Методическая разработка заданий по функциональной грамотности. Дисциплина: ОП 03 «Основы геодезии, картографии, топографическая графика»

  • docx
  • 09.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая_разработка_функциональная_грамотность_Десятникова.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Пашковский сельскохозяйственный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

заданий по функциональной грамотности

 

Дисциплина: ОП 03 «Основы геодезии, картографии, топографическая графика»

 

Специальность: 21.02.19 Землеустройство

Группа: З-21, З-22к

Преподаватель: Десятникова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар, 2025

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………

3

1.                  Основные составляющие функциональной грамотности, применяемые на уроках дисциплины «Основы геодезии, картографии, топографическая графика»………………………………………………………………………………

 

 

4

1.1 Математическая грамотность……………………………………………………

4

1.2 Читательская грамотность………………………………………………….........

5

1.3 Естественнонаучная грамотность………………………………………….........

6

1.4 Финансовая грамотность………………………………………………………...

7

1.5 Глобальные компетенции……………………………………………………….

9

1.6 Креативное мышление…………………………………………………………..

10

2.         Практические задания, применяемые на уроках дисциплины «Основы геодезии, картографии, топографическая графика»……………………………….

 

11

2.1 «Слепой конспект»……………………………………………………………….

11

2.2 Топографический диктант……………………………………………………….

12

2.3 Определение масштаба…………………………………………………………..

14

2.4 Ориентирование на местности…………………………………………………..

15

2.5 Обработка полевого журнала……………………………………………………

16

Список используемых источников………………………………………………….

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Функциональная грамотность — способность человека использовать знания и приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач.  Это уровень образованности, который может быть достигнут за время обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных её сферах. 

Простыми словами, функциональная грамотность — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные во время обучения

Основные составляющие функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. 

Прокаченная функциональная грамотность улучшает качество жизни и открывает перед человеком новые возможности. В будущем она помогает быстрее продвигаться по карьерной лестнице, находить деловых партнёров, быть востребованной личностью на рынке труда и в социальной сфере. 

ОП.03 «Основы геодезии и картографии, топографическая графика» — часть программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.19 «Землеустройство».  

Цель дисциплины — обеспечить обучающихся теоретическими знаниями и умениями использовать представления об основах геодезии и картографии, топографической графике в профессиональной деятельности.  

Задачи дисциплины: изучить основы геодезии, распознать картографические проекции, классификации карт, изучить топографическую графику.  

Основные умения, которые осваиваются в рамках дисциплины:

·                     читать топографические карты и планы по условным знакам; 

·                     определять географические координаты листа карты заданного масштаба по её номенклатуре; 

·                     определять по карте истинные азимуты и дирекционные углы заданных направлений; 

·                     рисовать рельеф местности по пикетам; 

·                     решать прямую и обратную геодезические задачи. 

Основные знания, которые осваиваются в рамках дисциплины:

·                     понятие о форме и размерах Земли; 

·                     системы координат, применяемые в геодезии: географическая, прямоугольная, полярная; 

·                     государственные системы координат и высот; 

·                     картографические проекции, в том числе проекция Гаусса–Крюгера; 

·                     классификация карт: топографические карты и планы, специальные карты и планы, тематические карты и планы и другие; 

·                     условные знаки и их классификация. 

Дисциплина может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, а также в профессиональной подготовке и переподготовке работников сферы землеустройства при наличии среднего общего образования.

 

 

 

 

 

 

1.                  Основные составляющие функциональной грамотности, применяемые на уроках дисциплины «Основы геодезии, картографии, топографическая графика».

 

1.1              Математическая грамотность.

 

Математическая грамотность — это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. 

Основные виды математической функциональной грамотности

·                     распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; 

·                     формулировать эти проблемы на языке математики; 

·                     решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 

·                     анализировать использованные методы решения; 

·                     интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы; 

·                     формулировать и записывать результаты решения. 

Составляющие математической грамотности:

·                     умение находить и отбирать информацию; 

·                     производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; 

·                     интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

Математическая грамотность важна в геодезии, так как с помощью формул и измерений можно рассчитывать размер Земли, площадь объектов, измерять расстояния и углы, вычислять координаты, обрабатывать полученные результаты, анализировать данные и составлять топографические карты и планы.

  Некоторые аспекты, связанные с математической грамотностью в геодезии:

·                     Система координат. Геодезические измерения используют систему координат, которая включает широту, долготу и высоту.  

