Тема урока: «Вычитание вида 12 – ». Программа «Школа России», предмет «Математика», 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанович.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: составить таблицу вычитания для случаев вида 12 – и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
План урока:
№ п / п |
Этапы мероприятия |
Предполагаемое время |
1. |
Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя). |
≈ 2 минуты |
2. |
Основная часть урока (актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, физкультминутка, закрепление изученного материала). |
≈ 35 минут |
3. |
Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов урока). |
≈ 3 минуты |
Ход урока:
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
1. |
Организационный момент |
– Прозвенел звонок – начинается урок. Ты скорей, проверь, дружок, ты готов ли ты начать урок. |
Проверяют готовность к уроку. |
|||
2. |
Актуализация знаний |
– Начнем с устного счета. Я зазываю пример, а вы – ответ. 8 + 2 = 6 + 3 = 7 + 4 = 6 + 1 = 10 – 8 = 11 – 4 = 10 + 5 = 19 – 9 = 11 + 1 = – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. Кате 8 лет, а Коля на 3 года старше Кати. Сколько лет Коле? – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. Мама собрала 11 кг яблок, а Маша на 6 кг меньше. Сколько кг яблок собрала Маша? – Послушайте задачу. Курочка Ряба в первую неделю снесла 7 яиц, а во вторую – на 3 яйца больше. – Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие. – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ.
– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ.
|
– 10. – 9. – 11. – 7. – 2. – 7 . – 15. – 10. – 12.
– 8 + 3 = 11 (л.) Ответ: Коле 11 лет.
– 11 – 6 = 5 (кг) Ответ: Маша собрала 5 кг яблок.
Слушают.
– Сколько яиц снесла курочка Ряба во вторую неделю?
– 7 + 3 = 10 (яиц) Ответ: во вторую неделю курочка Ряба снесла 10 яиц. – Сколько всего яиц снесла курочка Ряба за эти две недели? 1). 7 + 3 = 10 (яиц) 2). 10 + 7 = 17 (яиц) Ответ: всего 17 яиц снесла курочка Ряба за две недели. |
|||
3. |
Самоопределение к деятельности |
На доске записаны примеры: 12 – 2 – 1 = 12 – 2 – 2 = 12 – 2 – 3 = 12 – 2 – 4 = – Рассмотрите примеры. Что вы заметили? – Сколько всего вычитали из 12?
– Как вычитали?
– Почему удобнее сначала вычесть 2?
– Устно решите примеры с объяснением. 12 – 2 – 1 =
12 – 2 – 2 =
12 – 2 – 3 =
12 – 2 – 4 =
– Откройте учебник на странице 83. – Чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? |
– В каждом примере вычитают из 12. – В первом примере – 3 , во втором – 4, в третьем – 5, в четвертом – 6. – В первом примере сначала вычли 2, а потом еще 1. Во втором – сначала 2, а потом еще 2. В третьем – 2, а потом еще 3. В четвертом – 2, а потом еще 4. – Потому что при вычитании 2 мы получаем 10 («волшебное число»), из которого удобно вычитать дальше.
– Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 1, получаем 9. – Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 2, получаем 8. – Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 3, получаем 7. – Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 4, получаем 6. Открывают учебник.
– Мы будем учиться вычитать из 12. |
|||
4. |
Работа по теме урока |
– Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как по частям из 12 вычесть 4.
– Посмотрите на таблицу слева. Назовите состав числа 12. – Рассмотрите примеры, записанные в рамке. Запишите примеры в тетрадь в столбик.
Устное выполнение № 1 (страница 83). 7 = 2 + 6 = 2 + 8 = 2 + Устное выполнение № 2 (страница 83). – Объясните, как вычесть в первом случае?
2 4 – Объясните, как вычесть во втором случае?
6 6 Самостоятельно выполнение № 3 (страница 83) по вариантам. 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя строка. Проверка. |
– Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 2, так как 4 – это 2 и 2. 10 – 2 = 8. Значит, из 12 вычесть 4 – получится 8. – 12 – это 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 6.
По ходу записи учащиеся комментируют примеры, объясняя два способа вычитания. 12 – 3 = 9 12 – 9 = 3 12 – 4 = 8 12 – 8 = 4 12 – 5 = 7 12 – 7 = 5 12 – 6 = 6
– 5. – 4. – 6.
– Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 4, так как 6 – это 2 и 4. 10 – 4 = 6. Значит, из 12 вычесть 6 – получится 6. – Так как 12 – это 6 и 6, если вычесть 6 – получится 6.
1 вариант: 12 – 2 – 3 = 7 13 – 3 – 5 = 5 8 + 7 – 10 = 5 2 вариант: 12 – 2 – 7 = 3 13 – 3 – 6 = 4 6 + 8 – 10 = 4 |
|||
5. |
Физкультминутка |
Очень трудно так стоять – ножку на пол не спускать (стоят на одной ноге). И не падать, не качаться, за соседа не держаться. Повторение физкультминутки с поднятием другой ноги. |
Выполняют задания физкультминутки. |
|||
6. |
Закрепление изученного материала |
Работа по учебнику. № 4 (страница 83). Коллективное составление краткой записи задачи. – Сколько дисков с играми подарили Володе? – Сколько игр было на одном диске? – Сколько игр было на другом диске?
– Что нужно узнать?
?
– Решите задачу самостоятельно.
№ 5 (страница 83). – Прочитайте задачу. – Какой вопрос можно поставить к этой задаче? – Решите задачу самостоятельно.
№ 6 (страница 83). – Выполните задание самостоятельно. 1). Найди число, которое на 2 меньше, чем число 9; 10; 12; 2. 2). Найди число, которое на 3 больше, чем число 6; 9; 10; 0. Работа в тетради на печатной основе. № 1, 2 (страница 42, над синей линией) – Выполните задания самостоятельно. |
– 2.
– 4 игры.
– Неизвестно. Но есть подсказка, что игр было на 2 больше. – Сколько всего игр на этих дисках.
Решают. Один ученик записывает решение и ответ на доске. 1). 4 + 2 = 8 (иг.) 2). 4 + 8 = 12 (иг.) Ответ: всего 12 игр. Самопроверка.
Один ученик читает задачу. – Сколько мультфильмов посмотрели дети сегодня? Решают. Один ученик записывает решение и ответ на доске. 6 – 3 = 3 (м.) Ответ: 3 мультфильма.
Выполняют задание.
1). 7; 8; 10; 0.
2). 9; 12; 13; 3.
Выполняют задание.
|
|||
7. |
Рефлексия. Подведение итогов урока |
№ ? (страница 83, под розовой линией) – устно. 12 – 5 = 12 – 8 = 12 – 3 = – Поднимите руки, кто доволен своей работой на сегодняшнем уроке? – Поднимите руки, кому требуется помощь? – С какими вычислительными приемами мы познакомились на сегодняшнем уроке? – Кто заполнил таблицу вычитания из числа 12? |
– 7. – 4. – 9. Понимают руки.
Понимают руки.
– На сегодняшнем уроке мы учились вычитать из 12.
Ответы учащихся. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.