(Методическая разработка урока литературы по теме "Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов»
Оценка 4.6

(Методическая разработка урока литературы по теме "Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов»

Оценка 4.6
doc
25.04.2020
(Методическая разработка урока литературы по теме "Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов»
Разработка Великая Отеч война.doc

 

Министерство образования Хабаровского края

 

КГБ ПОУ «СПТ»

 

 

 

 

Тема: «Великая Отечественная

война в творчестве

дальневосточных поэтов»

 

 

 

(Методическая разработка урока литературы)

 

 

 

Автор: Потапова И.С.

 

Обсуждено на заседании ПЦК

 

 

«  10   »__января__2020г

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Солнечный

2020 г.


 

Название работы: Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов.

 

 

 

 

Составил: Потапова Ирина Сергеевна – преподаватель литературы.

 

 

 

Рецензент: Жарихина А.Л. – методист СПТ.

 

 

 

 

Краткая аннотация:

Методическая разработка урока литературы по теме «Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов» направлена на формирование гражданственности учащихся. При построении урока автор использовал материалы краеведения, опирался на творчество поэтов Солнечного района.

Автор рекомендует использовать яркий иллюстративный материал, фонограмму, видеоматериалы. Большое внимание автором уделяется развитию навыков выразительного чтения наизусть.

Данная разработка предназначена для преподавателей литературы.

 

 

 

 

 

 

Солнечный промышленный техникум

 

Адрес: Хабаровский край, п. Солнечный, ул. Ленина, 11.

 


ТЕМА: «Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов»

 

ЦЕЛИ:

1) Познакомить учащихся с творчеством поэтов-дальневосточников Г. Корешовым, П. Комаровым, С. Телькановым, В. Рыбченко, (военная тематика).

Через выразительное чтение наизусть и  показать героизм и патриотизм нашего народа в Великой Отечественной войне, красоту души и силу характера русского человека, его несгибаемую волю и мужество.

Раскрыть идейно-нравственное богатство военной тематики поэтов-дальневосточников.

2) Продолжать работу по развитию памяти, внимания, логического мышления, навыков выразительного чтения.

3) Способствовать формированию таких качеств личности, как гражданственность, чувство долга, сопричастность к делам своего народа, утверждению интернациональных  и патриотических чувств.

 

 

Форма проведения: Литературная гостиная.

 

Оформление:

1)    Портреты Георгия Корешова, Петра Комарова, Сергея Тельканова, Акима Самара, Александра Артемова, Степана Смолякова, Владимира Туркина, Анатолия Рыбочкина, Александра Дракохруста.

2)    Выставка книг дальневосточных поэтов о Великой Отечественной войне.

3)    Грамзапись песни «Журавли».

4)    Календарь памяти (5 страниц).

5)    Видеозапись «Фрагмент документального фильма о Великой Отечественной войне».

6)    Плакат «Строки, опаленные войной».

 

Условия проведения

 

(Открывает заседание президент клуба зажжением свечей – сигнал к началу вечера.)

Литературная гостиная

 

Учитель:

Цветок, в росинках весь,

К цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить,

В тот миг садились в танки,

Закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля спала еще, казалась.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось…

 

(Звучит в грамзаписи песня «Журавли» на слова Р. Гамзатова)

 

Да, этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смеша с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом. На многих полянах появятся первые холмики могил.

Это было 22 июня. Сорок первый год. Великой Отечественной назовет эту войну русский народ. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты всей страны встали на защиту Родины.

Поэзия Дальнего Востока, как и вся наша поэзия, взяла на себя высокую гражданскую миссию.

В лучших своих образцах она сумела передать гигантский размах событий, трагическую напряженность военных лет, осмыслить значение всемирно-исторического подвига нашего народа.

В первые же дни наше государство было переведено на военное положение. На Дальнем Востоке, как ни в одном другом тыловом регионе, население испытало особо сильное напряжение.

Связано это было с тем, что на дальневосточной границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская квантужская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату Дальнего Востока.

