Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
МХК +1
Взрослым
05.12.2018
Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"
Методическая разработка составлена на основе опыта работы преподавателя по учебному предмету «История изобразительного искусства», который изучается учащимися детской художественной школы. Раздел «История русского изобразительного искусства первой половины ХХ века», частью которого является живопись Авангарда представляет для учащихся определенную сложность в освоении. Для формирования навыков адекватного восприятия изобразительного искусства автор использует метод учебного проекта с применением технологии модерации. Представленная методическая разработка может быть полезна учителям МХК общеобразовательных школ.
методичка2.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств №2» 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА АКТИВИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ (разработка открытого урока) «ЖИВОПИСЬ АВАНГАРДА» по дисциплине: «История изобразительного искусства» Автор-составитель: Кононенко Г.В., преподаватель МБУ ДО «Школа искусств №2» г. Усть-Илимска г. Усть-Илимск 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка  2. Содержание работы 2.1. Теоретическая часть 2 стр. 3 стр. 6 стр. 6    2.1.1 Метод учебного проекта – одна из форм активизации процесса обучения 2.2.2 Технология модерации с активными методами обучения (АМО) 2.2. Практическая часть 3. Заключение  4. Список используемой литературы 5. Приложения стр. 8           стр. 18                     стр. 19 стр. 20 3 1. Пояснительная записка Методическая   разработка   составлена   по   дисциплине   «История изобразительного искусства», изучаемой учащимися детской художественной школы   в   рамках   освоения   дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной   программы   в   области   изобразительного   искусства «Живопись» (далее ДПОП «Живопись»). Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к   минимуму   содержания,   структуре   и   условиям   реализации   ДПОП «Живопись»,   утвержденными   приказом   Министерства   культуры   РФ   от 12.03.2012   г.   No156   (далее   ФГТ),   в   опоре   на   личный   авторский педагогический опыт преподавателей. Учебный   предмет   «История   изобразительного   искусства»   по   ДПОП «Живопись»   входит   в   обязательную   часть   предметной   области   «История искусств».   Посредством   данной   программы   учащиеся   учатся   ценить произведения   искусства   разных   эпох,   расширяют   свой   кругозор, переосмысливая   увиденное   и   услышанное   на   занятиях   по   истории изобразительного   искусства.   Срок   освоения   программы   «История изобразительного   искусства»   в   МБУ   ДО   «Школа   искусств   №2»   г.   Усть­ Илимска Иркутской области составляет 4 года (со 2 класса по 5).  Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» направлено на овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов  мира;  воспитание  и  развитие  у  обучающихся  личностных  качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок   и   потребности   общения   с   духовными   ценностями.   Предмет «История   изобразительного   искусства»   ориентирован   на   осмысление отношения художественного произведения и зрителя как акта общения; на восприятие художественного произведения как особой деятельности зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в собственной художественно­творческой деятельности. Знание   истории   культуры   и   искусства   дает   учащемся   возможность приобщиться   к   духовному   опыту   прошлых   поколений,   усвоить   и   понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей   культуры.   Культурно­воспитательная   функция   искусства расширяет   духовное   пространство   обучающихся,   помогает   познать культурный   смысл   творчества,   способствуя   выявлению   собственного творческого потенциала. 4 В   содержание   учебно­тематического   плана   5   (выпускного)   класса включен   раздел   «История   русского   изобразительного   искусства   первой половины ХХ века», предполагающий знакомство обучающихся с живописью Авангарда. В раздел включены следующие темы: Русский авангард. Гончарова и Ларионов Познакомить   с   бунтарским   творчеством   М.Ф.   Ларионова,   отметить обращение   к   предметам   прозаичным   и   грубым,   тусклым   и   не   цветным, построенным на гармонии сближенных цветов. М.Ф. Ларионов «Отдыхающий солдат» (1911).  Показать работу  Н.С.  Гончаровой, работавшей  в  подобной стилистике. «Мытьё холста» (1910). Рассказать об обращении художницы к религиозному искусству, переосмысление опыта иконописи. Н.С. Гончарова «Четыре   евангелиста».   Выявить   влияние   на   творчество   художников «Бубнового   валета»   авангардных   направлений:   фовизма,   кубизма   и футуризма.  Творчество В. Кандинского. М. Шагала. Познакомить   беспредметными   композициями   В.   Кандинского,   с работами   М.   Шагала   «Я   и   деревня»   (1911),   «Над   Витебском»   (1914), «Венчание» (1918), создавшего фантазии, близкие западному экспрессионизму и народному примитивизму.  