Способы образования псевдонимов
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка: 26 страниц, 1 таблица, 10 источников.
ОНОМАСТИКА, ПСЕВДОНИМИКА, ПСЕВДОНИМЫ, ПАЙЗОНИМЫ, АПОКОНИМЫ, ГЕОНИМЫ, АНАГРАММЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Цель работы – изучение мотивации появления, способов образования псевдонимов русских поэтов и писателей 18-20 веков, классификация их по способам образования.
В процессе работы были выявлены причины возникновения псевдонимов русских литераторов 18-20 веков, изучены способы образования псевдонимов, приведена их классификация.
В результате работы с помощью изученных способов образования псевдонимов были созданы собственные псевдонимы, образованные от ФИО автора реферата.
Содержание
Введение. 4
Раздел 1. Теоретические сведения о псевдонимах. 6
1.1 Причины возникновения псевдонимов и их смысловое значение. 6
1.2 Классификация псевдонимов по способам образования. 22
Раздел 2. Практическое применение знаний о псевдонимах. 24
Заключение. 25
Список использованных источников. 26
Псевдони́м (греч. ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах); вид антропонима. В русской литературе псевдонимами пользовались поэты, писатели, художники, артисты и другие известные люди.
Псевдонимы заслуживают изучения как один из важных факторов литературной жизни. Имеются словари псевдонимов известных людей. Однако из этих словарей можно узнать только, кто стоит за тем или иным псевдонимом, либо какие псевдонимы употреблял тот или иной автор. Между тем, большой интерес представляет и происхождение псевдонимов, их смысловое значение, способы их образования и причины, побудившие принять тот или иной псевдоним, то есть мотивы принятия.
В современном мире большая доля общения перешла в виртуальное пространство. Соответственно, тема использования вымышленных имен актуальна и по сей день. Пользователи сети интернет постоянно используют ники, логины. Это явление стало нормой, необходимостью, общепринятой данностью.
Данная тема является актуальной, так как понимание причин возникновения и способов образования псевдонимов российских литературных деятелей позволяют ближе познакомиться с их биографией и творчеством, дает возможность обогатить и расширить наши представления о любимых писателях и поэтах, а их жизненные портреты делает более яркими и выразительными.
Цель исследования: изучение способов образования псевдонимов русских поэтов и писателей.
Объект исследования: псевдонимика (раздел ономастики).
Предмет исследования: псевдонимы (ложные имена) русских поэтов и писателей 18-20 веков.
Задачи исследования:
·Выявить причины возникновения псевдонимов и их смысловое значение;
·Изучить способы образования псевдонимов;
·Классифицировать способы образования псевдонимов по определенным группам;
·Применить полученные знания для практического опыта.
Литературные произведения, выпущенные без подписи автора (анонимные) или под псевдонимом (вымышленным именем), известны еще до изобретения книгопечатания. Это защитное социальное изобретение оказалось настолько мощным и универсальным, что благополучно дожило до наших дней и успешно используется в повседневной практике всех народов мира. За выдуманным именем человек, лишенный авторского тщеславия, может укрыться от навязчивого внимания, от сословных предрассудков, от политических преследований, от досужего любопытства, от множества других, далеко не всегда безопасных проявлений назойливого интереса, окружающих к личности подлинного автора. Разумеется, если подлинному создателю текста важен не столько интерес общества к самому себе, сколько конечный результат предпринятого действия: доказать разоблачить, уязвить, обличить, и т.п.
Политика
Вероятно, главным из всех перечисленных побудительных мотивов прибегнуть к испытанному охранительному приему был естественный инстинкт самосохранения. Можно заметить, что пик появления политических псевдонимов, как правило, приходился на предреволюционные времена. Следовательно, в большинстве случаев появление вымышленных имен продиктовано желанием избежать опасности быть подвергнутым репрессиям со стороны властей. Об этом говорит и тот факт, что с приходом к власти тех или иных политических сил использование их адептами псевдонимов тут же прекращается. Причем чаще всего последний псевдоним становится постоянным и в конце концов навсегда заменяет подлинное имя. Так произошло с псевдонимами Ленина (Ульянова), Сталина (Джугашвили), Кирова (Кострикова), Троцкого (Бронштейна) и многих других большевиков.
Для политических персон это естественно, понятно. Но и в среде литературных деятелей есть опыт спасения от политических преследований посредством псевдонима. Не раз приходилось из соображений безопасности скрывать свое имя авторам в царской России: свобода печати была резко ограничена, и цензура всегда была настороже.
Как мы помним, первая книга, обличавшая ужасы и варварство крепостного строя, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, была издана в 1790 г. без указания имени автора, под нарочито безобидным заглавием. Но никогда еще в России не раздавался столь смелый протест против рабства.
