Одаренный ребенок. Какой он?
Цель: выявление одарённых детей, организация системной работы родителей и школы по развитию способностей к творческой и познавательной деятельности.
Задачи:
Ход собрания
Образование не даёт ростков в душе,
если оно не проникает до значительной глубины.
1. Слово учителя
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального образования.
Одаренная личность — личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.
Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной.
Виды специальной одаренности
· моторно-двигательная (спортивная)
Показатели одаренности:
Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности:
Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, - такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми.
К счастью, в большинстве своем как родители, так и педагоги понимают, что способные дети требуют к себе осторожного и внимательного отношения, поддержки и помощи со стороны взрослых.
Одаренные дети часто проявляют обостренное чувство справедливости. Они больше улавливают и понимают в окружающем мире, в человеческих взаимоотношениях. Такая чувствительность, восприимчивость порождает их уязвимость.
Для одаренных детей характерна еще одна особенность – стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрируя собственные знания, посмеиваться над окружающими (одаренные дети часто обладают отличным чувством юмора).
Таким образом, у нас есть все для того, чтобы вырастить и воспитать не одно поколение одаренных детей, если мы способны:
ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры.
3. Погружение в философские проблемы.
4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
5. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства.
6. Ощущение неудовлетворенности.
7. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели.
8. Сверхчувствительность.
9. Потребность во внимании взрослых.
10. Нетерпимость.
Советы родителям
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой, обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
В свое время Джон Гауэн (Gowan and Torrance, 1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей. С помощью этих советов родителям предоставляется возможность сдать своего рода автоэкзамен.
1. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках.
2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Будьте терпимы к странным идеям.
4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей.
6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей.
7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.
8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение.
9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность.
10. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
11. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию.
12. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке — «-»; если нравится — «+»; очень нравится — «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
2. Анкетирование.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3. петь, музицировать;
4. заниматься физкультурой;
5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8. играть с техническим конструктором;
9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10. самостоятельно рисовать;
11. играть в спортивные, подвижные игры;
12. руководить играми детей;
13. ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14. ходить в магазин за продуктами;
15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21. убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27. ухаживать за домашними растениями,
28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31. участвовать в постановке спектаклей;
32. заниматься спортом в секциях и кружках;
33. помогать другим людям;
34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
Дата__________ Фамилия, имя_______________________________________
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать вашу работу, работу родителей. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и ваших. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы с детьми.
1 |
Изучение психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований. |
|
2 |
Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов. |
|
3 |
Регулярные консультации для одаренных детей. |
|
4 |
Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр). |
|
5 |
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий. |
|
6 |
Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий. |
|
7 |
Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся. |
|
8 |
Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская. |
|
9 |
Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). |
|
10 |
Предметные классные, школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). |
|
11 |
Всероссийский конкурс «Человек и природа». |
|
12 |
Ярмарка-выставка творческих работ детей. |
|
13 |
Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях. |
|
14 |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ. |
3. Подведение итогов собрания .
Уважаемые родители! Не спешите и не подгоняйте ребенка в его поиске себя в каком – либо виде деятельности, не заставляйте его зубрить те или иные приемы и действия, подобно таблице умножения. Пусть он в свободное время в школе и дома больше импровизирует, выдумывает новые приемы и действия. Если мы поможем ему (или не будем мешать в этом), наш родительский долг будет выполнен. Наша задача в том, чтобы помочь ребенку раскрыться в своем творчестве, чтобы любая индивидуальность ребенка не прошла мимо нашего внимания, реализовалась и взращивалась в нашей педагогической деятельности с детьми.
4. Обмен мнениями.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.