В первые же дни войны сотни людей подали заявления с просьбой отправить их на фронт. Среди них были и поэты-дальневосточники, которые приняли непосредственное участие в Великой Отечественной войне и снискали себе славу закаленных и отважных воинов. Личный опыт фронтовой жизни придавал их стихам убедительность документа. Не все из поэтов успели в полную силу выразить свои чувства и мысли.

Безвременно погибли на фронтах Отечественной войны многие поэты – люди большого гражданского мужества, находившиеся в расцвете своего поэтического таланта. А те, кто остался в живых, продолжали пером клеймить фашизм, вызывая ненависть к врагу.

 

III. Календарь памяти.

Учитель:

1-я страница: «Через минуту он с полком ушел в последнюю атаку…» посвящена поэту-дальневосточнику Георгию Корешову.

Родился Г.М. Корешов в 1913 г. во Владивостоке, в семье офицера. Рано начал трудовую жизнь.

В 30-е годы обратился к журналистике, затем начал писать стихи, которые с наибольшей полнотой отразили любовь поэта к родному Приморью, его людям. Главной темой его стихов становится духовная красота человека, тема подвига, героизма русских людей. Любимым детищем для поэта стал цикл «Песни моряка».

«Море стало его главной темой, - писал Петр Комаров, - Среди его современников найдется немного поэтов, которые бы так чувствовали море, так знали и любили его».

 

1 учащийся:

(Читает наизусть стихотворение из цикла «Песни моряка» - «Подарок водолаза»)

                   Дерево, тяжелое, как камень,

                   Пробыло в воде десятки лет.

                   Осторожно трогаю руками

                   Драгоценный для меня предмет.

                                      Он еще покрыт морскою солью,

                                      Черными ракушками покрыт,

                                      Словно ткань, изъеденная молью, -

                                      Чем же для меня он знаменит?

                   Дерево – подарок водолаза –

                   Из Советской Гавани ко мне

                   Прислано с подробнейшим рассказом,

                   Как оно покоилось на дне.

                                      Сердцем впечатлительным не надо,

                                      Незачем, наверно, обладать,

                                      Чтобы над останками «Паллады»,

                                      Обнаживши голову, стоять…

                   Так в минуту гибели фрегата

                   У приморских русских берегов

                   Не о нем ли под удар набата

                   В первый раз подумал Гончаров?

                                      И когда в густую синь залива

                                      Погружался медленно фрегат, -

                                      Может быть, он проклял бар ленивых,

                                      Кто был в смерти судна виноват…

 

2 учащийся:

Перед войной в стихах Корешова все чаще звучит ощущение надвигающегося боя: поэт пишет о боевой славе нашего народа, о партизанах-дальневосточниках.

В 1941 г. он ушел на фронт и стал автоматчиком в морской пехоте. Но и здесь, в боевых условиях, он оставался литератором: писал во фронтовые газеты, читал стихи бойцам, интересовался литературной жизнью приморцев.

В мае 1943 г. в одном из боев Георгий Корешов был смертельно ранен. Пророческими оказались его слова, давшие заглавие 1-й странице Календаря памяти «Через минуту он с полком ушел в последнюю атаку».

 

(Учащийся читает стихотворение «Блокнот»)

                   В тот день он записал в блокнот

                   Лишь три коротенькие строчки:

                   «Переходили речку вброд.

                   На ивах лопаются почки.

                   Жизнь пробуждается кругом…»

                   Всю мысль не вылив на бумагу,

                   Через минуту он с полком

                   Ушел в последнюю атаку.

                   И просмотрев в немой тоске

                   Блокнот приятеля – связиста,

                   Прочел я на одном листке:

                   «Меня считайте коммунистом…»

 

Александр Артемов, Вячеслав Афанасьев, Аким Самар тоже погибли на фронтах Великой Отечественной войны. (Смотри стенд «поэты-дальневосточники)

 

Учитель:

2 страница: «Лучше сразу факелом сгореть,

                        Чем всю жизнь сгибаться на ветру» – посвящена Петру Комарову.

