МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №59 ИМ А.Г. НИКОЛАЕВА»
Подготовила: учитель физики МБОУ «СОШ 59»
Есупанова Мухлисат Запировна
МАХАЧКАЛА 2021
Давление твердых тел.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами проблемного исследования.
Метод обучения: проблемно – поисковый, исследовательский
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и парная работа.
Цели урока. Образовательные: сформировать умение находить давление в разных случаях; сравнивать давление в разных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления,
Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер.
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса.
Учитель: Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».
Одинаковый ли результат получится в итоге?
(Дети предлагают разные версии, но их большинство сводится к обсуждению массы слона и массы муравья)
В итоге обсуждения учащиеся делают вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше. Появляется окончательная версия, что слон оказывает большее воздействие.
2. Демонстрация опыта. Назвать их, обосновать версию.
Опыт 1 с бруском и гвоздями. Брусок с забитыми гвоздями лежит на песке острием вниз, а затем шляпками вниз. Наблюдаем за проникновением гвоздей в песок.
2. Этап обсуждения, выдвижение версий.
Какое физическое явление мы наблюдаем?
Какое предположение можно высказать о причине различия результатов?
( Дети высказывают версии, их прописываем на доске)
По 1 опыту: глубина погружения бруска больше, если мы ставим острием в песок;
^ Острием действует сильнее;
Выводы: Оказывается, действие тел неполно характеризуется силой; Результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Как от площади поверхности зависит результат, прямая или обратная зависимость?
Учащиеся: Обратная зависимость.
Учитель: А от модуля силы?
Учащиеся: Прямая зависимость.
3. Этап получения и обработки информации.
Учитель: Нам необходимо ввести новую физическую величину. Тема урока «Давление твёрдых тел». Сегодня на уроке мы знакомимся с физической величиной «давление», с единицами давления; выясним, от чего зависит давление; рассмотрим примеры изменения давления в быту и технике.
Итак, мы с вами установили, что: давление зависит от силы, действующей на тело и от площади занимаемой телом.
Определение: Давление – это физическая величина, которая равна отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Давление - это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.
Давление = сила/ площадь P= F/S
За единицу давления в системе Си принят 1Па=1Н/1 м^2;
1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1Н на площадь поверхности 1м^2.
^ Производные единицы:
1 кПа=1000 Па; 1МПа= 1000000 Па; 1гПа=100Па;
Что значит давление равно 1500 Па; 12 кПа?
Ученики: Значит, на каждый квадратный метр поверхности действует сила 1500 Н; 12 кН.
Учитель: Если сила увеличилась в два раза, то давление…
Учащиеся: …увеличилось в два раза.
Учитель: Если площадь увеличилась в 4 раза, то давление…
Учащиеся: … уменьшилось в 4 раза.
Учитель: Если давление увеличилось в 5 раз, то площадь…
Учащиеся: … уменьшилась в 5 раз.
Учитель: Если давление уменьшилось в 2,7 раза, то сила…
Учащиеся: уменьшилась в 2,7 раза.
4. Этап выполнения практической работы
Рассчитать давление бруска, положив его на разные грани. Каждому ряду своя грань. Расскажем алгоритм решения задачи.
Одной из парт динамометр не дается. А как в этом случае вычислить давление тела? (с помощью весов).
А одной парте не дали и весов. Как вычислить давление в этом случае? Пользуясь только линейкой? (Один из учащихся рассчитывает давление у доски, затем сравниваем полученные значения)
5. Физминутка
Учитель: Пожалуйста, все встаньте. Определите, какое давление вы оказываете на пол? Что для этого вам нужно знать? (Массу своего тела и площадь своей обуви – она у всех разная). А можно ли увеличить это давление, не производя расчёты?
Ученики: Встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек. Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым, увеличив модуль силы.
Учитель: А как уменьшить давление?
Ученики: Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь. Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.
6.Этап применения знаний
Учитель: Любители биологии. Где в живой природе мы встречаемся с примерами уменьшения и увеличения давления.
Свои колючки ёж использует не только для защиты. Очень любопытное зрелище представляет собой ёжик, несущий на колючках яблоки. Наблюдения показывают, что для этого он катается по куче яблок, пока не наколет хотя бы несколько.
По такому же принципу устроены острые зубы и клыки хищников, клювы и лапы птиц. Эти приспособления не только врага устрашат, но и пищу добывать помогают. Моржи, например, своими огромными бивнями раскапывают на морском дне моллюсков. Львица острыми клыками способна мгновенно умертвить свою жертву, она сжимает челюсти с такой силой и развивает такое давление, что душит свою жертву. Лоси могут пробираться даже через зыбкую поверхность лесных болот: они вытягивают передние ноги горизонтально вперед, а брюхом прикасаются к земле. Отталкиваясь задними ногами, лось скользит в таком положении по болоту, пока не выберется на более устойчивый грунт.
Лианам, лопухам, череде колючки нужны для того, чтобы цепляться. Прицепившись к чему-либо, они переносятся на дальние территории, где и распространяются.
Укол шипами весьма болезнен. Поэтому при работе с колючими растениями в саду следует относиться к ним осторожно и не забывать про перчатки.
Учитель: Приведите примеры уменьшения и увеличения давления в технике
Основным свойством танка является его способность двигаться по местности. Это достигается гусеничным ходом и определяет тактические свойства танка в отличие от свойств, бронированного автомобиля, который может двигаться лишь по дорогам. Способность двигаться по местности определяют: 1) возможностью двигаться по мягкому грунту, несмотря на большой вес, 2) брать значительные подъемы, 3) переходить через рвы и воронки, 4) взбираться на каменные вертикальные стенки.
1) способность двигаться по мягкому грунту объясняется тем, что при гусеничном ходе вес танка распределяется на большую площадь и относительное давление на грунт можно сделать очень малым, а именно — менее 0, 5 кг/см^2.; можно довести его до 0, 35 кг/см^2., что близко в даже меньше давления ноги человека. Поэтому танк, несмотря на свой большой вес, может двигаться всюду, где может пройти человек. В настоящее время уже имеются гусеничные повозки, в которых относительное давление еще более снижено, и они могут двигаться по снегу и болотистой местности (не топкой), где человек без вспомогательных средств идти не может.
Учитель: Как нужно учитывать давление строителям.
Если вылить содержимое яйца, а для опыта оставить скорлупу, то можно попробовать проткнуть ее иголкой изнутри и снаружи. Изнутри - легче, снаружи - тяжелее. Результат при одинаковых усилиях будет зависеть от формы скорлупы: выпуклая или вогнутая.
Поэтому маленький цыпленок легко разбивает скорлупу изнутри, а снаружи он защищен более надежно. Свойство выпуклых форм лучше выдерживать нагрузку позволяет архитекторам проектировать куполообразные крыши, мосты, потолки, т.к. они прочнее плоских!
Строительство высотных зданий предполагает, что грунт выдерживает давление, которое здание оказывает на него своим весом. Так, при возведении Останкинской телебашни в Москве, высота которой 533м, а масса 51400т, строительство через год после начала было остановлено из-за опасений, что грунт не выдержит нагрузку. После изучения грунта фундамент под башню пришлось увеличить в размерах. Теперь площадь фундамента башни составляет 1940м^2, а его масса 23000т.
Вспомним Пизанскую падающую башню.
Закрепление. Работа с учебником стр .71 вопросы. Почему человеку трудно двигаться по снегу? Почему под зданиями делают фундамент? Почему кнопка входит в доску? Почему пальцем этого сделать нельзя?
Домашнее задание. Учебник стр. 70 71. Вопросы стр. 71
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.