Кто такие рыбы?
Оценка 4.6

Кто такие рыбы?

Оценка 4.6
doc
03.02.2024
Кто такие рыбы?
Кто такие рыбы.doc

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

РУЗСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

143155, М.О., Рузский район, д.Старониколаево, д.195                                                тел.62-547;  e-mail: kozhinomail@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

Открытый урок в 1 классе по теме:

 

«Кто такие рыбы?»

 

(УМК «Школа России», автор А. Плешаков)

 

 

 

 

 

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «Кожинская СОШ»

Равинская Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

 

 

Предмет: окружающий мир

Класс:1

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение  их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?», 

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А., демонстрационный и  раздаточный материал.

 

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Ужасно интересно все то, что неизвестно. СЛАЙД 2

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их как ученики.

II Актуализация знаний.

1.      Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

- Что нового вы узнали о насекомых? Какие у насекомых особенности (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.) СЛАЙД 3

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

Игра, кто лишний СЛАЙД 4-6

2. Проверка знаний.

      - Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.

         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

         2. Муха – это насекомое? (да)

         3. У насекомого 8 ног? (нет)

         4. Паук – это насекомое? (нет)

         5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

         6. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III Самоопределение к деятельности.

-  Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?

- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

- Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.        

– Стрекоза это насекомое? (Да) СЛАЙД 7

Настрой на изучение нового материала.

2. Введение в тему урока.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю.

(Рыба)                                         

Разгадываем ребус СЛАЙД 8

- Кто такие рыбы? СЛАЙД 9

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

- В любой ли воде могут жить рыбы? СЛАЙД 10, СЛАЙД 11

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

 

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

 

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Муравьишка Вопросик хотел бы знать:

- Как рыбы могут жить в воде?

- Действительно, в воде жить совсем не просто. Давайте подумаем почему?

(В ходе беседы учитель подводит детей к мысли о том, что т.к. вода намного плотнее воздуха, в ней трудно двигать, кислород, необходимый для дыхания, растворён в воде, значит нужно заглатывать воду, чтобы дышать. Вода мокрая и часто холодная.)

 

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

 

1.      - Муравьишка  Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу.

СЛАЙД 12

- Кто знает как называется эта рыба? (карп)

Изучаем по рисунку строение этой рыбы.

Найдите изученные части у этой рыбы СЛАЙД 13

 

2. Первичное закрепление знаний.

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Могут ли они дышать кислородом, как другие животные? Чего для этого у них нет? (легких) Молодцы!

- На какие вопросы мы нашли ответы? (Как рыбы двигаются в воде? Как рыбы дышат?)

- Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? Давайте подумаем.

- Давайте проведём небольшой эксперимент.

- У меня есть воздушный шарик. Чем он наполнен? (Воздухом)

- Давайте попробуем утопить этот шарик в воде. Почему это не получается? (Воздух легче воды)

- Как вы думаете, зачем мы провели этот эксперимент? Сделайте предположение. СЛАЙД 14

 (Потому что внутри рыб находится плавательный пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3.   Практическая работа.

Загадка.

- Муравьишка приготовил загадку:

                                И у мамы, и у деток

                                Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? СЛАЙД 15

Подводит к определению нового признака рыб.

- Отличительный признак рыб - чешуя. Чешуя – это роговой покров, такой же, как наши ногти, только немного тоньше. Ногти промокают в воде? (Нет)

- Сделайте предположение, чему служит чешуя? (Не даёт рыбе промокнуть) Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Чешуя у рыб нарастает в шахматном порядке.

 (На столах у детей  лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии  из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек).

Перед вами 2 водоема. Опишите их

-В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

V Физкультминутка 

4. Работа по учебнику в парах.

Открываем стр35(33)

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные (не соленые) водоёмы - их среда обитания. СЛАЙД 16-17

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала.

5. Игра «Поймай рыбку».

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку» По изображению рыбы вы должны узнать ее и вспомнить речная это рыба или морская (Помогаю загадками) СЛАЙД  18-20

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

  Учитель читает загадки.

                           На дне, где тихо и темно,

                          Лежит усатое бревно.

                                                               (Сом.)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

От зубастой щуки скрылся

В зарослях он притаился

Выплыл с тины серебрясь…

А зовут его? (Карась) речная рыба

                              Хвостом виляет,

                              Зубастая, а не лает.

                                                              (Щука.)

Щука одна из крупных речных рыб.

                          Драчун и забияка

                             Живет в воде,

                             Кости на спине,

                             И щука не проглотит.

                                                                 (Ерш.)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

                                На дне один

                             Лежит плоский блин.

                                                             (Камбала.)

Камбала  - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

                             

                                   Живу глубоко.

                                  Плыву легко,

                                  Зубастая, большая,

                                  Я рыба морская.

                                                                 (Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.                       

 

VII Групповая работа. Определение рыб, как вида. Описание одной из рыб по плану.

-Ребята, сейчас вы должны объединиться в 3 команды по рядам. Каждый ряд получает набор карточек. Вы должны найти среди представленных животных рыб. Когда команда будет готова – поднимаем руки.

Следующее задание. Каждая команда должна выбрать одну из рыб и описать ее по плану СЛАЙД 21

      План описания рыбы

      1. Название рыбы.

      2. Речная или морская.

      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

      4. Окраска туловища, плавников.

 

VIII Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы?    (  Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

 

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

 

- Какую цель мы ставили на уроке? (Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану)

 - Достигли ли мы ее?

В начале урока Муравьишка задал нам вопрос Как рыбы могут жить в воде? Что мы ответим ему на этот вопрос? С помощью чего рыбы справляются с жизнью в воде?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то поднимите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.

 

Спасибо за урок!

 

 

 

 


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РУЗСКИЙ ГОРОДСКОЙ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РУЗСКИЙ ГОРОДСКОЙ

Предмет: окружающий мир Класс :1

Предмет: окружающий мир Класс :1

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли

Введение в тему урока. - Наш помощник –

Введение в тему урока. - Наш помощник –

Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь

Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь

Речные рыбы: 1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш

Речные рыбы: 1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш

VII Групповая работа. Определение рыб, как вида

VII Групповая работа. Определение рыб, как вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024