Супрематизм К. Малевича. Конструктивизм в творчестве Татлина. Творчество К. Малевича. Выставочная и теоритическая деятельность К. Малевича, Э. Лисицкого, В. Татлина. Данный набор тем позволяет учащимся получить общее представление о русском   искусстве   рубежа  XIX  и  XX.   Зарубежная   живопись   остается   не затронутой, так же как и пути дальнейшего развития Авангарда. Автор   предполагает,   что   наиболее   продуктивным   и   эффективным подходом для освоения тем раздела, посвященного знакомству с авангардным искусством   является,   деятельностный   подход,   т.к.   он   способствует переместиться   обучающимся   из   роли   объекта   обучения   (как   принято   в традиционной форме) на роль субъекта познания учебного материала.  В методической разработке представлена реализация учебного проекта с   применением   технологии   модерации   в   группе,   где   ученики   проявили большой интерес и самостоятельной работе и были мотивированы на более глубокое знакомство с искусством авангардного направления, что позволило преподавателю и учащимся выйти за рамки программы учебного предмета.  Подобное углубление целесообразно для формирования у учащихся навыков правильного восприятия подобного искусства.  Подавляющее большинство искренне заинтересованных зрителей среди посетителей   художественных   музеев   и   картинных   галерей,   среди   которых немало преподавателей живописи, теряют привычные ориентиры, испытывают растерянность и недоумения при восприятии картин данного направления в искусстве.   Вот   что   пишет   о   восприятии   живописи   авангарда     главный 5 редактор газеты «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» М.Н. Сартан: «Удивительно, что работы, созданные много лет назад, до сих пор сбивают   зрителя   с   толку.   Пожалуй,   в   истории   искусств   не   было   такого периода, когда картины или скульптуры через столетие все еще назывались бы «современным   искусством»,   воспринимались   бы   так   остро,   рождали непонимание и отторжение у массового зрителя, сохраняли бы способность вызывать сильную эмоциональную реакцию».1 Методический замысел автора представленной разработки заключается в том, что если обучающихся научить грамотно воспринимать авангардную живопись,   используя   активные   методы   обучения,   то   у   них   в   последствии процесс   восприятия   и   анализа   художественных   произведений   авангардного направления   не   вызовет   затруднений.   Учащиеся   овладеют   смысловыми   и образными понятиями, используемыми художниками начала XXвека, а в итоге получат новый взгляд на живопись вообще. Автор   данной   разработки   имеет   большой   опыт   работы   в общеобразовательной школе (много лет вела уроки мировой художественной культуры) с использованием  различных эффективных методик и технологий, таких как метод художественно­педагогической драматургии, метод учебного проекта,   технология   АМО   (активные   методы   обучения),   технология продуктивного   обучения,   технология   модерации,   использование   на   уроках ИКТ.   Практика   работы   в   школе   искусств   показывает,   что     эти   методы   и технологии   очень   хорошо     адаптируются   для   учащихся   разновозрастных групп (не секрет, что в одном классе школы искусств могут находиться дети с разницей в возрасте на 1­3 года, что подразумевает разный уровень мышления и   восприятия).   Их   использование   повышает   мотивацию   обучающихся   к освоению предмета, что  приводит к реализации задач, сформулированных в федеральных государственных требованиях к освоению ДПОП «Живопись»: формирование   у   обучающихся   умения   самостоятельно   воспринимать и оценивать культурные ценности;  воспитание   детей   в   творческой   атмосфере,   обстановке доброжелательности,   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   а   также профессиональной требовательности; формирование   у   одаренных   детей   комплекса   знаний,   умений   и навыков,   позволяющих   в   дальнейшем   осваивать   профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; Цель работы:  познакомить с активными методами обучения, которые целесообразно   использовать   в   работе   преподавателя   истории изобразительного искусства в ДХШ или художественном отделении ДШИ.  Задачи:  1 Сартан М.Н. «Живопись авангарда. Как ее понимать и как о ней рассказывать».  М., Педагогический  университет «Первое сентября», 2010 г. стр. 5  определить затруднения учащихся и преподавателей в процессе 6 проанализировать   активные   методы   с   точки   зрения освоения темы;   эффективности их применения в школе искусств; адаптировать   активные   методы   обучение   для   использования   на уроках в детской школе искусств. 2. Содержание работы 2.1. Теоретическая часть.  2.1.1   Метод   учебного   проекта   –   одна   из   форм   активизации   процесса обучения Традиционный   подход   к   преподаванию   истории   изобразительного искусства   в   школе   искусств   предполагает   опору   на   объяснительно­ иллюстративный   метод:   преподаватель   ведет   рассказ,   иллюстрируя информацию   показом   репродукций   картин.   Конечно,   многое   зависит   от технической   оснащенности   кабинета   и   уровня   подготовки   преподавателя (насколько эмоционально и заинтересовано он ведет рассказ).  