Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного воинам-интернационалистам.

  • Мероприятия
  • doc
  • 02.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ознакомления обучающихся с событиями Афганской войны на примере выпускника школы.
Иконка файла материала Сценарий классного часа.doc

 

МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М. Дергай

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеурочного мероприятия посвященного памяти воинам – интернационалистам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал учитель ОБЖ:

Вертков Сергей Николаевич

 

                                             2021 год

 

 

 

               

 

 

 

                              Сценарий общешкольного классного часа

 “День памяти Евгения  Дергай “

 

 

Цель - способствовать развитию гражданственности и патриотизма у учащихся, формирование активной жизненной позиции.
Задачи:

 1. Ознакомить обучающихся с событиями  войны в Афганистане на примере

своего выпускника.

 2. Развивать чувства патриотизма, любви, интереса к истории своего Отечества и родного края;
 3. Воспитывать уважение к участникам  боевых действий,  к воинской чести и долгу.

 

Оборудование:  сценарий проведения мероприятия;  средства ТСО – ноутбук, проектор,  аудиозаписи песен; презентация;

Оформление зала:  фотографии воинов-интернационалистов Афганской войны;  детские рисунки.

Участники:

1. Ведущие, чтецы - воспитанники военно-патриотического клуба.

2. Учителя и учащиеся школы с 1 по 11 классы.

3. Гости мероприятия – родители и родственники Евгения Дергай,  воины – интернационалисты села.

 

 

 

                                        Ход мероприятия.

 

     По ходу мероприятия идет показ слайдов презентации на экране.  Фотографии с детства, со службы в Афганистане, похорон, памятной комнаты, рисунки с дембельского альбома, письма, извещения, постановления, вырезки из газет.

 

Фонограмма  песни – “По дорогам крутым”

 

Учитель:

      Все мы знаем, что у времени есть своя память и зовётся она -  история. И именно поэтому мы никогда не забудем о трагедиях, которые приходилось переживать нашему народу, нашей Родине. К таким трагедиям мы, прежде всего, относим войны, в которых участвовали наши солдаты. Именно такой трагедией для нашего народа  была война, которая вошла в историю под названием «Афганская война».

 

1-й чтец:

Как мало лет он прожил….

Только двадцать!

Но миг победы больше, чем года.

Как трудно умереть, чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает.

 Оно в душе солдата родилось,

 Когда он о друзьях не забывает

 И с Родиной себя не мыслит врозь.

 Смотрю, смотрю в лицо его простое,

 Печальное тире между двух дат.

 И верю я, что только так и стоит

 Жить на земле, как жил на ней солдат.

                                                                                                     А. Дементьев

1-й Ведущий

          Сегодня традиционно в нашей школе проходит День памяти Евгения Дергай.

          С декабря 2016 года, согласно решению Совета депутатов Доволенского района и постановлению Администрации Доволенского района, наша школа носит имя Евгения Михайловича Дергай. И сегодня мы ещё раз вместе с вами хотим вспомнить и  поговорить о Жени. Его ровесники сегодня уже стали дедушками и бабушками. Их головы покрыты сединами, а он остался таким, каким был в свои двадцать. Время не властно над ним и над нашей памятью о нём и о той тяжёлой войне…..

 

2-й ведущий.

         1979-1989 годы - Афганская война. Это тысячи и тысячи наших ребят, погибших в самом расцвете сил на чужой, неприветливой, опалённой солнцем земле. Это незабываемое горе, скорбь и слезы матерей, у которых отняли самое дорогое – их сыновей. Сыновей, которые, как настоящие солдаты выполняли приказ. А приказ для солдата – это закон.

       Не обошла Афганская война и наш сибирский край. Более 130 воинов-сибиряков не вернулись с афганской войны. И все вы уже знаете, что в числе погибших был и наш земляк – Дергай Евгений Михайлович.

Трудно, невыносимо трудно каждый раз вспоминать  об этом. Нелепой и бессмысленной кажется смерть в двадцать лет. Что успел сделать за это время человек? К каким вершинам подняться?  Чего достигнуть?

