Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края «Краснодарский торгово – экономический колледж»
Смирнова Е.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО
ТЕМЕ «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ
ПО СРЕДСТВАМ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ»
МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров для студентов специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Краснодар, 2018г.
Составитель:
Смирнова Е.А. – к.т.н., преподаватель товароведных дисциплин
Рецензент:
Федорова Н.Б., к.т.н., доцент, преподаватель кафедры товароведения и экспертизы товаров, Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова
Методическая разработка урока с использованием проектно-исследовательской деятельности предназначена для изучения темы «Выявление потребности в товарах по средствам маркетинговых исследований» при изучении МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров для студентов специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Утверждено на заседании цикловой методической комиссии товароведения и менеджмента протокол № ____от «__» ______ 2018г.
Введение 4
План урока 5
Ход урока 8
Список литературы 18
Приложение 19
Одно из условий существования рынка - присутствие на нём покупателя или потребителя товаров и услуг. Роль потребителя для развития рынка и рыночных отношений исключительно велика, так как ею предопределяются объёмы продаж и производства, а также ассортиментный состав товаров, на которые есть спрос.
Маркетинговое исследование потребительских предпочтений представляет собой способ исследования, направленный на понимание поведения и предпочтения потребителей.
Главными задачами маркетингового исследования потребительских предпочтений являются:
- определение потенциальной и текущей ёмкости рынка - помогает понять пределы развития в определённой области;
- анализ конкурентов - позволяет понять, какие стратегии и тактики следует применять в бизнесе, учитывать поведение конкурирующих предприятий;
- определение динамики и долей основных игроков на рынке;
- анализ потребителей - позволяет скорректировать цены и адаптировать их под запросы потребителей, оптимизировать рекламную политику и каналы продвижения.
Маркетинговое исследование потребительских предпочтений – это актуальные и важные исследования. При анализе потребителей определяется целевая аудитория услуги или товара, цель приобретения товара, платежеспособность покупателей.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: практического занятия «Выявление потребности в товарах по средствам маркетинговых исследований»
Тип урока: комбинированный, с использованием проектно-исследовательской деятельности Форма проведения: практическое занятие Цели урока: Обучающие:
- знать: применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта.
- овладение профессиональными (ПК) компетенциями: ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах; ПК4.2. Сравнивать конкурентоспособность аналогичных товаров и (или) услуг
- овладение общими (ОК) компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся через исследовательскую и проектную
деятельность;
- развить мысленную деятельность через методы активного обучения;
- учить умению видеть главное, существенное, сравнивать, обобщать, и излагать свои мысли;
- развивать самостоятельность, самоконтроль, трудолюбие, аккуратность.
Воспитательные:
- воспитать стремление к постоянному развитию профессиональных способностей;
- воспитывать интерес к профессии;
- научиться работать в группе, микрогруппе;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы.
Методическая:
- повышение качества обучения.
Методы проведения:
Словесный: беседа, объяснения, рассказ.
Наглядный: анкеты, отчеты по маркетинговым исследования, ИКТ -мультимедийная презентация.
Методы активного обучения: проектно-
исследовательская деятельность Принцип обучения:
- дидактические: доступность, систематичность, логичность, связь теории и практики, научность,
- наглядность,
- снятие психологического барьера между преподавателем и учащимися. Методическое оснащение урока:
- проектное задание,
- мультимедийное оборудование, - мультимедийная презентация.
Межпредметные связи: ОП 01 Основы коммерческой деятельности, МДК.04.01 Маркетинговые исследования Подготовка к уроку:
- сформировать проектные группы – студенты группы разбиваются на 6 команд по 4 человека;
- составить задание проектно-исследовательской работы, разъяснить участникам каждый пункт задания – задание выдается за 2 недели, чтобы студенты могли выбрать группу товаров, составить анкету, провести опрос, обработать результаты и подготовить презентацию.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть - 5 мин.