·                     Метод триангуляции. Используется для определения расстояния между двумя точками. В основе метода лежат знания о треугольнике. 

·                     Опорная геодезическая сеть. Это система закреплённых на местности точек, плановое положение и высота которых определены в единой системе координат на основании геодезических измерений.  

·                     Математическое моделирование. В геодезии применяют методы оптимизации и математического программирования для решения задач, связанных с получением наибольшего эффекта от использования имеющихся ресурсов.  

Для простых геодезических задач достаточно стандартных знаний геометрии и алгебры. Однако для решения сложных задач и программирования в высшей, космической геодезии, исследованиях и других областях необходимы более глубокие математические знания. 

Несколько примеров применения математической грамотности в геодезии:

·                     Использование системы координат. В геодезии применяют систему координат, которая включает широту, долготу и высоту. Например, если точка отдалена от центра системы координат (от точки с координатами 0,0) на расстояние 7 м по оси X и на 5 м по оси Y, то её координаты будут X = 7, Y = 5. В трёхмерном мире к координатам XY добавляется третья координата — высота или отметка, которую обычно обозначают буквами H или Z. 

·                     Определение расстояния между двумя точками. Для этого используют метод триангуляции: строят системы смежно расположенных треугольников, в которых измеряют углы, а длины сторон рассчитывают по длине хотя бы одной точно измеренной базисной стороны. Расстояние между двумя точками вычисляют методами планиметрии или сферической геометрии. 

·                     Определение высоты объекта. Для этого на местности устанавливают теодолит, определяют горизонтальное расстояние от теодолита до объекта и измеряют вертикальные углы: на верх объекта и на низ объекта. Затем вычисляют высоту объекта по формуле: h = L (tg v1 + tg v2), где значения вертикальных углов v1 и v2 берут со знаком «+». 

·                     Определение неприступных расстояний. Для этого на одном из концов линии, удобной для линейных и угловых измерений, выбирают две вспомогательные линии, называемые базисами. В каждом из двух полученных треугольников измеряют базисы и по два прилежащих к ним угла. Неприступное расстояние вычисляют дважды по теореме синусов. 

 

1.2 Читательская грамотность.

 

Читательская грамотность — это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни.  

Читательская грамотность в контексте геодезии и картографии связана с умением работать с географическими картами, диаграммами, статистическими материалами, включает в себя умения «понимать», «читать» и «знать» карту. 

Некоторые умения, которые входят в состав читательской грамотности при работе с топографическими материалами:

·                     Умение находить и извлекать информацию из текста. Например, находить в тексте ответы на вопросы. 

·                     Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста. Устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, отличать главное от второстепенного. 

·                     Умение осмыслить и оценить сообщения текста. Размышлять об информации, сообщённой в тексте, предполагать диалог читателя с автором текста.  

Умение «понимать» карту означает иметь знания о карте как модели и её важнейших свойствах (ключевые качества карты, геодезическая и математическая основа, географическое содержание) и уметь применять их при решении учебных задач.  

Умение «читать» карту связано с изучением «азбуки картографии», овладением приёмами сравнения, наложения, описания географических объектов, созданием «географических образов», распознаванием географической деятельности по картографическим источникам, выявлением связей и зависимостей между отображёнными на картах явлениями.  

Умение «знать» карту — способность мысленно представлять взаимное расположение, форму и названия определённых географических объектов, ориентироваться по карте и показывать необходимые географические объекты. 

Для формирования читательской грамотности по геодезии важно развивать умения различать сплошные и не сплошные тексты, переводить информацию в другие кодовые формы на основе топографической карты, самостоятельно создавать и оформлять текст, оценивать предлагаемые и созданные тексты.

Некоторые примеры заданий, которые помогают сформировать читательскую грамотность при изучении геодезии и картографии:

Изучение условных знаков. Для свободного чтения топографических карт необходимы твёрдые знания условных знаков. Можно проводить упражнения в чтении карт разных масштабов, а также предлагать вычерчивать знаки и фрагменты карт.

Решение задач по топографической карте или плану. Можно предлагать задания, в которых нужно определить абсолютную отметку точки, длину отрезка, уклон линии и другие параметры. 

Описание местности по топографической карте. Можно предлагать задания, в которых нужно, например, охарактеризовать реки, озёра, болота, населённые пункты, пути сообщения и средства связи. 

Работа с текстом. Можно предлагать задания, в которых нужно найти в тексте сложные слова и определить, из каких простых слов они состоят, составить план текста в виде предложений, опираясь на вопросы к тексту. 

