Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему:
«Простые и сложные предложения»
Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.
Планируемые результаты
Предметные:
знать характерные черты сложного предложения и простого предложения;
уметь выделять грамматическую основу предложения;
уметь определять вид предложения ;
уметь ставить знаки препинания между частями
предложения .
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал
Челябинск,2020
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- Метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика
|
|||||||||||||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности
|
16:40-16:42 |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. |
|
К: настраиваться на урок.
|
||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и мотивация Словесн.; учебный диалог.
Практич.; орфографическое задание.
|
16:43-16:48 |
Фронтальная форма работы -Начнем мы наш урок с одного очень интересного задания. Но сначала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Словарная работа -Ребята, начнём мы наш урок со словарного диктанта. (Один ученик работает на закрытой части доски, остальные все в тетради). Я буду диктовать вам словосочетания, ваша задача- записать слова и подчеркнуть в них ошибкоопасные места. Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта. Проверка: -Мы закончили выполнять это задание, и теперь я предлагаю проверить ,что получилось. (Ученик, который работал у доски проверяет написание слов вслух, а остальные в своих тетрадях). -Поднимите
руки те, у кого слова написаны по-другому? |
Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.
|
П:классификация объектов по выделенным признакам.
П:поиск и выделение необходимой информации. |
||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи Словесн.:учебный диалог
Практич.; синтаксический анализ.
Практич.; орфографическое задание.
|
16:48-16:52 |
Фронтальная форма работы -Ребята, посмотрите, у меня на доске написаны два предложения. Прочитайте их. Со…нце встало и осв…тило окрес…ность. Со…нце встало, и окрес…ность оз…рилась светом. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.(Один ученик работает у доски, остальные в тетради) -Найдите и подчеркните главные члены предложения, подпишите, какой частью речи они выражены. -Хорошо!
Ребята, а чем похожи эти предложения? -Как вы думаете, почему? -Назовите грамматическую основу в перовом предложении? -Какую
роль играет в этом предложении союз и? -Найдите грамматическую основу во втором предложении. -Какую
роль играет в этом предложении союз и? -Хорошо! Совершенно верно! -А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? -О каких предложениях? -Тема нашего урока звучит так: «Простые и сложные предложения» -Сформулируйте цель нашего урока? -Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем работать, чтобы достичь поставленных целей
|
Солнце(сущ.) встало (глаг.) и осветило(глаг.) окрестность. Солнце (сущ.) встало(глаг.), и окрестность (сущ.) озарилась (глаг.) светом.
В них содержится одна и та же мысль. Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет. Солнце встало и осветило.
Он
объединяет однородные члены предложения. Солнце встало, озарилась светом. Он соединяет две части сложного предложения. Да,нужна. О предложениях. О предложениях сложных и простых.
Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие- сложными, научиться различать простые и сложные предложения. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.
П: самостоятельное формулирование познавательной цели. Р:постановка учебной задачи. |
||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания
Практич.: анализ языкового материала.
Словесн.: учебный диалог.
Практич.; синтаксический анализ.
Наглядн.: демонстрация ответа учащихся.
|
16:52-17:00 |
Парная форма работы -Сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас на парте лежат карточки с заданием. Послушайте, что нужно сделать! -Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите предложения по двум группам: простые предложения и сложные предложения. Это задание вы выполняете в парах. Карточка Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения. 1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли. 2) Мороз крепчал, но не кусался. 3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять. 4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел. 5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли. 6)Молодые побеги сморщились и завяли. 7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге. 8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.
-Поднимите руку, кому непонятно задание? На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. Проверка: --На экране вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас. -Чем похожи пары предложений? -Чем отличаются предложения? -На что стоит обратить внимание, чтобы не допускать ошибки при постановке запятых? -Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не получилось? -Ребята, скажите, чем простое предложение отличается от сложного предложения? -Давайте проверим себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните» на с.36 учебника.
|
Один и тот же союз. По структуре. На
союзы. А, но – всегда ставится запятая. В простом предложении одна грамматическая основа ,а в сложном предложении две и более.
|
П:поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
||||||||||||||||
V.Первичное закрепление во внешней речи Практич.:списывание, синтаксический анализ.
