Полное название программы: Воспитательная программа
«Моя культура» Сроки реализации программы: один год
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя программы:
Фёдорова Вера Ильинична, учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»
Цель программы :
Культурно-нравственное развитие и воспитание компетентного гражданина России путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёбы, познания, коммуникации, личностного саморазвития. С этих позиций воспитание рассматривается как процесс овладения компетенциями.
Социокультурные компетенции – расширение объёма знаний о культуре своей страны, района, села, о культуре народов, проживающих в России, Бурятии, в селе Мухоршибирь, традициях, праздниках, нормах здорового образа жизни, достопримечательностях родного края, села.
Учебно- познавательные компетенции- развитие умения исполнять культурные ритуалы.
Культуроведческие компетенции- формирование культуры учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере культурных отношений с обществом, воспитание уважения к культурным символам России и Бурятии.
Коммуникативные компетенции – обогащение словарного запаса учащихся, овладение навыками использования полученных знаний в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Программа «Моя культура» характеризуется метапредметностью. Прослеживается интеграция с другими образовательными областями: окружающим миром, основами безопасности жизни, историей, музыкой, искусством.
Основные задачи программы.
1. Формирование у младших школьников осознания культурно-нравственных позиций.
2. Включение детей в творческий процесс познания культурных норм, помощь в овладении и синтезировании имеющих и получаемых учащимися знаний о человеке, человеческих отношениях в обществе, о правилах культуры поведения;
3. Расширение кругозора учащихся, развитие творчества.
4. Сохранение и развитие чувства гордости за свой край, район, школу. 5. Воспитание культурного гражданина страны .
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования гражданина России. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российской культуры, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения культурно- нравственного воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Культурно- нравственное воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Культурно-нравственное воспитание в рамках данной программы рассматривается как дифференцированный процесс с учётом возрастных особенностей учащихся.
Программа формирует культурно-нравственные позиции у маленьких школьников. Учащиеся на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как «культура поведения», «внутренняя культура человека», «культура речи», «нравственность», «культура труда» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни.
В процессе формирования гражданских ценностей особенно важным является воспитание детей на основе социокультурных, исторических достижений многонациональной России, а также на культурных традициях родного края, района, села.
Программа адресована учащимся 4 класса Мухоршибирской средней общеобразовательной школы №2 Мухоршибирского района Республики Бурятия.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы :
Личностные универсальные учебные действия:
1.Формировать у учащихся умение соотносить свои поступки с принятыми культурными нормами.
2.Знать культурные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения.
3. Уметь ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Уметь планировать своё поведение.
2. Уметь контролировать своё поведение в форме сличения с заданным эталоном культурного.
3. Учиться корректировать своё поведение в случае расхождения с эталоном.
4. Учиться оценивать уровень своей культуры.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
1. Учиться контролировать свою речь и поступки. 2. Учиться адекватно воспринимать оценку учителя.
КоммуникативныеУУД:
1.Учиться толерантному отношению к другому мнению.
2. Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
3. Учиться самостоятельно решать проблемы в общении.
Основные результаты культурно- нравственного воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения родителей, партнёров школы, педагогов. Оценка и коррекция этих и других личностных результатов культурной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.
Обобщённый результат освоения программы фиксируется в портрете её выпускника:
· Способный организовать свою деятельность;
· Уважающий и принимающий культурные ценности семьи и общества;
· Обладающий основами коммуникативной культуры;
· Любящий свой край, село, школу.
· Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
· Доброжелательный, умеющий слушать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
· Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Актуальность.
Уже давно доказано, что моральные мотивы человека руководят его нравственными поступками, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, нужно постоянно вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе необходимо исходить из общественных требований времени. Сегодня школа ориентирована на возрастание целостности в обществе, духовности и культуры.
Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса , но и как сферу разностороннего , нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления , школу гражданственности и гуманизма.
Как же закладывать эти основы в системе учебно - воспитательного процесса школы? Вероятно , здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии , позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений учащихся, получаемых на уроках , с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения.
В начальных классах школы важно так построить учебно- воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Как этого достичь? Необходима система воспитания нравственной культуры в учебно- воспитательном процессе школы и во внеурочной деятельности детей.
Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:
1. методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий «Я и моя культура»;
2. повседневная педагогическая методика «культурного заряда»;
3. общеколлективная внеклассная деятельность детей с культурной направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в культурный диалог, общение, взаимодействие.
Рабочая программа является авторской. Она выполняет функцию погружения детей и родителей в мир культурных понятий и категорий . В данной программе выделены четыре раздела: я и моя культура, культура класса, культура школы, культура села. Данная программа ориентирует на систематический курс занятий по культуре с детьми 9-10 лет. Структура занятия предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания культурных норм воспитанного человека.
