Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Маша и Медведь». Экологическая сказка.
Выполнила:
Соловьёва Марина Олеговна
Учитель физики
МОУ СОШ № 21
Тверь, 2021
Цель
Формирование
определенного типа поведения учащихся в масштабах всего общества и создание
условий для здорового образа жизни. Формирование у
школьников гражданской позиции по охране окружающей среды.
Девиз.
Все
в наших руках.
ЗАДАЧИ. Обучение навыкам ответственного принятия решений. Обучение навыкам критического мышления и способности сделать правильный выбор. Развитие социальной и личной компетенции. Формирование активной жизненной позиции ребенка. Формировать представление детей о средствах выразительности письменной речи средствами предмета. Способствовать развитию познавательной активности учащихся в области экологии.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Чем больше будет нравственно и физически здоровых личностей, тем лучше будет общество и жизнь, достойная человека.
Участие способствует: формированию образа жизни, достойного человека; формированию жизненной позиции подростка; формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; развитию способностей и индивидуальному выбору жизненного пути.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Активное включение подростка в деятельность. Включение в реальные социально-значимые отношения. Создание ситуации успеха для каждого подростка. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Создание волонтерского отряда из состава 5в класса.
Разработка и утверждение
Реализация силами учащихся, их родителей.
Подведение итогов проекта (видеосюжет в школьных новостях, статья в школьной газете, выступление перед родителями 5х классов на родительском собрании).
Направления деятельности
Организация викторин, конкурсов, акций среди учащихся.
Проведение тренингов.
Совместная работа со школьной газетой (написание статей экологического содержания и литературной направленности)
Проведение мероприятий в начальных классах школы (сказка – сказка кукольный театр); и в филиале библиотеки им. Герцена (конференция - диспут), в детском саду при школе (сказка – кукольный театр), выступление перед родителями 5х классов на родительском собрании. Приложение № 1 «Выступление в детской библиотеке, в детском саду и начальной школе. «Маша и Медведь». Экологическая сказка. Кукольный театр». Приложение № 2 «Ход мероприятия в филиале библиотеки им. Герцена». Приложения: «Фото с мероприятий».
Литература
Подготовка волонтеров [Текст]: (программы, рекомендации, модели
опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД,
2004. - 60 с.
Библиотечка для педагогов, родителей и детей : приложение к журналу "Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи" ; вып. 6.
Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория практика волонтерского движения». - http://www.inpgo.ru
Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования.- 2006, № 5, с.15-22.
Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
Приложения. Фото с мероприятий.
Приложение № 1
Выступление в детской библиотеке, в детском саду и начальной школе.
«Маша и Медведь». Экологическая сказка. Кукольный театр.
Предварительная подготовка. Поиск материала в Интернете. Сочинение, редактирование сказки «Маша и Медведь». Пошив ширмы силами родительского комитета. Репетиции сказки. Связь с учащимися начальной школы (ул. Веселова, д. 33), связь с детским садом при школе (ул. Оборонная, д.10). Согласования времени выступления в начальной школе, в детском саду.
Действующие лица:
Три медведя: Михайло Потапыч, Марья Потаповна, Мишутка. Маша, Подружка, Бабка, Дедка, Лиса, Волк.
В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.
Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка.
- Как хорошо в нашем лесу! Грибов, ягод много. Есть из чего варенье сварить и зимой полакомиться – сказала Марья Потаповна.
- Да и кореньев много и медку сладенького можно запасти -, сказал Михал Потапыч.
- А вода-то в реке чистая и прозрачная. Рыба так и плещется! – радостно воскликнул Мишутка.
- А какой в лесу воздух! Сосной, да грибной прелью пахнет – сказали 3 медведя
Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.
И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал.
- Что, дед, пойдем сегодня в лес, грибов пособираем - произнесла бабка.
- Да и то правда, пошли, заодно и дровишками подзапасемся – промолвил дед.
Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.
- А, и так сойдет! – крикнула Маша и кинула очередной фантик.
- Ну и пусть, деревце же не живое, чего с ним случится? – радостно произнесла машина подружка и сломала ветку дерева.
И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать.
- Чего нам здесь оставаться, грязь, да и только, мусора-то сколько! – возмутилась Лиса.
- Да и то верно, рыжая, чего нам здесь быть! Уйдем в другой лес. – пробурчал Волк.
Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг.
- Это кто тут в нашем лесу деревья ломает, да лесным жителям вредит? – прокричал Михайло Потапыч.
- Почему в лесу так грязно, что грибы и ягоды попрятались, - возмутилась Марья Потаповна.
- Проучить безобразников нужно! – сказал Михайло Потапыч.