Видную роль в поэзии первых лет войны на Дальнем Востоке сыграла поэтическая деятельность Петра Комарова. Сборники его стихов «Время бесстрашных» (1941) и «Как пруссак попал впросак» (1942) наиболее отчетливо отразили особенность военной поэзии первых лет войны.

Больше всего нравятся публицистические стихотворения из книги «время бесстрашных», чуть ли не ежедневно появлявшиеся в местной периодике.

 

(Учащийся читает стихотворение «К оружью, патриот!»)

         В твой дом родной и твой очаг

         Стучит прикладом лютый враг,

         Он у твоих стоит ворот.

         К оружью, патриот!

                            Расчеты варвара грубы:

                            Он – господин, а все- рабы.

                            У нас же с ним один расчет:

                            К оружью, патриот!

         Родная мать, в твоих детей

         Фашистский целится злодей.

         Но – смерть за смерть! – сказал народ.

         К оружью, патриот!

                            Гранатой бей, коли штыком.

                            Близка победа над врагом.

                            Взгляни вперед: она идет.

                            К оружью, патриот!

 

Учитель:

Разнообразно по интонациям и художественным приемам сатира Петра Комарова, собранная в книгу «Как пруссак попал впросак». Стихотворные фильетоны, басни, сатирические частушки не в бровь, а в глаз били деятелей вермахта, язвительно рисовали портреты претендентов на мировое владычество, обличали жадность, трусливость горе-завоевателей. Сатира Комарова существенно обогатила поэзию Дальнего Востока периода Отечественной войны. Она может служить образцом острого поэтического оружия.

 

(Звучит стихотворение «Последний подарок»)

1

Землю кровью оросил он,

От вина башка шумит.

Вместе с «фюрером» в Россию

Марширует Пауль Шмидт.

«Вот где ждет меня удача, -

Мед и сало на губах. –

Заживу еще богаче

На украинских хлебах.

Вышлю я из Ленинграда

Для невесты

Шелк, что надо,

Из Одессы –

Бриллиант,

Из Полтавы –

Провиант»…

Только что же это вдруг

Немцы падают вокруг?

«Э, да тут иное дело,

Русский, видно, очень лют.

Как бы пулей не задело,

Чуть замешкался – убьют!»

Каждый день плохие вести

Пауль шлет своей невесте.

Что ни шагу –

Бандиту жарко.

Нет от Пауля подарка.

2

Вдруг в конце шестой недели

Ей посылку подают.

Развязали, поглядели,

Чем порадоваться тут.

А в посылке неспроста –

Два железные креста

Да кусок разбитой каски,

Да штаны лихой окраски –

Все и больше ничего

Не осталось от него!

Под Одессой мародер

Волчьи лапы распростер.

 

Учащийся:

Хочется добавить, что в годы войны у Петра Комарова нашла свое место глубоко продуманная тема, выношенная сердцем – любовь к Дальнему Востоку, его людям, к его истории и природе.

В стихотворении «Приамурье» он пишет:

            Много стран в эти годы видали мы,

            По дорогам солдатским пыля.

            Только нам и за дальними далями

            Снилась наша родная земля…

 

Обобщение учителя:

В стихотворении «Кедр» (1942 г.) Петр Комаров как бы подвел итог своей жизни – стремление жить возможно более активно, постоянно испытывал состояние «творческого горения».

           Если мне придется умереть,

           Кедром упаду я поутру.

           Лучше сразу факелом сгореть,

           Чем всю жизнь сгибаться на ветру.

 

3-я страница: «Пахнет дымом строка,

                           пахнет кровью строка…»

 

Учитель:

Когда перед тобой такие строки, то будто глазами фронтовиков видишь войну. Перед нами, кажется, встает подполковник Сергей Тельканов. Он участвовал в освобождении Румынии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Маньчжурии. Родина Сергея Алексеевича Тельканова – Урал, но он полюбил наше Приамурье и остался здесь навсегда. Каким он сам был честным, уверенным, цельным, такие у него и стихи.

