Министерство образования Тверской области
ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж»
Рассмотрено на заседании ПЦК Информационных технологий Протокол N __ от «___»______ 20__ г
|
Утверждена методическим советом ГБПОУ «ВВК» «__» ______ 20 __ г. Протокол N ___ от «__» ____ 20 __ г.
|
Методическая разработка
проведения круглого стола
по дисциплине «Информатика»
Для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Тема: «Проблемы охраны программ и данных. Операционные системы»
Автор - преподаватель ГБПОУ «ВВК» О.Б. Бочинова
Вышний Волочек
2020-2021 уч. год
Аннотация
Преподаватель ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж» Бочинова О.Б.
Тема методической разработки проведения круглого стола «Проблемы охраны программ и данных. Операционные системы» выбрана в соответствии с программой ФГОС по дисциплине Информатика и календарно-тематическим планом. Особое внимание в методическом пособии уделено формированию развития познавательного интереса студентов, творческой активности студентов, развитию логической мыслительной деятельности, а также формированию представлений у студентов о видах программного обеспечения, понятии операционной системы ,необходимости защиты информации.
Методическая разработка включает в себя: аннотацию, введение, основную часть, заключение, список литературы. Материалы данного методического пособия могут использоваться преподавателями для проведения внеклассного мероприятия, а также студентами при подготовке к зачету и экзамену по информатике.
Содержание
Аннотация ........................................................................................................
Содержание ......................................................................................................
Введение ...........................................................................................................
Основная часть ................................................................................................
Заключение .....................................................................................................
Список использованных источников............................................................
ВВЕДЕНИЕ
Информационная культура современного человека и будущего любого специалиста в разных сферах деятельности определяется не только знаниями и умениями в области информационно-коммуникационных технологий, но и обязательным соблюдением правовых норм в этой области.
Программы для электронно-вычислительных машин занимают отдельное место среди множества других объектов авторских прав в силу специфических особенностей их правового режима.
Уже на самом первом этапе
выхода к информационному обществу населению необходимы разработанные меры правового
регулирования в области информационно-коммуникативных отношений. Правовое
регулирование в информационной сфере является новой и самой важной задачей для
государства, в том числе и для Российской Федерации.
Основная часть
План проводимого урока
1. Организационная часть – 2 мин
Постановка целей занятия
Мотивация деятельности
2. Проверка исходного уровня знаний учащихся 10 мин.
3. Самостоятельная отработка практических умений 45 мин.
4. Физкультминутка 2 мин.
5. Проверка выполнения заданий с рецензированием ответов 13 мин.
6. Заключительное слово. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки за работу. 7.Задание на дом 5 мин.
Цели:
Цель урока: сформировать представление у студентов о видах программного обеспечения, понятии операционной системы ,необходимости защиты информации, а также познакомить с правовыми аспектами работы с информацией.
Задачи:
Обучающие:
Ø познакомить с видами программного обеспечения;
Ø изучить основные правовые аспекты работы с информацией;
Ø ознакомить учащихся с необходимостью защиты информации;
Ø ознакомить с уголовной ответственностью за компьютерные преступления.
Развивающие:
Ø развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
Ø развивать логическую мыслительную деятельность.
Воспитательные:
Ø правовое воспитание через знакомство с законодательными документами РФ;
Ø формирование уважительного отношения к законодательным нормам;
Ø воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: словесный, логический, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Форма урока: круглый стол с применением современных технологий (компьютерная презентация).
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.
Структура урока.
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
3. Сообщения студентов (9 мин.)
4. Презентации студентов (7 мин.)
5. Работа в группах по столам (7 мин.)
6. Закрепление изучаемого материала (5 мин.)
7. Итог урока (2 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Преподаватель:
- Здравствуйте, сегодня мы с вами собрались в этой аудитории, для того чтобы обсудить актуальный вопрос «Какие проблемы существуют в РФ в охране программ и данных» и поэтому тема нашего круглого стола «Проблемы охраны программ и данных. Операционные системы».
Преподаватель:
-Для получения наиболее полного ответа на этот вопрос мы обратились к людям из различных сфер деятельности. Внимание на экран .
