Методическая разработка урока математики в 1А классе на тему «Вычитание вида 12 – »

  • docx
  • 12.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по математике на тему «Вычитание вида 12 – ».docx

Тема урока: «Вычитание вида 12 – ». Программа «Школа России», предмет «Математика», 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанович.  

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: составить таблицу вычитания для случаев вида 12 –  и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

План урока:

п / п

Этапы мероприятия

Предполагаемое время

1.

Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя).

2 минуты

2.

Основная часть урока (актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, физкультминутка, закрепление изученного материала).

35 минут

3.

Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов урока).

3 минуты

 

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

– Прозвенел звонок – начинается урок. Ты скорей, проверь, дружок, ты готов ли ты начать урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.

Актуализация знаний

– Начнем с устного счета. Я зазываю пример, а вы – ответ.

8 + 2 =

6 + 3 =

7 + 4 =

6 + 1 =

10 – 8 =

11 – 4 =

10 + 5 =

19 – 9 =

11 + 1 =

– Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. Кате 8 лет, а Коля на 3 года старше Кати. Сколько лет Коле?

– Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. Мама собрала 11 кг яблок, а Маша на 6 кг меньше. Сколько кг яблок собрала Маша?

– Послушайте задачу. Курочка Ряба в первую неделю снесла 7 яиц, а во вторую – на 3 яйца больше.

– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

– Устно решите задачу. Назовите пример и ответ.

 

– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

– Устно решите задачу. Назовите пример и ответ.

 

 

 

– 10.

– 9.

– 11.

– 7.

– 2.

– 7 .

– 15.

– 10.

– 12.

 

– 8 + 3 = 11 (л.)

Ответ: Коле 11 лет.

 

 

– 11 – 6 = 5 (кг)

Ответ: Маша собрала 5 кг яблок.

 

Слушают.

 

 

 

– Сколько яиц снесла курочка Ряба во вторую неделю?

 

– 7 + 3 = 10 (яиц)

Ответ: во вторую неделю курочка Ряба снесла 10 яиц.

– Сколько всего яиц снесла курочка Ряба за эти две недели?

1). 7 + 3 = 10 (яиц)

2). 10 + 7 = 17 (яиц)

Ответ: всего 17 яиц снесла курочка Ряба за две недели.

3.

Самоопределение к деятельности

На доске записаны примеры:

12 – 2 – 1 =

12 – 2 – 2 =

12 – 2 – 3 =

12 – 2 – 4 =

– Рассмотрите примеры. Что вы заметили?

– Сколько всего вычитали из 12?

 

– Как вычитали?

 

 

 

 

 

– Почему удобнее сначала вычесть 2?

 

 

– Устно решите примеры с объяснением.

12 – 2 – 1 =

 

12 – 2 – 2 =

 

 

12 – 2 – 3 =

 

 

12 – 2 – 4 =

 

 

 

– Откройте учебник на странице 83.

– Чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

 

 

 

 

 

– В каждом примере вычитают из 12.

– В первом примере – 3 , во втором – 4, в третьем – 5, в четвертом – 6.

– В первом примере сначала вычли 2, а потом еще 1. Во втором – сначала 2, а потом еще 2. В третьем – 2, а потом еще 3. В четвертом – 2, а потом еще 4.

– Потому что при вычитании 2 мы получаем 10 («волшебное число»), из которого удобно вычитать дальше.

 

 

– Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 1, получаем 9.

– Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 2, получаем 8.

– Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 3, получаем 7.

– Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 4, получаем 6.

Открывают учебник.

 

– Мы будем учиться вычитать из 12.

4.

Работа по теме урока

– Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как по частям из 12 вычесть 4.

 

 

– Посмотрите на таблицу слева. Назовите состав числа 12.

– Рассмотрите примеры, записанные в рамке. Запишите примеры в тетрадь в столбик.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное выполнение № 1 (страница 83).

7 = 2 + 

6 = 2 + 

8 = 2 + 

Устное выполнение № 2 (страница 83).

– Объясните, как вычесть в первом случае?

12 – 6 = 6

 

      2 4

– Объясните, как вычесть во втором случае?

12 – 6 = 6

 

6 6

Самостоятельно выполнение № 3 (страница 83) по вариантам. 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя строка. Проверка.

– Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 2, так как 4 – это 2 и 2. 10 – 2 = 8. Значит, из 12 вычесть 4 – получится 8.

– 12 – это 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 6.

 

По ходу записи учащиеся комментируют примеры, объясняя два способа вычитания.

12 – 3 = 9

12 – 9 = 3

12 – 4 = 8

12 – 8 = 4

12 – 5 = 7

12 – 7 = 5

12 – 6 = 6

 

 

– 5.

– 4.

– 6.

 

 

– Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 4, так как 6 – это 2 и 4. 10 – 4 = 6. Значит, из 12 вычесть 6 – получится 6.

– Так как 12 – это 6 и 6, если вычесть 6 – получится 6.

 

 

 

1 вариант:

12 – 2 – 3 = 7

13 – 3 – 5 = 5

8 + 7 – 10 = 5

2 вариант:

12 – 2 – 7 = 3

13 – 3 – 6 = 4

6 + 8 – 10 = 4

5.

Физкультминутка

Очень трудно так стоять – ножку на пол не спускать (стоят на одной ноге). И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

Повторение физкультминутки с поднятием другой ноги.

Выполняют задания физкультминутки.

6.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

№ 4 (страница 83).

Коллективное составление краткой записи задачи.

– Сколько дисков с играми подарили Володе?

– Сколько игр было на одном диске?

– Сколько игр было на другом диске?

 

– Что нужно узнать?

 


1-й д. – 4 иг.

                                             ?

2-й д. – ?, на 2 иг. >

– Решите задачу самостоятельно.

 

 

 

 

 

№ 5 (страница 83).

– Прочитайте задачу.

– Какой вопрос можно поставить к этой задаче?

– Решите задачу самостоятельно.

 

 

 

№ 6 (страница 83).

– Выполните задание самостоятельно.

1). Найди число, которое на 2 меньше, чем число 9; 10; 12; 2.

2). Найди число, которое на 3 больше, чем число 6; 9; 10; 0.

Работа в тетради на печатной основе.

№ 1, 2 (страница 42, над синей линией)

– Выполните задания самостоятельно.

 

 

 

 

– 2.

 

– 4 игры.

 

– Неизвестно. Но есть подсказка, что игр было на 2 больше.

– Сколько всего игр на этих дисках.

 

 

 

Решают. Один ученик записывает решение и ответ на доске.

1). 4 + 2 = 8 (иг.)

2). 4 + 8 = 12 (иг.)

Ответ: всего 12 игр.

Самопроверка.

 

Один ученик читает задачу.

– Сколько мультфильмов посмотрели дети сегодня?

Решают. Один ученик записывает решение и ответ на доске.

6 – 3 = 3 (м.)

Ответ: 3 мультфильма.

 

Выполняют задание.

 

1). 7; 8; 10; 0.

 

2). 9; 12; 13; 3.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

7.

Рефлексия. Подведение итогов урока

№ ? (страница 83, под розовой линией) – устно.

12 – 5 =

12 – 8 = 

12 – 3 = 

– Поднимите руки, кто доволен своей работой на сегодняшнем уроке?

– Поднимите руки, кому требуется помощь?

– С какими вычислительными приемами мы познакомились на сегодняшнем уроке?

– Кто заполнил таблицу вычитания из числа 12?

 

 

– 7.

– 4.

– 9.

Понимают руки.

 

 

Понимают руки.

 

– На сегодняшнем уроке мы учились вычитать из 12.

 

Ответы учащихся.