Опыт   работы   автора   учителем   МХК   в   общеобразовательной   школе способствовал формированию определенной педагогической установки, так называемого педагогического кредо: для того, чтобы знания превращались в инструмент   творческого   освоения   мира,   ученику   необходимо   выйти   из пространства   предметов   в   пространство   деятельностей.   Этому   процессу   в особой степени способствует применение активных форм обучения на уроках. Формирование   культуры   мышления,   целеполагания,   рефлексии,   проектной культуры   через   активные   формы   обучения   обеспечивает   появление индивидуального   личностного   результата   у   обучающихся,   развитие   таких качеств   личности,   которые   заключаются   в   способности   самостоятельно решать   проблемы   в   различных   областях   деятельности   (в   том   числе   и художественной), опираясь на освоенный социальный опыт.  Для   активизации   деятельности   учащихся   на   уроке   истории изобразительного   искусства   целесообразно   использовать   метод   учебного проекта.   Учащиеся   в   большинстве   освоили   проектную   технологию   в общеобразовательной   школе   и   довольно   легко   включаются   в   подобную деятельность.  Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Учебные   проекты,   которые   реализуются   на   уроках   в   школе   искусств   в основном краткосрочные, рассчитаны на 2­3 урока. Выбрав тему и определив, каким   будет   конечный   продукт,   ученики   заполняют   матрицу   проекта   и планируют свою   деятельность. Основную работу по сбору и оформлению информации   ученики   делают   дома,   используя   урок   для   получения консультативной   помощи   и   в   качестве   промежуточного   контроля. Подготовительный Планирование Исследование Выполнение Задачи. Содержание работы 1.Определение проблемы 2.Выбор рабочих групп 1.Определение источников 2.Выбор проектного продукта 3.Определение критериев оценки 4.Распределение обязанностей в группе 1.Уточнение информации 2.Поиск альтернатив 3.Выбор оптимального решения варианта выделенной проблемы 1.Реализация намеченных целей 2.Подготовка выступления 1.Объяснение результатов 2.Публичное выступление 1.Анализ выполнения проекта 2.Причины успехов и неудач Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учащихся.  7 «Проект»   ­   буквально   «брошенный   вперед»,   т.е.   прототип,   прообраз объекта   или   деятельности:   поэтому   проектный   метод   предполагает использование   искусства   как   лаборатории,   в   которой   происходит   процесс познания»2. Таблица 1 Этапы работы над учебным проектом Название этапа Защита проектного продукта) Оценка (рефлексия) 2.1.2 Технология модерации с активными методами обучения (АМО) (представление результатов Целесообразно   представить   еще   одну   современную   педагогическую технологию, позволяющую повысить результативность обучения. АМО   –   это   система   методов,   обеспечивающих   активность   и разнообразие   мыслительной   и   практической   деятельности   обучающихся   в процессе освоения учебного материала. «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне –   и   я   запомню.   Дай   мне   действовать   самому   –   и   я   научусь»   (китайская мудрость). Целесообразно применять технологию модерации, основанную на использовании АМО.  Moderare   –   в   переводе   с   латинского   ­   приводить   в   равновесие, управлять, регулировать. Модерация – это эффективная технология, которая 2 Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении,  М.,2003 г., стр. 4 8 значительно   повысить   результативность   и   качество позволяет   образовательного   процесса.   Цели   применения   модерации   –   эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности   обучающихся   на   протяжении   всего   урока,   гарантированное достижение целей урока. Принципы модерации:  структурированность (все содержание урока рационально делится  на четко определенные   части);   системность   (отдельные   части   урока взаимосвязаны   и   логически   следует   одна   за   другой,   создавая   полноценное содержание урока);  комплексность (содержание каждой части урока и организуемые  процессы нацелены   на   обучение,   воспитание,   развитие   и   социализацию обучающихся);      прозрачность   (деятельность   каждого   обучающегося   видна учителю, всем участникам   ясно   виден   ход   образовательного   процесса,   его промежуточные и итоговые результаты).  Как любая технология, модерация предполагает особое планирование урока, который делится на фазы. Фазы (этапы модерации): инициация (начало урока, знакомство)  вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)  формирование   ожиданий   учеников   (планирование   эффектов урока)  интерактивная лекция (передача и объяснение информации)  проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)  подведение итогов (рефлексия, оценка урока)  эмоциональная разрядка (разминки)      Автор   денной   технологии   Т.   В.   