Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Оценка 4.7

Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Оценка 4.7
doc
05.03.2024
Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
МР Пение.doc

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=15bd52dc8eb9d3cc34be6c460ec14e753733332f-11741829-images-thumbs&n=13

 

 

Подготовила музыкальный руководитель: Болотова Н.Г.

 

Пение  – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

 

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова. Опираясь на  методики и рекомендации известных педагогов,  выстроила   систему формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. 

 

Целью моей работы стало развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста  на музыкальных занятиях.

 

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста  на музыкальных занятиях.

2.  Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма).

3.   Воспитывать  у детей любовь и интерес к певческой деятельности.    

4. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности  дошкольников.
        

  В работе с детьми я руководствовалась требованиями ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их    положительной самооценки, уверенности    в     собственных возможностях и способностях;

2)      использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,   соответствующих   их   возрастным   и   индивидуальным   особенностям 

3)       построение   образовательной   деятельности   на   основе   взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка  

4)       поддержка, инициативы и самостоятельности детей

5)           вовлечение   семей воспитанников    в образовательную  деятельность.

 

С целью создания условий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях 

 

1. Систематизировала и адаптировала к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

2. Создала картотеку игр и упражнений для  развития певческих навыков у детей.

3.   Подобрала песенный репертуар в соответствии с возрастными особенностями детей с помощью которого можно решить различные задачи развития вокальных навыков.  

          

 Чтобы успешно решить задачи, нужно обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

 

Певческая установка – правильная поза при пении.

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

 

Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно  начиная с младшей группы, учу их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» поем протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание.

Научить детей спокойному вдоху помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»). Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь.  

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.   Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в   песнях, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции использую упражнения артикуляционной гимнастики  по системе В. Емельянова («Машина», «Заборчик», «Паровоз», «Страшная сказка» и т.д.), скороговорки («Шла Саша..,» « На дворе трава…» и т.д.), чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

 

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над развитием слуха. Одна из причин неверной интонации – неумение детей пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь попевки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание (упражнения «Скачем по лестнице, «Курица», «Эхо» и другие). Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, фланелеграф и т.д.).

Для эффективности использую комплект наглядных пособий «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной, «Живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Кукушка», «Баю – баю» «Музыкальный домик» и т.д.) Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом».

В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других. Ансамбль у детей достигается постепенно. Чтобы развить в детях навыки ансамбля и строя использую приём пения «цепочкой». Его легко освоить «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). А также используют разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Для того, чтобы дети начали песню одновременно использую жесты: взмах рукой или движение головой. Дирижирование   я использую, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике.

В развитии певческих навыков придаю большое значение детской песенной импровизации.

Обучаю детей самостоятельно составлять ритмические цепочки (Игра «Сочини песню»), используя карточки (пособие «Этот удивительный ритм» Каплуновой И.М.), самостоятельно искать песенные интонации (Игра «Имена»).

Благодаря наличию в каждой группе детских  музыкальных инструментов и вокального дидактического материала, воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой, кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.   

         Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

 

Использую традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

·       выступления на родительских собраниях;

·       индивидуальные беседы;

·       папки-передвижки в группах;

·       консультации в родительские уголки;

·       приобщаю родителей к подготовке и проведению мероприятий, созданию музыкальной развивающей среды;

 

Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей. Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и самостоятельно, принимают активное участие в концертах и становятся победителями и лауреатами на конкурсах разного уровня, о чем свидетельствуют многочисленные награды, сертификаты и дипломы.

 

В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, используя наработанный опыт.

 

 

Картотека музыкальных распевок для детей дошкольного возраста

 

«Здравствуйте!»
Упражнение на развитие голоса и слуха
Педагог (здрав-ствуй-те, здрав-ствуй-те, здрав-ствуй-те!).
Дети: здрав-ствуй-те!

«Повторялки!»
Интонационная игра «Повторялки».
Педагог играет на фортепиано определенные звуковые обороты (в диапозоне «ре-си» первой октавы). Дети, внимательно прослушав, повторяют голосом, пропевая на любом слоге, например на «ля».
«На зеленом лугу»
Упражнение на чистоту интонации. «На зеленом лугу», р.н.п.
На зеленом лугу! Их! Вох!
Раз нашел я дуду Их! Вох!

«Сорока!»
Упражнение для развития слуха и голоса «Сорока».
- Сорока-сорока, где была? – Далеко.
Кашку варила, деток кормила
На порог скакала, гостей созывала.

«Ветерок»
Упражнение на дыхание «Ветерок».
В упражнении дети используют согласные (ф), (п): надувают щеки и резко сдувают, издавая звук «Пфффф». Постепенно усиливая звучание (глисандируя голосом), дети изображают завывание осеннего холодного ветра. Обращается внимание на эмоциональную окрасу звука: завывание ветра пугают, становиться страшно. Неуютно. С помощью звуков (с), и (ш) изображаются шуршащие под слабым ветерком осени листья - звуки приятные, ласковые, успокаивающие.
Под ногами в листопад
Листья желтые лежат.
листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок --
Папа, Мама и ребенок.
В.Голяховский.

«Скок, скок, поскок!»
Упражнение для развития и укрепления голоса. «Скок, скок, поскок».
Скок, скок – поскок, молодой дроздок,
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька.
Сама с вершок, голова с горшок.
«Дон – дон!»

«Дон-дон»
Упражнение на умение петь на одном звуке «Дон-дон».
Динь, дон, динь, дон!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курочка с ведром!
Поливать кошкин дом.
Коза выскочила, глаза выпучила,
Побежала на базар всему свету рассказать.

«Такие разные ребята!»
Упражнение на укрепление дыхания голоса «Такие разные ребята».
В упражнении дети напевают несколько раз звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, меняя тональность и интонацию.
Например, на междометие «АХ» изображается радость;
на «ОХ» - растерянность;
«Эх»- удивление и так далее.
Голосом. Мимикой и движениями дети стараются передать свое настроение. «Ах - Ах-Ах- Ах (восьмые);
Ах - в конце (половинная);
Остальное по тому же принципу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

4.Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

8. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

9. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.

10. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.


Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса

Систематизировала и адаптировала к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения

Систематизировала и адаптировала к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя

Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей

Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей

Под ногами в листопад Листья желтые лежат

Под ногами в листопад Листья желтые лежат

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024