Работа с словосочетаниями. Можно предлагать задания, в которых нужно попробовать догадаться о значении словосочетаний, связанных с геодезией, при необходимости обратиться к словарю.

Задание на определение верных и неверных утверждений. Выбор суждений или ответов осуществляется путём соотнесения высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.  

Решение мини-проектных задач, например, в формате топографического диктанта. Студенты списывают текст, заменяя выделенные слова условными знаками.

Задание на составление синквейна. Например, к слову «топограф» можно составить такой синквейн: «Топограф — человек с развитым интеллектом». 

 

1.3 Естественнонаучная грамотность.

 

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. 

Она включает в себя знание фундаментальных научных понятий, способность анализировать и интерпретировать данные, умение проводить эксперименты и аргументировать свои выводы. 

Некоторые компетенции естественнонаучно грамотного человека:

·                     научно объяснять явления; 

·                     понимать основные особенности естественнонаучного исследования; 

·                     интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. 

Естественнонаучная грамотность имеет важное значение в современном обществе, так как наука и технологии играют ключевую роль в развитии общества и решении глобальных проблем, таких как изменение климата, защита окружающей среды, медицинские исследования и т. д.. 

Естественнонаучная грамотность в геодезии и картографии связана с умением использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения. А так же связана с необходимостью владения понятийным аппаратом различных естественных наук, таких как математика, физика, география, астрономия и других.

Некоторые аспекты естественнонаучной грамотности, которые важны в геодезии:

Представление чисел. В геодезии результаты вычислений почти всегда представляют собой дробные числа, при этом для каждого числа предусмотрено строго заданное количество значащих цифр. 

Измерение углов. Углы в геодезии измеряются в градусной мере, то есть в градусах, минутах и секундах дуги. Геодезист должен уметь безошибочно складывать или вычитать угловые величины в градусной мере.

Строение Земли. Геодезист должен иметь представление о строении Земли, её химическом составе и физическом состоянии. 

Анализ ошибок. При выполнении геодезических работ иногда возникают ситуации, когда качество информационного продукта не соответствует требованиям стандартов, инструкций или заказчика. Геодезист должен уметь анализировать ситуацию, используя математические методы, отыскивать ошибки и принимать решения по их исправлению.

Геодезия, а именно топография, изучает вопросы, связанные с топографической съёмкой сравнительно небольших участков земной поверхности и их детальным изображением в виде планов и карт. Картографическая грамотность включает в себя теоретические знания и практические умения. К теоретическим знаниям относятся, например, расположение, относительные размеры и формы важнейших объектов на земной поверхности, специфические свойства изображения (свойства географической карты, плана местности, глобуса, аэрофотоснимков и космических снимков). К практическим умениям относятся чтение карты, составление географических описаний по картографическим источникам, составление простейших картографических произведений и другие. 

Некоторые примеры заданий, которые помогают сформировать естественнонаучную грамотность при работе на уроках геодезии и картографии:

·                     Анализ карты и составление описаний по картографическим источникам. Задания требуют знания схемы анализа карты, языка карты, умения извлекать из геоизображений нужную информацию. 

·                     Выполнение по картам различных измерений. Задания включают измерение длин линий различной конфигурации, площадей, объёмов, углов, географических и прямоугольных координат, высот, превышений, уклонов местности. 

·                     Определение по карте форм рельефа, решение задач с горизонталями, составление профиля местности в любом направлении. 

·                     Использование геодезических приборов. Задания включают установку прибора на штатив, выполнение поверки средств измерений в соответствии с допустимыми погрешностями, выбор соответствующих инструментов и приборов. 

·                     Выполнение топографических съёмок местности. Задания требуют знания теоретических основ съёмок местности, устройства и принципов работы геодезических приборов и инструментов, умения работать с ними. 

·                     «Стороны горизонта». Задание помогает формировать пространственное представление и лучше запоминать карту.

·                     «Найди лишнее». Нужно найти лишний топографический объект и дать объяснение выбору.

·                     Ассоциативные задания. Нужно объединить топографо-геодезические объекты и объяснить причину объединения.

·                     Логические задания. Нужно выделить группы из списка.  

Задания по естественнонаучной грамотности могут включать анализ карт, интерпретацию данных, решение проблемных ситуаций и проведение исследований. 

 

1.4 Финансовая грамотность.

 

Финансовая грамотность — это навыки и знания, которые помогают эффективно планировать доходы и расходы, копить и избегать переплат.  

