Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)
Оценка 4.9

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
библиотека +1
6 кл—11 кл +1
23.03.2018
Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)
Природа и человек.docx
Фадеева Ольга Вениаминовна,  педагог­библиотекарь,  учитель искусства и МХК МАОУ СОШ № 72  города Тюмени Тема: Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова «Буран» Цель: знакомство с творчеством Сергея Тимофеевича Аксакова. Задачи:  o познакомить с биографией С.Т. Аксакова и с очерком «Буран»; o рассмотреть, как изображен буран писателем; o создавать словесные картины к прочитанному; o воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающей природы;  o совершенствовать выразительность чтения. Возрастная категория:  6 класс Форма проведения: Оборудование: проектор, экран, компьютер. Оформление   и   наглядность:  портрет   С.Т.   Аксакова;   презентация   «Природа   и человек». Музыкальное оформление: Г. Свиридов «Метель», видеоклип «Зимние пейзажи». Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений Сергея Тимофеевича Ход мероприятия Аксакова. Для начала познакомимся с биографией писателя, вспомним, что нам известно уже об этом писателе. Биография С.Т. Аксакова (1791 – 1859): Сергей   Тимофеевич   Аксаков   родился   в   старинной   дворянской   семье.   Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново­Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, а в 1805 году был принят в Казанский университет. Здесь проявился   интерес   Аксакова   к   литературе,   театру,   начал   писать   стихи,   с   успехом выступал в студенческих спектаклях. Не   окончив   университет,   переехал   в   Петербург,   где   служил   переводчиком   в Комиссии   по   составлению   законов.   Однако   его   больше   занимала   художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Завел широкий круг знакомств. В 1816 женился на Ольге Заплатиной – дочери генерала, прежде служившего под началом Суворова.  Молодая семья переезжает   в родовое имение Ново­Аксаково. У Аксаковых   было   десять   детей,   воспитанию   которых   уделялось   исключительное внимание. 1 Аксаков  жил   в  Петербурге,  Москве   и  в  подмосковной   усадьбе   Абрамцево.  Дом Аксакова   и   подмосковное   имение   Абрамцево   стали   своеобразным   культурным центром,   где   встречались   писатели   и   актеры,   журналисты   и   критики,   историки   и философы. В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель. В пятидесятые годы его здоровье резко ухудшилось. Надвигалась слепота, но он продолжал  работу.  Особую  популярность приобрели его  автобиографические  книги –«Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова­внука» (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.  В 1858 году, Сергей Аксаков вспомнил сказку, услышанную ещё в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи. По памяти ему удается восстановить эту сказку, и в этот год сказка была опубликована. С этого времени стала любимой сказкой для многих детей.  Вопрос: Вспомните, как называется эта сказка? Ответ: «Аленький цветочек». Библиотекарь: Сегодня   на   занятии   мы   познакомимся   с   отрывком   из   произведения   Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран», из которого вы узнаете об одном явлении природы – буране.        Аксаков С.Т. писал: «Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе – и написал «Буран». В   1834   году   Сергей   Аксаков   написал   своё   первое   прозаическое   произведение   – очерк «Буран». Вспомните, что означает слово «очерк»? Найдем   значение   данного   слова   в   словаре  (один   из   учеников   работает   со словарем). Очерк  –   литературное   произведение,   основанное   на   фактах,   документах, наблюдениях автора.  В  художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается   большей   описательностью,   затрагивает   преимущественно   социальные проблемы. Очерк у Сергея Аксакова называется «Буран».  Найдем значение слова «буран» в толковых словарях и дадим пояснение (работа со словарями). Буран – снежная буря, метель в степи (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2006. С. 63). Буран – местное название метели при сильном ветре и низкой температуре воздуха (Большой энциклопедический словарь. М., 1991. С. 176). Задание классу:  Какими   синонимами,   мы   можем   заменить   это   слово?  Ответы:  Метель,   вьюга, снегопад, буря, ненастье. 2 Есть поговорка: «Вьюги да метели под февраль полетели». В феврале редко бывают сильные морозы, зато бушуют вьюги и метели. Аксаков – автор, воспевающий природу, человеческие чувства и окружающий мир. Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18 подвод и 10 возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран. Сергей Аксаков явился одним из первых писателей в русской литературе,   обратившихся   к   реалистическому   стилю   в   изображении   человека   и окружающей его природы.  В очерке с документальной точностью воспроизводятся проявления русской зимы в природе   и   в   жизни   крестьян.   Мы   буквально   лицом   к   лицу   сталкиваемся   со свирепствующим   в   степи   бураном.   В   этой   не   на   шутку   разыгравшейся   природной стихии могут выжить только опытные путники.  Первичное восприятие текста Послушайте внимательно текст и скажите, что же случилось по дороге в город. Библиотекарь читает текст из очерка: «Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка.  Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь...   наступил   буран   со   всей   яростью,   со   всеми   своими   ужасами.   Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все   слилось,   все   смешалось:   земля,   воздух,   небо   превратились   в   пучину   кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. Сердце   падает   у   самого   неробкого   человека,   кровь   стынет,   останавливается   от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв. Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было  никакой  езды. Глубокие  овраги   делались  высокими  буграми...  Наконец, стало понемногу затихать  волнение снежного  океана,  которое и тогда еще  продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись   снега.   Степи   представляли   вид   бурного   моря,   внезапно   оледеневшего... Выкатилось   солнце   на   ясный   небосклон;   заиграли   лучи   его   на   волнистых   снегах. Тронулись  переждавшие буран обозы и всякие проезжие». Работа над содержанием текста Учебная задача  Что случилось по дороге в город? Результаты деятельности учащегося  Внезапно  разыгрался   буран,  все  обозы 3 Библиотекарь раздает текст отрывка из очерка «Буран» Прочитайте   самостоятельно   текст   и проследите,   как   постепенно   начинался, набирал силу и свирепел буран. Перечитайте,   как   автор   описывает приближение бурана. Как начался буран? На что был похож шум ветра? С чем сравнивает автор тучу? Когда, в какой момент, наконец, настал  буран? В какое время суток происходит буран? Буран был неизбежен, и это нагоняло  большой страх. Найдите и зачитайте те  строки, где идет описание бурана. Какие слова и выражения находит  Аксаков, чтобы показать ярость бурана? Обратите внимание на словосочетание  «белый мрак». Объясните, почему такое  сочетание? Ведь, когда мы говорим: мрак  – это понятие мы применяем к ночи. Посмотрите, как автор показывает  картину проделок природы.  Для описания снежной бури, сильных  порывов ветра, автор нашел более десяти  глаголов. Зачитаем эти глаголы Скажите, судя по этим глаголам, похож ли буран на живое существо? Найдите строки, которые позволяют  представить нам, что собой представляла  природа в ту ночь. Как чувствует себя человек во время  бурана? 4 встали. Читают текст самостоятельно. Зачитывают   первый   абзац   и   первое предложение второго абзаца. Находят ответ и зачитывают:«Снеговая туча   посыпала   из   себя   мелкий   снежный прах». «В обыкновенном шуме ветра слышался иногда   как   будто   отдаленный  плач младенца, а иногда вой голодного волка». С огромным небом Когда   эта   большая   туча   задернула последний   свет   вечерней   зари   густою пеленою Ночью  «Вдруг   настала   ночь…   наступил буран…» до конца абзаца. «Наступил   буран   со   всей   яростью,   со всеми   своими   ужасами.   Разыгрался пустынный   ветер   на   приволье,   взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак…» Белый   –   потому   что   снег   вьюжит, ничего   не   видно,   хотя   все   белым­бело. Получается выражение: «Все одел белый мрак». «Снежный   прах   слепил   глаза,   занимал дыхание, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал,   вертел   со   всех   сторон,   сверху   и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Да. Он, как человек, стонал, выл, ревел, свистел, бил. «Все   слилось,   все   смешалось:   земля, воздух,   небо   превратились   в   пучину кипящего снежного праха». «Сердце   падает   у   самого   неробкого человека,   кровь   стынет,   останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается». Он   думает,   что   смерть   неизбежна,   и поэтому становится страшно. «Наконец,   стало   