Екатерина II, прочитав «Путешествие…», пришла в ярость и велела немедленно разыскать автора. Для полиции это не составило труда: книгопродавец Зотов сразу назвал имя Радищева. Императрица приказала заточить его в Петропавловскую крепость. Ему вменялось в вину, что он напечатал книгу, которая наполнена «самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное к властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование проливу начальников и начальства; наконец, оскорбительными изражениями противу сана и власти царской» (так говорилось в письме царицы Сенату о предании Радищева суду). Его приговорили к смертной казни, но Екатерина, изъявив милость, заменила ее ссылкой в Сибирь. Сожженное по приказу Екатерины «Путешествие…» оставалось запрещенной, «опасной» книгой еще много лет, даже после реформы 1862 года, упразднившую крепостное право в России. Преследование многострадальной книги прекратилось только после 1905 года.
Еще один показательный пример связан с Александром Грином. До того, как стать писателем, Александр Степанович Гриневский состоял членом партии эсеров и преследовался за антиправительственную агитацию. Впервые в Петербург Александр Гриневский приехал в 1905 году нелегально, хотя царская охранка хорошо знала о нем и постоянно следила за его передвижениями. В их отчетах он числился под кличкой «Невский». Его произведения запрещала цензура, а уже готовые тиражи книг сжигала полиция. В 1906 году его арестовали и сослали в Тобольскую губернию. Ему удалось бежать и вернуться в Петербург. Но в 1910 году он был вновь арестован и на этот раз смог вернуться в столицу только в 1912 году с поддельным паспортом на фамилию Мальгинов. Здесь он начал публиковаться, но по понятным причинам не мог подписываться собственной фамилией. Свои первые рассказы Гриневский подписывал псевдонимами А. С. Г…, А. Степанов и А. А. М-въ. Потом он вспомнил о своей гимназической кличке Грин и стал использовать ее в качестве литературного псевдонима. Так появился известный нам русский прозаик и поэт, представитель неоромантизма Александр Грин, автор произведений «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Зеленая лампа» и многих других (всего опубликовал около 400 произведений).
Мода
Были и другие причины, побуждавшие людей публичных профессий — актеров, писателей, поэтов — обращаться к псевдониму. В определенные периоды общественной и художественной жизни возникала мода на псевдонимы. Так, на рубеже XIX–XX веков псевдоним был взят на вооружение последователями символизма, которые возвели второе имя в ранг знака, символа, легко читаемого, запоминающегося и узнаваемого не только современниками, но, как выяснилось позже, и далекими потомками. Мы их хорошо знаем и никогда не спутаем с подлинными именами, скрывающимися за ними. Это Максим Горький (Алексей Пешков), Андрей Белый (Борис Бугаев), Саша Черный (Александр Гликберг) и многие другие.
На границе между данью моде и опасением репрессий, по нашему мнению, находится псевдоним поэта Демьяна Бедного. При рождении будущего поэта-соцреалиста звали Ефим Алексеевич Придворов. Первые свои стихи, написанные в духе казенного монархического патриотизма, он опубликовал, будучи студентом Университета, на рубеже 19 и 20 веков под своим настоящим именем. Позже его стихи стали приобретать все более бунтарский характер. Впервые в качестве подписи псевдоним Демьян Бедный появился в басне «Кукушка» 1912 года. Возможно, изначально псевдоним появился как дань моде среди писателей и поэтов той эпохи. Кроме своего наиболее известного псевдонима, Демьян Бедный публиковался и под другими именами: Солдат Яшка-медная пряжка, Друг Сердечный, Шило, Дед Софрон, Д. Боевой. Его басни и фельетоны очень нравились В.И. Ленину, который расценивал их как «действительно пролетарское творчество». Мы можем предположить, что уже по политическим соображениям, деятель, переехавший с Советским правительством их Петрограда в Москву, получивший квартиру в Большом Кремлевском дворце, сотрудничавший с советскими газетами «Правда», «Известия», «Беднота», категорически не мог себе позволить фамилию Придворов!
Сословные предрассудки
Еще одной из причин, заставлявших некоторых авторов скрывать свое имя, были сословные предрассудки. «Сочинительство», как назывался труд писателя, да еще с получением за это платы, считалось занятием, недостойным высокопоставленных особ. Ведь любой труд слыл не приличествующим для лиц благородного происхождения. Поэтому многие писатели XVII и XVIII вв., принадлежавшие к аристократическим кругам, издавали свои сочинения анонимно. Особенно старательно соблюдали инкогнито члены правящих династий. Екатерина II сотрудничала в сатирических журналах под именами Патрикей Правдомыслов, Петр Угадаев, Любомудров из Ярославля и даже Разнощик Рыжий Фролка. Члены семьи Николая I также занимались сочинительством.
Анонимно или под псевдонимами и криптонимами (впрочем, довольно бесхитростными) печатали свои литературные произведения многие русские аристократы. Приближенная Екатерины II, княгиня Е. Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую Академию (научный центр по изучению русского языка и словесности), подписывалась К. Д. и К. Е. Р. Д., а также Благородная россиянка. Княжна Е. В. Щербатова в журнале "Приятное и полезное препровождение времени" (1798) ставила подпись К-а (Катенька) Ща.