 2-й чтец

Нам было только двадцать.                                                                                 Нам жизнь не обещали.                                                                                        Сынок, не надо плакать,                                                                                             Мы правду защищали.                                                                                            Не сбылись наши планы.                                                                                 Война прожгла сердца.                                                                                Звериный вой душмана,                                                                                  Ворвался в сон бойца.                                                                                   Сгорали вертолеты,                                                                                                    В крови стальной клинок.                                                                              Взрывались мы на взлете.                                                                                      Не плачь, терпи, сынок!                                                                                       Нас солнце выжигало.                                                                                      Рукой манил мираж.                                                                                                 И смерть в руках сжимала.                                                                          Могилы - весь пейзаж.                                                                                     Я так хотел победы!                                                                                        Я знаю слово ДОЛГ!                                                                                      Медали не надеты.                                                                                         Страна отводит взор.                                                                                    Прострелены береты.                                                                                                В глазах - немой укор.                                                                                        Ушел - не оглянулся.                                                                                              Не жизнь. Один рывок.                                                                                  Прости, что не вернулся!                                                                               Прости. Не плачь, сынок!

 1-й ведущий

           Трудно это всё забыть ещё и  потому,  что не проходит боль в сердце тех, кто потерял в этой войне своих родных и близких. Не высыхают от слёз глаза матерей, отдавших этой войне своих сыновей.  Какой ценой достаются матери дети? Об этом знает лишь она. Рожая их в муках, она верит в их счастливое будущее. С нетерпением ожидает первого слова, которое ребенок говорит ей, первого шага. Печалится его заботами, прощает шалости, обиды. Вырастет – гордится мать: высокий, красивый, статный молодец у неё получился. С одним лишь трудно примириться: с тем,  когда гибнут сыновья даже при выполнении своего воинского долга.  Какое поистине терпеливое и мужественное сердце нужно иметь матери, чтобы,  провожая сына на трудное дело, не попытаться хотя бы словами удержать его: «не ходи, сынок»…Но  не говорит мать таких слов, посылает. Посылает потому, что когда-то сама учила его тому, что долг солдата превыше всего. Что все ребята должны быть мужественными и выносливыми, так как им предстоит защищать свою Родину и свой народ.

3-й чтец

Получают мальчики повестки,                                                                                И уходят мальчики служить.                                                                            Есть обязанность у них такая:                                                                               От врага Отчизну защитить.                                                                         Матери сынов тех провожают,                                                                                И наказы тихо им дают,                                                                             Поцелуют крепко, перекрестят,                                                                             И по-бабьи жалобно всплакнут.                                                                              И отцы, махнув по рюмке "горькой",                                                                 Зная, как тяжел солдата путь,                                                                      Говорят, сжимая крепко руку,:                                                                          "Ты, сынок, писать не позабудь".                                                               Юноши России присягают,                                                                           Клятву перед знаменем дают.                                                                      Юноши пока еще не знают,                                                                                Что домой они не все придут.                                                               Поседевших пап и мам все меньше,                                                                   Все они уходят в мир иной...                                                                                  А сынок в граните остается,                                                                            Остается вечно молодой.

2-й ведущий

     Выполнять долг по защите Отечества. Этому учили и в школе и показывали в кино. И многие мальчишки мечтали стать героями и представляли себя в бою и с оружием в руках. Любили играть в войну. И Женя был таким же. Обычным мальчишкой, потом юношей со своими мечтами и планами. Но жизнь, неожиданно внесла свои коррективы в его беспечную, молодую и верилось очень долгую жизнь….

  Нет, не говорить об этом нельзя. Потому что короткая жизнь Жени теперь навсегда связана с историей нашего села и нашей школы. Она может служить для многих примером, учить нас, подрастающее поколение тому, как надо относиться к выполнению воинского долга и готовить себя к защите своего Отечества.

