ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»
Методическая разработка
Внеклассного мероприятия на тему:
«Он и Она»
Авторы:
Рыжкова Н.П.,
преподаватель русского языка и литературы;
Исмаилова Э.О.,
преподаватель математики
Севастополь
2020
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня образование направлено на формирование интеллектуально развитой личности с целостным гармоничным мировоззрением, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающего мира. В свете современных задач всестороннего развития личности студента важное значение приобрела проблема интеграции и межпредметных связей. Интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы, а, наоборот, совершенствует её и позволяет углубить взаимозависимость между различными дисциплинами. Межпредметная интеграция является одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока. Мы интегрируем такие учебные предметы, как русский язык и математика.
Актуальность формирования межпредметных умений обусловлена тем, что на современном этапе развития образовательная парадигма требует от системы СПО внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, использования в образовательном процессе интегрированных форм обучения и осуществления межпредметных связей.
Цели: выявление межпредметных связей; углубление и расширение знаний студентов по русскому языку и математике; стимулирование самообразования студентов
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- активизировать познавательную деятельность студентов, систематизировать и обобщить знания, умения и навыки студентов по русскому языку и математике;
- формировать интерес к учебным предметам и дисциплинам, используя разнообразные формы внеурочных мероприятий;
- научить использовать полученные знания, креативное мышление на практике и в повседневности жизни;
- помочь студентам относиться критически к невероятным ситуациям и научить их решать разноплановые задачи.
- использование нестандартных формы внеурочного мероприятия для эффективности образовательного процесса
Коммуникативные:
- формировать толерантность в живом общении студентов разных групп, развивая коммуникативные умения;
- формировать креативное мышление, как способность нестандартно воспринимать окружающий мир;
- развивать способности к размышлению, научить делать выводы;
Воспитательные:
- формировать духовно-нравственное развитие и воспитание студентов;
- воспитывать позитивное отношение к предметам.
При подготовке внеурочного мероприятия была создана творческая группа студентов, которые подбирали материал для конкурсов и викторин, изучали и анализировали дополнительную литературу; было выбраны ведущие. Необходимо было помочь ребятам попытаться сочетать, на первый взгляд, несочетаемые предметы – русский язык и математику.
Новизна исследования: проведена параллель между двумя науками: русским языком и математикой, выделена межпредметная связь.
Область практического использования результатов: внеклассное мероприятие может быть использовано для углубления знаний студентов по математике и русскому языку, при проведении факультативных занятий.
План мероприятия
На первом этапе работы перед студентами ставился проблемный вопрос: Почему тема мероприятия «Он и Она».
В результате размышлений ребята приходят к выводу, что речь пойдет о двух разных предметах – русском языке и математике. Ведущие студенты (Русский язык и Математика) подтверждают ответ стихотворениями об этих двух предметах.
На втором этапе работы ребята из творческой группы предлагали студентам креативные задания, в которых прослеживалась межпредметная связь. Задания сочетались с пояснениями ведущих о взаимопроникновении одного предмета в другой.
Для стимулирования и развития познавательного интереса за правильный ответ каждый обучающийся получал жетон. По количеству жетонов определялся победитель.
I. Задание 1. Математическая разминка на логическое мышление.
Задание 2. Лингвистическая разминка.
Задание 3. Чтение стихотворения Ванды Хотомской. 7 слайд
При прочтении стихотворения у студентов возникали трудности в произношении. Ребята вспоминали стили речи и определяли, в каком стиле можно использовать цифры, а в каком – цифры заменяются словами.
II. Рассказ ведущих о сопоставлении термина симметрии в математике и русском языке.
Используя буквы русского алфавита (при помощи листов бумаги и зеркала), ребята выделяли вертикальную и горизонтальную симметрию, отсутствие оси симметрии, наличие обеих осей.
III.Задание 4. Программистские версии известных русских пословиц и поговорок.
Студенты должны были догадаться, как звучат в оригинале русские пословицы и поговорки.