Некоторые финансовые задачи в сфере геодезии и картографии:

·                     Сохранение производственного потенциала государственной картографо-геодезической службы страны. 

·                     Удовлетворение федеральных государственных нужд в топографо-геодезической и картографической продукции. 

·                     Достижение максимальной эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на создание топографо-геодезической и картографической продукции. 

·                     Обеспечение доступа широкого круга потребителей к топографо-геодезическим и картографическим материалам, данным и продукции. 

·                     Разработка методики определения сопоставимой стоимости топографо-геодезических и картографических работ для федеральных государственных нужд. 

·                     Разработка предложений по повышению эффективности использования средств федерального бюджета в рыночных условиях. 

·                     Разработка механизмов формирования государственного заказа на создание и поставку топографо-геодезической и картографической продукции для федеральных государственных нужд. 

·                     Создание сметы на геодезические работы. Это документ, который представляет собой подробную оценку затрат на топографические и геодезические работы в рамках строительного проекта. Смета помогает управлять затратами проектных организаций и заказчиков, а также предвидеть возможные изменения в ходе выполнения проекта.  

·                     Финансирование геодезической деятельности. Геодезическая и картографическая деятельность для федеральных нужд финансируется за счёт средств федерального бюджета. Для иных нужд — за счёт средств граждан и юридических лиц, являющихся заказчиками геодезической, картографической и топографической продукции. 

·                     Проектно-сметный метод планирования. В геодезии применяется такой метод, когда на каждый объект производства работ с учётом его специфических особенностей составляется наиболее экономичный технический проект, подсчитываются объёмы различных видов работ, их трудоёмкость, и составляется смета. 

·                     Зависимость стоимости единицы геодезической продукции от физико-географических условий района работ. Стоимость единицы геодезической продукции в экспедиционных условиях зависит от района работ, географических условий, характера местности, наличия инфраструктуры (жильё, производственные помещения, дороги, средства связи и др.). 

Некоторые задания, которые помогают формировать финансовую грамотность на уроках геодезии с использованием картографических материалов:

·                    Задание «Дорога от пункта А к пункту Б». Нужно выбрать оптимальный маршрут при заданных условиях. Например, есть три способа попасть в пункт Б: маршрутный автобус, паром и катер. Необходимо измерить расстояние в заданном масштабе, сравнить затраты времени и денежных средств при использовании каждого из них и выбрать тот, который позволит приехать вовремя, сэкономив при этом денежные средства. 

·                    Задание «Запас древостоя». Студенты должны оценить доходность участка леса на основании представленного лесозаготовителями отчёта и карты участка, а для этого рассчитать запас древостоя и оценить бонитет (качество) древесины. 

·                    Вычисление общей стоимости материалов для ограждения участка.  Для этого нужно выполнить эскиз чертежа участка, указать размеры и цены на выбранные материалы, а затем, используя приведённые таблицы, вычислить общую стоимость всех затраченных материалов.  

·                    Создание эскиза земельного участка со всеми требуемыми расходами. Студенты могут работать в группе и представлять результаты своей работы. 

·                    Задание по расчёту арендной платы. Нужно рассчитать арендную плату за землю в черте населённого пункта и за его чертой на основании действующих нормативно-правовых актов по оплате за землю. Для этого можно использовать тесты, инструкционные карты, индивидуальные карточки расчёта и решения проблемных ситуаций, нормативно-правовые документы, учебные пособия.  

·                    Задание по земельному налогу. Нужно определить экономическое содержание земельного налога, дать характеристику плательщикам, объекту обложения, рассмотреть ставки земельного налога, порядок исчисления и уплаты. Для этого можно использовать вопросы о категориях земель, налоговой базе, базовых ставках, сроках исчисления и уплаты налога.  

·                    Задание по расчёту сметной стоимости инженерно-геодезических работ. Может проводиться различными методами в зависимости от наличия расценок по видам работ, нормативов трудозатрат и других факторов, а также организационных форм выполнения геодезических работ. Стоимость геодезических работ определяется заданием заказчика на съёмку, режимом съёмки, спецификой стройплощадки и её удалённостью от объекта.

Важно, чтобы финансовая грамотность была интегрирована в уроки геодезии, а задания были интересными, актуальными и связаны с изучаемым топографическим и картографическим материалом.

 

1.5 Глобальные компетенции.

 

Глобальные компетенции — один из важных компонентов функциональной грамотности. Это сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, которые применяются при взаимодействии с разными людьми и при решении глобальных проблем и задач.  

