Открытый урок по математике.
Учитель: Меркулова Людмила Ивановна , высшая категория, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. о. Коломна г.Озёры
Дата: 10.11.2022г.
Предмет: математика
Класс: 1 «Д»
Учебник (УМК): «Школа России» Моро М.И.
Тема урока: Плюс 2, минус 2.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель:
1. Создать условия для усвоения учащимися состава числа 2 и ознакомления со способами прибавления числа 2 и вычитания числа 2.
2. Содействовать развитию мыслительных операций.
3. Воспитывать самостоятельность, желание учиться; формировать умение сотрудничать.
Задачи:
1. Осознанное усвоение учащимися правила сложения и вычитания изученных чисел с числом 2: последовательное присчитывание двух единиц ( прибавление по частям двух единиц) 4+2=4+1+1
2. Развитие математической речи (ответы на вопросы), умения наблюдать и логически мыслить
3.Формирование у учащихся коммуникативных навыков совместной поисковой деятельности: корректное ведение учебного диалога на содержательной основе.
Формирование УУД:
1) личностные: уважительное отношение к иному мнению; мотивация учебной деятельности на основе предметных действий;
2) познавательные: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков и схем; умение использовать знаково-символические средства (моделирование сложения чисел с помощью схем); работа с источниками информации (учебник, тетрадь, интерактивная доска,);
3) регулятивные: самопроверка на основе использования схем и рисунков; взаимоконтроль;
4) коммуникативные: развитие математической речи (ответы на вопросы); умение слушать собеседника в паре, строить понятные для партнера высказывания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, карточки.
Технологическая карта урока:
Элементы методической структуры урока |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД |
||
1.Этап
мотивации.
|
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. |
Проверяют готовность к уроку. Проговаривают пожелание на урок. |
Личностные УУД: эмоциональный настрой, положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, |
2. Этап
актуализации знаний. Подготовка мышления детей; повторение изученного
материала, необходимого для |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. |
Выявляет уровень знаний: умение расставлять цифры в порядке возрастания, называть соседние числа при счете, умение составлять суммы по схематическим рисункам. |
Выполняют задания на интерактивной доске: расставляют листики в порядке возрастания их номеров; составляют суммы к схематическим рисункам; называют номера соседних листочков.
|
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения.
|
3. Этап
выявления места и причины затруднения. |
Выявление места и причины затруднения, ( реконструкция деятельности по известной норме; критика известной нормы деятельности). |
Предлагает найти значение выражений, подводит к тому, что учащиеся не умеют прибавлять и вычитать число 2. |
Находят значения выражений, сталкиваются с трудностью- прибавления числа 2 и вычитания числа 2, формулируют цели и тему урока |
Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания, определять проблему. Познавательные УУД: развитие умений сравнивать, обобщать, находить лишнее, Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Построение детьми нового способа действий (построение новой нормы деятельности)постановка цели темы урока |
Просит рассмотреть иллюстрацию на экране для предположения выхода из проблемной ситуации |
Рассматривают иллюстрацию, предполагают пути решения, называют необходимые действия для выхода из проблемной ситуации, делают вывод |
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, прогнозировать свою работу. Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике извлекать нужную информацию, делать выводы, определять цель учебной деятельности. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
5. Этап реализации построенного проекта. Методы: подводящий диалог, |
Формирование способности к выполнению (использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения). |
Организует учебное исследование для выявления приема прибавления числа 2, вычитания числа 2 на экране Организует диалог подводящий к выводу : число 2 можно прибавить или отнять путём прибавления или вычитания двух единиц |
Рассматривают изображение; подбирают математические записи к каждому рисунку; находят их значения; сравнивают эти значения; делают вывод: число два можно прибавить ли вычесть по одному. |
Познавательные УУД: развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы, Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с учителем, одноклассниками, умение договариваться, проговаривать последовательность действий. |
Физ. минутка |
|
|
|
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия |
Усвоение нового способа действий ( комментирова нием, проговариванием во внешней речи; фиксирование новой нормы деятельности в языке). |
Организует выполнение № под рисунком на с.84 в учебнике, для первичного закрепления; подводит к выводу, что увеличить число на 2 — это значит прибавить число 2,уменьшить на 2 – значит вычесть число2 |
Выполняют № под рисунком с.84 |
Регулятивные УУД: планировать свои действия, оценивать их, корректировать. Познавательные УУД: находить нужную информацию, применять полученные знания. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с учителем, одноклассниками, умение договариваться, проговаривать последовательность действий. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. |
Применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. ( использование новой нормы деятельности в типовых условиях). |
Организует выполнение №1 с.31 в рабочей тетради самостоятельно с самопроверкой по образцу на доске.