Задание 5. «Ответь пословицей или поговоркой…».
Задание 6. «Зашифрованная поэзия». 8,10,12 слайды
Цифровые стихотворения или ритмические абстракции, звучащие как стихотворения обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Ребятам предлагают прочесть такие стихотворения с выражением и определить автора и название произведения.
Задание 7. «Черный ящик». 13, 14 слайды
Был подготовлен черный ящик, в котором находились вопросы-подсказки. Поиск неизвестного алгоритма содержит в себе элемент исследования, активно включает студентов в процесс обучения.
IV. Рассказ студентов о выдающихся поэтах- математиках. 15,16,17,18,19 слайды
Омар Хайям
Николай Иванович Лобачевский
Михаил Васильевич Ломоносов
Александр Александрович Блок
Софья Васильевна Ковалевская
Заключение:
Использование межпредметных связей в процессе обучения оказывает разностороннее влияние – от постановки задач и организации процесса обучения до его результатов. Особое внимание сегодня уделяется педагогическим технологиям и подходам, которые ориентированы на усвоение обучающимися пройденного материала, но и на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому студенту понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).
Внеклассные мероприятия с использованием межпредметных связей очень эффективны. Ребята на таких мероприятиях чувствуют себя раскованней, мероприятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные глубокие знания.
Таким образом, в ходе внеклассного мероприятия творческая группа студентов выявила связь между двумя науками – русским языком и математикой.
Ход мероприятия:
Вступительное слово преподавателей математики и русского языка:
С тех
пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век, -
Всегда стремился к знанью человек.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости, из выше сказанных слов становится ясно, что здесь собрались именно те, кто “всегда стремится к знанию”.
Перед вами тема нашего мероприятия. Как вы думаете: «О чем сегодня пойдет речь?» ( Русский язык и Математика)
Входят ведущие.
Студент 1:
«Я -
Математика! Я - Королева средь наук.
И без меня все, как без рук.
Не смогут вычесть и сложить,
И даже точно день прожить.
Моих фигур прелестный ряд
Везде, куда не кинешь взгляд.
Я Человечеству служу,
Я ум в порядок привожу».
Преподаватель:
А Русский ей в ответ:
Студент
2:
«Да, ты прекрасна, спору нет.
Но всех важнее я на свете.
Ведь нужен взрослым я и детям,
И интересней нет меня наук.
Я для людей - духовный друг!
Я тоже Человечеству служу
И в людях чувства добрые бужу».
Преподаватель математики:
Сегодняшнее наше мероприятие мы посвятили двум совершенно разным, на первый взгляд, наукам - но точно самым важным и нужным - математике и русскому языку. Казалось бы, решили совместить несовместимое: слова и цифры, примеры и орфограммы, предложения и задачи.
Преподаватель русского языка:
Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что русский язык. Вот где красота и гармония».
Преподаватель математики:
Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Сочетать несочетаемое - привычная работа нашего воображения, когда мы ищем объяснение непонятному.
Преподаватель русского языка:
Путешествуя в мир казалось бы совершенно разных наук - грамматики и математики – мы попробуем применить ваши знания и получить при этом хороший результат. Ведь еще Антон Павлович Чехов говорил : " Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...
Математика:
У нас мероприятие-игра
А суть его весьма простая:
Должны вы наш вопрос понять
И верный на него ответ нам дать.
Кто быстро знания свои откроет
И больше баллов наберет,
Тому хвала и благодарность .
Награда вас всегда найдет.
Русский язык
За правильный ответ вы получите жетон. У кого будет больше всех жетонов в конце игры, тот получает приз.
Итак, мы начинаем! ( Задают вопросы попеременно)
1. Математическая разминка (Математика)
№1. В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и нота. Каков ключ? (Ответ: цифра)
№2. 1. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы его называем сейчас? 2. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. (Ответ: нуль)
№3. Сколько концов у трех с половиной палок? (Ответ: 8 концов)
№4. Индюк, стоя на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит индюк, если встанет на две ноги? (Ответ: 10 кг.)