- приветствие группы;
- проверка наличия и готовности обучающихся к уроку (наличие опорных конспектов, тетрадей для
практических работ);
- ознакомление учащихся с темой практического занятия;
- целевая установка на урок – напомнить значимость маркетинговых исследований для выявление потребности в товаре
2. Актуализация опорных знаний - 5 мин.
Потребительские предпочтения - предпочтения потребителей в отношении потребления тех или иных товаров и услуг.
Исследование потребителей позволяет определить и изучить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также организации.
Предметом исследования служат мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы. Изучаются структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса. Кроме того, анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей. Разработками здесь являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса.
Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.
Результаты исследования дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент в соответствии с требованиями покупателей, повысить свою конкурентоспособность, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла» изделий, найти идею и разработать новые товары, модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, выработать фирменный стиль, определить способы патентной защиты.
3. Начальная мотивация учебной деятельности - 3 мин.
Цель работы:
1) закрепить знания о различных психотипах
потребителей;
2) научиться определять свойства товара, являющиеся наиболее важными для конкретного психотипа потребителей;
3) научиться составлять анкету с использованием различных типов вопросов;
4) приобрести компетенцию - ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
4. Изучение нового материала - 60 мин.
Группа студентов заранее разделена на 6 подгрупп по 4 человека в каждой группе.
Каждая группа выступает с результатами своих исследований в форме презентации.
План подготовительной работы:
- выбрать непродовольственный товар для проведения маркетинговых исследований;
- разработать анкету;
- изучение спроса на выбранную товарную группу по средствам маркетинговых исследований,
- представление результатов в форме отчетапрезентации.
Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.
Анкеты могут содержать вопросы:
- о фактах и совершенных ранее действиях;
- знаниях, осведомленности, удовлетворенности;
- предполагаемых действиях в будущем;
- отношениях, оценках;
- личных характеристиках респондентов.
По форме представления различают:
- закрытые вопросы - выбор ответов из полного набора вариантов, проводимых в анкете,
- открытые - не содержат подсказок, не «навязывают» тот или иной вариант ответа, а рассчитаны на получение неформализованного (нестандартного) мнения. При этом обработка результатов представляется более сложной.
- полузакрытые вопросы - направлены на выяснение образов, возникающих с определенным названием (например, товарной маркой), событием, действием. Ассоциации используются для того, чтобы узнать отношение к определенному продукту при выборе основания для его позиционирования, тестировании названий и рекламных обращений.
Существует два типа закрытых вопросов:
- альтернативный (дихотомический) - предполагает выбор двух вариантов ответа.
Например, «Удовлетворены ли вы предлагаемым в нашем магазине представленным ассортиментом (поставьте, пожалуйста, крестик в соответствующих клетках)»:
- многовариантный (с выборочным ответом) предполагает выбор из трех и более вариантов ответов.
Для постановки таких вопросов используются шкалы измерений, являющиеся инструментом приведения разнородных качественных признаков к сопоставимым количественным.
Номинальная шкала (шкала наименований) обладает только характеристикой описания и представляет собой простое перечисление вариантов ответа без всякого намека на упорядочивание и сопоставление.
Например, «Знаете ли вы о наличии в нашем торговом комплексе следующих дополнительных услуг?» Поставьте, пожалуйста, крестик в соответствующих клетках.
Порядковая шкала (ранговой) состоит из категорий, отличающихся одна от другой условными понятиями или количественными признаками, в которых подразумевается наличие упорядоченности в каком-либо виде.
Объект, находящийся по рангу на первом месте, имеет более сильно выраженную характеристику по сравнению с тем, который находится на втором ранге, и т.д.
Порядковые шкалы обычно используют при формулировании вопросов об отношениях и оценках (например, от «очень хорошо» до «очень плохо»), общей удовлетворенности или неудовлетворенности, характеристиках продукта или услуги, вероятности нового посещения торгового центра и т.д.
Например, «Оцените, пожалуйста, насколько хорошо работает игровая комната для детей в нашем супермаркете (поставьте крестик в соответствующей клетке)».