Князь В. Ф. Одоевский, один из организаторов Общества любомудрия, свои «Пестрые сказки с красным словцом» (1833) выпустил как собранные Ирипеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным. Он подписывался также Плакун Горюнов, Доктор Пуф и т. д.
Недовольство родственников
Не раз причиной появления псевдонима было нежелание родных автора видеть свою фамилию в печати, выставлять ее напоказ. Это нежелание было продиктовано господствовавшим некогда убеждением, что профессия литератора не может обеспечить ни достойного положения в обществе, ни хорошего заработка. «Сочинители» ставились на одну доску с бродячими комедиантами, чье занятие казалось предосудительным всем добропорядочным людям, не говоря уже об аристократах.
Известно, с какой осторожностью отнеслись далеко не богатые, но гордые дворяне в первом поколении Гончаровы к просьбе Пушкина руки и сердца их дочери Натальи Николаевны. Они искренне считали, что сочинительство Пушкина не принесет необходимых средств для достойного существования будущей семьи. Но сам Пушкин не видел в литературном заработке ничего зазорного. Он писал в 4822 г. П. А. Вяземскому: «На конченную свою поэму я смотрю как сапожник на пару своих сапог, и продаю с барышом». Об этом же он писал Вяземскому в 1824 г.: «Я пишу для себя, а печатаю для денег», и С. Соболевскому в 1827 г.: «Здесь в Петербурге дают мне ... 10 рублей за стих, а у вас в Москве хотят меня заставить даром... да еще говорят: он богат, черт ли ему в деньгах. Положим так, но я богат через мою торговлю стишистую, а не прадедовскими вотчинами».
Мать Тургенева, богатая помещица, также была против того, чтобы ее сын печатался. Она утверждала: «Дворянин должен служить и составить себе карьеру и имя службой, а не бумагомаранием. Да и кто же читает русские книги?». Сама она, по свидетельству современников, и читала, и писала, и говорила, и даже думала только по-французски: русский язык в помещичьей среде считался годным лишь для того, чтобы отдавать приказания челяди.
Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Горенко, а псевдонимом стала фамилия прабабушки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Позже она рассказывала: «Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя". - "И не надо мне твоего имени!" - сказала я…» (Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой). Ее мать, татарская княжна, не предполагала, что дочь сделает ее фамилию своим литературным именем. Так Анна, от рождения Горенко, стала знаменитой русской поэтессой с татарской фамилией.
Служебное положение
С. Т. Аксаков служил цензором, а затем инспектором и директором Межевого института; поэтому он избегал подписываться своей фамилией. Под его «Письмами из Петербурга» в «Московском вестнике» (1828) стояло Л. Р. Т., т. е. Любитель русского театра. А под статьями в «Молве» (1833 - 1835), где провозглашались принципы реалистического и демократического театрального искусства, Аксаков, перу которого эти статьи, по всему вероятию, принадлежали, поставил П. Щ. - инициалы своего близкого друга, профессора Щепкина.
Служебное положение (вице-губернатор, председатель казенной палаты) не позволяло подписываться собственной фамилией и М. Е. Салтыкову. Вот почему великий русский сатирик прикрылся именем вымышленного надворного советника Н. Щедрина. Сын писателя рассказывает об этом: «Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию Щедрин. Дело обстояло так: ему, когда он состоял еще па государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией. И вот ему пришлось подыскивать себе псевдоним, причем ничего подходящего он подобрать не мог. Моя мать предложила ему избрать псевдонимом что-нибудь, подходящее к слову "щедрый", так как в своих писаниях он был чрезвычайно щедр па всякого рода сарказмы. Отцу понравилась идея жены, и с тех пор он стал именоваться Щедриным».
В царской России студента или гимназиста за выступление в печати могли исключить из учебного заведения. Этим объясняется отсутствие фамилии Н. А. Добролюбова под его первыми статьями в «Современнике». Автор учился тогда в педагогическом институте, директором которого был И. И. Давыдов, отъявленный реакционер и бюрократ; группу студентов, отважившихся на борьбу с ним, возглавлял именно Добролюбов. Когда летом 1856 г. он принес редактору «Современника» Чернышевскому свою статью, тог сразу понял, что участие в журнале может погубить студента, и без того уже бывшего на плохом счету у начальства, и сказал ему: «Дело выходит неприятное и для вас, и для меня, нуждающегося в товарище по журнальной работе. Эту статью мы, так и быть, поместим; одну статью можно утаить от Давыдова. Но больше не годится вам ничего писать в "Современнике" до окончания курса. Если бы Давыдов узнал, что вы пишете в "Современнике", то беда была бы вам. Итак, когда кончите курс и станете независимы от Давыдова, тогда и начнете постоянно писать для "Современника", а пока – нельзя».
По этой причине первые статьи великого русского критика в журнале, который возглавлял Чернышевский, были напечатаны: одна - без всякой подписи, а другая - под псевдонимом Лайбов, составленным из последних слогов имени и фамилии Добролюбова. А в «С.-Петербургских ведомостях» в том же 1856 г. он подписал заметку своими именем и отчеством, выдавая последнее за фамилию: Николай Александрович.
