МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
РУЗСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
143155, М.О., Рузский район, д.Старониколаево, д.195 тел.62-547; e-mail: kozhinomail@mail.ru
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Открытый урок в 1 классе по теме:
«Кто такие рыбы?»
(УМК «Школа России», автор А. Плешаков)
Урок подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ «Кожинская СОШ»
Равинская Татьяна Владимировна
2021 г.
Предмет: окружающий мир
Класс:1
Название темы: Кто такие рыбы?
Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
Задачи:
Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,
УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А., демонстрационный и раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Ужасно интересно все то, что неизвестно. СЛАЙД 2
- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их как ученики.
II Актуализация знаний.
1. Беседа.
- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)
- Что нового вы узнали о насекомых? Какие у насекомых особенности (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.) СЛАЙД 3
- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…
Игра, кто лишний СЛАЙД 4-6
2. Проверка знаний.
- Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.
1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
2. Муха – это насекомое? (да)
3. У насекомого 8 ног? (нет)
4. Паук – это насекомое? (нет)
5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
6. У бабочки 6 крыльев? (нет)
III Самоопределение к деятельности.
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?
- А в какое время года насекомых много? (Летом)
1. Релаксация
- Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.
Утром стрекоза проснулась,
Полетела, улыбнулась.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
– Стрекоза это насекомое? (Да) СЛАЙД 7
Настрой на изучение нового материала.
2. Введение в тему урока.
- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)
- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыба)
Разгадываем ребус СЛАЙД 8
- Кто такие рыбы? СЛАЙД 9
- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.
Постановка перед детьми учебных задач.
- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- В любой ли воде могут жить рыбы? СЛАЙД 10, СЛАЙД 11
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?
- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
Муравьишка Вопросик хотел бы знать:
- Как рыбы могут жить в воде?
- Действительно, в воде жить совсем не просто. Давайте подумаем почему?
(В ходе беседы учитель подводит детей к мысли о том, что т.к. вода намного плотнее воздуха, в ней трудно двигать, кислород, необходимый для дыхания, растворён в воде, значит нужно заглатывать воду, чтобы дышать. Вода мокрая и часто холодная.)
IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
1. - Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу.
СЛАЙД 12
- Кто знает как называется эта рыба? (карп)
Изучаем по рисунку строение этой рыбы.
Найдите изученные части у этой рыбы СЛАЙД 13
|
2. Первичное закрепление знаний.
- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)
- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Могут ли они дышать кислородом, как другие животные? Чего для этого у них нет? (легких) Молодцы!
- На какие вопросы мы нашли ответы? (Как рыбы двигаются в воде? Как рыбы дышат?)
- Молодцы!
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? Давайте подумаем.
- Давайте проведём небольшой эксперимент.
- У меня есть воздушный шарик. Чем он наполнен? (Воздухом)
- Давайте попробуем утопить этот шарик в воде. Почему это не получается? (Воздух легче воды)
- Как вы думаете, зачем мы провели этот эксперимент? Сделайте предположение. СЛАЙД 14
(Потому что внутри рыб находится плавательный пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)
3. Практическая работа. Загадка. - Муравьишка приготовил загадку: И у мамы, и у деток Вся одежда из монеток. (Рыбы). - Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки). - Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? СЛАЙД 15 Подводит к определению нового признака рыб. - Отличительный признак рыб - чешуя. Чешуя – это роговой покров, такой же, как наши ногти, только немного тоньше. Ногти промокают в воде? (Нет) - Сделайте предположение, чему служит чешуя? (Не даёт рыбе промокнуть) Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Чешуя у рыб нарастает в шахматном порядке. (На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек). Перед вами 2 водоема. Опишите их |
-В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)
V Физкультминутка
4. Работа по учебнику в парах.
Открываем стр35(33)
- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.
- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные (не соленые) водоёмы - их среда обитания. СЛАЙД 16-17
Речные рыбы:
1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.
Морские рыбы:
1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала.
5. Игра «Поймай рыбку».
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку» По изображению рыбы вы должны узнать ее и вспомнить речная это рыба или морская (Помогаю загадками) СЛАЙД 18-20
Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.
Учитель читает загадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом.)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
От зубастой щуки скрылся
В зарослях он притаился
Выплыл с тины серебрясь…
А зовут его? (Карась) речная рыба
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает.
(Щука.)
Щука одна из крупных речных рыб.
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит.
(Ерш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.
На дне один
Лежит плоский блин.
(Камбала.)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.
Живу глубоко.
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская.
(Акула.)
Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.
VII Групповая работа. Определение рыб, как вида. Описание одной из рыб по плану.
-Ребята, сейчас вы должны объединиться в 3 команды по рядам. Каждый ряд получает набор карточек. Вы должны найти среди представленных животных рыб. Когда команда будет готова – поднимаем руки.
Следующее задание. Каждая команда должна выбрать одну из рыб и описать ее по плану СЛАЙД 21
План описания рыбы
1. Название рыбы.
2. Речная или морская.
3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая)
4. Окраска туловища, плавников.
VIII Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».
- Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…
- животные, которые живут в воде
- двигаются при помощи плавников и хвоста
- дышат с помощью жабр
- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили на уроке? (Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану)
- Достигли ли мы ее?
В начале урока Муравьишка задал нам вопрос Как рыбы могут жить в воде? Что мы ответим ему на этот вопрос? С помощью чего рыбы справляются с жизнью в воде?
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то поднимите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.