Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов
Мастер - класс
«Я иду к успеху»иду к успеху»к успеху»у к успеху»спеху к успеху» »
Разработчик: Борзенко Н.В.
Педагог-психолог
МОСШ №1
Категория детей: 7-9 лет
Цель занятия: осознание учащимися чувств, которые вызывают у них те или иные школьные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей.
Задачи:
1. Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы.
2. Воспитательные:
- воспитание у учащихся к положительному отношению к школе, чувство необходимости учения с помощью сказкотерапевтических методов; - развитие коммуникативной культуры учащихся.
Категория детей: занятие рассчитано на учащихся 7-9 лет (у которых наблюдается латентная дезадаптация).
Планируемые результаты:
Личностные:
- иметь представление о качествах хорошего ученика;
- осмысление положительного отношения к школе, чувство необходимости учения;- уметь адекватно оценивать свой успех/ неуспешность в учении.
Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь договариваться, находить общее решение; - уметь доброжелательно относится друг к другу.
Ресурсы: кабинет для групповых занятий, стулья по количеству детей, мячик, пластилин, коврики для пластилина, стаканчики, сказка «О ленивой звездочке» (автор В. Максюта) (Приложение 1).
Методы (с элементами):
• Игротерапия, направленная на:
- снятие напряжения и раскрепощение детей, дающее возможность проявить индивидуальность;
- формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности; - развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
• Сказкотерапия:
позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
• Беседа:
позволяет детям проговорить и осознать свои трудности, а также увидеть различные пути их решения.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия. (Создание доброжелательной атмосферы. Установка на взаимодействие).
2. Основная часть. (Отработка умений на занятиях. Использование соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа)
3. Релаксация. (Сброс эмоционального напряжения, выход из игровой ситуации) 4. Рефлексия занятия. (Оценка занятия участниками группы. Обмен чувствами, впечатлениями. Выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе взаимодействия.).
Ход занятия:
Название и цель |
Планируемые результаты (личностные УУД, коммуникативные УУД) |
Содержание |
Кол-во минут |
1. Ритуал приветствия 1.1 Игра «Как тебя зовут» Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми |
Умение договариваться, находить общее решение (коммуникативные УУД) |
Ход игры: Детям по очереди нужно представится: назвать своё имя, свои интересы, увлечения |
3 мин |
2.Основная часть |
Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика (личностные УУД) |
Занятие «Я иду к успеху». Обсуждение: - Как вы понимаете, что такое успех? - Что нужно делать, чтобы быть успешным? |
5 мин |
2.1.Игра «Неоконченные предложения» Цель: развитие способности осознания детьми своих эмоциональных переживаний, которые у них вызывает школа 2.2.Сказка «О ленивой звездочке». Цель: формирование активности и стремления к реализации своих способностей. 2.3.Творческая работа «Я и моя лень» |
Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения (личностные УУД) Уметь адекватно оценивать свой успех или неуспешность в учении (личностные УУД) |
- Легко ли быть успешным? Ход игры: Дети заканчивают фразы: «Мне нравится в школе то, что… «Мне не нравится в школе то, что… Работа со сказкой «О ленивой звездочке» (автор В. Максюта). Обсуждение: - Почему сначала Звездочка не хотела стараться светить ярче? - Как вы поняли смысл сказки? (Чему учит нас эта сказка?). (Чтобы добиться чего-то, нужно обязательно стараться, и тогда все получится). Работа с пластилином. Обсуждение: - Ребята вы иногда ленитесь?- Давайте изобразим лень с помощью пластилина (фигурки лени складываются в стаканчик и плотно закрываются) -Молодцы, теперь будем стараться, чтобы лень не смогла выбраться из стаканчика. |
5 мин 12 мин 5 мин |
3.Релаксация Ритуал прощания «Аплодисменты» Цель: развивать самоуважение детей, умение показать восхищение другими детьми. |
Уважение личности и ее достоинства (повышение самооценки у обучающихся) (личностные УУД) |
Инструкция: -Кто из вас бывал в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Я считаю, что вы сегодня заслуживаете громких аплодисментов. |
3 мин |
|
|
|
|
4. Рефлексия занятия Цель: выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе взаимодействия. Обмен чувствами, впечатлениями |
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) |
Обсуждение: - Чем вам запомнилось сегодняшнее занятие? -Что вам больше всего понравилось, что лучше получалось? - Что вам не понравилось или не получалось в ходе занятия? Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! |
3 мин |
При разработке данного занятия учитывались возрастные особенности учеников младших классов, которые не имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, и наблюдается латентная дезадаптация.
Были определены планируемые результаты: метапредметные (коммуникативные) УУД и личностные УУД.
На формирование личностных УУД был направлен метод «Игротерапия». С помощью - игры «Неоконченные предложения» и ритуала прощания «Аплодисменты» формировалось положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, а также был сделан акцент на необходимость самоуважения детей, умения показать восхищение другими детьми.
Творческая работа «Я и моя лень» и метод сказкотерапии были направлены на повышение мотивации к успеху в любой деятельности. Учащиеся с помощью пластилина изобразили свою лень, закрыли ее в емкость, тем самым снимали напряжение, раскрепощались, имели возможность проявить индивидуальность. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. На формирование коммуникативных УУД была направлена беседа с целью инструктирования, ритуал приветствия. Рефлексия занятия направлена на формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности, развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
Приложение 1
Сказка «О ленивой звездочке». (автор В. Максюта).
В далеком темно-фиолетовом небе жили две звездочки-подружки. Одна из них была очень старательной и светила ярко-ярко, изо всех сил. Другая звездочка, о которой я и хочу вам рассказать, была совсем другой. Она совсем не старалась ярко светить, была маленькой и тусклой и спала не только днем, но частенько даже и ночью.
- Зачем мне стараться? – говорила она. – Зачем тратить силы? Все звезды одинаковые, к тому же их так много. За меня посветят другие. От меня одной все равно пользы немного. Пойду-ка я лучше посплю. – И Звездочка зевнула и задремала.
Вдруг ее разбудил сильный ветер. По небу летела сияющая комета. Она была огромной и прекрасной. У Звездочки даже дух захватило:
- Ах, как ты красива! Я знаю, ты быстро сгораешь, твое сиянье недолговечно, но я бы все отдала, лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты. Комета приостановилась, слушая Звездочку, и ответила:
- Милая Звездочка! У каждого существа – свое предназначение. У меня короткая жизнь, и я должна успеть показать все, на что я способна, успеть отдать все свое тепло и свет. Но и ты не теряй время даром! А то можно проспать всю жизнь.
И с этими словами, взмахнув огненным хвостом, комета скрылась, а звездочка задумалась и говорит: «Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой. Время проходит, и надо успеть многому научиться!» – решила она.
Тем временем наступило утро, на небе появились первые проблески зари. Звезды укладывались спать.
«Что ж, и я высплюсь как следует, зато ночью буду сиять ярче всех,» – решила Звездочка и накрылась облаком.
День прошел. А с наступлением ночи Звездочка тщательно начистила свои острые кончики и засияла изо всех сил. Ее подружки сначала даже не узнали ее. Она затмила всех! Мама и папа гордились ею.
И однажды на Земле была прекрасная звездная ночь. На скамейке сидела мама с дочерью и смотрели в небо.
- Смотри, какая красивая звезда! – воскликнула девочка.
- Эта звезда твоя! – ответила мама. – Она будет освещать всю твою жизнь.
Звездочка нечаянно услышала этот разговор и засияла еще ярче. Теперь она точно знала: если очень стараться и не лениться, обязательно добьешься всего, чего хочешь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.