Некоторые умения, которые входят в состав глобальных компетенций:

·                     оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять причины возникновения ситуации; 

·                     распознавать и анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения; 

·                     оценивать действия и их последствия, раскрывать причинно-следственные связи между действиями и их результатами (последствиями); 

·                     прогнозировать последствия и результаты действий и отношений. 

Цель глобальных компетенций — подготовить учащихся к жизни в современном мире.  

Глобальные компетенции можно развивать, например, на уроках геодезии, где есть возможности для этого благодаря работе с текстом, картой и статистическими данными. 

Глобальная компетентность — это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.  

Функциональная грамотность в геодезическом и картографическом образовании позволяет студентам использовать карты, диаграммы, графики и другие виды топографо-геодезической информации для анализа и понимания мира.  

Некоторые примеры заданий с использованием картографического материала для развития функциональной грамотности:

·                     Задания на чтение карты. Студентам предлагают прочитать и проанализировать карту с изображёнными элементами рельефа (горы, равнины) и на основе этой информации ответить на вопросы о характеристиках территории. 

·                     Задание на анализ картографического материала. Обучающимся предлагают проанализировать карту с изображением изменений рельефа на разных континентах и сравнить эти данные с другими источниками информации.

·                     Задание на использование картографического материала для решения проблемы. Учащимся предлагают карту с изображением распределения ресурсов на территории объекта. Затем задают вопрос, какое влияние может иметь это распределение на экономику данного региона. 

·                     Анализ и сравнение различных карт. Студентам предлагают сравнить несколько карт одного региона или явления, чтобы выявить различия в представлении информации на разных картах. 

·                     Создание своей карты. Учащимся предлагают создать свою карту определённого региона или тематическую карту, используя полученные знания и навыки. 

·                     Использование географических информационных систем (ГИС). Студенты могут использовать специальные программы, которые позволяют работать с географическими данными и создавать свои интерактивные карты. 

·                     Составление маршрутов. Учащиеся могут составлять маршруты на карте, используя различные средства передвижения (например, самолёт, поезд, автомобиль), чтобы изучить расстояния, направления и время путешествия между разными местами. 

·                     Исследовательская работа. Учащиеся могут использовать карты и планы для проведения исследовательской работы, например, для изучения изменений в географической обстановке на протяжении времени или для анализа влияния землеустроительного положения на экономические и политические процессы. 

Таким образом, формирование глобальных компетенций и функциональной грамотности в геодезии и картографии помогает учащимся лучше понимать сложные концепции и связи между ними, а также развивать критическое мышление и способность к самостоятельной работе. 

 

1.5 Креативное мышление.

 

Креативное мышление — это компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее. 

Функциональная грамотность — это способность человека понимать и использовать язык в различных предметных и контекстных областях. Она является основой для эффективного общения в различных областях жизни, в том числе в учёбе и работе. 

Креативное мышление и функциональная грамотность взаимосвязаны: умение ясно, точно и эффективно выражать свои мысли помогает в раскрытии творческого потенциала. 

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определённый отрезок времени), гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи) и точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершённый вид своим мыслям). 

Геодезия — профессия, которая требует не только технических навыков, но и творческого мышления и умения видеть целостную картину.  

В геодезии есть место креативу, даже на, казалось бы, скучной стройке. Например, для создания исполнительной документации можно использовать различные инструменты и методы, что позволяет совершенствовать процесс.  

Чтобы развивать творческое мышление у студентов, в обучении геодезии и картографии используют геодезические игры. Такие мероприятия позволяют научиться работать в команде, проявить творческие способности и показать приобретённые общие компетенции.  

Также для активизации творческого потенциала студентов проводят внеклассные мероприятия. Их цели — приобщить студентов к творческим видам деятельности, обогатить интеллектуальные способности и активизировать мыслительную деятельность. 

Некоторые примеры креативного подхода в работе геодезиста:

·                     Использование современных технологий. Геодезисты применяют GPS, лазерное сканирование и дроны, чтобы упростить процесс съёмки и обработки данных.  

·                     Совершенствование рабочих процессов. Например, для создания исполнительной документации геодезисты могут использовать различные инструменты и методы, что позволяет улучшать процесс.  

·                     Разработка оригинальных решений. Геодезисты должны не только установить координаты местности, но и понять, как эти данные влияют на строительство, геологию и экологию.  

