Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Человек рождён для добра
Оценка 4.6

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Человек рождён для добра

Оценка 4.6
docx
29.01.2024
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Человек рождён для добра
мой урок.docx

 

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: Человек рождён для добра

Цели: дать понятие о «добре и зле»,  активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».

Планируемые  результаты:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Ход урока

        1. Организационный этап

Эмоциональный настрой детей на занятие.

Самоопределение  к деятельности.

Звучит песня «Если добрый ты»

                        В жизни по-разному можно жить –

                        Можно в беде, а можно в радости.

                   Вовремя есть, вовремя пить,

                   Вовремя делать гадости.

                   А можно так:  На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать  

                   И подарить его людям.

 

        2. Тема урока. Целеполагание.

- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова.                                                          На доске.

·       Жизнь дана на …. дела.

·       Мир не без …людей.

·       ….желаешь – …и делай.

·       …слово человеку – что дождь в засуху. 

- Какова же  тема нашего урока?

- На какие вопросы мы должны найти ответы?

( Что такое  добро и зло?  Почему побеждает добро?  Человек  рождён  для добра?)

(-Мы будем говорить о добре и какую роль оно играет в жизни каждого человека.)

- Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру,    

уничтожить его.

- Где живёт добро?

- Доводилось ли  вам творить добрые дела?

- Какое чувство испытывало ваше сердце?

- Чему же мы будем учиться на уроке (учиться  добру).

-Можно ли сразу дать ответ, что такое добро?

План нашей работы.                                                                На доске

ü Будем искать.

ü Обсуждать. 

ü Делать выводы.

 

 - Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

- Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

    Мне бы хотелось, чтобы  на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный  критерий для добра и зла.

        3. Актуализация знаний

Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь?

(Это благо, священность)

.- Что она даёт человеку? Кластер  ЖИЗНЬ - ЧЕЛОВЕК

(Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом.)

– А человек что может дать жизни?

(Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)

.- Эти дары направлены на благо жизни или во вред?

(Во благо.  Человек стремится к развитию…)

.- Что вы, будучи детьми, можете хорошего привнести в эту жизнь?

( Послушание, старание, добрые дела…)

- Библия(Новый Завет) гласит:

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добро».

- Продолжите мысль: «Злой человек из…»

- Где мы можем узнать определение слов «добро, милосердие, зло»?

 

        4. Работа по теме урока

1. Работа со словарями Даля и Ожегова.

  На слайде

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

 

 Вывод.

 - Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение.    

Зло- то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам

Доброта, милосердие - многолики. Потребность в них ежечасная.

 

Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет  теплее на сердце.

 

 

Первичное  усвоение  новых знаний.

1.Осколки доброты.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

 - Ваши ассоциации к слову старушка

 Добрая, любимица внучат, бабулечка).

Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

- Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему? 

- Что вы чувствуете сейчас? (Неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)

- Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки? 

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

- Почему так поступили взрослые?

- Старушка просила внимания к себе?

- Почему так ведут себя дети?

- Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?

(Улыбнуться в ответ)

- Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

А) обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих;

Б). она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго;

В). улыбка рождает дружбу между людьми;

Г) даёт силу слабым, надежду отчаявшимся.

- Понимает ли старушка, что она неприятна людям?

- Отвечает ли она им тем же?

- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Что чувствуете сейчас? (Стыдно, совестно

- Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.

- Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей?

- Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?

( Светлое, чистое, не озлобленное)

Не думай о других так плохо,     А о себе лишь слишком хорошо.

Обидеть человека просто,-      Исправить не совсем легко

 

2. Задание по карточкам

Детям раздаются карточки, ребятам предлагается разобрать и проанализировать жизненные ситуации. Дети стараются не просто оценить поступки героев, но и дать каждому дельный совет как исправить ситуацию.

  • Отец в командировке, мама работает в ночь, Сереже нужно было забрать сестричку из детского сада. Он заигрался в футбол и забыл о ней.
  • Маша взяла книгу в библиотеке, ей понравились стихотворения, особенно одно пришлось по душе. Маша вырвала страницу из книги.
  • Мама попросила дочку сварить обед на всю семью. Девочка не захотела тратить на это время. Намыла яблок и поставила на стол. Фрукты – тоже полезны.