Особенно преследовалось «сочинительство» в военных учебных заведениях. В I кадетском корпусе было в 1824 г. приказано давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы, и по 50 розог - за стихи. Поэзия, таким образом, считалась вдвое более криминальной. А. И. Куприн, будучи 19-летним юнкером Александровского военного училища, напечатал с помощью поэта Л. Пальмина в «Русском сатирическом листке» рассказ «Последний дебют», подписав его Ал. К-рин. Впоследствии он описал этот случай в рассказах «Первенец» и «Типографская краска». Его, как он вспоминает, «посадили на двое суток в карцер и под угрозой исключения из училища запретили впредь заниматься недостойным будущего офицера бумагомаранием».
Константин Паустовский еще не успел окончить гимназию, когда принес в прогрессивный киевский журнал «Огни» свой первый рассказ под названием «На воде». Это было в 1912 г. «Вы подписали рассказ настоящей фамилией? - спросили юного автора. - Да. - Напрасно! Наш журнал - левый, а вы - гимназист. Могут быть неприятности, придумайте псевдоним». Паустовский последовал этому совету и дебютировал в печати под именем К. Балагин, к которому впоследствии больше не прибегал.
Наличие однофамильцев
Одной из причин появления псевдонимов является наличие однофамильцев, особенно в тех случаях, когда те тоже причастны к литературе. Чем обыденнее настоящая фамилия писателя (автоним), тем больше однофамильцев, иногда к тому же еще и тезок.
Малоизвестный поэт прошлого века А. К. Жуковский выступал под псевдонимом Вернет, чтобы его не путали с автором «Светланы». Обоим было бы неприятно, если бы стихи одного приняли за стихи другого.
Неудобно было подписываться своей фамилией и автору "Детства Темы" - Н. Г. Михайловскому, так как редактором журнала «Русское богатство», где он начал печататься, был тоже Михайловский и тоже Николай, только не Георгиевич, а Константинович. Свою первую статью «Несколько слов о Сибирской железной дороге» однофамилец и тезка главного редактора подписал Инженер-практик. Но для романа или повести это не годилось, и писатель использовал уменьшительное имя своего сына - Гаря. Так появился псевдоним Н. Гарин, который позже объединился с автонимом в двойную литературную фамилию Гарин-Михайловский.
Та же причина обусловила появление литературного имени Эльмар Грин. Этого советского писателя звали Александром Якимовым, после смерти отца он принял фамилию своей матери-эстонки - Грин, и первые ого рассказы были подписаны Ал. Грин. Редакция «Звезды», готовя к печати другие его рассказы, посоветовала изменить либо имя, либо фамилию, чтобы читатели не принимали его за автора «Алых парусов». «Времени для раздумья у меня не было, - сообщает Якимов, - и я предложил первое, что пришло мне в голову. При таких обстоятельствах и пристегнулось ко мне эстонское имя».
Дети Льва Толстого, почти все не чуждые литературе, не сочли возможным пользоваться столь знаменитой фамилией. Татьяна Львовна Сухотина-Толстая свой рассказ для детей «Учитель музыки» в журнале «Игрушечка» (1891) подписала Ольга Валхина. Сергей Львович Толстой рассказ «Дело Пырьева» (1894) опубликовал от имени С. Бродинского. Лев Львович Толстой под одними рассказами ставил Яша Поляков (от «Ясная Поляна»), а под другими - Л. Львов. Только роман «Попеки и противоречия» он подписал в 1902 г. Лев Толстой-сын. Наконец, Илья Львович Толстой повесть «Одним подлецом меньше» (1905) подписал Илья Дубровский, соединив свое имя с фамилией героя одноименной повести Пушкина.
У Чехова два брата, Александр и Михаил, тоже выступали в печати; у первого из них инициалы были те же, что у Антона Павловича, и он писал под псевдонимами: А. Седов, Агафопод Единицын, Гусев, Алоэ и др. Михаил Чехов подписывался М. Богемский, М. Холява и др.
Евгений Петров, один из авторов "Золотого теленка" и "Двенадцати стульев", был родным братом писателя Валентина Катаева и сделал свое отчество (Петрович) литературной фамилией.
Автор, носивший слишком распространенную фамилию, иногда вместо того, чтобы заменять ее псевдонимом, добавлял к ней еще одно слово; получалась двойная фамилия. Так из множества Ивановых, причастных к литературе, появились Иванов-Грамен, Иванов-Борецкий и др., а один из них, сделав свое редкое имя Разумник частью фамилии, стал Ивановым-Разумником.
Иногда добавочное к фамилии слово было необходимо во избежание недоразумений. Так, писатель-этнограф Н. Ф. Лесков, чтобы его не путали с автором «Левши» и «Соборян» (обоих звали Николаями), подписывался Лесков-Корельский.
Появление некоторых псевдонимов было обусловлено особыми соображениями – дипломатическими и иными. В. Я. Брюсов помещал свои стихи в сборниках «Русские символисты» (1894, 1895) под разными псевдонимами: В. Даров, Зинаида Фукс, К. Созонтов, В. А. Маслов, с целью создать у читателей впечатление, будто поэтов-символистов гораздо больше, чем их было на самом деле.
