Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Губернаторский авиастроительный колледж г.Комсомольска-на-Амуре
(Межрегиональный центр компетенций)»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
по финансовой грамотности
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ
г. Комсомольск-на-Амуре 2024 г.
Тип методического пособия: методическая разработка внеаудиторного мероприятия по финансовой грамотности – деловая игра «Потребности и расходы» - 2024 г.
Авторы:
Панина Александра Валерьевна - преподаватель КГА ПОУ ГАСКК МЦК
Третьякова Наталья Дмитриевна – преподаватель КГА ПОУ ГАСКК МЦК
Деловая игра «Потребности и расходы» направлена на повышение у студентов интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формированию рационального поведения в мире финансов.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, классных руководителей и наставников.
«Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль» Бенджамин Франклин
Система среднего профессионального образования ответственна не только за подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для осуществления определённой профессиональной деятельности, но и за социальное становление молодого поколения. Исследования, посвящённые процессу социализации и проявлению социальной активности подростков, свидетельствуют о том, что проблема социальной адаптации молодёжи является на сегодняшний день приоритетной.
К числу приоритетных направлений социализации и проявлений социальной активности студенческой молодёжи относятся вопросы развития активности, мобильности, социальной ответственности, творческой инициативы, самостоятельности и профессиональной компетентности.
Финансовая деятельность затрагивает все сферы жизни современного человека. Отсутствие знаний в финансовой сфере и навыков управления личными финансами ограничивает человека при принятии правильных решений в отношении своих материальных благ.
В данном контексте особый интерес вызывает изучение финансовой грамотности молодежи (16 – 22 лет), поскольку представители этой социально-демографической группы в большей степени обладают мобильностью, восприимчивостью к обучению и освоению новых инструментов, возможностью реализовывать полученные знания и навыки.
Проблема:
Выяснить, каким образом знания финансовой грамоты поможет в повседневной жизни, какие ценности в жизни человека являются истинными.
Цель игры:
ü Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности
ü Повышение знаний участников игры по теме «Потребности и расходы».
ü Осознание того, что деньги не являются основой счастья
ü Развитие навыков сотрудничества со сверстниками
Задачи игры:
- познакомить игроков с базовыми экономическими понятиями
«потребностей» и «расходов»
- дать игрокам понимание ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях (т.е. основной проблемы, которую призвана решать
экономика);
-
Общее время – 30 минут.
1. Объяснение правил игры – 3 минуты; 2. Первый раунд игры – 10 минут;
3. Второй раунд игры – 12 минут:
3.1. Коллективное обсуждение 7 наиболее приоритетных позиций в группах – 5 минут;
3.2. Обсуждение выбранных группами позиций с ведущим – 7 минут;
4. Подведение итогов, рефлексия – 5 минут.
Количество игроков – от 8 до 48
Количество модераторов – 1, 2 или 3 (в зависимости от количества команд). Необходимый реквизит:
Комплект игровых карточек (всего 120 карточек: по 6 карточек типов «Костровые спички», «Охотничий нож», «Магнитный компас», «Спальник», «Палатка», «Вода (по 1 литру на каждого)», «Аптечка», «Открывашка», «Консервы (на 3 дня)», «Гречка», «Фонарик», «Коврик из утеплителя (полиуретана)», «Тёплая одежда», «Чайник металлический с ручкой», «Чай», «Веревка», «Кастрюлька с ручкой», «Кружка», «Важно», «Неважно»); Инструкции для модератора
Участники игры делятся на несколько команд, желательно, с равным количеством участников. Минимальное количество команд – 2.
В первом раунде команды не
взаимодействуют друг с другом – все действия происходят внутри команд. Каждая
команда раскладывает карточки «Важно» и «Неважно» так, чтобы получился столбик
с пустым пространством посередине – там игроки буду располагать предметы по
степени важности (см. ил. 1).
карточке «важно», чем гречку, а если последняя лежала впритык к карточке важно, передвигает её.
Это продолжается в каждой команде до тех пор, пока на поле не окажутся карточки всех 18 предметов.
Затем начинается второй этап раунда. Команды коллективно обсуждают, как лучше расположить карточки предметов на шкале приоритетности.
Затем каждая команда должна выбрать игрока, который будет объяснять, почему команда решила расставить предметы именно в таком порядке. Затем каждая команда по очереди представляет получившиеся результаты.
