Методическая разработка классного часа для учащихся 7-11 классов.По теме:"Конфликты в нашей жизни".Подростковый возраст характеризующийся бурными процессами физического развития,полового созревания и формирования личности.Конфликт- это часть нашей жизни. Как относиться к конфликту. Научиться конструктивно их решать.Значимость данной темы.Выход из конфликтной ситуации учащихся.
конфликты в нашей жизни.doc
Методическая разработка классного часа для
учащихся 711 классов
Тема: «Конфликты в нашей жизни» Актуализация темы
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития,
полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя
личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к
самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут
прогнозировать, стремятся к независимости.
Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная
категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что
приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к
противоправным действиям. Конфликты взрослых, детей и подростков часто ведут к
насилию. Запугивание, драки, в том числе и со смертельным исходом – приметы жизни
некоторых школ и дворовых компаний.
Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? Кто
виноват?
Конфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом тысячелетии и будут
существовать в новом тысячелетии. Другое дело как относиться к конфликту. С одной
стороны, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или
унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С другой стороны –
конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том,
что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление нашей
жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Общество без
конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы.
Каким же образом можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как
научиться владеть собой в различных конфликтных ситуациях, чтобы не разрушить свое
здоровье или здоровье окружающих вас людей?
Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать.
Для того, чтобы правильно разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться
осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной
ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение
характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
проблемы социального плана (потеря семьи, потеря себя).
В ходе классного часа «Конфликты в нашей жизни» обсуждается значимость данной
темы для старшеклассников, рассматривается природа конфликта, определяются
положительные и отрицательные стороны конфликта, методы выхода из конфликта.
Подростки знакомятся с понятием «компромисс», овладевают первичными умениями
выхода их конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя и оппонента.
Для более подробного рассмотрения данной темы разработана серия мероприятий:
Серия классных часов: «Конфликты в нашем классе», «Проблемы отцов и
детей» (как подготовительный этап к родительскому собранию «Конфликты с
собственным ребенком…»), «Учитесь властвовать собой» Родительское собрание «Конфликты с собственным ребенком и пути их
разрешения»
Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»
Диспут «Преступление и наказание».
Пояснительная записка
Основные теоретические, методические и организационные особенности данного классного
часа:
форма проведения: работа в группах сменного состава
место проведения: классная комната,
время проведения – 1 час 20 минут.
Работа в группах сменного состава – особая форма взаимодействия между участниками,
предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по обсуждаемой проблеме,
способствующая овладению первичными умениями компромисса.
Педагогическая находка (новизна) представленной разработки в том, что такая
форма работы наиболее интересна детям, потому что позволяет без назиданий познакомить
их с методами и приемами разрешения конфликтных ситуаций, на собственном опыте
познакомиться с искусством компромисса; помогает погрузить детей в среду позитивного
общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое
образовательное сообщество педагога и детей класса. Групповые эффекты дают
возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей,
позволяют детям взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения.
Ожидаемый результат – овладение навыками конструктивного решения конфликтной
ситуации; осознание того, что главная способность в конфликте способность к
конфронтации – объяснению:
отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не
человеческие качества партнера;
стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.)
Тема: «Подросток и конфликты».
Цели: 1. Раскрыть концепцию культуры мира;
2. Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
3. Решение проблемы сплоченности класса.
Задачи:
стороны.
1. Дать характеристику понятия «конфликт».
2. Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные
3. Познакомиться с методами выхода из конфликта.
4. Дать определение понятия «компромисс».
5. Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его
справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;
Оборудование:
презентация «Конфликты в нашей жизни»;
инструментальная музыка;
реквизит для игры «Перетягивание каната»;
карточки с описанием конфликтных ситуаций;
карточки для групповой работы;
инструкция доля медиаторов;
эмблемы синего, коричневого, зеленого цвета;
квадратики черного, красного, зеленого цвета;
Памятки.
Ход занятия:
I Введение в тему занятия.
В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом,
чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.
Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)
1)
1. Чтение притчи «Коробочка». ( Показ слайда №
Слайд №1
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное
устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в
одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей
в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что
увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной.
Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом
стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось,
что он увидел совсем другое. Как так?
Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ.
2.Беседа. Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими
братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?
Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность.
Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
«Конфликты в нашей жизни или…» (Показ слайда №2) Пока тема нашего разговора
звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку.
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты
существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих
взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются
патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…
Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности
и свободы…
3.Сообщение задач занятия.
Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя
в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных
групп. (См. Приложение №1)
Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться
выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.
II . Работа над темой занятия:
1.Определение понятия «конфликт».
Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.
Давайте посмотрим, как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова
дано в словарях русского языка. (Показ слайда №3, 4)
Слайд №3.
Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает,
игнорирует, ущемляет другая сторона.
Уильям Линкольн
Слайд №4.
КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет
ущемления интересов других.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное
разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях,
приводящее иногда к вооруженному столкновению.
Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать.
Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов. 2. Игра «Перетягивание каната».
Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы
сыграем в простую игру – перетягивание каната.
(Играют)
Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог
возникнуть конфликт?
А из – за чего он мог возникнуть7
Ученики:
Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей,
а другие просто держались за канат.
Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?
Ученики дают варианты ответа. В качестве вывода – показ слайда №5
Слайд №5
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух
точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация.
Составляющими конфликтной ситуации являются:
участники конфликта (оппоненты);
предмет конфликта.
3. Упражнение «Да – нет»
А теперь разыграем другую ситуацию.
(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере
ситуации с дежурством по классу).
Я дежурил вчера.
Нет.
Дежурил.
Нет.
Да.
Нет и т.д.
Конфликт ли это? Почему?
Ученик дают варианты ответа.
Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.
Исследователи различают типы конфликтов (Показ слайда №6):
Слайд №6
внутриличностный (между долгом и совестью); межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек
зрения, характеров, убеждений);
между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся
с таковыми у отдельных членов группы);
межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями
группы).
(Краткий комментарий содержания слайда).
4. Работа в группах.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться
осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать
решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и
задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Слайд №7
1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между
вами возникла конфликтная ситуация.
Слайд №8
2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил
посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него
звонить, изза чего и возник конфликт.
Слайд №9
3. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в
доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Слайд №10
4. Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие
настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь,
наконец, спать. Изза этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 57 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время
ответов каждой группы – показ слайдов №710.
Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов
можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая
сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. (Показ слайда №11)
Слайд №11.
Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
5.Игра «Триада»(интерактивная игра в группах).
Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».
В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все
время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а
мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на
примирение. Нужно было искать компромисс. Сейчас мы образуем три группы:
I группа состоит только из девочек;
II группа состоит только из мальчиков;
III группа состоит из мальчиков и девочек.
Карточки для групп.
Задание для 1й и 2й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список
трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.
Задание для 3й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1й и 2й группами
медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои
предложения для достижения компромисса.
Инструкция для медиаторов
1. Медиатор – посредник в конфликте.
2. Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
3. Медиатор должен быть готов решить проблему.
4. Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности
спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
5. Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет
дальновидность и настойчивость.
6. Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих
сторон решения.
На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1й
группы, второй – из 2й, третий – медиатор из 3й группы. Медиатор садится между
мальчиком и девочкой из 1й и 2й групп, внимательно выслушивает претензии и
предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.
На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах
своей деятельности.
Вопросы к участникам игры:
1. Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок
и соглашений?
2. Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:
способность уступать;
наглость;
трусость;
равнодушие;
мягкотелость;
стремление к справедливости;
миролюбие.
Вывод (Показ слайда №12)
Слайд №12
Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек
зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой
личности. 7.Игра «Подели шары».
А теперь я попрошу вас разделиться на группы для проведения дискуссии. Посмотрите,
пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого
пьедестал коричневого цвета, во вторую – те, у кого он зеленого цвета, а в третью те, у
кого пьедестал синего цвета.
Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения
конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится одна
минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения, затем
показывает вторая группа, а вариант решения предлагает третья группа, далее показывает
третья группа, а вариант решения предлагает первая.
Варианты решения конфликта:
оба проиграли;
оба выиграли;
один выиграл, другой проиграл.
Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный?
Так как же можно продолжить тему нашего классного часа? (Показ слайда №13)
Слайд №13
«Конфликты в нашей жизни или выиграть может каждый»
III
. Итог.
У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас
должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение
в конфликтных ситуациях?
«Да» – красный квадратик
«Нет»– черный
«Сомневаюсь» – зеленый
Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся
к данной теме.
Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли,
что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
(Е.Евтушенко)
И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже
тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому
участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а,
возможно, кому–то пригодится и в жизни. ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу
жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат
вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не
сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со
стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем,
кто слабее вас.
Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую
направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные
ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий
раз. Спасибо. До свидания.
Приложение №1
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной
ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.
1. 1.Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста:
o Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
o Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
o Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
o Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
o Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Интерпретация:
o «А» это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего
стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя
всегда правым.
o «Б» это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно
договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение,
удовлетворяющее обе стороны.
o «В» это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на
компромисс.
o «Г» это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с
готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
o «Д» это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия
решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
Литература:
Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях.
Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.
Родительские собрания в 511 классах. Н.И.Дереклеева. Москва, издательство
«Вако», 2005г.
Ваш беспокойный подросток. Р.Т.Байярд. Москва, 1991г.
Как помочь ребенку войти в современный мир? Под ред. Т.В.Антоновой. Москва,
1995г.
Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов
В.Н. Москва, 1999г. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др. Москва,
«Просвещение», 1991г.
Воспитание школьника, №1, 2001год.
Файлы из «Интернета»
Сайт «Фестиваль педагогических идей»
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.