Интервальная шкала состоит из численных значений, поддающихся физическому измерению.
Предварительным условием при разработке интервальной шкалы является разбивка области возможных измерений на интервалы.
Подобным образом обычно, представляются вопросы анкеты о возрасте респондентов, доходах, расходах, ценах
.Например, «Ваш средний чек за одно посещение нашего торгового центра, как правило?» Поставьте, пожалуйста, крестик в соответствующей клетке.
Полузакрытые вопросы, кроме определенного числа вариантов ответов, содержат позицию «другое – укажите какое» или «другие – укажите какие». Это дает возможность респонденту представить ответ, который исследователем не был предварительно предусмотрен.
Например, «Какой источник информации является для вас приоритетным при оповещении об акциях и новинках торгового центра?»
Любая анкета должна строиться таким образом, чтобы просматривалась ее четкая внутренняя логика. Традиционно структура анкеты включает следующие разделы (блоки):
- введение (преамбула, обращение),
- контактные вопросы,
- основную часть, - контрольные вопросы, - заключительную часть.
Введение - в нем указывается, кто и с какой целью проводит опрос; дается инструкция заполнения анкеты; указывается способ возврата заполненных анкет (например, менеджеру торгового зала, на кассу и т.п.). Должно подчеркивать уважительное отношение к опрашиваемым, создавать у них желание отвечать на вопросы, разъяснять, каким образом результаты исследования могут быть использованы в интересах потребителя (для расширения ассортимента продуктов, повышения их качества, совершенствования уровня обслуживания и т.п.), содержать предварительную благодарность за возможное участие респондента в опросе и гарантии сохранения анонимности ответов.
Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем, провести «разминку». Контактные вопросы должны показать респонденту, что он без труда может заполнить анкету.
Основная часть - совокупность упорядоченных вопросов, содержание которых характеризует предмет исследования. При ее разработке следует стремиться к тому, чтобы вопросы в анкете отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе опроса.
При формулировке вопросов нужно избегать:
- сложных конструкций - каждый вопрос должен быть, насколько это возможно, коротким, простым и понятным, а используемые слова – иметь одно значение (заведомо хорошо известное респондентам). В частности, затрудняют понимание респондентами вопросов такие на первый взгляд недвусмысленные слова, как, например, «всегда», «часто», «регулярно», «редко», «иногда» и т.п. –
- двойного смысла - необходимо использовать такие определения и слова, которые явно, однозначно трактуют изучаемую проблему.
Например, вопрос «Согласны ли вы, что в нашем ресторане обсуживают быстро и готовят хорошо?» состоит из двух смысловых частей. Их нельзя совмещать по принципу «два в одном».
- предубежденности - нельзя использовать пристрастные, направляющие формулировки вопросов, которые подсказывают определенный ответ или подталкивают респондента именно к тому ответа, который предпочитает получить исследователь. Направляющий вопрос типа «Исследованиями установлено, что…Согласны ли вы с этим?» предполагает, что думать иначе было бы неестественно.
- обобщений и приблизительных оценок - вопросы необходимо формулировать конкретно, а не в общем, чтобы респонденту не пришлось делать обобщения или рассчитывать какие-либо показатели.
- однообразие вопросов - вопросы, сформулированные по одной и той же синтаксической схеме, утомляют респондента, снижают его интерес к опросу, приводят к уклонению от ответов. Для преодоления монотонности анкеты следует менять и чередовать синтаксическую форму, варьировать категории для ответов (в одном случае попросить респондента выразить согласие или несогласие, во втором – оценить ситуацию или явление, в третьем – решить, верно или неверно то или иное утверждение, в четвертом – сформулировать ответ самостоятельно).
При построении основной части анкеты важны не только содержание и корректность формулировки вопросов, но и последовательность их расположения.
Важнейшие принципы построения анкеты заключаются в следующем:
- порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от не обязывающих – к
деликатным;
- самые сложные вопросы, требующих анализа, размышления, активизации памяти респондента,
помещаются в середине анкеты;
- к концу основной части анкеты сложность вопросов должна снижаться.
