МАСТЕР-КЛАСС
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ В КООРДИНАТАХ
ТАКСОНОМИИ БЛУМА
В современных условиях перед школой поставлена проблема реализации компетентностного образования. В рамках данной проблемы перед учителем встает задача создания дидактических средств для формирования и диагностики проявления компетентностей учащимися в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
По мере овладения школьниками приемами самостоятельной работы степень непосредственного вмешательства учителя в процесс познания уменьшается, но возрастает необходимость опосредованного влияния учителя на самостоятельную работу учащегося. Эффективным средством организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников является система разноуровневых заданий. Учитель, создавая и владея всей системой специальных заданий, упражнений, тестов, стимулирует познавательную активность школьников, проектируя их движение к цели обучения, к получению, но должен применять и эффективную систему оценивания.
Новатором является И.Г. Песталоцци, он развил положение прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоничного развития всех сил и способностей человека. И.Г. Песталоцци имел в виду, что «развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным» Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущие природным силам человека стремление к деятельности. И.Г. Песталоцци писал: «Обучая всех, хорошо учить каждого, при условии всестороннего развития их способностей»
В современной педагогике существует несколько подходов к разработке разноуровневых заданий.
Так, В.П. Беспалько уровни усвоения учебного материала делит на четыре вида: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий. Ученический уровень- это правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний (пересказ текста, формулировка правил, теорем и т.п. без собственных комментариев). Алгоритмический уровень усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность. Выполняя задания подобного типа, ученик выделяет и перечисляет все ведущие элементы знаний, дает определение каждому из них с характеристикой основных признаков, выполняет задания по заданному алгоритму действий с применением полученных знаний и умений. Эвристический и творческий уровни обеспечивают, кроме перечисленных выше качеств знаний, их осознанность, системность и прочность.[1, с.87].Организация процесса обучения от низшего уровня к высшему позволяет развивать умения, мотивы, активность, качество знаний и мышления и обуславливает развивающий характер данного процесса.
Выше названные исследователи представляют три уровня познавательной деятельности как репродуктивный, конструктивный и продуктивный (творческий) и считают необходимым последовательное выполнение каждым учеником заданий всех трех уровней. Таким образом, обеспечивается личностно-деятельный подход к процессу обучения. Анализ экспериментальных работ по использованию технологий трехмерной методической системы показал, что формирование приемов мыслительной деятельности обеспечивают более высокий уровень усвоения учебного материала..
Еще Аристотель отмечал, что успешность любой деятельности зависит от двух условий: правильного определения конечной цели и выбора необходимых средств ее достижения.
Исследования Б. Блума, Дж. Дьюи, В. П. Беспалько и др. показывают, что диагностичная постановка целей обучения является необходимым условием успешного реформирования образования. Методика диагностичного целеобразования в свою очередь требует построения адекватной методической системы обучения, включающей в себя содержание, средства достижения сформированных целей, индивидуальные возможности и интересы каждого ученика, промежуточный и конечный результаты образовательной деятельности.
Традиционно в образовании соединяются обучение, воспитание и развитие. Современное образование ориентировано, прежде всего, на развивающую функцию обучения. В психолого-педагогическом контексте основными тенденциями развития современной системы образования являются:
· Отказ от «знаниецентрического» подхода, приоритет СУД (способов умственных действий) над ЗУН (знаниями, умениями, навыками) при определении основных целей образования.
· Дифференциация и индивидуализация обучения.
· Переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Проблема систематизации целей решается с помощью построения таксономий.
В настоящее время наиболее популярна таксономия, разработанная в 1956г. Б.Блумом, позже дополненная Д.Кратволем и другими учеными.
Таксономия -классификация и систематизация объектов, построенная на основе их естественной взаимосвязи. Используется для описания категории, которые расположены последовательно, по нарастающей сложности.
Таксономия - это теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.
Таксономия нужна, чтобы:
1. правильно ставить цели в обучении;
2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;
3 правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;
4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.
Б.Блум разработал иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней. Таксономия Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.
В таксономии выделены три группы целей в когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях. В когнитивной области представлены цели, связанные с усвоением знаний, в аффективной — цели, относящиеся к формированию эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира, формированию интересов, склонностей, убеждений и т. д. К психомоторной области относятся цели, связанные с формированием различных видов двигательной активности и нервно-мышечной координации, а также цели формирования речевых навыков и навыков письма [3].