№5. Подумайте, какая дробь больше - правильная или неправильная? (Ответ: неправильная дробь)
№6. У крышки стола - 4 угла. Сколько получится углов у крышки, если один из них отпилить? (Ответ: 5 углов)
№7. Три курицы за три дня дают три яйца. Сколько яиц дадут 12 кур за 12 дней? (Ответ:48 яиц)
№ 8. Один гонец сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году мне исполнится 13 лет. Когда у гонца день рождения? (Ответ: 31 декабря)
№ 9. Летели скворцы и встретились им деревья. Когда сели они по одному на дерево, то одному скворцу не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два скворца, то одно дерево осталось незанятым. Сколько было скворцов и сколько было деревьев? (Ответ: скворцов -4, деревьев - 3)
№10 Без чего дом не постоишь? ( без углов)
№11 Какое имя девушки получится, если написать тридцать Я? (Зоя)
№12. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать?(2 часа дня)
2. Лингвистическая разминка (Русский язык)
№1. Раскаленное вечернее небо красного цвета. Только одно из приведенных слов не обозначает оттенка красного, какое? Алый, лазурный, вишневый, багровый, пурпурный. (Ответ: лазурный)
№2. Как правильно сказать «события истории расположены в … порядке»? Какое слово уместно вставить вместо точек – синхронном, хроническом, хронологическом ? (Ответ: хронологическом )
№3. В запись: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Есть ли ошибка в вычислении? (Ответ: ошибки нет – все зависит от ударения, речь идет о птицах – сороках, а не о числе 140)
№4. Совершите путешествие во времени, превратив МИГ в ЭРУ, изменяя по одной букве в слове. (Ответ: миг, мир, мор, бор, боа, бра, эра)
№5. Игру с предлогом «С» соедини и чудо вдруг произойдет – цветок мудрости, чистоты и совершенства перед тобою расцветет. (Ответ: лото-с)
№6 Что стоит посередине земли? (буква М)
№7. Какой месяц в году самый короткий? (Май по количеству букв в названии)
№8. Определите, как назвался в Древнем Египте материал для письма? Первая часть этого слова – фигура танца, вторая – шумное веселье с угощением, а третья – украшение любого мужчины. (Ответ: папирус)
№9. Как можно снять колесо за 1 секунду? (Фотоаппаратом)
№10. Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой)
№11. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высовывает её через окно на улицу)
№12. Какое слово состоит из половины буквы? ( Пол-Ка)
2. Русский язык и Математика
В русском языке есть наука «Лингвистика». Один из её разделов – «Фонетика», изучающий звуки речи. Посмотрите на слайд, здесь вы видите стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской. Попробуйте прочитать это стихотворение . ( Читает один из студентов)
У про100го 100рожа – Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка Чи100тою ног
И 100личной ваксой Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви Не носил никто!
- Почему возникают трудности при чтении? ( буквы заменены цифрами)
- В каком случае можно использовать цифры?(если в слове есть значение числа)
- К какому стилю речи принадлежит этот отрывок?(к художественному)
- Какая запись числа принята в художественном стиле речи?(словами)
- А в каком из стилей речи принята запись цифрами?(научном)
3.Ведущий 3. Иллюзионист
Ребята, в математике вы знакомы с термином симметрия.
Интересно наблюдать за тем, как отражается в структуре и русского языка принцип симметрии букв и слов. Симметрией называется такое свойство геометрических фигур, при котором возникает некоторая правильность их форм, когда любой точке по одну сторону от центра симметрии соответствует другая точка, которая расположена по другую сторону от этого центра. В русском алфавите 33 буквы, и написание некоторых из них соответствует вертикальной и горизонтальной симметрии . Выделяют четыре такие группы: горизонтальная ось симметрии - В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю, вертикальная ось - А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш, отсутствие оси симметрии - Б Г И Р У Ц Ч Я Щ, наличие обеих осей симметрии - Ж Н О Х Ф. Буквы, обладающие горизонтальной осью симметрии, способны образовывать слова, тоже обладающие эффектом горизонтальной симметрии: сон, кофе, нос, нож, нюх и др. Вместе с тем такие слова, как слова шалаш, топот, потоп обладают вертикальной симметричностью. (Написать буквы на листах, демонстрация слов)
4. Программистские версии известных русских пословиц и поговорок (слайд)
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте догадаться, как звучат они в оригинале.