Заключительная часть анкеты («паспортичка») включает вопросы, позволяющие определить социальнодемографический портрет респондентов (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.).
В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность опрашиваемому за участие в исследовании.
Анкета должна быть отпечатана на качественной бумаге. Если анкета занимает несколько страниц, лучше оформить ее в форме буклета.
Следует избегать переноса вопросов с одной страницы на другую.
Привлекательность анкеты может быть обеспечена за счет использования цвета, рисунков, графики.
При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:
1. Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
2. Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов;
3. Анкета не должна содержать лишних вопросов;
4. В тесте анкеты должна использоваться
общепризнанная терминология;
5. Все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования;
6. Анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость;
7. В анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых
в ответах;
8. Трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты.
Составьте анкету, которая позволит дать оценку спроса на выбранный товар, по схеме:
- введение (преамбула);
- контактные вопросы;
- основная часть;
- заключительная часть.
Анкета должна содержать различные типы вопросов.
Всего в анкете должно быть не менее 10 и не более 20 вопросов.
Отчет по работе должен содержать:
1. Титульный лист.
2. Название и цель работы;
3. Название и описание приобретенных компетенций; 4. Условие и краткая исходная информация о задание.
5. Разработанная согласно требуемой структуре анкета с использованием указанных в задании типов вопросов.
6. Выводы о проделанной работе.
5. Закрепление изученного материала – 5 мин.
Проведение опросов подразумевает два возможных подхода к их организации: анкетирование и интервью. Большой разницы между ними нет. Единственное различие в том, кто заполняет опросный лист. При проведении анкетирования это делает респондент, а при проведении интервью - интервьюер.
Анкетирование - это письменная форма опроса, осуществляемого вне непосредственного контакта с респондентом. Анкетирование проводить дешевле, быстрее и проще. Однако оно дает очень высокий процент брака за счет недопонятости респондентами вопросов, невнимательности при заполнении, несерьезного отношения к вопросам и т.д. Наилучший по точности результат можно получить при использовании максимально упрощенных анкет с небольшим количеством коротких вопросов.
Интервьюирование - это письменная форма опроса, осуществляемого в процессе непосредственного контакта с респондентом. Интервью отличается большей точностью, трудоемкостью, значительными затратами времени и необходимостью специальной подготовки интервьюеров. Иногда приходится составлять специальные памятки по проведению интервьюирования. При этом интервью позволяет использовать в ходе исследования длинные сложные опросные листы с большим количеством вопросов.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Записать выводы о проделанной работы, проанализировать трудности его проведения.
Список литературы:
1. Алексунин В.А. Маркетинговые исследования / Скляр Е.Н., Авдеенко Г.И., Алексунин В.А. - М.:Дашков и К, 2018. - 216 с.:
2. Драганчук Л.С. Поведение потребителей: Учебное пособие / Л.С. Драганчук. - М.: ИНФРА-М, 2011.
- 192 с.
3. Корнеева И.Е. Маркетинговые исследования:
Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.
4. Меликян О.М. Поведение потребителей /
Меликян О.М., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 280 с.
Приложение А
Темы для маркетинговых исследований
Вариант |
Товар |
1 |
Декоративная косметика |
2 |
Мебель |
3 |
Женская одежда |
4 |
Игрушки |
5 |
Обувь |
6 |
Меховые изделия |
7 |
Керамическая посуда |
8 |
Изделия из стекла |
9 |
Металлохозяйственные товары |
10 |
Клеющие материалы |
11 |
Лакокрасочные материалы |
12 |
Бытовая химия |
13 |
Стиральные порошки |
14 |
Зубные пасты |
15 |
Средства по уходу за волосами |
16 |
Средства по уходу за лицом |
17 |
Телевизоры |
18 |
Бытовая техника для дома |
19 |
Холодильники |
20 |
Стиральные машины |
21 |
Ювелирные изделия |
22 |
Парфюмерия |
23 |
Детский трикотаж |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.