Псевдоним дан автору другими людьми
Случалось, что псевдоним бывал выбран не самим автором, а в редакции журнала или газеты, куда он приносил свое первое произведение, или друзьями, или же лицом, помогавшим издать книгу.
Такова, например, одна из подписей Н. А. Некрасова, таившая намек на цензурные притеснения. П. В. Быков рассказывает в своих воспоминаниях, что поэту долго не разрешали выпустить второе издание стихотворений. Наконец в 1860 г. один из придворных, граф Адлерберг, пользовавшийся большим влиянием, выхлопотал в цензурном ведомстве нужную визу, но при условии внесения многочисленных купюр. «А все-таки вас обкорнали, надели на вас намордник! - сказал он поэту. - Вы можете теперь под шуточными стихами так и подписываться: Намордников». Некрасов последовал этому совету и три сатирических стихотворения подписал Савва Намордников.
Дмитрию Наркисовичу Мамину, автору «Приваловских миллионов» и «Золота», выбрать псевдоним помогли друзья. «Пробовал я подписываться фамилиями Рассказов и Томский - не то! - вспоминает Д. Н. Мамин-Сибиряк. - А мою фамилию еще в бурсе просмеяли: мы, мол, все мамины, почему не тятин? И решили, что самый подходящий псевдоним – Сибиряк, ведь Екатеринбург за Уралом, и в представлении российских Сибирь и Зауралье сливаются в одно понятие!»
Иногда писатель избирал в качество псевдонима прозвище, которым его наделили в школьные годы товарищи или учителя. Так, законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, имевший обыкновение шутливо переиначивать фамилии учеников, одного из них звал Антошей Чехонте. Эту подпись молодой Чехов и ставил в течение ряда лет под юморесками в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Осколки". Она стояла и на первой ого книге "Сказки Мельпомены" (1884). «Псевдоним А. Чехонте, вероятно, и странен, и изыскан, - писал Чехов Суворину в 1886 г., - но придуман он еще на заре туманной юности, я привык к нему, а потому не замечаю его странности».
Не сам придумал свою литературную фамилию и Борис Полевой. Будучи еще школьником шестого класса, он поместил в «Тверской правде» (1922) заметку, подписав ее Б. Овод. Редактор захотел познакомиться с 14-летним автором, и между ними произошел такой диалог:
«- Как ваша фамилия? Кампов? Латинская какая-то... Вы не попович случайно?
- Отец был юрист, дед - учитель, а прадед действительно поп.
- Ясно! Раньше по окончании семинарии кандидатам на поповские должности семинарское начальство всякие заковыристые фамилии придумывало. Была даже фамилия «Поморюякопосухуходященский» ... Гм... Кампус по- латыни, кажется, поле. Вот что: подписывайся-ка ты, друг милый, Полевой. А, как? Чем плохо?»
«Так закончил свою недолгую жизнь Б. Овод и появился Борис Полевой», - вспоминает сам автор «Повести о настоящем человеке»
С семантической (смысловой) точки зрения все псевдонимы можно разделить на два типа: 1) характеризующие автора с той или иной стороны и 2) не ставящие себе такую задачу.
Псевдоним-характеристика
Принятие псевдонима-характеристики часто не было связано со стремлением скрыть настоящую фамилию. На первый план здесь выдвигалась другая цель - подчеркнуть то или иное качество автора, например, какую-либо особенность его наружности, национальность, место рождения или жительства, главную черту его характера или творчества, его профессию, звание, должность, социальное положение, партийность и т. д.
А. Н. Радищев несколько статей в «Живописце». (1772) подписал: Отечеству своему всякого блага желающий Россиянин. Подпись Русский ставило около 40 авторов.
Целый ряд авторов принял в разное время псевдоним Северянин. Правда, широко известным стал лишь один из них, Игорь Северянин, поэт-модернист, которого даже избрали на одном литературном вечере в 1918 г. «королем поэтов». Его настоящая фамилия была Лотарев. Был и Игорь Южанин, известности не снискавший.
Молодой А. Н. Островский выступал в «Московском городском листке» (1847) от имени Замоскворецкого жителя, чьи записки он якобы нашел. А. А. Фет за подписью Деревенский житель поместил в «Русском Вестнике» (1882) статью «Где первоначальный источник нашего нигилизма?».
А. К. Толстой первую повесть «Упырь» подписал в 1841 г. Краснорогский (его имение называлось Красный рог).
Одним из любимых литературных героев писателя, поэта-модерниста и драматурга Даниила Ювачева был Шерлок Холмс. Эта склонность нашла частичное отражение в псевдониме Даниил Хармс, под которым он стал известным.
Григорий Шалвович Чхартишвили - писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель пишет художественную прозу под псевдонимом Б. Акунин. Японское слово «акунин» переводится как «негодяй, злодей», выдающаяся личность, стоящая на стороне зла. Также публиковался под менее известными псевдонимами Анатолий Брусникин и Анна Борисова.
