Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области –
детский сад комбинированного вида «Лучик»
Методическая разработка
Тренинг на сплочение педагогического коллектива
«Да будет во благо сплочение наше»
Педагог – психолог:
Швенк Екатерина Валерьевна
2019
Аннотация
В статье описан личный опыт работы по использованию тренингов для педагогов на сплочение коллектива. Данная методическая разработка будет интересна педагогам – психологам, старшим воспитателям, руководителям ОУ.
Должен быть коллектив воспитателей,
и там, где воспитатели не соединены в
коллектив и коллектив не имеет единого
точного подхода к ребёнку, там не может
быть ни какого воспитательного процесса.
А. С. Макаренко
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для всех трудовых коллективов, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации и психологов, но и каждого члена коллектива.
Если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверие и взаимодополняемость. Если члены коллектива готовы к работе, проявляя творчество и достигая высоких результатов, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Если каждый педагог коллектива ощущает себя частичкой большого целого, то такой климат называют благоприятным. И в таком коллективе будет царить атмосфера взаимодействия, взаимопонимания и взаимовыручки.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что с одной стороны, применение тренинговых практических занятий на улучшение социально-психологического климата среди педагогов ОУ на сегодня очень востребована и должна войти в практику каждого педагога-психолога работающего с педагогами и недостаточной готовностью педагогов к этой работе, с другой. Причем применение тренингов важно и нужно не только для работы в тех коллективах показатели которых снижены или критичны, но и как предупреждающая, профилактическая работа в коллективах со средними и высокими показателями. Эти тренинги способствуют психологам отследить и «откорректировать» проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм «самоисцеления» через игры и тренинговые упражнения.
Новизна данной методической разработки обусловлена созданием системы практических тренингов для педагогов направленных на взоимодействие коллектива.
Цель данной публикации - показать использование тренинга на примере личного опыта нашего ДОУ.
Для достижения цели определены задачи:
- проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;
- описать методическую разработку;
- сформулировать основные функции и принципы;
- раскрыть внедрение и реализации тренинга.
Существуют три возможных подхода в формировании эффективного (с точки зрения совместимости, сработанности людей) коллектива.
Во-первых, совместная группа может быть создана за счет специального подбора людей (с учетом наилучшего сочетания их особенностей), обеспечивающего как высокую эффективность деятельности группы, так и необходимый психологический комфорт внутри её. Такой подход предполагает выделение необходимых для членов коллектива профессиональных и психологических качеств, а затем поиск наилучшего сочетания этих свойств у нужного коллектива людей. Но провести подобный подбор не всегда оказывается возможным.
Во-вторых, оптимизации деятельности и взаимодействия в коллективе можно достичь, идя по пути, так называемого функционального подхода, когда исходя из особенностей состава группы, необходимо наилучшим образом определить обязанности отдельных членов группы, их функции, создать оптимальные схемы взаимодействия и т.д.
В-третьих, высокий уровень работоспособности группы может быть результатом развития у членов коллектива навыков эффективного общения, культуры делового и личного взаимодействия, умения психологически грамотно решать возникающие проблемы.
Формы и методы работы:
Тренинг разработан для педагогов. Он состоит из игр и упражнений. Продолжительность встречи 45 минут.
Тренинги проводятся во второй половине дня. Предполагает работу с группой из 10 -15 педагогов. Тренинг проводятся в отдельном просторном помещении.
Ожидаемые результаты:
Педагоги лучше узнают друг друга.
Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
Увеличится работоспособность группы.
У педагогов сформируется умение работать в команде.
Улучшится психологический климат в коллективе.
Повысится сплоченность педагогического коллектива.
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива
«Да будет во благо сплочение наше»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- сформировать доверительные отношения в коллективе;
- развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
Психолог: Здравствуйте коллеги! И Сегодня мы продолжаем наш тренинг. И начнем мы его с приветствия, а для этого мы с вами должны встать в круг и взяться за руки.
1.Приветствие «Давайте поздороваемся».
Время выполнения: 5 минут.
Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.
Нужно передать приветствие через рукопожатие, а следующий передает свое рукопожатие и рукопожатие предыдущего оппонента и т.д. передаются все рукопожатия.
2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались».
Время выполнения: 7 минут.
Цель: поднятие настроения
Педагогам предлагается достать из мешочка листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг». И зачитать их: (показать свое новое платье, обсудить коллегу, от нечего делать, пообщаться с коллегами, подремать, надоело сидеть на своем рабочем месте, я не знаю и т.д.)
3. Упражнение "Пчелы и змеи"
Время выполнения 10 минут.
Педагог-психолог: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно выбрать бумажку с номерком и буквой, а потом разделиться на две равные группы. Те, у кого попалась бумажка с буквой «П» - это пчелы, отойдите к окнам, те у кого выпала буква «З» - это змеи, подойдите к стене напротив. Каждая группа надеть эмблему своей команды и должны выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - вот эту баночку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Какой этап был самый интересный?
Психолог. А теперь вновь посмотрите на свои бумажки и встаньте парами с противоположной командой «Змея и пчела»
Упражнение 4: «Мы с тобой похожи тем, что…»
Время выполнения 5 минут.
Цель: снятие агрессии. Посмотрите друг на друга и найдите три общего сходства между собой. «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что работаем в одном коллективе, по художественно-эстетическому направлению и мы обе в голубых платьях и т. д.). Я буду передавать мячик, а вы называйте свои сходства.
Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что интересное узнали?
5. Игра «Сердце коллектива»
Время выполнения 10 минут
На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем в ладоши один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка в ладоши и т. д.). Молодцы, мы с вами завели наше сердце и оно стало биться в унисон с нашим ритмом.
6. Заключительная часть.
8 минут.
Закончить нашу встречу я бы хотела стихами, точнее девизом нашего коллектива:
Коллектив –это дружба,
Коллектив – это сила,
Коллектив – это кто-то всегда «заводила»
Коллектив – когда вместе всегда и везде.
Хоть на рифе, хоть в космосе, хоть на воде.
Рефлексия тренинга. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.
Спасибо за внимание до новых встреч.
Литература
1. Андреева, Г.И. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинмика, упражнения, игры. – СПб.: 1996.
3. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.Макшанцев, Р.И., Макшанцера, А.В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Майерс, Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. – 794 с. — (Серия «Мастера психологии»).
5. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с: ил.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.