Лазарев   предлагает   для   описания ключевых процессов модерации следующую аббревиатуру ИКВММРАО: Интеракция   ­   эффективное   взаимодействие   участников   группового процесса упорядоченный обмен информацией; Коммуникация – общение между всеми участниками образовательного процесса; Визуализация   ­   обеспечение   наглядности   хода   и   результатов образовательного процесса;  Мотивация всех участников образовательного процесса; Мониторинг образовательного процесса; Рефлексия педагога и обучающихся; Анализ деятельности участников; 9 Оценка результатов.   Практическая часть. Учебный проект «В поисках истины.  2.2 Как понимать живопись Авангарда?»  Реализация проекта позволила расширить тематические рамки учебного материала, показать учащимся как развиваются авангардные направления в живописи   зарубежных   художников,   способствовала   созданию   условий   для погружения в искусство и более глубокого его понимания. В   проекте   на   основе   знакомства   с   живописью   художников   рубежа XIX­XX  веков,   изучения   интернет­ресурсов,   текстовых   материалов   и репродукций   учащимися   выпускного   класса   ДПОП   «Живопись» исследуется   процесс   постепенного   отказа   художников   от   изображения реальности,   перехода   к   абстрактной   живописи   и   изменения   роли художника   в   этом   мире.   Определяется   степень   влияния   на   развитие искусства,   открытий   в   области   науки   и   техники.   Выявляются   новые критерии восприятия живописи авангарда. Учебный проект реализуется в течение 5­6 уроков. Продолжительность одного урока 1,5 академических часа, т.е. 60 мин. (работа проводилась на протяжении 2 учебной четверти).  Проект направлен на:  1.   приобретение   знаний   и   понимания   культурной   доминанты   рубежа XIX  и XX веков в живописи; 2. развитие художественно­эстетического вкуса и чувств, ассоциативно­ образного   мышления,   адекватного   восприятия   и   критической   оценки произведений искусства авангардного искусства; 3.   овладение   необходимыми   навыками   осознанного   формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора. В   процессе   проекта   происходит   овладение   общеучебными компетенциями (базовый уровень): 1.Умение   самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою познавательную деятельность.  2.Умение   устанавливать   реальные   связи   и   зависимости,   оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства. 3.Навык   осуществления     поиска   и   критического   отбора   нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой   системе   ­   «языки»   разных   видов   искусств);   использования мультимедийных   ресурсов   и   компьютерных   технологий   для   оформления творческих работ. 4.Умение   владеть   основными   формами   публичных   выступлений; понимать   ценность   художественного   образования   как   средства   развития культуры   личности;   определять   собственное   отношение   к   произведениям классики   и   современного   искусства;   осознавать   свою   культурную   и национальную принадлежность. 10 Необходимо добавить, что работа по реализации проекта проводилась на основе технологии модерации с использованием АМО (активных методов обучения). Автор данной разработки прошла обучение на КПК по освоению указанной   технологии   и   воплотила   на   практике   полученные   знания. Представлен конспект  цикла уроков в форме технологической карты. Таблица 2 Подробная программа и содержание урока История изобразительного искусства Предмет, по которому  проводится  урок Класс 5 год обучения в школе искусств (учащиеся 14­15 лет). Численность16 человек Этап Время,  продолжи­ тельность этапа 1 –й урок  Инициация 60 минут Активный метод обучения (прием, способ, техника) «Погружение в проект».   Обсуждение   с учащимися технологии проектной деятельности, ее этапов, целей   и   задач каждого этапа, форм работы в группе: на уроке   и   вне урока.   Подробное описание АМО (приема, способа, техники) Цель:  создание   комфортной   среды обучения. Материалы:  (Приложение   1).   Тест №1 – для проверки базовых знаний по изобразительному искусству. 2.Тест   №2   –  для   проверки   знаний стилей, жанров и персоналий. 3.Эвристическая беседа. 4.Обсуждение   плана   проведения проекта и плана работы в группах. Проведение:  На   первом   этапе проектной деятельности необходимо   провести   оценку начальных   знаний   учащихся (мотивирующее с помощью тестирования.   Необходимо определить: ­ базовый опыт;  ­ начальные знания и навыки; ­наличие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихся; ­ интересы к изучению новой темы.  оценивание) 11    power         о презентация как беседа Эвристическая инструмент мотивирующего оценивания   поможет   выявить понимание   учащимися   изменения роли   художника   в   процессе развития цивилизации.  Для выявления имеющихся знаний и предварительных интересов учащихся,   можно   использовать инструмент   оценивания   в   виде таблицы   с   разделами:   знаю, интересуюсь, умею. Цель:  обсудить с  учащимися идею проекта,   определить   проблемные группы.  Материалы:  point.  Проведение:  В   течение   30   минут рассказать  событиях   в политической   жизни   страны   и научных   открытиях,     изменивших мировоззрение художников в начале XX   века.   Проанализировать   новые художественные  средства,  которые используют в работе художники XX века.   