Псевдоним-мистификация (вымышленный автор с ложной биографией)
Иногда автор не ограничивался тем, что подписывался вымышленным именем, а создавал и вымышленный облик его носителя, со своим характером, внешностью и даже биографией. Любой псевдоним, если к нему присоединялась «легенда», т. е. придуманное жизнеописание, или указывались иные, чем у настоящего автора, пол, либо национальность, либо профессия, либо звание, становился литературной маской.
Классический пример – «Повести Белкина». Выступая в роли их издателя, Пушкин пишет в предисловии: «Взявшись хлопотать об издании повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора». Далее дается его словесный портрет: он «был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». Приводятся данные о родителях Белкина, о его характере, образе жизни, занятиях, обстоятельствах его смерти.
Так, Пушкин старался убедить читателей в реальности существования выдуманного им автора, чье имя он поставил на книге вместо своего с добавлением: «Издано А. П.» Это уже не литературный прием, как в "Капитанской дочке", где Пушкин также притворился издателем, а настоящая маскировка.
Еще один известный пример псевдонима-мистификации Черубина де Габриак. Молодая поэтесса и драматург Елизавета Ивановна Дмитриева в сентябре 1909 года отправила издателю С. Маковскому стихи в журнал «Аполлон». Несколько писем со стихами были написаны изящным почерком на бумаге, пропитанной духами. Листы были переложены бутонами засушенных цветов. Письма были с подписью Черубина де Габриак и не имели обратного адреса. Автором идеи мистификации была сама Дмитриева, Максимилиан Волошин, у которого она в то время гостила, горячо поддержал эту шутку и придумал не только звучный псевдоним, но и литературную маску эффектной красавицы русско-испанского происхождения. Вдвоем они «родили» образ ревностной католички, получившей строгое монастырское воспитание. Поэтесса может общаться только в переписке, так как за ней постоянно следят строгий отец и её исповедник, монах-иезуит. В дальнейшем таинственный образ дополнился деталями: Черубина имеет графский титул, её отец испанец, а мать – русская. Издатель поверил в легенду и опубликовал два цикла её стихов (25 и 13 стихотворений). Разоблачение легенды состоялось через три месяца. Издатель долго не мог поверить, что его разыграли, но согласился на встречу с истинным автором стихов и остался крайне разочарованным. Ему было жаль расставаться с образом испанской красавицы, который он создал в своем воображении. Два десятилетия спустя, находясь в ссылке в Ташкенте, Дмитриева создала ещё одну литературную мистификацию. Она написала цикл семистиший «Домик под грушевым деревом» от имени китайского «философа Ли Сян Цзы».
Псевдоним ради шутки
Писатели и поэты-юмористы часто старались подписываться так, чтобы добиться комического эффекта. Это была основная цель их псевдонимов, желание скрыть свое имя отходило здесь на второй план. Поэтому такие псевдонимы выделяют в особую группу пайзонимов (от греч. paizein - шутить).
Молодой Алексей Пешков, будучи уже известным под псевдонимом Максим Горький, публикации в самарских и саратовских газетах конца 1890-х годов подписывался Иегудиил Хламида.
Возможно, Николая Алексеевича Некрасова можно считать вторым среди русских литераторов по количеству псевдонимов после А.П. Чехова. И большая часть его псевдонимов именно шуточные: Литературной биржи маклер Назар Вымочкин, Д. Д. Минаева - Федор Конюх, Повар Николай Кадов, Поручик Харитон Якобинцев, Юнкер А, Ресторанов, Н. С. Курочкина - Поэт околоточный, Член Мадридского ученого общества Транбрель, Прикащик из ножевой линии Полуаршинов, Обер-биржевой фальсификатор Крадило, Землевладелец Тарас Куцый, Телеграфист Азбукин, Кум пожарный, Водочно-спиртовой заводчик У. Р. А. Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум Перепельский, Чурмень (вероятно, от «чур меня!»).и т. д.
Антон Павлович Чехов считается рекордсменом по «вторым именам». Их насчитывают свыше 50. Большинство из них относят к пайзонимам. Сотрудничая в «Стрекозе» и других журналах конца прошлого века, он подписывался: Врач без пациентов (намек на свой врачебный диплом), Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский и т. д. Любил он ставить шутливые подписи и под письмами. Под посланиями к брату Александру стоит то твой Шиллер Шекспирович Гете, то ваш папаша А. Чехов, то А. Достойнов-Благороднов. Подписи под некоторыми письмами отражают те или иные факты из биографии Чехова. Так, твой Цынцыннатус - намек на занятия сельским хозяйством в Мелихове (Цинциннат - римский сенатор, удалившийся в деревню). В дни поездки на Сахалин Чехов ставит под письмами сестре: твой азиатский брат, Homo sachaliensis. Под одним письмом А. Суворину стоит: Непременный член по драматическим делам присутствия. Одно письмо к жене подписано Академик Тото (намек на избрание в Российскую Академию), другое - твой муж А. Актрисын (намек на то, что жена его не оставила сцену и после брака).