|
Выполняют задание №1 с.31, записывая решение в тетрадь на печатной основе
Задача на с.30 в рабочей тетради Проверяют правильность выполнения задания по образцу на доске.
Находят и прикрепляют на доску те суммы, где число увеличивается на 2. Задание проверяется коллективно |
Регулятивные УУД: умение принимать учебную задачу, умение оценивать свою работу Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, вспомнить необходимую информацию из знаний уже приобретенных Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности. |
Самооценка результатов деятельности, этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий. |
Возвращает учащихся к первоначальному затруднению, предлагает его устранить. Организует самооценку своей деятельности с помощью приема «Нарисуй смайлику улыбку» |
Находят значение выражения 3+2
Рисуют смайлу выбранное выражение лица, соответствующее их деятельности на уроке, и крепят его к паровозику. |
Личностные УУД: желание совершенствовать свои знания, участвовать в творческом деле. Регулятивные УУД: сохранить учебную задачу, планировать дальнейшие действия, оценить себя |
Ход урока:
№ |
Элементы методической структуры урока |
Нагляд. дидак. матер.
|
Содержание этапов занятия |
|
Слайд
|
Действия учителя |
Действия учащихся |
||
1.
|
Этап
мотивации (самоопределение к деятельности).
|
сл. 1
сл. 2
|
-Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю, гостям, которые присутствуют на нашем уроке.
Мы умные, мы дружные Мы внимательные, мы старательные Мы в 1 классе учимся Всё у нас получится!!
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Как изменилась природа осенью?
-А какое время года вы любите больше всего и почему?
-Мы с вами чудесным образом перенесемся в осенний лес. Хотите? Но одного желания мало. На нашем пути встретятся много трудностей. Вы готовы их преодолевать: -Как вы думаете, какие качества мы должны взять с собой на урок? - |
Проверяют готовность к уроку
-Осень
-Холодно, дождливо, облетели листья, лужи, небо серое, дуют ветры и срывают последние листочки на деревьях.
- трудолюбие, усердие, мы должны внимательно слушать, думать, делать выводы |
2. |
Этап актуализации знаний. |
сл. 3
сл. 4
сл. 5
сл. 6 физ - ка |
При входе в лес. Нам встретилось дерево. Оно волшебное. Посчитаем сколько листочков на дереве .Подул сильный ветер и все листочки разлетелись. Ваше задание, их надо собрать в правильном порядке возрастания их номеров.
-Какой листик вы поставили последним? -Какой между 4 и 6? -Какой следует за 2? А за 3 -Какой после 7? А после8? -Молодцы! Вы все сделали правильно, отправляемся в путь! -Ребята, идём по лесу тихо, не спугните зверей и птиц. А вот и мудрая сова. Она хочет проверить ваши знания. Как вы умеете быстро считать? Слайд Читаем математическое выражение и называем ответ. Сова умная птица , желает вам удачи в вашем путешествии.
|
|
3 . |
Этап выявления места и причины затруднения. |
сл. 7 |
А кто там за кустиком прячется, с корзинкой. Загадка. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной, Иголок очень много А нитки ни одной.( ёжик) Ёж набрал корзину грибов, а посчитать правильно не может. Поможем ему ребята? Сразу два гриба собрать трудно. Как мы будем собирать грибы? Ёж собрал 3 гриба и положил ещё 2 гриба ,получил 5 ( 3+2=5)- запишем выражение Ёж собрал 3 гриба и положил ещё 1 да 1 гриб и получил 5 ( 3+1+1 =5)- запишем выражение Вывод: Значит 2 можно прибавить двумя способами 2 или 1+1 Значит наш ёж может спокойно уйти в спячку. Грибочки мы ему посчитать помогли. Давайте немного отдохнем на этой опушке. И тоже пособираем грибочки.
