер с подвижной планкой.

 

№ п/п

Последовательность действий

0

1

2

1

Представиться родственнику ребенка, объяснить цель и ход предстоящей манипуляции, получить устное согласие на её проведение

 

 

 

2

Гигиеническим способом обработать руки, осушит их и надеть перчатки.

Обработать ветошью с дезинфицирующим раствором поверхности (клеенчатую поверхность мягкого коврика на пеленальном столике, чашу весов, поверхность ростомера и сантиметровую ленту). Ветошь положить в емкость для использованной ветоши.

Снять перчатки сбросить их в отходы группы «Б». На столик, ростомер и весы постелить по чистой пеленке. Пеленка на весах не должна закрывать дисплей весов

 

 

 

3

Включить и уравновесить весы, нажав на кнопку Т (экране дисплея должно появиться изображение 00)

 

 

 

4

Положить ребенка на пеленальный столик, снять с него одежду, оставив его в распашонке и памперсах.

 

 

 

Измерение окружности головы

5

Сантиметровую ленту взять в обе руки, аккуратно завести ее  за голову ребенка, наложив сзади на область затылочных бугров

 

 

 

6

Проведя ленту над ушными раковинами, провести ее на уровне надбровных дуг и соединить ее спереди

 

 

 

7

Результат записать в блокнот (медицинскую документацию)

 

 

 

Измерение роста

8

Если пеленальный столик без боковой сантиметровой шкалы, то уложить ребенка на повернутый шкалой к медсестре ростомер так, чтобы голова плотно прилегала к неподвижной планке ростомера.

Если столик со шкалой, то положить ребенка рядом с ней, проследив, чтобы голова его упиралась в верхнюю планку пеленального столика

 

 

 

9

Легким нажатием одной из рук на область коленных суставов осторожно выпрямить обе ножки ребенка и затем придвинуть (приложить) подвижную планку ростомера к подошвам ребенка другой рукой

 

 

 

10

По шкале определить рост ребенка и результат записать в блокнот (медицинскую документацию)

 

 

 

Измерение окружности груди

11

Снять с ребенка распашонку (кофточку)

 

 

 

12

Сантиметровую ленту осторожно завести за спину ребенка, наложив ее сзади под нижними углами обеих лопаток

 

 

 

13

Плотно обхватить лентой грудную клетку ребенка по бокам и соединить ее на уровне сосковой линии спереди

 

 

 

14

Определить и записать результат в блокнот (медицинскую документацию)

 

 

 

Взвешивание

15

Включить и уравновесить весы, нажав кнопку Т ( на экране дисплея должно появиться изображение 00). Рядом с собой положите блокнот с ручкой

 

 

 

16

Раздеть ребенка, снять памперс и положить ребенка на весы

 

 

 

17

Нажать кнопку Т, произвести взвешивание

 

 

 

18

Увидев на дисплее показатель массы тела, отдать ребенка матери (родственнику ребенка или положить ребенка в кроватку). При этом показатели массы будут сохраняться несколько секунд на дисплее

 

 

 

19

Записать результат измерения в медицинскую документацию

 

 

 

            Критерии оценки: 2 балла – полный ответ; 1 балл – неполный ответ; 0 баллов – не ответил(а) (неправильный ответ).

            38-36 баллов – «отлично»; 35-33 балла – «хорошо»; 32-30 – «удовлетворительно»

 

 

 

                                                                                                

                                                                                                 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

ПЕЛЕНАНИЕ СВОБОДНОЕ  (ОТКРЫТЫЙ СПОСОБ)

 

         Цель: защитить новорожденного от потери тепла, кожные покровы – от потертостей.

            Показания: пеленания проводят для дома.

            Противопоказания: нет.

            Оснащение:

1)      фланелевая (теплая) пеленка;

2)      тонкая пеленка – 2 штуки;

3)      подгузник одноразовый (памперс) или еще одна токая пеленка;

4)      перчатки;

5)      емкость для отходов класса «Б»;

6)      емкость с чистой ветошью;

7)      распашонка тонкая;

8)      распашонка фланелевая (теплая).

 

 

№ п/п

Последовательность действий

с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Вымыть руки гигиеническим способом. Надеть перчатки

 

 

 

2

 Обработать пеленальный стол чистой ветошью, смоченной в дезрастворе. Сбросить перчатки в накопитель отходов класса «Б». Вымыть руки и осушить их.

 

 

 

3

На пеленальном столе разложить фланелевую пеленку

 

 

 

4

Тонкую пеленку, сложенную в виде квадрата, положить выше края фланелевой на 10-15 см углом вверх

 

 

 

5

Вторую тонкую пеленку уложить на уровне фланелевой

 

 

 

6

Развернуть одноразовый подгузник. Если его нет, тонкую пеленку, сложенную в 8 слоев, уложить как подгузник

 

 

 

7

Расположить ребенка на пеленках так, чтобы верхний край тонкой пеленки был на уровне подмышек, проложив подгузник между ножек ребенка. При надевании памперса одной рукой поднять ножки ребенка и подложить памперс; застегнуть липучки на памперсе, расправить все складочки, липучки должны оказаться на животике.

У новорожденного подвернуть верхний край подгузника (памперса), если пупочная ранка еще не эпителизировалась

 

 

 

8

Надеть на ребенка распашонки: сначала тонкую – швами наружу, запахнуть ее на спине; затем теплую – запахнут на груди

 

 

 

9

Завернуть тонкую пеленку прямым пеленанием, не забывая проложить боковой край пеленки между ножками ребенка. Ручки ребенка остаются свободными. Верхний край пеленки закрепить

 

 

 

10

Тонкую пеленку завернуть косым пеленанием, края закрепить. Проследить за тем, чтобы закрепленный край пеленка находился на животе ребенка. Голова ребенка лежит на пеленке, сложенной квадратом, которая фиксируется фланелевой пеленкой. Ручки ребенка остаются свободными

 

 

 

11

Ребенка передать маме или уложить в кроватку на бочок

 

 

 

12

Вымыть и высушить руки

 

 

 

 

Критерии оценки: 2 балла – полный ответ; 1 балл – неполный ответ; 0 баллов – не ответил (а) (неправильный ответ).

            24-22 баллов – «отлично»; 21-19 баллов – «хорошо»; 18-16 баллов – «удовлетворительно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"

Методическая разработка профориентационного мастер-класса  "Фельдшер. Восхождение к медицинской специальности"
Скачать файл