Цель: привлечение как можно большего числа живописных полотен на
уроках литературы.
Задачи: использование различных видов и форм самостоятельной работы обучающихся
с произведениями живописи для повышения эффективности процесса обучения на
уроках литературы в 5-11 классах; эстетическое воспитание школьников.
Актуальность: интерес к чтению художественной литературы с каждым годом угасает
всё больше, поэтому необходимо искать пути предотвращения этого. И как один из
вариантов – использование живописи на уроках литературы.
Искусство делится на множество жанров: архитектуру, театр, прикладное
творчество, музыку, цирк, кино, живопись, литературу и другие жанры. Литература
,как никакой другой жанр искусства, легко можно соединить и с музыкой,и с
театром,и с кинематографом ,и, конечно, с живописью.
Какое бы произведение литературы мы не взяли,к нему всегда легко подобрать
картину, и урок, несомненно, будет интересней и полезней.
Если разговор пойдет об устном народном творчестве, очень уместно
познакомиться с картинами Виктора Васнецова. Вот, например,
картина "Аленушка"
Печальная девочка у пруда. Васнецов удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер. Данная картина является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Смотря на девочку,мы сразу можем сказать ,что она из бедной семьи.Растрепанные волосы,изорваный ситцевый сарафан и босые ноги говорят нам об этом.От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени.А в глазах ее можно прочитать,что сил у нее севсем не осталось.Видимо,ей пришлось очень долго бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата.И ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку. Васнецов наполнил фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето. Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень. Картина «Алёнушка» навевает грусть, очень жаль бедную девушку.
Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин. В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события.Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца.Он всматривается вдаль. Хоть надвигаются тучи и опасность, защитников ничто не может испугать. Илья большой, мужественный и сильный, уверенный в себе. Можно сказать,что для него тяжелая булава, словно перышко.По правую руку другой защитник Добрыня Никитич. Одна его рука держит грозный меч,а другая щит. Он всегда готов защищать родную землю.Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность и образованность.По левую руку от Муромца - молодой Попович. Хоть и лет ему не много, но заметна его ловкость и отвага. На лице не видно ни капли испуга.Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин,но и весельчак.На головах рати князя блестящие шлемы. Надежные своей прочностью доспехи защищают их от вражеских стрел.Их кони,как будто три брата,верно служат им.Они сильны,в хорошой форме.И мы сразу можем сказать,что богатыри заботятся он них.Но помимо самих богатырей, огромную роль в картине играет и пейзаж за их спинами. Поросшие лесом холмы на заднем плане, все еще русские, если судить по елочкам, и травяные – на переднем. Это уже, видимо, Дикая Степь. Но там, куда ступили русские витязи – там и земля родная, вглядитесь – рядом с копытами коней уже зеленеют молоденькие еловые побеги. Когда мы ведём разговор о былинах и этой картине, можно попросить ребят вспомнить отечественные мультфильмы о богатырях, сравнить их с былинными и картинными героями.
Картина "Иван Царевич и серый волк" и картина
«Ковёр-самолёт» тоже используются при изучении устного народного творчества.
А вот картины -пейзажи рассматриваем при изучении поэзии. Здесь
важно не только посмотреть картину,но и определить,как она соприкасается со
стихотворением автора:может, совпадает настроение,может,какие-то слова или
строчки как будто специально написаны для картины. Посмотрите на картину Исаака
Левитана "Золотая осень"
и послушайте стихотворение Сергея Есенина "Отговорила роща
золотая"
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Пейзажи могут проиллюстрировать не только стихи о природе,но и
стихи о любви,сюжетные стихи, поэмы и даже прозу. Вот этот городской пейзаж
хорошо подходит к стихотворению Марины Цветаевой «Вот опять окно».
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,За окно с огнем!
Картина Архипа Куинджи "Вечера на хуторе». Послушайте небольшой отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
«Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру… Морозило сильнее, чем с утра, но зато было так тихо…»
И ,конечно, к любому произведению можно подобрать картины бытового ,батального
или исторического жанров.
Вот,например,я работаю с романом Достоевского "Преступление и
наказание"
Раскольников. Художник И. Глазунов
На данной картине мы видим главного героя романа Родиона Раскольникова.
А сейчас рассмотрим,для чего нужна такая работа.Есть ли смысл использовать на
уроках литературы полотна художников?прежде всего,напрашивается ответ,что,глядя
на картину,человек легче представит
героя,обстановку,сюжет.Это,несомненно,так.Но польза от использования картин
намного весомее. Докажу.
Во-первых,по картине можно писать всевозможные жанры
сочинения:зарисовки,этюды,миниатюры,эссе.
Картина Перова "Приезд гувернантки». Задание классу такое: напишите зарисовку по картине, опираясь на драму А.Н.Островского «Гроза». Получается примерно так:
Богатый дом: картины в золочёных рамках, шторы из дорогой ткани, канделябры со свечами… Много слуг. Хозяин (это Дикой - герой пьесы «Гроза») вышел встречать нанятую гувернантку. Тяжело ей будет служить в этом доме: избалованный сынок, высокомерная семья…
Картина Пукирёва «Неравный брак».
Они поехали в церковь. Там жених уж их ожидал. Он вышел навстречу
невесте и был поражен ее бледностию и странным видом. Они вместе вошли в
холодную, пустую церковь; за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и
тотчас же начал. Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об
одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не
покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она
содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись
ее ответа, произнес невозвратимые слова. Картина подходит к данному отрывку из
произведения Пушкина "Дубровский»
Во-вторых, используя картину, можно устроить "литературную дуэль",
например: определить неточности (Дубровского в церкви не было, князь Верейский
в книге не описывается таким уж старым…).
В-третьих, сравнивая картины, невольно возвращаемся еще раз к прочитанному,что
тоже немаловажно.
Я упомянула только небольшое количество работ, которые помогают
сделать урок интереснее и продуктивнее, но из сказанного можно сделать вывод.
Вывод таков: литература-искусство слова, а живопись воспринимается зрительно.
Два этих вида прекрасно существуют самостоятельно, но их содружество
,несомненно, приятно и полезно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.