В   беседе   выяснить,   в   чем различие   живописного   контекста авангарда классической Определить живописи.   основополагающие вопросы проекта:  1.Почему   художники   в  начале   XX века   отказались   от   изображения видимого? 2.Как   художники   XX   века изображают незримое? 3.Почему   можно   сказать,   что живопись   умерла?   Можно   ли считать авангард искусством?   и     Цель:  задачу   – определить, как с помощью данного Поставить   2 –й урок Интерактив ­ная лекция 30 минут 1.Проблемати­ зация.  Постановка проблемы (стартовая презентация учителя) 15 минут Формирова­ ние   ожиданий учеников 12 проекта   можно   ответить   на   эти вопросы   научиться   понимать живопись   авангарда,   используя компьютерные технологии. Материалы:  каждой   мини­группе дается   схема   проекта,   шаблоны листов   самооценки   готовности группы   (на   основе   таблиц   с критериями)   для   последующего заполнения,   чтобы   активизировать деятельность по проекту. Проведение:  Создание   мини­групп. Каждой группе дается возможность высказать   свою   точку   зрения   и обсудить ее с другими.    позволить   Цель:  взглянув   на   каждого участника   проекта   глазами   его друзей,   каждому почувствовать уверенность в себе в ходе работы над проектом. Проведение:  ученики   в   мини­ группах   в   нескольких   словах представляют   деловые   качества своих   коллег   и   группы   в   целом. Группе дается название, выбирается руководитель, распределяются роли. Каждая группа начинает заполнять матрицу проекта в разделах этапы и сроки. Цель:  обучения и работы. Материалы:  компьютер,   шаблон матрицы проекта, проектор. Проведение: в процессе обсуждения каждая   группа   заполняет   шаблон матрицы проекта (Приложение 2). В группе   обсуждаются   способы поиска   информации,   выбираются формы представления результатов: презентация,   публикация,   статья, сформулировать   цели 15 минут 2.Метод «Мозговой штурм» Выявление интересов учащихся. Формирование групп для проведения исследований.    3.Метод «Протеже» Распределение ролей участников групп.  3­й урок Проработка содержания темы 10 минут Метод «Эвристичес­ кая беседа» Обсуждение плана проведения проекта и   плана работы в группах. 50 минут Коммуникаци я на основе  метода  взаимоконсуль ­тирования Самостоя­ тельный поиск материалов участниками групп Эмоциональ ­ная  разрядка  (внеурочное время) 40 минут Экскурсия   в городскую картинную галерею 4­й урок 60 минут Метод 13   такими       опыта   работы   буклет и т.п.  Цель:  освоить   инструменты   для выполнения проекта. Познакомиться   с   ресурсами   для поиска   информации   в   сети Интернет и учебно­иллюстративной литературе.  Материалы:  альбомы, энциклопедии,   книги   о   искусстве, памятки   по   поиску   информации   в сети   Интернет   и   сохранению информационных     объектов   на внешние   носители,   шаблоны, таблицы   с   критериями   оценки итоговых работ. Проведение:  учащиеся,   имеющие больше с компьютером, знакомят с приемами работы   остальных.   Те,   кто   слабо владеет навыками, осуществляют поиск информации в литературе,   выполняют   роль «народных   экспертов»,   которые слушают представленную информацию,   задавая   вопросы   на понимание   и   уточнение.   Роль преподавателя   –   консультант.  При необходимости   можно   более подробно объяснить материал. Учащиеся   составляют   шаблон визитки   проекта,   подбирают методические   и   дидактические материалы по проекту. Цель:  Знакомство   с   творчеством современных Усть­Илимских художников. После экскурсии провести беседу о впечатлении, особенностях восприятия современной живописи. По   результатам   заполнить   журнал впечатления. Цель:  заполнить   матрицу   проекта, Проработка содержания темы(про­ должение) «Кластер» Самостоятель ный   поиск материалов группами учащихся   по теме проблемного вопроса. Обработка собранной информации   и совместное обсуждение   в группах результатов работы. 14           выполнить   групповой   продукт   по выбранной   форме   (презентация, публикация, статья…), подготовиться к защите проекта. Материалы:  таблица   матрицы проекта,   распечатки   с   сетевых ресурсов,  иллюстрации, справочники   и   энциклопедии искусства на CD­ROM. Проведение:  В группах проводится работа над своей темой. Задания в группе по распределены горизонтали:   тема   разбита   и распределена   по   творчеству художников,   а   может   быть вертикаль   –   тема   распределена   по направлениям живописи и способам самовыражения художников.  На   протяжении   проекта   несколько раз   проводится   рефлексия   с использование методов: анкетирование,   беседа,   «круглый стол».   Это   позволяет   учащимся оценить   свой   вклад   в   совместную работу,   заполняются   рубрики, позволяющие   оценить   качество продуктов и скорректировать его. Информация обрабатывается, вносится   в   таблицу   визитной карточки     проекта.   Необходимая работа,   для   которой   не   хватило времени, проводится во внеурочное время.   проекта 5­й урок Подведение итогов 40 минут Выступление групп Представле­ ние   и   защита результатов исследования с приглашением родителей   и преподавате­ лей   школы. Рефлексия 10 мин. Метод  «Цветовой тест» 15           с     время урока   Цель:  Представление   результатов исследования.  