1.Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)
2.Компьютер на столе не для одних только игр. ( Голова на плечах не для одной только шапки).
3.На дисплей нечего пенять, коли видеокарта крива.( На зеркало нечего пенять, коль рожа крива)
4.Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.( Дареному коню в зубы не смотрят.
5.Мал нетбук, да дорог.(Мал золотник да дорог)
6.По ноутбуку встречают, по уму провожают.( По одежке встречают, по уму провожают)
7.Всяк своего счастья программист.( Всяк своего счастья кузнец)
8.Компьютер – лучший друг.( Книга - лучший друг)
9.Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.(Скажи кто твой друг, и я скажу , кто ты)
10.Наудалял три Корзины. ( Наврал в три короба)
5. «Ответь пословицей или поговоркой».
1. 1. Написали об одном “двоечнике” заметку в стенгазету. Узнал он об этом, прибежал к члену редколлегии, своему другу, и просит не помещать заметку. Что на это ответил друг? (Дружба дружбой, а служба службой)
2. Послали ребята одного товарища к реке котелок воды принести. Ждут, не дождутся, уж и костёр гаснуть стал. Наконец товарищ вернулся. Какими словами его встретили рассерженные друзья? (Тебя как за смертью посылать)
3. Сказала Нина что-то подруге по секрету. Та не утерпела и рассказала другой, а та — третьей, и вскоре об этом узнали все. (По секрету всему свету)
4. Подарили ко дню рождения Генке игрушечный трактор. Обрадовался мальчик, а потом осмотрел его и разочарованно протянул: “А я думал он заводной”... Какой пословицей упрекнула его мать?
( Дареному коню в зубы не смотрят).
6. Ведущий 3,4. «Зашифрованная поэзия»
Как алгеброй гармонию поверить? Да запросто! Интернет – умельцы уже давно научились проворачивать этот фокус со стихами – причем без потери рифмы и стихотворной стопы.
Вот лишь несколько всем известных стихотворений ,«переложенных» на язык цифр.
|
А.С. Пушкин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А.С. Пушкин |
|
С. Есенин |
|
В.Маяковский |
|
В. Маяковский |
|
А. Дольский
Арифметика
Однажды 2/12 позвали 3/13:
– Пойдемте, 3/13, пройдемся вечерком.
– Ах, что Вы, 2/12, – смутились 3/13, –
Увидят 5/15, что Вы со мной вдвоём.
– Пусть видят 5/15, – сказали 2/12, –
Мне это, 3/13, поверьте, все равно.
Пусть знают 5/15, – сказали 2/12, –
Что я Вас, 3/13, люблю уже давно.
– И я Вас, 2/12, – сказали 3/13, –
Пройдемте, 2/12, подайте мне пальто.
Ну что нам 5/15, ну что нам 6/16,
Ну что нам 7/17 и даже если 100!
7. «Черный ящик» Математика и Русский язык
1. Вопросы – подсказки:
- В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства;
- Умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума;
- Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве;
- Необходим для перенесения размеров одного чертежа на другой, для построения равных углов;
- Об этом предмете придумана загадка:
Сговорились две ноги делать дуги и круги.
( ЦИРКУЛЬ)
2. Вопросы – подсказки:
- История их изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами;
- Эта вещь не имеет единственного числа;
- В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение;
- Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные;
- Этому предмету посвящена загадка:
Весь день усами шевелят и время узнавать велят.