 

2.                  Практические задания, применяемые на уроках дисциплины «Основы геодезии, картографии, топографическая графика».

 

2.1  «Слепой конспект».

 

«Слепой конспект» — это метод запоминания информации путём записи основных идей и ключевых слов, не глядя на текст.  

Техника слепого конспектирования включает в себя несколько шагов:

1.                  Внимательно слушать. Нужно послушать лекцию, выступление или разговор, чтобы понять ключевые моменты. 

2.                  Записывать слова-якоря. Следует записывать только основные идеи и ключевые слова, которые помогут вспомнить информацию. 

3.                  Определить главное. Нужно попытаться выделить главную мысль, на которую фокусировался спикер. 

4.                  Организовать записи. Записи следует расположить в логические категории, чтобы понять, как связаны ключевые слова между собой. 

Техника слепого конспекта требует практики и тренировки, но может быть полезной для улучшения навыков запоминания и концентрации. 

 

Задание 1. Выполните «слепой конспект». Ознакомьтесь с выданным вариантом текста и допишите пропущенные детали. 

 

1. Что такое геодезия

____________________ – это наука об измерениях на земной поверхности, выполняемых для изучения общей _______Земли, для составления планов и карт, для решения _______________ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений._______

В процессе своего развития геодезия разделилась на ряд самостоятельных научных дисциплин: высшую геодезию, топографию, инженерную геодезию,_______________ , картографию и космическую геодезию.

Высшая геодезия занимается ____________ фигуры и размеров всей Земли и значительных ее частей.

Топография занимается измерением и изображением на планах и картах земной поверхности.

Инженерная геодезия занимается вопросами геодезических работ при изысканиях, ____________, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений, при монтаже оборудования, при наблюдениях за вертикальными и горизонтальными ___________инженерных сооружений и технологического оборудования.

Аэрофотогеодезия занимается изучением методов и средств создания ______________ карт и планов по материалам фотографирования Земли.

Картография занимается изучением _________ составления, издания и использования карт.

_______Космическая геодезия занимается обработкой измерений, полученных при помощи ___________________________ Земли, орбитальных станций и межпланетных кораблей.

_______Геодезия имеет тесную связь с другими научными __________________: математикой, астрономией, физикой, механикой, автоматикой, электроникой, географией, фотографией и черчением.

 

ОТВЕТ:

 

1. Что такое геодезия

_______ Геодезия – это наука об измерениях на земной поверхности, выполняемых для изучения общей фигуры Земли, для составления планов и карт, для решения инженерных задач при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений.

_______В процессе своего развития геодезия разделилась на ряд самостоятельных научных дисциплин: высшую геодезию, топографию, инженерную геодезию, аэрофотогеодезию, картографию и космическую геодезию.

_______Высшая геодезия занимается определением фигуры и размеров всей Земли и значительных ее частей.

_______Топография занимается измерением и изображением на планах и картах земной поверхности.

_______Инженерная геодезия занимается вопросами геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений, при монтаже оборудования, при наблюдениях за вертикальными и горизонтальными смещениями инженерных сооружений и технологического оборудования.

_______Аэрофотогеодезия занимается изучением методов и средств создания топографических карт и планов по материалам фотографирования Земли.

_______Картография занимается изучением методов составления, издания и использования карт.

_______Космическая геодезия занимается обработкой измерений, полученных при помощи искусственных спутников Земли, орбитальных станций и межпланетных кораблей.

_Геодезия имеет тесную связь с другими научными дисциплинами: математикой, астрономией, физикой, механикой, автоматикой, электроникой, географией, фотографией и черчением.

 

 

2.2 Топографический диктант.

 

Топографический диктант — это один из видов практической работы в курсе географии, предназначенный для проверки знаний учащихся, выработки и закрепления навыков чтения топографических карт и вычерчивания топографических планов. 

Например, в одном из вариантов диктанта нужно изобразить условные знаки следующих объектов: 

Вариант 1: луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке. 

Вариант 2: кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа. 

 

Задание 2. Вам предложен текст, необходимо проиллюстрировать его условными топографическим знаками.

 

ОТВЕТ:

 

 

 

 

 

2.3 Определение масштаба.

 

Масштабом карты называется отношение длины линии на карте к горизонтальной проекции соответствующей линии на местности. Масштаб - это величина, показывающая во сколько раз длина на местности (земной поверхности) уменьшена при переносе ее на карту.

Значение масштаба в геодезии заключается в том, что снимаемая территория наносится на план или карту всегда с определённой степенью уменьшения. Это необходимо для целей землеустройства.