  1-й ведущий

         На самом юге Афганистана есть провинция со звучным названием Кандагар. Вот здесь, неподалеку от границы с Пакистаном, проходил действительную службу в составе ограниченного контингента советских войск, сибиряк Евгений Дергай. В Кандагаре есть неоглядная пустыня – Регистан, горные отроги, иссушенные знойными ветрами, горные скалы.  Суровый, неприветливый край. И ночи здесь, не такие, как у нас, в Сибири. В 1986 году, 23 апреля Евгений Дергай был призван на действительную службу. А 21 апреля 1987 года в провинции Кандагар при выполнении боевого задания Евгений погиб.

 

4-й чтец

Тишина здесь нечасто бывает.                                                                                Я не раз всё проверил и сам.
А колонна опять убывает
Убывает опять в  Кандагар.

Мы готовы обстрелам ответить,
Что нас ждут на тяжелом пути.
Может быть, я в прицеле и метит
Кто-то там, чтобы мне не дойти.

На воронках машину швыряет,
И вода в фляге, как кипяток.
И никто еще точно не знает,
Где погибнуть придется, браток,

Не грусти, может, все обойдется,
И обстрелян тут будешь не ты.
И в пути счастье нам улыбнется.
Все дойдут, так что, друг, не грусти.

 

2-й ведущий

           Но Жени счастье не улыбнулось.  В одну из апрельских ночей раздался в казарме сигнал тревоги. Считанные минуты на сборы, и вот уже десантники вылетели на боевое задание: в горах обнаружена группа вооруженных до зубов душманов. Так наши солдаты называли тех, с кем им приходилось сражаться. Не в первый раз приходилось вылетать на боевое задание Евгению и его товарищам. Перекидывались обыденными фразами, объяснялись знаками, в вертолете много не поговоришь – шум. Лишь, посуровевшие лица, скупые точные жесты выдавали тревогу и волнение. Не новичками были эти ребята, знали, как силен и коварен враг, как знали и то, что не всегда возвращается в полном составе с боевой операции десант.

 В 4 часа, 20 минут три вертолета с советскими десантниками были обстреляны ракетами…

 

5-й чтец

 А ЖИЗНЬ У НАС, У ВСЕХ ОДНА         

А жизнь у нас, у всех одна.
Смертельны мы, и враг смертелен.
И, выпив боль войны до дна,
Мы выжить здесь всегда хотели.

Но трудно было устоять,
Чтоб в сети смерти не попасться.
Упав, ты продолжал стрелять,
Живым пытаясь всё остаться.

Но удавалось то не всем.
Нас отправляли грузом 200.
И засыпая в вечном сне,
Несли домой дурные вести.

А те, кто пули избежал,
За нас по третьей тост подняли.
И выпивая, каждый знал,
На этот раз что избежали.

Да, жизнь у нас у всех одна,
И мы её продлить хотели,
Но забирала нас война,
Свинцовые кружа метели.

Фонограмма:  Песня Груз - 200

1-й ведущий

           Груз -200. Страшный груз, который несёт с собой горе и страдание родным и близким людям, всем тем, кто знал солдата и надеялся увидеть живым и здоровым. Но судьба распорядилась по- своему. 21 апреля 1987 года жизнь Жени оборвалась на чужой, неприветливой земле, где он выполнял свой воинский долг. Гибель Жени отозвалась скорбью в сердцах всех его односельчан. Хоронили Женю всем селом. Прощание с ним проходило в доме культуры. Ученики нашей школы стояли в почётном карауле.

2-й Ведущий

       А 17 декабря 1987 года в Баклушевском доме культуры проходил митинг. Родителям Евгения Дергай вручалась боевая награда сына посмертно – Орден Красной Звезды за мужество и героизм, проявленные при оказании помощи афганскому народу и выполнении воинского долга. Зал был переполнен. Звучали скорбные и светлые слова, идущие от самого сердца.

  И всё. И после этого идёт уже другой отсчёт и слышны слова в прошедшем времени -  Был, любил, увлекался, мечтал…..