Материалы:  таблицы с критериями оценки   публикации,     презентации, Таблицы общего оценивания.   каждая   группа Проведение:  присутствующим представляет продукт своей деятельности. Перед выступлением   каждой   группы преподаватель   может     зачитать заранее приготовленные напутствия на основе подготовленных памяток. Во выступления наблюдающие   группы   фиксируют результаты   в   таблицах,   которые   в конце сдаются преподавателю. Проводится самооценка   работы   по   проекту участниками помощью инструментов оценивания прогресса (в форме таблицы) Цель:  Определить     впечатления участников от коллективной работы в ходе реализации  проекта. Материалы: листы А3, фломастеры Проведение:  на   листе   –   круг   с секторами   по   числу   вопросов, касающихся  раскрытия проблем, на решение которых направлен проект и   настроя   на   дальнейшую   работу. Участники обозначают свою оценку с   помощью   значков   (стикеров)   из цветной бумаги   выбранного цвета, в   соответствующих   секторах:   чем больше   удовлетворенность,   тем ближе к центру (попадание в цель). Положительный   эмоциональный настрой – зеленый цвет. Если в ходе работы   испытали   напряжение   ­ красный   цвет.   Отрицательные эмоции – синий цвет. 16 2.3 Методические рекомендации к проведению некоторых этапов урока 1 этап Инициация, метод «Погружение в проект» Преподаватель может задать следующие вопросы: Что вам уже известно о   живописи   Авангарда?   Как   вы   относитесь   к   этому   искусству?   В  чем   вы хотели бы лучше разобраться? Какие критерии восприятия классической и авангардной   живописи   мы   выявили   ранее,   изучая   живопись   разных художников?  Вывод:   Проще   всего   объявить   творчество   авангардистов   мазней жуликов, но мы знаем, что не все так просто. Предлагаю решать эту проблему в проектном режиме. Для этого нужно вспомнить, что такое проект, какая деятельность предполагается в процессе реализации проекта? 1. Выбрать   руководителя   (организует   обсуждение,   следит   за временем)   и   оператора,   который   будет   заносить   информацию   в   шаблон (матрицу проекта). 2. Провести   самостоятельную   работу   в   группах:   поработать   с источниками, иллюстративным материалом, проанализировать предложенную картину,   постараться   понять   ее   и   сформулировать   «Ключ»   при   помощи которого понимание авангардной картины становится возможно. Выводы записать в шаблонах презентации 3. 4. Подготовить публичную защиту. 5. Сделать самоанализ своей работы 6. Оценить работу участников своей группы 2   этап   Интерактивная   лекция,   метод   проблематизация.   Лекция преподавателя сопровождается показом слайдов.   Учащиеся, Работа   с   таблицей   3.   На   доске   представлена   таблица.   В   таблице заполнен только 2 столбец:  вписана характеристика классической живописи. Ученикам   в   процессе   лекции   преподаватель   демонстрирует   картины авангардистов.   сравнивая   представленные   работы   с классическими, высказывают свое мнение.  По   ходу   лекции   в   таблицу   преподавателем   вносятся   вначале   критерии понимания   (1   столбец),   затем,   в   процессе   беседы   с   обучающимися, преподаватель заполняет раздел «Авангардная живопись» (3 столбец) по  мере продолжения своей лекции, в опоре на высказывания учеников. Таблица 3 Критерии понимания живописи Основные критерии  (ключи понимания) Классическая живопись Авангардная живопись Подобие Художник   воспроизводит реальность. Реальные образы искажены или абстрактны. Изображение   похоже   на   то, что видит художник. Построение картины основано   на   линейной   и воздушной   перспективах, светотеневом моделировании объема. Художник   стремится   к красоте и гармонии     использует Художник сложную технику, многослойный   красочный слой,   требующий   особых методов и профессиональных навыков.   17 Линейной перспективы нет, изображение плоское, цвета чистые.   Образы   некрасивые,   часто неприятные   и   даже безобразные. Картина   может   быть исполнена небрежно, быстро,   сложных методов. Краска наносится любыми   подручными средствами.     без Красота Мастерство Лекция   преподавателя   сопровождается   показом   презентации (Приложение 3). Примерный   текст   интерактивной   лекции   преподавателя.   Картины авангардистов   вызывают   отторжение   у   массового   зрителя.   Вот   хотя   бы «Черный квадрат» Малевича (Слайд №1) В чем же дело? Чего не хватает нам, чтобы понимать живопись авангарда? Давайте с этим разберемся. Посмотрите на эти   картины: (Слайд №2  П. Мондриан «Трафальгарская площадь», П. Пикассо «Плачущая женщина», Д. Поллок «Из паутины») Вам понятны эти работы? Что именно не понятно? Ответы уч­ся фиксируются на доске. (Что нарисовано? Что хотел этим сказать художник? Я так тоже могу). А теперь давайте посмотрим другие картины: (Слайд №3 Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с цветами в вазе») – жизненно, похоже, натуралистично. (Слайд №4 Кацусика Хокусай волна) –– не реалистично, условно, но красиво, живопись утончённая, эстетичная. (Слайд №5  ван Эйк  «Мадонна каноника ван дер Паеле») – непревзойдённое мастерство. Я так не могу. Задание: заполнить таблицу3 (столбец 1). Что нарисовано – это ключ «подобие». Что хотел сказать художник – ключ «красота». Представление, что Я так не смогу – ключ – «мастерство». Вывод:   человек,  воспитанный   в  классических   традициях,  подходит   к картинам с 3 критериями: подобие, красота, мастерство. Если их человек не нашел   в   картине,   ему   трудно   его   воспринимать.   