Выводы детей: нельзя быть безответственным, агрессивным, жестоким, ленивым, равнодушным. Нужно учиться отвечать за свои поступки, учиться прощать обиды, воспитывать в себе чувство ответственности за окружающих.

3.Задание: составь пословицу

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Худо тому, кто добра не делает никому.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Учись доброму, плохое на ум не пойдет.

На доске появилась картина. Мир, спокойствие, добро.

3. Физминутка.

(Тихо звучит музыка и пение птиц.)

 - Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза. Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет тоненькие веточки. Улыбнитесь березке!

 

 

 

4. Прослушивание  сказки  М. Сребцовой «Сердце матери».

            Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя, а жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Беседа по сказке

- Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния?

- Как мать Берёза относилась к своим дочерям?

- Какие качества присущи всем мамам на свете?

(- Мама на земле добрее всех!

- Мама дарит сказку, дарит смех!

- Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!)

- И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый взгляд.

Решение проблемной ситуации.

Цель : выработать умение оценивать свои поступки, их последствия.

 

Чтение  и анализ  рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед».

 

- А сейчас, дети, посмотрите сценку. Подберите к ней заголовок.

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.

Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки  дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.

Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.

Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.

Нина тихонько сказала маме:

- Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.

- Почему? – удивилась мама.

- У нее руки дрожат. Капает на стол.

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.

Долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.

- Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!

- Кто был старшим, а кто – самым младшим?

- Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?

- Почему слова Нины так поразили маму?

- Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»?

- Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?

- Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.

- Как бы вы поступили в таком случае?

Расскажите о своей бабушке.

- Как вы проявляете заботу о ней?

- Как Вы проявляете  милосердие к старшим людям?

 

6. Просмотр видео.

– Кто главные герои этой притчи?

–  О чём  думал мужчина, гуляя по берегу моря?

– Кого он увидел? Что делал мальчик?

– Что удивило мужчину?

– Обоснуйте ответ на следующее высказывание: «Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти»

– Для этого я предлагаю вам упражнение « Весы».

Упражнение «Весы» 

Мужчина и мальчик обладали определёнными чертами характера.

Перед вами весы.

– Предлагаю на чашу весов со знаком «+» положить те качества, которые понравилось вам в мальчике, а на другую чашу со знаком «–» положить черты характера мужчины, которые вам не понравились.

 

Настойчивый                                   равнодушный

Старательный                                

 Упорный

добрый

жалостливый

милосердный     

       (бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность)

                      

– Что перевесило чашу со знаком «+»? Какую истину для себя открыл мужчина?

Вывод детей: мальчик невольно заставил мужчину осознать свое заблуждение. «Быть может создал Бог морские звезды, в ребенке чтобы жалость пробудить».

  1. Рефлексия

– На все ли вопросы вы получили ответ на уроке?

– Что вам понравилось на уроке?

– Что самое ценное унесете с собой с урока? У вас на партах лежат карточки с морскими звездами. Я предлагаю написать на них пожелания своему соседу по парте. Каким бы вы хотели видеть его в будущем, чтобы мир стал добрее.

  1. Итог урока

Песня  «Дорогою добра»

 Домашнее задание.

 стр 86-88 Вопрос на стр 89  №2.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-философская ситуация

Работа в группах .

- Где рождается добро и милосердие?(В сердце)

Первая группа.

- Древняя мудрость гласит: «Солнце всех солнц есть Сердце».

- Как вы это понимаете?

Вторая группа.

- Сердце – зеркало души.

Как понимать  эту мудрость?

Третья группа

- Что же есть наше Сердце? Подберите слова, связанные сердечной

добротой

 

Сочувствие     

ПрЕданность

Радость

Доброта

СолнЦе

СовЕсть

 

Творческая работа «Великодушное сердце».

Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).

Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе.

Красный –любящее

Зелёный -благородное

Желтый –доброе    

Оранжевый -нежное

Голубой –сильное

Отчёт групп.

Работа в группах. Распределите слова на две группы. Добро и зло.

- Всегда люди стремились к добру.

- Какие качества присущи доброму человеку? И злому?