Наглядн.: демонстрация ответа учащихся. |
17:00-17:05 |
Работа по вариантам -Найдите
упр.49 на с.36.Ребята, прочитайте задание! -Прочитайте
выражения, которые употреблены в переносном значении. -Послушайте, что вам нужно сделать. Это задание мы будем выполнять по вариантам. 1 вариант списывает первое предложение. 2 вариант списывает второе предложение. -Выделить грамматическую основу в предложении, определить и определить, какое это предложение сложное или простое. Проверка: -Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, и скажите простое оно или сложное? Как определили? Докажите. -Итак, ребята, скажите, чем отличается сложное предложение от простого предложения? -Как связаны, части сложного предложения?
Динамическая пауза -Дежурные, проведите, пожалуйста, физминутку. |
Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.
1 вариант: Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Простое предложение т.к одна грамматическая основа 2 вариант: Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. Сложное предложение т.к две грамматических основы. В простом предложении одна грамматическая основа ,а в сложном предложении две и более. Интонацией.
|
П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение слышать и слушать.
Р:сличение способа действия и его результата с эталоном. |
||||||||||||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практич.: синтаксический анализ.
|
17:05-17:10 |
Индивидуальная форма работы -Теперь я хочу проверить, как вы научились отличать сложные предложения, от простых предложений. Каждый выполняет работу индивидуально. -Прочитайте задание. Поднимите руку, кому непонятно, что нужно сделать? -Приступайте к заданию, на это у вас есть 4 минуты и будем проверять. Каждый выполняет задание самостоятельно. Карточка Отметьте галочкой сложные предложения. Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы. Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи. Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник. Солнце сияло, но не грело землю. Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом. Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков. На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись. Проверка: -Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы отметили галочкой и докажите, почему оно является сложным? Вывод: -Как отделяются части сложного предложения? -Какие предложения называются сложными? -Какие предложения называются простыми? |
Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.(Две грамматические основы: деревья выбросят, грачи прилетят) Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник. .(Две грамматические основы: одуванчики подняли ,шиповник зацвел) Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом. .(Две грамматические основы: выглянуло солнце, земля озарилась) На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись. .(Две грамматические основы: почки набухли, листья не проклюнулись) Части сложного предложения отделяются запятыми и союзами. Сложными называются предложения, имеющие в составе две и более грамматические основы. Простыми называются предложения, имеющие одну грамматическую основу.
|
П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.
К:умение слышать и слушать.
Р:сличение способа действия и его результата с эталоном. |
||||||||||||||||
VII.Включение в систему знаний, повторение Практич.: списывание, синтаксический анализ.
|
17:10-17:15 |
Фронтальная форма работы -Для того чтобы закрепить наши знания, мы с вами поработаем с упр.50 на с.36.Прочитайте предложения. -Ребята, подумайте и скажите, с помощью чего части предложения объединяются в сложное предложение? (Ученики указывают способ связи в каждом предложении) -Давайте сравним наши наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». -Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? -Спишите предложение под № 4, вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу. -Назовите грамматическую основу предложения. -Хорошо! Молодцы! Вывод: -Какие предложения называются сложными? -Назовите способы связи частей в сложном предложении? Словарная работа -Ребята, подберите синонимы к слову прекрасный. -Подчеркнем в этом слове непроверяемую гласную и поставим ударение. -Запишите это слово в свою тетрадь. 1
вариант придумывает сложное предложение с этим словом и записывает его в
тетрадь. Проверка: -Зачитайте
ваши предложения и назовите грамматическую основу. |
1.Безсоюзная связь. 2.Союзами. 3.Союзами. 4.Союзами. 5.Союзами. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.
Осень наступила, высохли цветы, глядят кусты.
Сложными называются предложения, имеющие в составе две и более грамматические основы Интонацией (без союзов),интонацией и союзами и, а, но. -Красивый ,превосходный, удивительный, чудный и тд. |
П:поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р:сличение способа действия и его результата с эталоном. |
||||||||||||||||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Практич.: синтаксический анализ.
|
17:15-17:20 |
-Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока у нас сегодня была? -Какие цели мы ставили на урок? -Хорошо, молодцы! -Прочитайте предложения, которые представлены на доске и соотнесите их со схемами. Предложения: В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки. Труд кормит, а лень портит. Мы зашли к старику, а потом отправились дальше. Схемы:
и
,а , а -Ребята, посмотрите на доску, перед вами начало фразы: · сегодня я узнал… · было трудно… · я научился… · было интересно узнать, что… · я смог… Вам нужно дополнить эти предложения устно. Спасибо за урок! |
Простые и сложные предложения. Цели: вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие- сложными, научиться различать простые и сложные предложения.
|
Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. Р:оценка результата работы
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.