Что   делать?   (возможно, искать новые ключи) Давайте   попробуем   их   поискать.   (Слайд   №6    П.   Пикассо «Обнаженная»)   –   описать   что   видят.   Может   быть,   художник   не   умел рисовать?   (Слайд   №7  П.   Пикассо   «Портрет   Ольги   в   кресле»     «Паоло   в 18 костюме Арлекина») – пример того, что Пикассо умел хорошо и технично и красиво писать. Почему он от этого отказался?  Вопросы   преподавателя:   Что   произошло   в   начале  XX  века?   Почему художники   не   захотели   подражать   действительности?   Почему   полотна заполнили абстрактные формы?) Давайте попытаемся на них ответить, хотя бы очень поверхностно. (Слайд №8 задание) Прочтите текст, сделайте вывод и ответьте на один из вопросов. Раздать учащимся фрагменты текстов о науке, технике и политике начала века. После самостоятельной работы с прочтением текстов и их анализа в группе, ученики делают выводы:  научные открытия, появление фотографии, политическая   нестабильность   заставили   художников   отказаться   от изображения   действительности.  «Истина   лежит   за   пределами   какого­то   ни было   реализма,   и   к   тому   же   не   стоит   путать   внешний   вид   вещей   и   их сущность»   ­   так   формулировал   современный   взгляд   на   искусство   один   из основоположников   кубизма   Хуан   Грис.   Окружающий   мир   перестал   быть единственным носителем вдохновения художников.  Вопросы преподавателя: А что тогда изображать? И как это делать? Задание:   Проведите   мозговой   штурм,   предложите   формы   работ   в   поисках ответов, продумайте план работы. Сформулируйте свои ожидания и опасения, запишите в анкетах и сохраните их до окончания проекта. Далее идет самостоятельная работа учащихся. На урок они приносят свои   наработки,   обмениваются   информацией,   обсуждают   полученные результаты, планируют дальнейшую деятельность. 3. Заключение  учащихся, Метод учебного проекта с применением АМО и модерации является эффективным   дидактическим   средством   активизации   познавательной деятельности   учащихся.   Доказательством   этому   служат   следующие результаты: в   основе   метода   лежит   развитие   познавательных   навыков   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания, ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развитие   критического мышления; 19   образовательный   процесс   ориентирован   на самостоятельную   деятельность   учащихся   –   индивидуальную,   парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного  времени; всегда   метод   всегда   предполагает   решение   какой­либо   проблемы, предусматривающей использование разнообразных форм, средств обучения, одновременно   способствует   интеграции   знаний   и   умений   из   различных областей искусства, науки, технологии; результат   выполненных   проектов   всегда   «осязаем»:   если   это теоретическая   проблема,   то   конкретное   ее   решение,   если   практическая   – конкретный результат, готовый к внедрению.   Продуктом   (результатом)   реализации   проекта   на   уроке   истории искусств   могут   быть   созданные   учениками   буклеты,  словари,  презентации, коллажи, заметки для сайта (или блога) и т.п. При   использовании   данного   метода   ученики   могут   испытывать определенные трудности, зная о которых, преподаватель должен правильно планировать деятельность учащихся и хорошо знать как общие возрастные особенности   учеников,   так   и   особенности   конкретной   группы,   с   которой работает. Трудности можно объединить в 2 группы:  организационная сторона проекта   и   управление   деятельностью   и   трудности,   обусловленные содержанием проекта.  Подводя итог, можно сделать вывод, что формы преподавания истории изобразительного   искусства   могут   развиваться   параллельно   с   изменением технических   возможностей   и   ростом   познавательного   интереса   учащихся. Вместе   с   тем,   происходит   обратная   связь   –   рост   мотивации   к   изучению предмета.  4. Список используемой литературы 1. 2. 64. Бычкова А. В. Метод проектов в современной школе. ­ М., 2000.­ с. 49­ Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии ­М., 1998.­ с.102­105. 20 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 Технология АМО» ­ Петрозаводск, 2012.­ с.19­36. Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 2 Технология модерации» ­ Петрозаводск, 2013.­ с.5. Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3  «Социальное проектирование в школе» ­ Петрозаводск, 2012.­с.15­18 Пахомова   Н.Ю.   Метод   учебного   проекта   в   образовательном учреждении.– М. 2003.­с.23 Петрова В. Метод проектов. ­ М.,1929.­с.4 Полат Е.С. Как рождается проект. ­ М.,1995.­с.23­27 Полат   Е.С.  Технология   телекоммуникационных   проектов   //Наука   и школа. 