Улыбка                Безразличие

Доброта              Злость

Милосердие        Жадность

Скромность         Жестокость

Дружелюбие       Зависть

 

 

 

 

 

        5. Закрепление знаний. Первичная проверка понимания

1.   Решение проблемной ситуации.

Цель : выработать умение оценивать свои поступки, их последствия.

  Инсценировка  и анализ  рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед».

- А сейчас, дети, посмотрите сценку. Подберите к ней заголовок.

(Дети смотрят инсценировку, подготовленную группой ребят:

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.

   Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки  дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.

   Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.

   Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.

Нина тихонько сказала маме:

- Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.

- Почему? – удивилась мама.

- У нее руки дрожат. Капает на стол.

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.

Долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.

- Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!)

(Варианты заголовков:«Праздничный обед», «Бабушка больна», «Будь настоящим человеком».)

- Назовите всех членов семьи Нины.

- Кто был старшим, а кто – самым младшим?

- Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?

- Почему слова Нины так поразили маму?

- Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»?

- Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?

- Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.

- Как бы вы поступили в таком случае?

Расскажите о своей бабушке.

- Как вы проявляете заботу о ней?

- Как Вы проявляете  милосердие к старшим людям?

 

5. Работа с учебником.  Чтение текста. Беседа в форме дискуссии.

- Как Вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»?

-Вспомните золотое правило этики.   

-  Быть радушным - означает радоваться другому, доброжелательным - означает желать добра. Твори добро и добро к тебе вернется.

Научимся добру. Научимся останавливать зло.

 

 

 

 

3. Творческая работа «Великодушное сердце». Групповая  работа.

- Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).

  Раскрасьте контуры сердечек цветами-качествами, необходимыми человеку, чтобы стать великодушным. Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе.

 Составляют правила доброты. На доске.

- Будь милосердным.             

- Помогай людям.

- Защити слабого.

- Не причиняй вреда другому.

- Прощай ошибки.)

    Дети делают вывод. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

5. Дидактическая игра «Аукцион пословиц».  Работа в группах.

( Дети должны собрать рассыпавшиеся пословицы)

Нет лучшего дружка,                                тот вовеки не погибает.

При солнышке -тепло,                              да не больно опустит.

Мать высоко руку подымет,                     при матушке- добро.

Кто мать и отца почитает,                                    чем родная матушка.

Птица рада весне,                                                 а ребенок матушке.

     Отчёт групп.  Самооценка.

 ( Группа, которая быстро справится с заданием, может поработать с пословицами, изображёнными на слайде. Соберите пословицу. Слайд № 5.

В ком добра нет,                            в том и правды мало.

Не одежда красит человека,       себя хвалит.

Доброе дело-                                   а добрые дела.

Худо тому,                                      плохое на ум не пойдёт.

Учись доброму,                              кто добра не делает никому.)

- Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.

        6. Обобщение и рефлексия

- Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы,  которые поставили на уроке.

1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?

2. Как преодолеть в себе вспышки злости?

3. Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?

4. Что ты готов изменить в себе во имя добра?

 Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

1) Помогать людям. 2) Защищать слабого.

3) Делиться с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.

 ( Правила записываются на доске)

- Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.

          7. Итог урока


 

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока. Целеполагание. -

Тема урока. Целеполагание. -

Актуализация знаний Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь ? (Это благо, священность)

Актуализация знаний Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь ? (Это благо, священность)

Первичное усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Что чувствуете сейчас? ( Стыдно, совестно ) -

Что чувствуете сейчас? ( Стыдно, совестно ) -

Прослушивание сказки М. Сребцовой «Сердце матери»

Прослушивание сказки М. Сребцовой «Сердце матери»

Нина самая младшая: ей восьмой год

Нина самая младшая: ей восьмой год

Упорный добрый жалостливый милосердный (бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность) –

Упорный добрый жалостливый милосердный (бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность) –

Проблемно-философская ситуация

Проблемно-философская ситуация

Отчёт групп. Работа в группах

Отчёт групп. Работа в группах

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф

Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на

Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на

Худо тому, плохое на ум не пойдёт

Худо тому, плохое на ум не пойдёт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024