 

6-й чтец

МАЛЬЧИШКИ ПРОШЛОГО СТОЛЕТЬЯ             

Мальчишки прошлого столетья,
Тяжёлый вам достался путь.
Был похоронен каждый третий,
Успев пожить всего чуть-чуть.
Двадцатый век – сплошные  войны.
А на войне гуляет смерть.
Ребячьи души беспокойны,
Спешат они везде успеть.
Спешат взвалить себе на плечи
Разведку, штурм и бой в горах...
За упокой поставят свечи
Их матери, живя в слезах.
И счастье, если есть могила,
А не пропал он без вестей.
На видном месте фото сына,
Не стал опорой что твоей.
Простите матери России,
Своих погибших сыновей.
Всегда в сердцах они носили
Отвагу, чтобы быть сильней.
Мальчишки прошлого столетья,
Не все в наш век вы добрались.
За вас налита рюмка третья...
Пьют за мечты, что не сбылись.

 

1-й Ведущий

               А каким он действительно был? Этот двадцатилетний парень навечно оставшийся молодым?

У нас в музеи хранятся воспоминания о Жени его первой учительницы, классного руководителя, мамы -  Надежды Николаевны Дергай. И из этих воспоминаний мы можем узнать, что Женя пошёл в первый класс в 1975 году. По воспоминаниям учителей Женя был обычным, сельским мальчишкой. Учился средне, немного не дотягивал до хорошиста. Трудно  ему давался русский язык и Женя всегда имел по этому предмету тройку. И озорничал, и ленился, бывало… В старших классах – главное, что было в характере Жени – это чувство долга. Пообещал, значит, сделает, чего бы это ему ни стоило. Класс был большой, дружный. Женю в классе все уважали и любили. Любили за его открытый характер, за умение, верно дружить, держать свое слово.  Он с первого класса был самым большим в классе, всегда ростом выделялся. На физкультуре стоял всегда первым, и младшие иногда называли его «дядя Стёпа».

2-й ведущий

            Увлекался Женя рисованием военной техники: танков, самолетов, автоматов. Рисовал даже на уроках математики. Так бывало, увлечется рисованием, что никого вокруг себя не замечает, даже подошедшего к нему учителя. Как и все мальчишки, Женя дергал девчонок за косички, «воевал» с ними по любому поводу, иногда вертелся на уроках, не слушая учителя.  В старших классах Женя начал увлекаться спортом. Хотел стать сильным и выносливым. Ведь он уже тогда решил. Что будет служить именно в десантных войсках.

 

А ещё Женя был меломаном, очень любил музыку, особенно зарубежную. Он знал названия многих зарубежных групп, и даже их состав. Делал вырезки из газет о музыке. В общем, рос он тихим и спокойным, не задиристым мальчишкой.  Всегда прислушивался к  замечаниям и советам мамы и  учителей. Деревенские мальчишки не очень-то стремились к учебе, но он все, же по настоянию мамы поступил в Новосибирский электромеханический техникум транспортного строительства. Сам он считал, что в жизни нужно обязательно получить специальность, которая даст возможность твёрдо стоять на ногах, обеспечивать себя и семью.

1-й ведущий.

           Из техникума Женя и  был призван в армию 23 апреля 1986 года. В начале службы Женя попал в «учебку». Учебу проходил в г. Чирчик Ташкентской области, где их готовили к службе в Афганистане. Уже тогда они знали, что служба в Афганистане была очень трудной. Поэтому готовили их серьёзно. В летний период, в жару их гоняли в горы с грузом за плечами, некоторые не выдерживали. Но Женя был готов к трудностям, сельские парни были всегда выносливыми. Приходилось ещё и  товарищам  помогать, а на ногах тяжелые кирзовые ботинки, с  протертыми до дыр подошвами после многодневных марш-бросков.. Но всё выносили мужественно, знали, что там, в Афганистане, будет ещё сложнее… Но верили что всё это временно, а впереди вся жизнь, молодость, любовь. Верили, но жизнь и судьба внесли свои коррективы. И с 1 октября 1986 года Женя продолжил свою службу в республике Афганистан разведчиком- пулемётчиком. Сюда направила его Родина выполнять воинский долг.

 

1 чтец 

МИЛАЯ РОДИНА
Сколько раз уже русское воинство,
Покрестясь, уходило на бой.
Чтоб в душе оставалось достоинство,
Что к победе вело за собой.