Методы и приёмы работы:
-Ситуативные беседы;
-Игровые практикумы;
-Экскурсии;;
-Праздники;
-Ролевые игры;
-Трудовая деятельность;
-Творческие работы;
План реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения
(4 класс начальной школы) .
4 раздела – 34 занятия.
Сроки реализации- учебный год.
Содержание программы.
1.Классные часы «Я и моя культура» -3 часа.
2. Классные часы «Культура моего класса» .-3 часа.
3. Классные часы «Культура моей школы» – 3 часа.
4. Классные часы «Культура моего села»- 3 часа.
5. Родительские собрания – 4 .
6. Экскурсии – 6.
7. Акции – 2.
8. Конкурсы.-2.
8. Работа с социумом -4.
9. Трудовые десанты- 4.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
………………………Тема …………………… |
Количество часов. |
|
|
Раздел 1. Я и моя культура. |
8 |
|
1. |
Классный час «Внешний вид. Права и обязанности школьника» |
1 |
|
2. |
Классный час «Я и моя культура поведения» |
1 |
|
3. |
Классный час «Ярмарка» достоинств» |
1 |
|
4. |
Родительское собрание «Портрет выпускника начальной школы» |
1 |
|
5. |
Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья. |
1 |
|
6. |
Участие в общешкольной акции «Тайный друг» |
1 |
|
7. |
Встреча с инспектором ГИБДД. «Пешеход и водитель. Культура поведения на дороге» |
1 |
|
8. |
Трудовой десант «Листопад» |
1 |
|
|
Раздел 2. Культура моего класса |
8 |
|
9. |
Классный час «Умеем ли мы общаться?» |
1 |
|
10. |
Классный час «Дорога в 5 класс» |
1 |
|
11. |
Классный час « Культура и мораль» |
1 |
|
12. |
Родительское собрание «Воспитание любовью» |
1 |
|
13. |
Экскурсия в музей Исая Калашникова с Шаралдай. |
1 |
|
14. |
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» |
1 |
|
15. |
Работа по профориентации. Знакомство с профессией медицинского работника. Беседа родителей - медиков. |
1 |
|
16. |
Самообслуживание. Трудовой десант. |
1 |
|
|
Раздел 3. Культура моей школы |
|
|
17. |
Классный час «Умеем ли мы общаться с ребятами из других классов?» |
1 |
|
18. |
Классный час «История и традиции моей школы» |
1 |
|
19. |
Классный час «Учимся и работаем по Уставу школы» |
1 |
|
20. |
Родительское собрание «Вы и школа вашего ребенка» |
1 |
|
21. |
Экскурсия в зимний лес. |
|
|
22. |
Конкурс проектов на лучшее озеленение кабинета |
1 |
|
23. |
День пожилого человека. Поздравление ветеранов. |
1 |
|
24. |
Трудовой десант «Урожай – 2013» |
1 |
|
|
Раздел 4. Культура моего села. |
|
|
25. |
Классный час «Лучшие люди села» |
1 |
|
26. |
Классный час «История моего села» с приглашением специалистов межпоселенческой библиотеки |
1 |
|
27. |
Классный час «Моя родословная» |
1 |
|
28. |
Родительское собрание «Мы должны понимать друг друга» |
1 |
|
29. |
Экскурсия в музеи села (МСОШ №1, полиция) |
1 |
|
30. |
Трудовой десант «79-летию Победы в ВОВ посвящается» (уборка территории парка, памятника) |
1 |
|
31. |
Акция «Зимующим птицам – нашу заботу» |
1 |
|
32 |
Неделя книги. Инсценирование бурятской сказки. |
1 |
|
33. |
Встреча с участковым. Беседа о Культуре поведения на улице и общественных местах. |
1 |
|
Рекомендации.
Данная программа предлагается учащимся начальных классов, чтобы они смогли не только научиться соблюдать культуру поведения в школе, дома, в общественных местах, но и научились оценивать и корректировать свои поступки, лучше знать историю своего края, своего народа, уважать традиции народов, проживающих на территории нашего района.
Данная программа реализуется в 4 классе. Её можно использовать для 2-3 классов. Материалы данной программы можно использовать на уроках окружающего мира, истории, этики.
Рекомендуемые литература и ресурсы Интернет:
1. Федеральный портал «Российское образование»-http: edu.ru
2. Сайт «Издательский дом 1 сентября»- http: 1 sentyabry.ru
3. Фестиваль «Открытый урок» -festival.1 senteber.ru
4. Образовательный портал «Продлёнка» www. Prodlenka.org
5. Н.Н. Бобкова «Азбука общения» Волгоград 2000г.
6. М. А. Гусев « Культура поведения учащихся» Москва 2017 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.