Методическая разработка урока математики в 1 классе на тему: «Перестановка слагаемых»
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
1. вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; 2.
2. Ознакомление с правилом перестановки слагаемых.
3. развитие внимания, наблюдательности, закрепление умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Планируемые результаты (предметные):
Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Оборудование: математические веера, карточки с пимерами,
Ход урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнем сейчас считать.
Быстро, четко отвечай,
Не ленись и не зевай!
2. Актуализация знаний.
1)Устный счет
- Фронтальная работа. (использование математического веера). Показываете цифры с помощью веера.
- Самое большое однозначное число.(9)
-Самое маленькое число? (0)
- Какое число на 1 больше 4-х? (5)
- Какое число на 1 меньше 8-ти? (7)
- Показать предыдущее число числу 4, 9. (3, 8)
- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)
-Увеличить 4 на 3.(7)
-Уменьшить 10 на 2 (8)
- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Первое слагаемое 3, второе 2. Найти сумму (5)
– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 8. Какое число я задумала?(4)
- Решите устно задачи.
- За кустом спрятались зайчата. Видно 8 лапок. Сколько было зайчат? (2)
- Из кустиков торчат хвостики всех котят. Сколько котят за кустиком, если мы видим 7 хвостиков? (7)
3.Создание проблемной ситуации
- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал рыбок больше и на сколько?
- Сколько всего рыбок поймали коты?
Запишите решение на доске. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски записывает).
Фиксирование затруднения
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав? КАРТОЧКИ
Прочитаем оба решения по-разному. (К 5 прибавить 3 получится 5. 5 Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.)
(К 3 прибавить 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.)
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
Постановка проблемы.
Мнения у нас разделились. Возникло затруднение.
- Какую цель учебной деятельности мы поставим? (узнать о перестановке слагаемых).
Необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас с вами – сотрудник этой лаборатории, исследователь.
- Готовы? (Да).
4.Открытие детьми новых знаний
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
-Как нам поступить в рамках одного урока? (Работать группами)
- Проведем эксперимент с геометрическим материалом.
1 ряд - 3 красных квадрата и 4 зелёных
2 ряд - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов
3 ряд – 5 красных треугольников и 3 синих.
Наметим план исследования: (Раздаю карточки)
1.Составить два примера на сложение.
2.Сравнить результаты.
3.Сделать вывод.
Работа в группах.
Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…..
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..
Проведем следующий эксперимент: К доске выйдут 3 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (7) Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод?
-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
Работа с учебником.
1. Откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
2. Работа по иллюстрации учебника (Гномики)
3. Стр. 15, №1 – Какие выражения легче было решать? (К большему прибавить меньшее.)
5.Первичное закрепление
- Работа у доски. Решение примеров комментированием.
4 + 3 8 + 2
3 + 4 2 + 8
6. Самостоятельная работа . (Работа по карточкам).
Красные карточки – придумать и записать примеры по теме нашего урока.
Синие карточки - найдите значения выражений и закрасьте определенным цветом выражения с одинаковыми значениями.
3 + 6 1 + 8 7 + 2 6 + 3 8 + 1 |
6 + 3 8 + 1 2 + 7 3 + 6 1+ 8
|
3+5 3+4 6+3 2+4 |
4+3 5+3 4+2 3+6 |
7.Рефлексия. Итог
- Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- Кто познакомил вам с этими правилами? (Сами узнали, провели исследование.)
- Наши герои мультфильмов Леопольд и Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться. Теперь оцените свое настроение на уроке. (Три смайлика)
Улыбается – «Я – молодец, справился сам».
С очками– «Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился».
Грустный – «Я вообще-то молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся».
5 + 3 = 8
3 + 5 = 8
ПЕРЕСТАНОВКА
СЛАГАЕМЫХ
План исследования:
1. Составить два примера на сложение.
2. Сравнить результаты.
3. Сделать вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.