 

4 учащийся:

(Учащийся читает стихотворение поэта)

                   Заслуг особых не припишешь мне,

                   Кого-то удивить могу едва ли.

                   Вот разве строки, строки о войне,

                   О той войне, когда мы мир спасали.

                                      Мне кажется, они не пропадут,

                                      Как плотно бы их время не прикрыло.

                                      Найдут те строчки люди и прочтут,

                                      Задумаются: вот как это было.

 

Эти стихи вошли в книгу «Память сердца», которая большей частью представляет собой страницы фронтового дневника, который поэт вел с первых дней войны до ее завершения.

 

5 учащийся:

Я хочу прочесть стихотворение, в котором с драматической достоверностью, сдержано и мужественно, поэт воскрешает первые месяцы Великой Отечественной войны.

 

(Учащийся читает стихотворение «Танки рушат дубы…»)

                   Танки рушат дубы, подминают кусты,

                   В белоствольные рощи врываются с ходу…

                  

                   Пахнут дымом цветы, пахнут кровью цветы.

                   Это запах цветов сорок первого года.

 

                   Снова пламя с утра захлестнуло поля.

                   Хлеб горит, и не видно совсем солнцевсхода.

 

                   Пахнет дымом земля, пахнет кровью земля.

                   Это запах земли сорок первого года.

 

                   Было десять атак на участке полка.

                   Уцелело лишь трое из нашего взвода.

 

                   Пахнет дымом строка, пахнет кровью строка.

                   Это запах стихов сорок первого года.

 

Учитель:

Фронтовые стихи С. Тельканова рассказывают об ожесточенных боях, передают горечь отступления, рисуют момент высшего напряжения характеров. Из его стихов становится понятным, как рождался массовый героизм и формировался боевой дух нашей армии, как поначалу неопытные солдаты проходили школу мужества.

 

4-я страница: «Давайте, люди, не играть в войну».

 

Сегодня в нашей литературной гостиной удивительный человек, поэт п. Солнечного, который помогает нам, молодым, не забывать о тех страшных далеких днях.

4-я страница представляет нам творчество Вильгельма Семеновича Рыбченко, особое место в поэзии которого занимают стихи, посвященные Великой Отечественной войне, воспоминаниям военного детства, призывы к миру.

Мы очень любим читать стихи этого поэта, много знаем их наизусть, мы горды тем, что В.С. Рыбченко более 20 лет проработал в нашем училище мастером производственного обучения.

 

Слово поэту В.С. Рыбченко

Время стирает боль, переживания, страдания, которые люди пережили в годы войны. Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо. Потому что жить в постоянных страданиях, тем более когда в наше время их и так хватает, нельзя. Но с другой стороны, никогда нельзя забывать того, что было пережито нашим народом. И вот эту память о войне я несу в своих стихах.

 

6 учащийся:

В.С. Рыбченко постоянно общается с ветеранами, бывает на встречах с ними, творческих вечерах и создает свои удивительные стихотворения, посвященные А.И. Палоусову, журналисту, участнику битвы под Москвой; М. Дергачу, которому не было и 20-ти лет в годы войны, когда он в должности комбата участвовал в исторической битве за Днепр.

           Останется в сердце комбата

           Далекая эта пора,

           Как там, в 43-м, когда-то

           Хлебнул он воды из Днепра.

           И пить им из смертной той чаши

           Пришлось до Победы не раз!

           Пока прорываются наши

           На правый наш берег – не наш.

А солнце, как рана кровавое

И, кажется, нету надежд.

Но дело у воина правое –

Прорваться на правый рубеж.

           К нему тогда было не близко,

           Рукою подать до беды.

           И ставили там обелиски

           Снаряды врага из воды.

Но к правому воины рвутся,

Им нужно, им надо дойти,

Команды комбата даются,

Комбату ведь нет двадцати.