Для решения задач с использованием масштабов применяют формулы, например, чтобы вычислить длину линии на местности по длине отрезка на плане или наоборот, определить длину отрезка на плане по длине линии на местности.  

 

Задание 3. Определите масштаб карты, длину линии на местности и отрезок на карте по следующим данным.

 

 Вычислите длину линии на местности Sm, для данных, приведенных в таблице.

Масштаб карты

Длина отрезка на карте, см

Длина линии на местности Sm,м

1:10000

2,7

 

1:25000

20,2

 

1:500

12,5

 

1:50000

6,3

 

 

Вычислите длину линии отрезка на плане по данным, приведенных в таблице.

Масштаб карты

Длина отрезка на карте, см

Длина линии на местности Sm,м

1:10000

 

260,28

1:25000

 

554,21

1:500

 

65,32

1:50000

 

1563,10

 

Вычислите численный масштаб карты по данным, приведенных в таблице.

Масштаб карты

Длина отрезка на карте

Длина линии на местности

 

6,25 см

625 м

 

7,37 см

1842,5 м

 

26,7 см

1335,0 м

 

5,25 см

525,0 м

 

ОТВЕТ:

 

Вычислите длину линии на местности Sm, для данных, приведенных в таблице.

Масштаб карты

Длина отрезка на карте, см

Длина линии на местности Sm,м

1:10000

2,7

270

1:25000

20,2

5050

1:500

12,5

62,5

1:50000

6,3

3150

 

Вычислите длину линии отрезка на плане по данным, приведенных в таблице.

Масштаб карты

Длина отрезка на карте, см

Длина линии на местности Sm,м

1:10000

2,6

260,28

1:25000

2,2

554,21

1:500

13,1

65,32

1:50000

3,1

1563,10

 

 

Вычислите численный масштаб карты по данным, приведенных в таблице.

Масштаб карты

Длина отрезка на карте

Длина линии на местности

1:10000

6,25 см

625 м

1:25000

7,37 см

1842,5 м

1:5000

26,7 см

1335,0 м

1:10000

5,25 см

525,0 м

 

 

2.4 Ориентирование на местности.

 

Ориентирование — это определение своего местоположения относительно других объектов и сторон света. Позволяет выявить направление движения к конечной точке маршрута.

Основными способами ориентирования на местности являются ориентирование по карте, по компасу и по отдельным ориентирам. На практике все эти три способа тесно переплетаются между собой и дополняют друг друга. Умение пользоваться компасом, «читать» карту, определять положение себя относительно других предметов на местности - все это поможет вам для выбора дальнейшего пути движения.

Ориентирование на местности — это определение положения заданной линии относительно опорного направления. Для этого используют ориентирные углы, которые определяют направление линий.  

Некоторые из таких углов:

·                     Азимут. Горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до направления данной линии. Азимуты могут принимать значения от 0° до 360°. Если азимут измерен от истинного меридиана, то его называют истинным. 

·                     Дирекционный угол. Угол между изображениями на плоскости осевого меридиана или линии, параллельной ему, и направлениями на данный предмет. Дирекционный угол отсчитывается от северного направления осевого меридиана по ходу часовой и изменяется от 0° до 360°. 

·                     Румб. Острый угол между ближайшим (северным или южным) направлением меридиана и данной линией. Обозначение румба начинается с указания четверти, в которой он находится: СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ. Далее записывают числовое значение угла.

 

Задание 4. Решить задачу на определение дирекционных углов.

 

Дано:
αАВ = 97º 38,2´
Правый угол при т. В (между сторонами АВ и ВС) β1=189º 59,2´;
Правый угол при т. С (между сторонами ВС и СD) β2=159º 28,0´;
Найти: дирекционные углы линии ВС и СD, если известны дирекционный угол αАВ линии АВ и измеренные по правому ходу углы β1 и β2.
Решение:
Ответ: 

ОТВЕТ:

Дано:
αАВ = 97º 38,2´
Правый угол при т. В (между сторонами АВ и ВС) β1=189º 59,2´;
Правый угол при т. С (между сторонами ВС и СD) β2=159º 28,0´;
Найти: дирекционные углы линии ВС и СD, если известны дирекционный угол αАВ линии АВ и измеренные по правому ходу углы β1 и β2.
Решение:
Дирекционный угол вычисляется по правилу: дирекционный угол последующей стороны равен дирекционному углу предыдущей стороны плюс 180º и минус горизонтальный угол, справа по ходу лежащий
Следовательно,
αВС = αАВ +180º - β1;
αСD = αВС +180º - β2;
αВС = 97º 38,2´+ 180º - 189º 59,2´=87º39,0´
αСD = 87º 39,0´+180º - 159º 28,0´ = 108º 11,0´
Ответ: дирекционные углы αВС = 87º 39,0´ и αСD = 108º 11´.