Демонстрация видео ролика.
https://yandex.ru/video/preview?filmId=8712227535621155707&text=%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0+%D0%B2+%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC
Видеоролик взят с сайта YouTube(скриншот видеоролика)
Преподаватель:
- Кроме этого мы провели социальный опрос студентов нашего колледжа. В ходе опроса были опрошены 43 студента первого курса. Всем задавались 3 вопроса:
1. Стоит ли у вас дома лицензионное программное обеспечение?
2. Откуда берете новые программы для компьютера?
3. Какая операционная система у вас дома установлена?
Данные опроса были обработаны и были получены следующие результаты. На экран выводится Презентация «Диаграммы», в которой наглядно представлены результаты опроса.
Преподаватель:
- Как мы видим по проведенному опросу у студентов очень низкий процент установленных лицензионных программ. Хорошо это или плохо? Конечно, это очень плохо, с точки зрения закона. Ведь это влечет за собой и административную и уголовную ответственность.
Давайте узнаем, какая все таки ответственность нам грозит за установленное нелицензионное программное обеспечение. На экран выводится слайд с указанием ответственности.
Как вы видите наказание за данное нарушение довольно серьезное.
Преподаватель - Давайте мы вами теперь рассмотрим программное обеспечение с точки зрения правового статуса.
Выступление студента с сообщением «Правовой статус программ», выступление сопровождается показом презентации.
Преподаватель - Как Вы видите есть большое количество программ, которые можно использовать бесплатно и при этом не нарушать закон. А какие из представленных программ Вы пользуетесь?
Ответы студентов.
Преподаватель:
А теперь давайте перейдем непосредственно к нашей проблеме, т.е. правовой защите программ и данных. Для этого мы с Вами заслушаем сообщения. Выступают студенты с подготовленными докладами:
1 доклад на тему «Правовая охрана программ и данных» - выступление студента
2 доклад на тему «Операционная система. Перспективы развития операционных систем».
Преподаватель:
Итак, дорогие студенты, мы с Вами заслушали сообщения и давайте теперь обсудим следующие проблемы:
1. Почему в Российской Федерации существует проблема защиты авторских прав?
2.Существуют ли подобные проблемы в других странах?
3. Как вы думаете каким образом можно решить проблему защиты авторских прав? Решается ли это в данный момент в РФ?
Студенты разбиваются на три группы, каждой группе выделяется одни вопрос для обсуждения. По окончании обсуждения один представитель от каждой группы высказывает мнение по заданному вопросу.
Преподаватель:
Итак, мы с Вами обсудили важные вопросы нашего круглого стола и теперь давайте сделаем выводы по нашей теме. Для этого давайте мы ответим на следующие вопросы:
1. Какую ответственность несет пользователь за нарушение авторских прав?
2. Какое программное обеспечение нужно устанавливать на свой компьютер, чтобы не нарушать законодательство Российской Федерации?
3. Какие препятствия у Вас возникают для использования лицензионного программного обеспечения?
4. Готовы ли в дальнейшем пользоваться лицензионными продуктами?
Ответы студентов, студенты отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ.
Преподаватель
Итак, мы сегодня с Вами разобрали такую важную и актуальную проблему, как правовая охрана программ и данных, операционные системы. Из проведенного обсуждения давайте сделаем выводы по нашей проблеме.
Выводы по круглому столу:
1. Современная ситуация в Российской Федерации требует разработки адекватной системы правового регулирования отношений, связанных с созданием, использованием и защитой программ для электронно-вычислительных машин и баз данных.
2. Законодательство Российской Федерации относит программы и базы данных к объектам авторского права.
3. Россия относится к числу стран, где уровень незаконного использования программ для электронно-вычислительных машин является очень высоким.
4. В законодательстве Российской Федерации еще не до конца проработано регулирующее право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и баз данных.
Рефлексия преподаватель раздает студентам таблицу, в которой необходимо заполнить 3 графы: плюсы, минусы проведенного мероприятия и предложения по улучшению проведения круглого стола.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.