Псевдоним Чехова Человек без селезенки имеет серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание Человек без селезенки.
Псевдоним скрывает группу авторов
Некоторые литературные произведения являются плодом творчества двух и даже более авторов, которые этого не скрывали, но фамилии свои иногда заменяли псевдонимами.
Самым ярким примером из этой области является сотрудничество авторов «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев» Ильи Файнзильберга и Евгения Катаева, которых мы знаем, как Ильфа и Петрова. Это было настоящее творческое содружество, хотя их высказывания на этот счет и проникнуты юмором: «Очень трудно писать вдвоем. Надо думать, Гонкурам было легче: все-таки они братья. А мы даже не родственники. И даже не однолетки. И даже различных национальностей: в то время как один - русский (загадочная славяцская душа), другой - еврей (загадочная еврейская душа). Итак, работать нам трудно. Совершенно непонятно, как это мы пишем вдвоем». Вскоре коллективный псевдоним Ильф и Петров приобрел такую известность, что они перестали подписываться этими именами отдельно. «Евгений Петров и Илья Ильф уже не существуют как два писателя», - говорил первый из них. Я - часть Ильфа, он - часть Петрова. Вот почему каждый опус, созданный индивидуально, вне этого содружества, я подписываю Евгений Петрович или Иностранец Федоров».
Псевдоним с целью сарказма
Авторы пародий далеко не всегда ставили под ними свои настоящие имена: часто пародия либо выпускалась без подписи, либо приписывалась вымышленному или реальному лицу, подчас тому самому, чье произведение высмеивалось. А. Г. Архангельский пародию на Корнея Чуковского подписал Корнеплодий Чубуковский; под пародией на Василия Аксенова стояла метаграмма (шарада, загадка, основанная на замене букв) Аксилий Васенов, под пародией на Э. Хемингуэя - Э. Хемингсмарк.
Часто вымышленная фамилия, которой подписывалась пародия, выбиралась так, чтобы уязвить пародируемого автора, дать ему отрицательную характеристику. Например, литературные противники Пушкина (Н. А. Полевой и др.) ставили под пародиями на него: Обезьянин, Африкан Желтодомов, Демишиллеров (т. е. Шиллер наполовину), Пустоцветов, Бессмыслов, Безмыслии - то высмеивая наружность поэта, то намекая на происхождение одного из его предков, то обвиняя в подражании, то давая понять, что считают его литературную деятельность бесплодной, а его самого - подходящим кандидатом для «желтого дома», т. е. приюта для душевнобольных.
Перепевы стихотворений Лермонтова подписывались то Нермонтов, то Термонтов. Но это были не столько пародии, сколько использование популярных произведений поэта («На севере диком...», «И скучно, и грустно...» и др.) для общественно-политической сатиры.
Псевдонимы делят на определенные группы, в основе которых лежит принцип их образования. По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов. Так, Дмитриев В.Г. в книге «Скрывшие свое имя» выделяет 57 классификационных групп псевдонимов.
Изучив биографии российских литературных деятелей 18-20 веков, мы выделили 14 групп по способу образования псевдонимов:
Аббревиатура - общий термин для различных сокращений при письме. К аббревиатурам относятся все псевдонимы, образованные посредством сокращения настоящих имен и фамилий (апоконимы, инициалы), а также других слов, избранных в качестве подписи:
·Т.Л. (Толстой Лев);
·А.Ф. (Афанасий Фет);
·Л.— ев (Леонид Андреев);
·К.Б. (Константин Бальмонт);
·Ал. К-рин (Александр Куприн);
·А.С.Г. (Александр Степанович Гриневский).
Анаграмма – псевдоним, составленный посредством перестановки букв:
·Чипонев, читатель по неволе (П.П. Бажов);
·Б. Лагин (Лазарь Гинзбург).
Апоконим – псевдоним, полученный путем отбрасывания начала или конца имени, фамилии:
· А. Грин (А. Гриневский);
· Анче (Антон Чехов);
· Ник-Нек (Николай Некрасов);
·Лайбов (Николай Добролюбов);
·Михаил Булл. (Михаил Булгаков);
·Карамз..., Никол... (Н.М.Карамзин);
·К-ко, Вл.; Кор., В.; Кор., Вл.; Кор-о; Кор-о, Вл.; Корол., Вл. (У Короленко В.Г. встречаются и апоконимы и инициалы).
Астроним – подпись, состоящая из одной или нескольких звездочек. Их использовали В.Брюсов, И.Тургенев, Н.Некрасов, Н.Гоголь, А.Пушкин и др.
Геоним, или топоним, - псевдоним, связанный с географическим названием:
· И. Северянин (Игорь Лотарев);
· Д.Н. Мамин-Сибиряк (Д.Н.Мамин).
Койноним - общий псевдоним, принятый несколькими авторами, пишущими вместе:
· Козьма Прутков (А.Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы).