2.5 Обработка полевого журнала.

 

Обработка полевого журнала в геодезии включает в себя определение превышений между связующими точками, постраничный контроль вычислений, увязку превышений, вычисление отметок высот связующих и промежуточных точек.  

Некоторые этапы обработки полевого журнала нивелирования:

1.                  Вычисление превышений между связующими точками. Связующие точки — пикеты, закрепляемые на местности через 100 м, а также Х-точки, являющиеся переходными на крутых участках.  

2.                  Постраничный контроль. Выполняются контрольные вычисления на каждой странице журнала.  

3.                  Вычисление высотной невязки хода. Расчёт невязки приводится в конце последней страницы журнала нивелирования.  

4.                  Вычисление отметки промежуточных точек хода через горизонт прибора (ГП). Для этого на станции вычисляют ГП относительно задней и передней связующих точек и из двух его значений определяют среднее. 

При обработке полевого журнала важно соблюдать некоторые правила:

·                     Записи в журнале ведутся чётко и аккуратно, только простым карандашом средней твёрдости.  

·                     Запрещается исправлять цифры по цифре, подтирать резинкой или подчищать записи.  

·                     Неправильно записанные в журнал числа следует аккуратно зачёркивать и над ними ставить новые, верные числа.  

·                     Вычисления в журнале производятся на микрокалькуляторе или микро-ЭВМ дважды, с проверкой первоначального расчёта другим способом или вторым исполнителем.

 

Задание 5. Выполните обработку журнала нивелирования IV класса.

 

№ станций

№ точек

Дальномер

ное

расстояние

Отсчеты по рейке

Превышения,

в мм

Средние

Превышения, в мм

Задней

Передней

1

2

3

4

5

6

 

0699

2061

 

 

0845

2211

5631

6995

 

 

 

 

 

1365

1507

 

 

1473

1616

6257

6399

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ станций

№ точек

Дальномер

ное

Расстояние

Отсчеты по рейке

Превышения,

в мм

Средние

Превышения, в мм

Задней

Передней

1

2

3

4

5

6

146

150

0699

2061

-1366

-1365

0845

2211

5631

6995

-1364

-4                      

4786

4784

108

109

1365

1507

-143

-142,5

1473

1616

6257

6399

-142

-1

4784

4783

 

 

ОТВЕТ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

 

1.                  Нормативно-правовые основы формирования функциональной грамотности школьников. ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

2.                  Структура компетенций и смысл компетентностного подхода. ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

3.                  Математическая грамотность на уроках истории и обществознания. ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

4.                  Формирование естественно-научной грамотности. ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

5.                  Финансовая   грамотность как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

6.                  Формирование креативного мышления. ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

7.                  Методические рекомендации  по реализации программ воспитания для общеобразовательных организаций: модуль «урочная деятельность». ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

8.                  Сборник задач по формированию функциональной грамотности. ГБУ ДПО СО «Жигулевский ресурсный центр».

9.                  https://www.ulsu.ru/media/documents/Геодезия._Учебно-метод._пособие_по_курсовому_проектированию.pdf.

10.              https://www.miigaik.ru/upload/iblock/d33/d338f97b95beb6e28f390953050e9062.pdf- Московский государственный университет геодезии и картографии.

11.              https://infourok.ru/prezentaciya-po-geodezii-po-teme-orientirovanie-linii-i-orientiruyushie-ugly-6595308.html.

12.              https://geo-s.sibstrin.ru/electr/index.html.

13.              https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/05/13/topograficheskiy-diktant.

14.              https://lu.belstu.by/wp-content/uchebnaya-rabota/dnevnoe/lh/inzhenernaya-geodeziya/lekciya-1-ing-geod.pdf.

15.              https://rutube.ru/video/edb271b621a8577b0d64a2eb3fc38773/.

16.              https://wika.tutoronline.ru/geografiya/class/5/sposoby-orientirovaniya-i-opredeleniya-mestonahozhdeniya.

17.              https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-1-reshenie-zadach-na-masshtaby-7160372.html.


 

18.              Скачано с www.znanio.ru