Методическая разработка родительского собрания
Оценка 4.7

Методическая разработка родительского собрания

Оценка 4.7
docx
16.06.2023
Методическая разработка родительского собрания
Родительское собрание.docx

Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий школьник»
(психологическая готовность ребенка к школе)

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

План проведения:

1.      Приветствие «Перекличка».

2.      Вступительное слово психолога (актуальность проблемы).

3.      Упражнение «Экзамен для родителей».

4.      Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.

5.       Игры с родителями: «Запрещённое движение», «Зеркало»

6.        Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению

7.         Самодиагностика рисунков детей «Каким я вижу себя учеником?»

8.         Решение проблемных ситуаций

9.         «Открытое письмо родителям».

10.    Материальная обеспеченность учебным процессом

11.     Подведение итогов собрания. Принятие решения.

 Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.

 Приветствие родителей «Перекличка».

Педагог, используя сведения о детях, спрашивает у родителей: «Есть ли у нас родители мальчика, …. Родители прослушивают рассказ о ребёнке и догадываются, о ком идёт речь.

 Упражнение «Экзамен для родителей».

Родителям предлагается ответить на вопросы о жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках».

 Примерные вопросы:

- Какие занятии проводились в детском саду? Какие предметы изучает ребёнок в 1 классе?
 -Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
-  Длительность урока в школе?
- Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?

Далее психолог знакомит родителей со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:

·         интеллектуальную готовность;

·          мотивационную готовность;

·          эмоционально-волевую готовность;

·          коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

·          свой адрес и название города, в котором он живет;

·          название страны и ее столицы;

·          имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

·          времена года, их последовательность и основные признаки;

·          названия месяцев, дней недели;

·          основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

 Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

·          способностей ставить перед собой цель,

·          принять решение о начале деятельности,

·          наметить план действий,

·          выполнить его, проявив определенные усилия,

·          оценить результат своей деятельности,

·          а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

 Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

 «Портрет» первоклассника, не готового к школе:

·          чрезмерная игривость;

·          недостаточная самостоятельность;

·          импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

·          неумение общаться со сверстниками;

·          трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

·          неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

·          низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

·          плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

·          недостаточное развитие произвольной памяти;

·          задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

 Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

·          беременность и роды протекали с осложнениями;

·          ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;

·          ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;

·          ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;

·          вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать , нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.

 «Открытое письмо родителям».

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.

Письмо начинается так:

·          Больше всего в школе мне понравится…

·          Мне не понравится, если на уроках…

·          Когда я делаю домашние задания, мои родители…

·          Я очень хочу, чтобы мои родители…

·          Я думаю, что в 1-м классе…

 Вывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.

 Правила детского общежития

·          Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай

·          Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться

·          Не дерись без обиды

·          Не обижайся без дела

·          Сам ни к кому не приставай

·         Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.

·          Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси

·          Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

·          Не ябедничай за спиной у товарищей

·          Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

·          Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой

·          И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый

·          Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе

·          Дорогу переходи внимательно, не торопись.

 Ответы на вопросы

 Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

 Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

 Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-не получается . Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

 Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи,до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

 Взрослые, помните!

 Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.


 

Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий школьник» (психологическая готовность ребенка к школе)

Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий школьник» (психологическая готовность ребенка к школе)

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие…

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие…

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе

Ответы на вопросы Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответы на вопросы Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2023