           Они выполняются свято.

           На смерть и бессмертье ведут.

           Был бой там последний комбата,

           А, может, последний был путь,

Что с ранами выжить удастся,

Не думал в то время комбат.

Не верил тогда, в восемнадцать,

Что будет иметь семьдесят.

 

7 учащийся:

(Учащийся читает стихотворение В.С. Рыбченко «Раненый солдат»)

                   Лежало небо, и земля лежала.

                   Лежал со мною наш XX век…

                   А парни все бежали и бежали,

                   За ними вслед бежал лениво снег

                   Стреляли глухо, проливали лаву

                   Горячей обжигающей смолы.

                   А я, проклявши войны их и славу,

                   Увидел вдруг, как вишни зацвели.

                   А что-то теплое текло во мне, болело.

                   И бой слабел.

                   И я в нем тоже млел.

                   На сотни верст лежало мое тело

                   И ждало из-за снега журавлей.

                   Я был землей.

                   И на земле проталой

                   Я был селом – в сгоревшем том селе…

                  Мне все казалось, птицы распевали

                   На этой, так израненной земле.

(В.С. Рыбченко читает два стихотворения о войне: «Мне даже страшно» (Памяти ветерана войны), «Безымянные герои»)

 

 

Стихи В.С. Рыбченко удивительно лиричны и музыкальны.

 

(Учащийся исполняет песню под гитару на слова В.С. Рыбченко «Давайте, люди, не играть в войну»)

                   Давайте, парни, мы играть в войну,

                   Без похоронок и без обелисков

                   И без врагов, без доблестного войска,

                   Что уносили юность не одну.

                            Давайте, парни, мы играть в войну,

                            Где нам шагать уже не нужно в ногу.

                             Где матери не тянут руки к Богу,

                             Моля его, чтоб сына он вернул.

                   Давайте, парни, мы играть в войну,

                   Где все друзья: и люди, звери, птицы,

                   И где не страшно было бы родиться,

                   Кому-то в эту светлую весну…

                   Давайте, люди, не играть в войну!

 

Обобщение учителя.

Итак, сегодня мы окунулись в волшебный мир поэзии,  поэзии военной, поэзии, которая не дает нам права забывать о прошлом,  которая, как связующая нить соединила наши души с теми людьми, которые нашли в себе мужество, талант написать об этом.

Мы благодарим Вильгельма Семеновича Рыбченко за то, что нам удалось встретиться с Вами, послушать ваши стихи. Примите на память этот письменный набор, и чтобы авторучкой, которая здесь находится Вами было написано еще много замечательных стихов.


Министерство образования Хабаровского края

Министерство образования Хабаровского края

Название работы : Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов

Название работы : Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов

ТЕМА: «Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов»

ТЕМА: «Великая Отечественная война в творчестве дальневосточных поэтов»

Что вся земля спала еще, казалась

Что вся земля спала еще, казалась

Любимым детищем для поэта стал цикл «Песни моряка»

Любимым детищем для поэта стал цикл «Песни моряка»

Лишь три коротенькие строчки: «Переходили речку вброд

Лишь три коротенькие строчки: «Переходили речку вброд

Разнообразно по интонациям и художественным приемам сатира

Разнообразно по интонациям и художественным приемам сатира

Не осталось от него! Под Одессой мародер

Не осталось от него! Под Одессой мародер

Эти стихи вошли в книгу «Память сердца», которая большей частью представляет собой страницы фронтового дневника, который поэт вел с первых дней войны до ее завершения

Эти стихи вошли в книгу «Память сердца», которая большей частью представляет собой страницы фронтового дневника, который поэт вел с первых дней войны до ее завершения

Слово поэту В.С. Рыбченко Время стирает боль, переживания, страдания, которые люди пережили в годы войны

Слово поэту В.С. Рыбченко Время стирает боль, переживания, страдания, которые люди пережили в годы войны

А парни все бежали и бежали,

А парни все бежали и бежали,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020