Кто такие рыбы?

  • doc
  • 03.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кто такие рыбы.doc

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

РУЗСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

143155, М.О., Рузский район, д.Старониколаево, д.195                                                тел.62-547;  e-mail: kozhinomail@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

Открытый урок в 1 классе по теме:

 

«Кто такие рыбы?»

 

(УМК «Школа России», автор А. Плешаков)

 

 

 

 

 

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «Кожинская СОШ»

Равинская Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

 

 

Предмет: окружающий мир

Класс:1

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение  их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?», 

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А., демонстрационный и  раздаточный материал.

 

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Ужасно интересно все то, что неизвестно. СЛАЙД 2

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их как ученики.

II Актуализация знаний.

1.      Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

- Что нового вы узнали о насекомых? Какие у насекомых особенности (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.) СЛАЙД 3

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

Игра, кто лишний СЛАЙД 4-6

2. Проверка знаний.

      - Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.

         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

         2. Муха – это насекомое? (да)

         3. У насекомого 8 ног? (нет)

         4. Паук – это насекомое? (нет)

         5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

         6. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III Самоопределение к деятельности.

-  Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?

- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

- Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.        

– Стрекоза это насекомое? (Да) СЛАЙД 7

Настрой на изучение нового материала.

2. Введение в тему урока.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю.

(Рыба)                                         

Разгадываем ребус СЛАЙД 8

- Кто такие рыбы? СЛАЙД 9

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

- В любой ли воде могут жить рыбы? СЛАЙД 10, СЛАЙД 11

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

 

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

 

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Муравьишка Вопросик хотел бы знать:

- Как рыбы могут жить в воде?

- Действительно, в воде жить совсем не просто. Давайте подумаем почему?

(В ходе беседы учитель подводит детей к мысли о том, что т.к. вода намного плотнее воздуха, в ней трудно двигать, кислород, необходимый для дыхания, растворён в воде, значит нужно заглатывать воду, чтобы дышать. Вода мокрая и часто холодная.)

 

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

 

1.      - Муравьишка  Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу.

СЛАЙД 12

- Кто знает как называется эта рыба? (карп)

Изучаем по рисунку строение этой рыбы.

Найдите изученные части у этой рыбы СЛАЙД 13

 

2. Первичное закрепление знаний.

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Могут ли они дышать кислородом, как другие животные? Чего для этого у них нет? (легких) Молодцы!

- На какие вопросы мы нашли ответы? (Как рыбы двигаются в воде? Как рыбы дышат?)

- Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? Давайте подумаем.

- Давайте проведём небольшой эксперимент.

- У меня есть воздушный шарик. Чем он наполнен? (Воздухом)

- Давайте попробуем утопить этот шарик в воде. Почему это не получается? (Воздух легче воды)

- Как вы думаете, зачем мы провели этот эксперимент? Сделайте предположение. СЛАЙД 14

 (Потому что внутри рыб находится плавательный пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3.   Практическая работа.

Загадка.

- Муравьишка приготовил загадку:

                                И у мамы, и у деток

                                Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? СЛАЙД 15

Подводит к определению нового признака рыб.

- Отличительный признак рыб - чешуя. Чешуя – это роговой покров, такой же, как наши ногти, только немного тоньше. Ногти промокают в воде? (Нет)

- Сделайте предположение, чему служит чешуя? (Не даёт рыбе промокнуть) Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Чешуя у рыб нарастает в шахматном порядке.

 (На столах у детей  лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии  из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек).

Перед вами 2 водоема. Опишите их

-В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

V Физкультминутка 

4. Работа по учебнику в парах.

Открываем стр35(33)

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные (не соленые) водоёмы - их среда обитания. СЛАЙД 16-17

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала.

5. Игра «Поймай рыбку».

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку» По изображению рыбы вы должны узнать ее и вспомнить речная это рыба или морская (Помогаю загадками) СЛАЙД  18-20

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

  Учитель читает загадки.

                           На дне, где тихо и темно,

                          Лежит усатое бревно.

                                                               (Сом.)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

От зубастой щуки скрылся

В зарослях он притаился

Выплыл с тины серебрясь…

А зовут его? (Карась) речная рыба

                              Хвостом виляет,

                              Зубастая, а не лает.

                                                              (Щука.)

Щука одна из крупных речных рыб.

                          Драчун и забияка

                             Живет в воде,

                             Кости на спине,

                             И щука не проглотит.

                                                                 (Ерш.)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

                                На дне один

                             Лежит плоский блин.

                                                             (Камбала.)

Камбала  - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

                             

                                   Живу глубоко.

                                  Плыву легко,

                                  Зубастая, большая,

                                  Я рыба морская.

                                                                 (Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.                       

 

VII Групповая работа. Определение рыб, как вида. Описание одной из рыб по плану.

-Ребята, сейчас вы должны объединиться в 3 команды по рядам. Каждый ряд получает набор карточек. Вы должны найти среди представленных животных рыб. Когда команда будет готова – поднимаем руки.

Следующее задание. Каждая команда должна выбрать одну из рыб и описать ее по плану СЛАЙД 21

      План описания рыбы

      1. Название рыбы.

      2. Речная или морская.

      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

      4. Окраска туловища, плавников.

 

VIII Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы?    (  Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

 

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

 

- Какую цель мы ставили на уроке? (Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану)

 - Достигли ли мы ее?

В начале урока Муравьишка задал нам вопрос Как рыбы могут жить в воде? Что мы ответим ему на этот вопрос? С помощью чего рыбы справляются с жизнью в воде?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то поднимите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.

 

Спасибо за урок!

 

 

 

 


Посмотрите также