Калька/метоним – псевдоним, образованный посредством перевода настоящей фамилии на другой язык, либо образованный по аналогии, по сходству смысла с настоящей фамилией:
· Б. Полевой (campus – поле, Б.Кампов);
· Эфиоп (эфиоп-негр-черный Н.Г. Чернышевский).
Литературная фамилия - псевдоним, полностью вытеснивший настоящую фамилию:
· Александр Герцен (А.И. Яковлев, от нем. Hеrz – сердце);
· Корней Чуковский (Николай Корнейчуков);
· Вениамин Каверин (Вениамин Зильбер);
· Борис Акунин (Г.Ш.Чхартишвили);
· Демьян Бедный (Ефим Придворов);
· Даниил Хармс (Даниил Ювачев).
Мистификация - вымышленный автор с ложной биографией:
· Черубина де Габриак (Е.И.Дмитриева);
· Козьма Прутков (А.Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы).
Пайзоним - шуточный псевдоним, имеющий целью произвести комический эффект:
· Феклист Боб (Н.А.Некрасов);
· Чурмень (чур меня, Н.А. Некрасов);
· Иегудиил Хламида (М.Горький).
Патроним - псевдоним, образованный из имени отца:
· Расул Гамзатов (сын Гамзата Цадасы);
· Евгений Петров (сын Петра Васильевича Катаева);
· Максим Горький (сын Максима Савватьевича Пешкова).
Псевдоинициалы – буквы, не соответствующие истинным инициалам автора:
· П.Щ (С.Т.Аксаков);
· И.С.; Н.А.; Н.О.; П.Л. (Владимир Галактионович Короленко);
· А.Б.В.; Б.В.; Б.Ф.; В.Ф.; Г.О.О.; (Николай Михайлович Карамзин).
Псевдогиним – женские имя и фамилия, принятые автором-мужчиной:
· Эмма Б. (М.А.Булгаков);
· Эльза Моравская (А.С.Грин);
· Нелли (Валерий Брюсов);
· Нина Воскресенская (Э.Багрицкий).
Цифроним - фамилия или инициалы, зашифрованные посредством замены букв цифрами:
· 1...14-16, 1...14-17, 1...16-14, 1...17-14 (АС..Пушкин).
Изучив способы образования псевдонимов, мы постарались применить эти знания на практике: задались творческой проблемой – самостоятельно создать псевдонимы, используя изученные принципы. Мы провели опыт по созданию собственных псевдонимов, образованных от ФИО автора реферата, применяя несколько выявленных способов образования.
Таблица 2. Псевдонимы автора реферата.
Истинное имя |
Созданный псевдоним |
Способ образования |
Пояснение |
Титова Анна Михайловна
|
Ть.М.А./Тьма |
аббревиатура/ псевдоинициалы |
Титова Михайловна Анна |
А Ветлянская |
геоним/топоним |
по названию деревни Ветлянка Красноярского района Самарской области, где находится дом бабушки |
|
А. Большакова |
калька/метоним |
Titan – англ. «большой» |
|
Анна Дойл |
псевдоним-характеристика |
сокращается имя и подчеркивается интерес к литературному творчеству Артура Конан Дойла |
|
Михаилан |
патроним/апоконим |
Михайловна Анна Сокращенно отчество и часть собственного имени |
|
Титаник |
пайзоним/апоконим |
Титова Анна Шутка, игра слов, одновременно часть фамилии и имени |
|
1…14-20 |
цифроним |
По номерам букв в алфавите Анна А-1 Михайловна Е-14 Титова Т-20 |
Таким образом, можно сделать вывод, что причины, в силу которых литераторы 18-20 веков заменяли свои настоящие фамилии псевдонимами, очень многообразны и разнохарактерны. Под маской вымышленного имени поэты, писатели и драматурги скрывались из-за сословных предрассудков, опасения репрессий, недовольства семьи, особого служебного положения, из желания быть отличимым от однофамильцев или родственников-литераторов, наконец, ради моды, шутки, из желания кого-либо уязвить или разыграть.
Были изучены биографии российских литературных деятелей 18-20 веков. По результатам изучения были выделены 14 групп по способу образования псевдонимов и приведены примеры.
С помощью изученных способов образования псевдонимов были созданы собственные псевдонимы, образованные от ФИО автора реферата.
1. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
2. Наум Синдаловский. Псевдоним: легенды и мифы второго имени. Журнал «Нева», номер 2, 2011.
3. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10-ти т., т. 9. М., 1962, с. 63, 92, 267 – 268.
4. Салтыков К. М. Интимный Щедрин. М. - Пг., 1923, с. 63 – 64.
5. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений, т. 1. М., 1939, с. 756.
6. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. М., 1966, с. 88.
7. Паустовский К. Г. Сочинения, т. 3. М., 1957, с. 273.
8. Быков П. В. Силуэты далекого прошлого. М. - Л., 1930, с. 104.
9. Илья Ильф и Евгений Петров. Сочинения, т. 5. М., 1961, с. 505.
10. https://zotych7.livejournal.com/3175387.html.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.