( ЧАСЫ)
8. Ведущий 5
Позвольте представить вам великих математиков. Одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом, является Омар Хайям.
Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. Математики стран ислама уделяли большое внимание развитию численных методов решения уравнений. Они были необходимы для развития астрономии, которая основывалась не только на наблюдениях, но и на вычислениях с использованием тригонометрических таблиц. Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои четверостишия (“Рубаи”). Научные труды Хайям писал на арабском языке, стихотворения на персидско-таджикском наречии.
Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый – энциклопедист, но и как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия. Его мудрые лирические четверостишия, наполненные глубоким философским смыслом в XIX и XX веках, были переведены на все основные языки мира.
“Нам
жизнь навязана; её водоворот
Ошеломляет нас, но миг один – и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни…
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!”.
Ведущий 6
Николай Иванович Лобачевский: “У каждого свой исходный постулат, на котором построена его геометрия жизни. Нужно только пристальнее приглядеться к человеку, определить этот исходный постулат и тогда всё станет ясно, все поступки окажутся логически обоснованными. Можно даже наперёд предсказать, как поступит тот или иной человек.” - говорил Николай Иванович. Но разве писал стихи великий русский геометр Лобачевский? Ректор Казанского университета и известный математик вдруг в 1834 году “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”. Вот отрывок его:
“Ты
поражаешь ли поля опустошеньем?
Ты похищаешь ли надежды поселян?
Нет! На водах твоих всегда благословенье
Почиет благодарных стран,
Тобой, питаемых, тобой обогащенных!
Ты и земли безвредная краса,
И светлые в струях твоих невозмущенных,
Как в чистой совести, сияют небеса.
Вот образ мирного могущества России!
Ее разлив не страшен никому.
Великодушие обуздывает силы,
Всегда, везде покорные ему
Ведущий 7
Имя Михаила Васильевича Ломоносова всем несомненно знакомо. Гениальный русский ученый является творцом идей новой науки во многих областях. Он величайший химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и даже поэт
Ломоносов после подробного разговора о значении преподавания кадетам физики и химии, о математике пишет лишь одну фразу: “А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”. И в то же время он писал замечательные стихи, оды.
“О вы,
которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать”.
Ведущий 8
Александр Александрович Блок – известный русский поэт серебряного века был не равнодушен к математике, об этом мы можем судить по его стихам.
“Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё – и острый гальский смысл,
И сумрачный германский гений”.
Ведущий 9
Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская говорит о математике так: “Это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”. Вся ее прекрасная жизнь есть образец служения науке. Могучий русский талант, настойчивость, постоянное стремление вперед, непрерывный многолетний труд – все до конца было отдано науке. История знает мало имен женщин, которые бы могли сравняться с русской ученой Софьей Васильевной Ковалевской. Она – великий математик, она – признанный писатель и поэт. Вот одно из ее стихотворений.
“Если
ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди –
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.”
Преподаватель: Закончить наше мероприятие хочется словами Софьи Васильевны Ковалевской
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть,
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!
Список использованной литературы:
1. Браже Т.Г., Шаманова Т.И. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества знаний и развитии школьников.//Наука и школа -2006 №5
2. Киселев А.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования. // Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? Сборник. Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. В.М. Демина. Москва, 2003. - С. 25-26.
3. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
4. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М.,2006.
5. Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Дис. канд. пед. наук. — М.,1968.
6. http://art.mooseum.ru/1-liter/liter-05.php
7. https://textarchive.ru/c-1599443.html
8. https://polit.ru/news/2020/01/15/kovalevskaya/
9.https://urok.1sept.ru/
10. https://obrazovaka.ru/alpha/b/blok-aleksandr-aleksandrovich-blok-aleksandr-aleksandrovich
11. https://realnoevremya.ru/articles/78714-lekciya-lilii-gazizovoy-o-peresecheniya-poezii-i-matematiki
12. https://www.bbc.com/russian/russia/2011/11/111118_lomonosov_jubilee
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.