Основные категории |
Примеры обобщенных типов учебных целей
|
1.Знание. К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия и т.п.) процедурные знания критерии, направления, категории, классы и т.п.)абстрактные знания, (принципы, аксиомы, теоремы, обоощения, (принципы), теории, структуры и др.).
|
Ученик Знает, (запоминает и воспроизводит ) термины и основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры, правила и принципы |
2.Понимание Ученик способен преобразовывать (транслировать) материал из одной формы выражения в другую (например словесную в числовую или образную), интерпретировать полученные сведения, строить предположения о дальнейшем ходе явлений. |
Ученик Понимает факты, правила, принципы. Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы. Преобразует материал в другие формы. Описывает возможные последствия на основе имеющихся данных.
|
3.Применение Эта категория обозначает способность использовать изученный материал в конкретных практических в заданных условиях и новых ситуациях. |
Ученик Использует понятия и принципы в новых ситуациях. Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях. Демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
|
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. |
Ученик Выделяет скрытые (неявные) ; предположения. Видит ошибки и упущения в логике рассуждений. Проводит разграничения между фактами и следствиями. |
5.Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны. Варианты: синтез идеи (поиск решения проблемы); синтез процедуры (разработка плана последовательности операции по решению задачи); синтез структуры (построение функции, классификация) |
Ученик Пишет сочинение, эссе. Предлагает план проведения эксперимента. На основе знании из различных областей составляет план решения проблемы.
|
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Суждения ученика должны основываться на четких критериях: внутренних, структурных, логических или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии определяются самим учеником или предлагаются ему извне, например, учителем.
|
Ученик Оценивает логику построения материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных). Оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значение того или продукта деятельности, исходя из внешних критериев
|
1 уровень - ЗНАНИЕ - 5-7 заданий;
2 уровень - ПОНИМАНИЕ - 1-2 задания;
3 уровень -ПРИМЕНЕНИЕ - 5 заданий;
4 уровень - АНАЛИЗ - 1 задание;
5 уровень - СИНТЕЗ - 1 задание;
6 уровень - ТВОРЧЕСТВО - 1-2 задания.
ОЦЕНИВАНИЕ: За первые три уровня(12-13 заданий)- оценка "3"
за 15 заданий-"4"
за 17 заданий -"5"
Приложение 1
Урок русской литературы в 10 классе
Тема: А.А.Фет. Основные мотивы лирики.
Время реализации занятия: 45 минут.
Цель урока: формирование у учащихся базовой компетенции «Умение учиться» с помощью техники «Карточки устного сообщения»
Задачи урока: формирование составляющей компетенции «Как работать с текстом, данными, таблицами».
«Цель урока – это тот пункт назначения, куда в конце урока должны «приплыть» все ученики. Современный урок ориентирован на формирование компетенций (навыков, доведенных до автоматизма). Урок следует организовать так, чтобы в конце убедиться, что все учащиеся достигли цели. Достижение цели определяется оценками «да» и «нет». Цель не может быть чуть-чуть достигнута, она либо достигнута, либо нет! Во многих странах школьные программы (куррикулумы) отражают не содержание, а компетенции, которые следует сформировать на уроке. В школу стучится педагогика целей или компетентностная педагогика» [1 ]
Тип урока: урок самостоятельного изучения нового материала
Форма урока:
· Урок самостоятельного выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума.
Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы для каждого ученика с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума.
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
I фаза: · Организационный момент II фаза: · Выполнение учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума III фаза: · Подведение итогов урока. · Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
|
2-3 минуты
35 минут
5 минут
|
Ход урока
I фаза: Организационный момент:
· Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу:
(Вариант 1:комплимент каждому учащемуся;
Вариант 2: использование активного метода приветствия .
[ Приложение 1 ] “Поздоровайся локтями» или «Найди похожих». Сообщение ученикам целей урока и форм организации их деятельности и формы оценивания. Учитель должен говорить на уроке не более 5-7 минут.
II фаза:
Выполнение учебных заданий .
Учащиеся получают рабочий лист с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума (Слайд ).
Учебные задания могут формировать следующие навыки:
Репетитивные навыки |
Когнитивные навыки |
Поведенческие навыки |
Задания 1-2 уровня |
Задания 3-5 уровня |
Задания 6 уровня |
Рекомендации к проведению 2 фазы:
· Все ученики находятся в равных условиях: одни и те же задания, одно и то же время.
· Учащиеся на уроке не мешают другу другу.