- Пойдемте весь мусор соберем, да по деревне вокруг домов и разбросаем – предложила Марья Потаповна.
- И записку оставим, чтобы в наш лес больше не хаживали – предложил Мишутка.
Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.
Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей.
- Простите нас, лесные жители.
- Мы вас прощаем, - ответили те.
Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза! Нет места мусору
Автор, постановщик и создатель декораций: учитель литературы МОУ СОШ №21 Доценко Е.И.
Приложение № 2
Ход
мероприятия в филиале библиотеки им. Герцена. Конференция – диспут.
Подготовительная
работа: Связь с филиалом библиотеки
им. Герцена (она находится рядом со школой), согласование времени и места
проведения мероприятия, помощь библиотекарей в оформлении зала библиотеки
(настройки телевизора для показа презентаций, выставка книг экологического
содержания). Обсуждение выступлений самих библиотекарей. Подбор художественной
литературы с экологическим содержанием. Прослушивание стихов – репетиции. Создание
презентаций с фото природы, экологической тематики. Помощь в написании первых
эссе по теме экологии.
Учитель: Ребята, сегодня в нашей дискуссии мы с вами обсудим проблемы окружающей среды и попробуем средствами предмета написать эссе, прочитать стихи, отрывки из прозы по экологии, используя местный материал. Мне бы хотелось, чтобы ваши работы содержали много научной информации и в то же время были, как это говорят, «пропущены через ваше сердце», то есть имели бы личное восприятие проблемы загрязнения природоохраняемых объектов.
Выступлений самих библиотекарей.
Ученица: стихи…У нас много памятников природы, среди них - ценные породы животных, уникальные растения, участки рек, болота и озёра, имеющие научную ценность. Многие растения и животные сегодня находятся на грани вымирания. Учёными был составлен список животных и растений, которых надо охранять, вот так и была создана Красная книга. Почему красная? Потому что красный цвет – это цвет опасности. А вы не задумывались о том, что нужно для сохранения Красной Книги? Только сам факт того, что она существует? Конечно, нет! Нужно беречь нашу природу. Это должен помнить каждый. Для этого существуют в стране особо охраняемые территории. Памятники природы постоянно подвергаются разрушению.
Выступлений самих библиотекарей.
Учитель: А что вы знаете, о постепенно гибнущих водоёмах,
состоящих под охраной государства? Как, по – твоему, их нужно спасать?
Ученица: стихи. В моём городе и в его области также есть
захламлённые озёра и водоёмы. Мусор разбросан повсюду, как на берегу, так и в
воде. Проблема в том, я думаю, что отсутствуют контейнеры для сбора отходов.
Заросшие берега также могут быть причиной многих пожаров. В наших местах много
так называемых «заморных» озёр из-за холодной зимы. В некоторых водоёмах из-за
этого гибнет вся рыба. Большой проблемой является браконьерство, ведь это
умерщвление животных и птиц, являющееся преступным беззаконием! А рыбная ловля?
Сбор растений в заповедных местах?! Эти действия нарушают природоохранное
законодательство. Вот, например, рыболовы покупают дешёвую китайскую сеть. Во
время брода она очень часто рвётся и остаётся на дне водоёма, в ней рыба
запутывается и гибнет. Из-за таких лжеохотников ценные животные постепенно
исчезают с карты земли, ведь такие вандалы леса ни с чем не считаются, как
говорят: для них закон не писан, такие люди не имеют ни разрешение на ловлю
рыбы, не имеют права отстреливать дичь! Человек забывает, что именно от него во
многом зависит экологическое благосостояние нашего района!
Выступлений самих библиотекарей.
Учитель: Как же вы будете завершать своё эссе о природе? На мой взгляд, следовало бы вспомнить какое-либо высказывание писателя по этой важной теме и обобщить уже сказанное. Согласна?
Ученица: Да. В заключение я приведу слова Рея Бредбери: «Экологические проблемы настоящего времени явились не планируемым следствием последующего скорейшего вымирания человечества в целом. Причиной этих проблем является недостаточное знание людей об окружающем мире и его устройстве». Давайте же вместе задумаемся о бережном отношении к природе и сохраним нашу любимую планету! Я думаю, у каждого из нас в головах и душах должна быть своя Красная книга!
Учитель: Спасибо, в твоём рассказе переплетается вымысел и реальность. Это один из приёмов передачи информации в необычной форме, которая всегда привлекает читателя, слушателя. Молодец! Ребята, вы услышали два разных сочинения о природе и её защите. Можете воспользоваться такой формой, если захотите, предложите свой вариант. В качестве домашнего задания я попрошу вас написать сочинения-миниатюры о том, как и для чего следует беречь природу. До новых встреч, друзья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.