Так как в игре нет победителей, после выступления всех команд модератор подводит итог.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Участники игры разбиваются на две группы (команды). Каждая группа получает карточки, стикеры, карандаши, ручки.
II. Введение в тему.
Преподаватель: Беседа с обучающимися:
• Что подразумевается под понятием «финансовая грамотность»?
• Для чего нам необходимо изучать основы финансовой грамотности?
(ответы записываются на доске)
• Что такое «ресурсы», как их рационально использовать?
Загадки о деньгах.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные, Но для любого из людей, Поверьте, очень важные!
(деньги)
-Для чего нужны деньги?
-Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А знаете ли вы как появились деньги?
Игра «Незаконченные
предложения»
Перед обучающимися стоит задача представить, что они попали на ярмарку, где продается все на свете. Но они должны заметить только то, чего нельзя купить ни за какие деньги.
Например, преподаватель говорит: «За деньги можно купить кровать», а обучающиеся замечают: «Но не сон».
Преподаватель читает начало предложений, студенты заканчивают фразы
(можно хором)
– за деньги можно купить часы… (но не время)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье, не хорошее настроение)
Подведение итогов
«Дорогие друзья!
Сегодня мы с вами пробовали собраться в поход. Мы не увидели необычных растений и не научились различать птиц по их пению, но все равно узнали очень много важных вещей.
У вас у всех была ограниченная сумма средств – вы не могли купить всё сразу, как и не могли уместить в своем багаже больше семи предметов. В этот раз эти ограничения были обязательным условием игры – конечно, в магазине всегда лежит больше одной коробочки спичек, и вы можете купить десять таких. Но реальная жизнь, как правило, выдвигает такие же ограничения. В реальной жизни наши неограниченные потребности, как правило, натыкаются на ограниченность наших ресурсов – мы далеко не всегда можем получить всё, что хотим. Это касается и человечества вообще – горшочка, который будет, как в известной сказке, без остановки варить кашу, не существует, и человечеству на протяжении всей его истории приходилось решать, как лучше распорядиться ограниченными ресурсами – именно этот вопрос лежит в основе экономики.
В этой игре вы тоже были в такой ситуации, и вам пришлось думать, как распорядиться ограниченными ресурсами.
Наверняка вы заметили, что какие-то товары можно было заменить более дешевыми – скажем, вместо более дорогих консервов купить более дешевую гречку. Такие товары называются взаимозаменяемыми – то есть, один можно заменить другим. Утром вместо чая вы можете выпить сок, а вместо рюкзака положить вещи в портфель – это примеры взаимозаменяемых товаров.
Но вы также могли заметить, что покупка некоторых предметов без покупки других не имела смысла. Например, сухую гречку особо не поешь – не имеет смысла брать её в поход без котелка, в котором её надо сварить, а для этого надо, в свою очередь, купить спички и воду. Автомобиль не будет ездить без бензина, а зубная паста не сильно поможет вашем зубам без зубной щетки. Такие товары называются взаимно дополняемыми, так как они дополняют друг друга.
Есть одна важная вещь, которую вы могли заметить. Когда нам надо было выбрать, где спать, кто-то выбрал палатку, а кто-то – более дешевый спальный мешок. Конечно, палатка – более комфортный способ скрыться от непогоды, чем спальный мешок. А еще в палатке можно играть в игры, травить страшилки и поговорить со своими друзьями. Однако, в условиях ограниченности ресурсов, мы можем пожертвовать нашим комфортом, чтобы удовлетворить наши базовые потребности. Базовыми потребностями называются потребности человека в еде, воде, тепле – в общем, в том, без чего физически мы не можем жить. Быть сытым, но не защищенным от укусов и ран тоже не очень хорошо – и именно чтобы чувствовать себя защищенными, многие из вас взяли аптечку. Это второй уровень наших потребностей – потребность в безопасности. Общение с друзьями – это уже третий уровень, и так далее.
Вот так на простом примере похода в лес мы узнали массу всего нового! Мне хочется пожелать, чтобы вы извлекали новые полезные знания из любых жизненных ситуаций, с которыми вы столкнетесь! Всем спасибо за участие!
Приложение 1. Игровые карточки (простые) Нажмите на эту ссылку для скачивания
Приложение 2. Игровые карточки (с цветными изображениями) Нажмите на эту ссылку для скачивания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.