· Если у учащегося возник вопрос, он поднимает руку, учитель подходит к нему и старается помочь при выполнении задания, но не дает готовых ответов. Учитель может указать путь нахождения ответа. Таким образом ученик учится на уроке сам добывать знания.
· Ученик выполняет задания в своем темпе, учитель не должен задавать ученику определенное время на выполнение задания.
· Переходить к выполнению следующего задания можно только после проверки правильности выполнения предыдущего задания. Способы проверки могут быть разными в зависимости от уровня обученности класса: проверка учителем, самопроверка по готовому ключу, взаимопроверка и т.д.
· На таком уроке ученик работает в поте лица, а учитель является управляющим, менеджером урока, он в поте лица трудился дома, составляя задания в соответствии с таксономией Блума.
При подготовке учебных заданий учитель должен соблюдать определенные требования. (Приложение 3)
Учебные задания к уроку
№ задания уровень |
Учебные задания |
Форма работы учащихся/форма оценивания: Работа в паре Индивидуальная работа/ оценка учителя |
||||||||||||||||
|
Учебное задание
|
Примерные ответы, дидактические материалы |
||||||||||||||||
1 УРОВЕНЬ
ЗНАНИЕ |
1. Вспомни основные этапы жизни и творчества А.Фета и найди соответствия в 2 столбиках таблицы, соединив стрелками ответы:
|
|
||||||||||||||||
2 УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЕ |
2.Представь информацию на с. 31 «Эстетическая позиция А.Фета» в виде карточек устного сообщения. |
«Эстетическая позиция А.Фета» План 1. Мир как красота в стихотворениях Фета. 2. Восклицательные зачины фетовских стихотворений как выражение и упоение красотой. 3. Стихами Фета очень хорошо объяснять, что такое поэзия. |
||||||||||||||||
|
3. Продемонстрируй с помощью карточек устного сообщения основные мотивы лирики А.Фета, прочитав учебник на стр. 34-36. |
Основные мотивы лирики А.Фета Ночь и я, мы оба дышим… План 1. Пейзаж души. 2. Одушевленный пейзаж. 3. Развернутые олицетворения в стихах Фета. 4. Художественные приемы для передачи чувств неразделенной любви. |
||||||||||||||||
3 УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЕ |
4. Выбери из текста на стр. 37-42 элементы новаторства поэтической речи А.Фета, представив их в виде карточек устного сообщения. |
Новаторство поэтической речи А.Фета. План 1.В середине 19 века начал то, что позднее стали называть ассоциативной поэзией. (Например, «овдовевшая лазурь» здесь соединены внешний и внутренне-психологический планы: поблекла, утратила яркость и красоту, интерес к жизни (как женщина, потерявшая любимого мужа; «сирень в слезах дрожала»). 2.Синкретизм: слитность, нерасчлененность разноплановых характеристик в одном образе 3.Любил передавать переходные состояния, неуловимые движения, светотень, переливы в красках и звуках, в чувствах и настроениях: «томительно-сладким, безумно-счастливым/Я горем в душе опъянен», весенний «обморок» («Сердце ноет, слабеют колени./В каждый гвоздик душистой сирени, /Распевая, вползает пчела»). 4.В своем стремлении образно запечатлеть подвижный и изменчивый мир Фет предвещает импрессионизм (от фр. «впечатление»). 5.Собственно стиховое новаторство Фета: его «эксперименты» с метрикой, ритмом были не чем иным, как подготовкой дольника (пропуск или наращение слогов в трехсложных размерах). |
||||||||||||||||
|
5. Установи законы поэзии А.Фета, прочитав стихотворение «Поэтам», и преобразуй их в карточки устного сообщения. |
ПОЭТАМ Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи и руки воздеты. Здесь на коленях я снова невольно, Как и бывало, пред вами, поэты. В ваших чертогах мой дух окрылился, Правду проводит он с высей творенья; Этот листок, что иссох и свалился, Золотом вечным горит в песнопеньи. Только у вас мимолетные грёзы Старыми в душу глядятся друзьями, Только у вас благовонные розы Вечно восторга блистают слезами. С торжищ житейских, бесцветных и душных, Видеть так радостно тонкие краски, В радугах ваших, прозрачно-воздушных, Неба родного мне чудятся ласки.
