Класс: 9 Дата:
Тема: Нарушение опорно-двигательной системы. Травматизм
Цель: сформировать знания о нарушениях ОДС, травматизме профилактике травматизма и нарушений ОДС.
Задачи:
1. Личностные:
o Развить осознанное отношение к своему здоровью и физической активности.
o Воспитать ответственность за своё тело и здоровье.
o Способствовать формированию навыков самоконтроля и саморегуляции при занятиях физической активностью.
2. Познавательные:
o Ознакомить учащихся с анатомией и физиологией опорно-двигательной системы.
o Рассмотреть основные виды травм и нарушений ОДС.
o Изучить причины, симптомы и последствия травматизма и нарушений.
3. Практические:
o Научить учащихся основным методам профилактики травматизма.
o Провести практическую часть, где учащиеся смогут отработать навыки безопасного выполнения физических упражнений.
o Разработать индивидуальные рекомендации по укреплению опорно-двигательной системы.
Оборудование: компьютер, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Расскажите о работе мышц человека.
2. Расскажите о регуляции мышц.
3. Расскажите о двух видах движения мышц по способу контроля со стороны ЦНС.
4. Расскажите о защитном механизме мышц.
5. Расскажите об особенностях строения и работы гладких мышц.
II. Изучение нового материала
Учитель начинает рассказ о нарушении ОДС. Затем учащиеся самостоятельно продолжают изучение нарушений ОДС, выполняя следующее задание на раздаточном материале и на экране:
Выполните задание на листочках:
· Прочитайте текст в учебнике и заполните таблицу:
Нарушения ОДС |
Причина |
Патогенез |
Клиническая картина |
Рахит |
Нехватка витамина D |
Кости теряют прочность и изгибаются под тяжестью тела |
Вялость, пугливость, раздражимость |
Остеохондроз |
Искривление позвоночника (при неправильной осанке) |
Повреждение межпозвоночных дисков, защемление нервов спинного мозга |
Боли в спине, шее и голове |
Сколиоз |
Сильное искривление позвоночника |
Необратимые изменения в скелете |
Сильные боли в спине, шее и голове |
Плоскостопие |
Генетические особенности, травмы и т.д. |
Сводчатая стопа становится плоской |
Быстрая усталость и сильные боли ног |
Далее учитель рассказывает о травмах. Учащиеся записывают информацию:
• Травмы – нарушения целостности органов опорно-двигательной системы.
Затем учитель рассказывает об основных травмах. Учащиеся записывают информацию в виде таблицы:
Травмы |
Патогенез |
Виды |
Ушибы |
Небольшие травмы без нарушения кожных покровов |
Кровоизлияния Сотрясения мозга |
Травмы сустава |
Нарушение целостности сустава |
Растяжение связок Разрыв связок Вывих сустава |
Переломы |
Нарушение целостности кости |
Закрытый (не повреждены кожа и мышцы) Открытый (повреждены кожа и мышцы) |
Далее учитель рассказывает о профилактике нарушений ОДС. Учащиеся записывают следующую информацию:
Профилактика нарушений ОДС:
• Правильная осанка (привычная поза при ходьбе, стоянии, сидении);
• Ежедневные физические упражнения;
• Хождение босиком, ношение удобной широкой обуви.
Затем учитель рассказывает о профилактике травматизма. Учащиеся записывают следующую информацию:
Профилактика травматизма:
• Производственный (на работе) и непроизводственный (в быту);
• Преобладает у молодых мужчин;
• Соблюдение техники безопасности.
Затем можно предложить учащимся выполнить дополнительное задание на оценку:
Выполните задание:
· Прочитайте текст «Моя лаборатория» в учебнике и заполните таблицу:
Заболевание ОДС |
Патогенез |
Причина |
Ахондроплазия |
Отсутствие диафизов длинных костей (карликовость) |
Наследственность |
Акромегалия |
Разрастание кости пальцев, хрящей носа, челюсти |
Переизбыток гормонов роста |
Остеопороз |
Уменьшение плотности костной ткани |
Гормональные изменения |
Остеомиелит |
Поражение кости |
Паразит золотистый стафилококк |
Ревматоидный артрит |
Разрушение хрящевого сустава |
Их много |
Подагра |
Откладывание продуктов обмена белков в суставах в виде кристаллов |
Наследственность |
III. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
IV. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.