Сова нам указывает дорожку, чтобы не заблудится. , которая ведет нас в лес! Но дорожка эта не простая, а математическая. Чтобы дорожку пройти , надо решить примеры . -Внимательно рассмотрите на числовые выражения и найдите среди них лишнее? 8-2 – лишнее.
-А что значит прибавить число прибавить 1 к данному числу, мы знаем?( УВЕЛИЧИТЬ)
-А что значит вычесть число из данного числа, мы знаем?( УМЕНЬШИТЬ)
-Сколько будет 3+1? Запишите. (и т.д.) Слайд
-Ребята, а как же нам быть с последней суммой, значение, которой мы не умеем находить? -Тогда давайте сформулируем, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке. Когда мы выполняем действие сложение, мы используем знак +, а когда действие вычитание знак -. Значит тема сегодняшнего урока слайд Сложение +2 Вычитание -2 |
Наглядный материал на доске. ( грибы)
-Научиться прибавлять число 2 Ежик положил в корзинку 3 гриба.
Еще два гриба.
По одному.
Мы прибавили по одному. Всего положили 2 гриба. Стало грибов
Два. Прибавляли по одному. Если трудно сразу прибавить два, можно прибавлять по одному.
+2, -2 |
4. |
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
сл. 8 |
-Откройте учебник с.84 и проверьте правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока?
-Давайте вспомним состав числа 2
А теперь предложите, как можно зная это прибавить или вычесть число 2
|
-Прибавление числа 2 -Вычитание числа 2
-2 это 1 и ещё1
Дети предполагаю, что прибавить или вычесть можно по единице |
Физ. минутка |
Физминутка. Мы по лесу шли-шли-шли (дети шагают на месте) Белый гриб нашли. Раз - грибочек, два - грибочек (делают наклоны под счет, изображая сбор грибов) Вот и полный кузовочек! (разводят широко руки)
|
|
||
6. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
сл. 11 |
А теперь попробуем проговорить всё то, чему мы сегодня научились
-Мы продолжаем наше путешествие. Следующее задание, на котором остановился наш листочек находится на странице нашего учебника.с.84 - Ребята, сколько машин заехало на парковку? Сколько собираются заехать? Как это можем записать при помощи числового выражения? Могут ли они заехать одновременно? Как они будут заезжать? Сколько машин станет на парковке? Как складывали?
Сколько всего кукол у девочки? Сколько кукол она забрала? Как это можно записать при помощи числового выражения? Сколько получится? Как вычитали?
|
6, ещё2 6+2
6+2=8
6, 2 6-2=4
|
|
Этап реализации построенного проекта. .
|
|
Работа по рабочей тетради с.31 Составление задачи
Работа в группах. Составление задач. |
6+2= 6+1+1= 7-2= 7+1+1= |
7. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
сл. 12
сл. 13 |
Составление примеров. С.85 Цепочка 3+2=5 7-2=5 Слайд
-Ваша задача найти числовые выражения, где мы прибавили 2 или вычли 2 Решение примеров 7+3 3-2 3+4 7-1-1 5+5 9-4 1+2 4+1+1 5+2 7-4 9-1-1 3+1+1 Проверка:
1+2 4+1+1 5+2 3- 2 7- 1- 1 9-1-1
Устно назовите ответы.
Задание на с.31 |
Дети решают в тетради и проверяют по доске
Коллективно проверяем
Дети находят карточки и прикрепляют их к доске |
8. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
сл. 14
|
-Давайте вернемся к тому числовому выражению, значение которого мы не смогли найти в начале урока. Теперь мы можем узнать, сколько будет 8 + 2? - Чему мы научились на сегодняшнем уроке?
- Как мы можем вычесть 2? - Как мы можем прибавить 2? -А мы на своём листочке, возвращаемся в сегодняшний день. И на дворе снова осень. Итак нам уже возвращаться пора .
-Я рада, что наше осеннее небо озарило такое количество солнечных лучиком. Пусть солнышко порадует нас своим теплом.
-Дома придумайте и нарисуйте рисунок математический смысл, которого состоял бы в прибавлении или вычитании числа 2. Урок окончен |
8+2=8+1+1=10 -Прибавлять число 2 Вычитать число 2 -1-1 +1+1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.