Пол Европы с боями здесь пройдено.
Халхин-Гол был, Чечня и Афган,
Но дороже, чем милая Родина,
Никогда не встречалось всем нам.

Мы грустили о ней в Померании
И, когда проходили Хинган.
И судьбу не пытали заранее:
Живы будем, погибнем от ран.

Не спалило нас солнце Афганское,
Не осилил на «финской» мороз.
Было, правда – разруха, «гражданская»
И житьё, что не вспомнить без слёз.

Но так видно, всё Богом устроено:
Сильным стать, надо много стерпеть.
Русь великая, милая Родина,
Я готов за тебя умереть!

2-й чтец             

Не забыть нам ни смертей, ни ран,
Которые принёс Афганистан,
Ни жизней искалеченных солдат,
Которые зовут друг друга «брат»,
Ни тех, что спрятала надгробная доска.
Ах, если б раньше вывели войска…

3-й чтец     

Мы помнить время то не перестанем
О грустном прошлом, что в Афганистане
Солдат отважных жизни забирало,
Печалью, болью небо укрывало.
С глубоким уважением к героям
Мы свое сердце для добра откроем,
Чтоб сохранить всё то, за что боролись —
Любовь и мир, хоть полон грусти голос
Из прошлого, война где бушевала.
Теперь же солнце ярче засияло.
Так благодарны мы солдатам смелым 
За подвиги, свершенные в боях

4-й чтец

За них не стыдно выпить,
Не сложно помолчать —
О воинах-афганцах
Не нужно забывать.

Их подвиг знают дети,
Их помнят сотни лиц,
За Родину главою
Они не пали ниц!

За Вас, сыны России,
За наши за войска!
И нас пусть не коснётся,
Такая же война!

5-й чтец 

Оставила война на сердце
Страны большой немало ран.
Сегодня молча, все мы вспомним
Беду и мрак — Афганистан.

Давайте помянем погибших,
Прекрасных, доблестных ребят.                                                                Объявим минуту молчанья                                                                         Погибшим на разных фронтах.

Звучание Метранома

6-й чтец

НЕ МОЖЕТ СВЕТЛОЙ ПОЛОСОЮ БЫТЬ ВОЙНА! 

 Не может светлой полосою быть война! 

Какой бы не была она святою!

 Какой бы долгосрочной не была она,

 Иль выиграна с жуткой быстротою.

 

 Не может светлой полосою быть война, 

Каким бы словом мы ее не называли! 

Она неправедна, хоть может и, честна,

 И как бы мы в конце  не шиковали! 

 

Не может светлой полосою быть война, 

Хотя бы потому, что в ней полно убитых! 

Когда людская жизнь уценена, 

И сколько судеб и сердец разбитых! 

 

Не может светлой полосою быть война,

 С ее сыновнею могильною плитою. 

Секретная ,или ,наоборот, шумна,

 С ее немыслимой и страшной грязнотою! 

 

Не может светлой полосою быть война, 

Как бы участники ее не вспоминали. 

Но память наша есть, и тем она ценна, 

Что мы людскую скорбь в войне познали! 

 

И не хотим мы больше никакой- 

Ни "миротворческой!, ни местного значенья.

 А мы хотим увидеть на Земле покой,

 Без всякого на то ограниченья! 

 

Фонограмма песни -  «Герои России» Стаса Михайлова.

 

Последний слайд:

Статистические данные:

Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории республики Афганистан,

  • прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих,
  • Общие безвозвратные людские потери Ограниченного контингента советских войск в Афганистане составили - 14 453 человека. ,
  • За этот период пропало без вести и попало в плен 417 военнослужащих, из которых 119 человек были освобождены из плена (97 человек возвращены на Родину, а 22 человека находятся в других странах)
  • Более 200 тысяч воинов-интернационалистов награждены орденами и медалями СССР.

-10 955 человек награждены посмертно.

      - Звание Героя Советского Союза присвоено 71 «афганцу», двадцати пяти из них это звание присвоено посмертно.

Учитель:

Приглашаем на сцену наших гостей,  воинов – интернационалистов, предоставляем им слово.

 

В завершении мероприятия дети дарят родителям Жени живые цветы.