|
||||||||||||||||
|
6. Руководствуясь прочитанными стихотворениямиА.Фета, представь комплекс художественных приемов, используемых автором, с помощью карточек устного сообщения. |
Анализ стихотворений «Майская ночь», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди» |
||||||||||||||||
4 УРОВЕНЬ АНАЛИЗ |
7. Докажи, что в стихотворениях А.Фета «Восточный мотив» и «Шепот, робкое дыханье» присутствует отдельный раздел русской грамматики, записав его название с помощью техники «Арабская грамота». (Новое знание: новаторство А.Фета в области строения стихотворения опередило его время) |
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» нет глаголов. Раздел грамматики: морфология. Запись с помощью «арабской грамоты» (без гласных): «мрфлг». |
||||||||||||||||
5 УРОВЕНЬ СИНТЕЗ |
8. Сформулируй особенности поэзии «чистого искусства», к которой причисляли А.Фета, с помощью таблицы, используя высказывания Ф.Достоевского. В.Брюсова, В.Кожинова о А.Фете (с. 27-30), а также информацию из книги «Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77» (Новое знание: «поэзия чистого искусства» ) |
Приложение 4 |
||||||||||||||||
6 УРОВЕНЬ СИНТЕЗ |
9. Аргументируй с помощью техники «Синквейн» ценность поэзии А.Фета для твоей семьи и планеты Земля в целом. |
Синквейн на тему «ФЕТ» |
||||||||||||||||
|
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.Фета (на выбор) |
|
III фаза:
Подведение итогов урока
· Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
· Оценка «3» - задания 1-3 уровня
· Оценка «4» - задания 4-5 уровня
· Оценка «5» - задания 6 уровня
Используемые источники:
1. Копилочка активных методов обучения – http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
2. Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77.
5. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. г.Костанай, 2010.
6. Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011.
Приложение 2
Учебные задания в
координатах таксономии Блума по русскому языку
по теме «Обобщение по теме «Причастие.Причастный оборот»
7-й класс
1-й уровень.
1. Продолжи: Причастие – это ...
2. Отвечает на вопросы....
3. Обозначает...
4. Причастный оборот- это.... Пример:...
5. Синтаксичекая роль причастия в предложении- ….
6. Причастный оборот обособляется, если.....
2-й уровень
1. Найдите словосочетания «сущ+ причастие», выпишите, выделите главное
слово.
Черная ночь, желтым листом, чернеющая дыра, колосистая рожь, желтеющим листом,
поседевшие волосы, покрашенный пол тающим снегом,свежие семена, светлеющее
небо, заросший пруд, покинутый дом, горячая печь, мокрый снег,желтеющий лист,
спелый крыжовник.
2. Образуйте причастия, от слов, данных в скобках, перепишите расставьте знаки
препинания.
В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под
(хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами.
У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги
(заглушить) половиком в окно несся уличный шум.
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть)
листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой
рубке.
3 уровень
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите
глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный
оборот и расставьте знаки препинания.
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло.
Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный
ветер смета_щий все на своем пути.
2. Укажите предложение со страдательным причастием:
Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. Я весело иду по
Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Трава, обреченная на высыхание,
оживала при первой поливке.
3. Раскройте скобки:
Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную
беспечность.
Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега,
откуда-то взялась зелень.
Повеяло сыростью от (не)видимого пруда.
4. Подчеркните причастные обороты, расставьте знаки препинания.
И потом он видел его лежащего на жёсткой постели дома бедного соседа.
Он занимал облицованный мрамором особняк в самой аристократической и тихой
части города утопавшей в липовых аллеях и садах.
Братья остановились заворожённые подбегающим чудом,настолько красива была лиса
на бегу, как лодка стремительно пущенная по течению.
5. Выполните морфологический разбор причастия.
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун
(Тургенев).
4 уровень
– Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад...
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой)
Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из
прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков)
– Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые",
"зеленеющий" и "зеленый". Чем отличаются эти слова?
5 уровень
Составьте синквейн на тему «Причастие»
1 строка- название синквейна
2 строка- два прилагательных.
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему синквейна
5 строка- существительное.
6 уровень
Творческая работа.
Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их
в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый,
сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.)
Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного
пейзажа.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 192 с.
2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Собрание сочинений, М., Педагогика, 1984
3. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига, «Эксперимент», 1999. 137
4. Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У., Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. Алматы, «Жазушы», 2005. 136 с.
5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М. 2000 г
6. Рудик Г.А.,Шакирова Н.Ш. Инжиниринг процесс обучения в координатах таксономии Блума и Европейских компетенций. Алматы 2011
7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М., 2005. 320
8. Селевко Г.К. Образовательные технологии. М., 2005. 192 с
9. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям - М. 2001г
10. httр://ru.wikipedia.org/`
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.