понемногу   затихать волнение   снежного   океана,   которое   и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега». «…стало понемногу затихать волнение снежного океана»; «Степи   представляли   вид  бурного моря» «Выкатилось   солнце   на   ясный   заиграли   лучи   его   на небосклон; волнистых снегах». День и две ночи. «Быстро   поднималось   и   росло   белое облако с востока…» «…уже   огромная   снеговая   туча заволокла большую половину неба…» «Снеговая   белая   туча,   огромная,   как небо, обтянула весь горизонт и последний свет   красной,   погорелой   вечерней   зари быстро задернула густою пеленою». «Вдруг настала ночь... наступил буран со   всей   яростью,   со   всеми   своими ужасами». Как вы думаете, почему? Да, действительно, становится страшно. На самом деле много людей погибло во  время бурана.«Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день,  так что не было никакой езды». Вы только представьте себе: люди  целый день находятся в таком состоянии.  Наметало столько снега, что «глубокие  овраги делались высокими буграми». Найдите то место, где описывается  прекращение бурана. С чем сравнивает автор снежный  поток? снежная   Разгулявшаяся   стихия сопоставляется   с   океаном,   с   бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку. Природа утихомиривается, и о буре напоминают лишь снежные заносы.  Прочитайте описание начала утра Сколько времени продолжался буран? Переждать такую стихию может только отважный человек. Давайте проследим еще раз за  изменением снеговой тучи.  Какие изобразительные приемы  помогают её нарисовать? Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показы­ вал,   что   надвигается   буран.   Автор   не 5 только рассказывает о том, как менялась снеговая   туча,   но   и   показывает,   как   она росла;   сначала   облако   росло,   затем   туча заволокла  большую  половину неба и, на­ конец, снеговая туча «обтянула весь гори­ зонт». Вот   мы   и   познакомились   с   поистине   гениальным   описанием   зимней   бури С.Т.Аксакова. Описание бурана С. Т. Аксаковым произвело такое впечатление на А. С. Пушкина,   что   в   повести   «Капитанская   дочка»   он   создал   подобный   пейзаж   под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пушкин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года. Среди   дневниковых   записей   Сергея   Аксакова,   было   найдено   стихотворение, возможно это первоначальная попытка воплощения замысла, который в дальнейшем принял форму очерка «Буран». Сияет солнце, воздух тих;  Недвижимы дерев вершины, Спокойны снежные пучины;  Алмазный блеск горит на них И ослепляет взор прельщенный;  Здоровый холод всех живит, Тащась дорогой искривленной,  Обозный весело бежит. Уж солнце полдень протекает  И зимний вечер недалек, Как вдруг от севера взвывает  Порой прерывный ветерок. Хоть солнце все еще сияет  И чист небес лазурный вид, Но под ногами закипает,  И поле струйками бежит. Знакомы с бедами обозы  Поспешно ускоряют бег, Зимы свирепы зная грозы,  Спешат укрыться на ночлег. И горе, горе запоздавшим И ночь встречающим в полях, Опасностей не испытавшим В безлюдных и степных местах. И вскоре туча снеговая  С заката кроет небосклон, И ветр пустынный, завывая,  Взрывает степь со всех сторон. Земля смешалась с небесами,  6 Бушует снежный океан, Все белый мрак одел крылами,  Настигла ночь, настал буран! Свистит, шипит, ревет, взвывает.  То вниз, то вверх вертит столбом, Слепит глаза и удушает  Кипящий снежный прах кругом. Рефлексия. Поэты, писатели, композиторы, художники обращались к изображению этого явления природы.  В   заключение   мероприятия,   мне   хочется   представить   вашему   вниманию   зимние пейзажи в степи. В видеоклипе звучит известная музыка Г. Свиридова, которую написал к фильму «Метель» по произведению А.С. Пушкина. Просмотр видеоклипа «Зимние пейзажи». 1. Аксаков С.Т. Буран: очерк.  2. Большой энциклопедический словарь. – М., 1991. – С. 176 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, 2006. – С. 63 Литература: 1. https://www.syl.ru/article/292261/biografiya­aksakova­sergeya­timofeevicha ­  Источники Интернет­ресурса: Биография Аксакова С.Т.  (дата обращения 05.01.2018) 2. https://ru.wikipedia.org/wiki ­ Википедия. Аксаков С.Т. (дата обращения  05.01.2018 год)    ://   yandex 3. https    .  ru   /  images  / ­ Картинки Зимние пейзажи   7 8

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)

Методическая разработка библиотечного урока "Природа и человек в очерке С.Т. Аксакова "Буран" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018