1997. № 4.  10. Сартан   М.Н.   Живопись   авангарда.   Как   ее   понимать   и   как   о   ней рассказывать. Лекции 1­4. – М., 2010.с.1­95. 5. Приложения Приложение 1. Тесты для учащихся Диагностика уровня базовых знаний учащихся по изобразительному искусству Тест №1 21 1.  В переводе «декор» означает а) орнамент; б) искусство; в) украшение 2.   Что   из   перечисленного   относится   к   произведениям   декоративно­ прикладного искусства? а) картины б) иллюстрации; в) игрушки. 3.   Вид изобразительного искусства, основным способом изображения в котором есть цвет: а) живопись; б) графика; в) декоративно­прикладное искусство. 4.  Вид изобразительного искусства, включающий рисунок и основанные на искусстве рисунка печатные изображения: а) живопись; б) графика; в) декоративно­прикладное искусство. 5.   Вид   изобразительного   искусства   произведения   которого   имеют трехмерный объем: а) живопись; б) скульптура; в) графика; 6.   Жанр   изобразительного   искусства   в   котором   изображают   события повседневной жизни: а) анималистический; б) бытовой; в) батальный; 7.   Жанр изобразительного искусства посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни: а) бытовой; б) анималистический; в) батальный; 8.  В анималистическом жанре изображают: а) боевые сражения; б) животных; в) природу. 9.   Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события: а) исторический; б) батальный; в) бытовой. 10.  Жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу: а) пейзаж; б) натюрморт; в) скульптура. 11.Натюрморт (франц.) – это изображение: а) «живой натуры»; б) «мертвой натуры»; в) «изображение человека» 12.  Композиция – это: а) построение художественного произведения; б) набросок; в) контур. 13.   Основой   для   выполнения   графических   произведений   есть   такие изобразительные способы: а) объем, материальность; б) фактура, цвет; в) линия, штрих, пятно. 14.  Назовите основные три цвета: 22 а) желтый, зеленый, красный; б) красный, синий, зеленый; в) желтый, красный, синий. 15.  Какое понятие не является архитектурным: а) картина; б) арка; в) колонна. 16.  Капитель – это верхняя часть: а) лестницы; б) колонны; в) окна. 17.  Техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на  листе – это… а) графика; б) линогравюра; в) монотипия; г) ксилография; д) гравюра. 18. Как называется низкий рельеф? а) горельеф;  б) барельеф;  в) контррельеф.  19. В какой части крынки тень положена без учета формы?   1 20.  На каком рисунке дана правильная композиция? а)  б)  в)  Проверка  базовых знаний по истории искусств Тест № 2 1. Первый общеевропейский художественный стиль средних веков? А. готический Б. византийский В. романский 23 2. Какую форму в плане имеет христианская базилика? А. квадрат Б. шестигранник В. крест 3. Характерная форма арки в романской архитектуре? А. полуциркульная Б. стрельчатая В. лучковая  4. Характерная форма арки в готическом стиле? А. полуциркульная Б. стрельчатая В. лучковая 5. От какого греческого слова происходит слово «икона»? А. бог Б. образ В. доска 6. Русский иконописец, автор икон «Троица», «Звенигородский чин»? А. Дионисий Б. Феофан Грек В. Андрей Рублев 7. Автор картин «Весна», «Рождение Венеры»? А. Рафаэль В. Боттичелли В. Леонардо да Винчи 8. Автор росписи «Тайная вечеря» в трапезной монастыря в Милане? А. Рафаэль Б. Микеланджело В. Леонардо да Винчи 9.   Какой   художник   считается   изобретателем   техники   масляной живописи? А. Ян ван Эйк Б. Антонис ван Дейк В. Брейгель  10. В каком художественном стиле работал Рубенс? А. Классицизм Б. Барокко В. Реализм  11. Родоначальник революционного Классицизма в искусстве Франции? А. Ватто Б. ШарденВ. Давид 12.   Какую   картину   Жерико   называют   «манифестом   французского романтизма»? А. «Скачки в Эпсоне» Б. «Офицер конных егерей, идущий в атаку» В. «Плот «Медузы»»  13. Что означает термин «импрессионизм»? А. впечатление Б. наблюдение В. волнение 14.   Какая   картина   Моне   послужила   поводом   для   появления   термина «импрессионизм»? А. «Впечатление. Заход солнца» Б. «Впечатление. Восход солнца» 15. Ведущий стиль в русском искусстве середины 18 века? А. Петровское барокко Б. Русское барокко В. Классицизм  16. Автор картин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали»? А. Репин Б. Суриков В. Серов  17. Автор картин «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»? А. Репин Б. Суриков В. Серов  18. Родоначальник эпического пейзажа в русском искусстве? А. Саврасов Б. Шишкин  В. Поленов 19. Автор картин «Портрет Третьякова», «Христос в пустыне»? А. Шишкин Б. Крамской В. Поленов Приложение 2. Матрица учебного проекта Этапы, сроки Конечный продукт План действий Роли В школе Вне школы Матери­ алы 24 Источни ки инфор­ мации 1.Подготови­ тельный  2. Основной 3. Заключитель­ ный 25 Приложение 3.  Слайды презентации для интерактивной лекции преподавателя. Слайд №1  Слайд №2  Слайд №3  Слайд №4 Слайд №5  Слайд №6 Слайд №7  Слайд №8 26

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"

Методическая разработка "Активизация методов обучения в школе искусств на примере освоения темы "Живопись Авангарда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018