Цель: Познакомить детей с праздником – посвященному международному дню родного языка.
Задачи:
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою национальность;
- знакомить с разными языками, с традициями народа;
- систематизировать и закреплять знания о своей малой Родине.
Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на родном языке»
Методическая разработка «День родного языка»
Цель: Познакомить детей с праздником – посвященному международному дню родного
языка.
Задачи:
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою национальность;
знакомить с разными языками, с традициями народа;
систематизировать и закреплять знания о своей малой Родине.
Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на родном языке»
Ход мероприятия:
(слайд 1 2)
Ведущий: Изеннер, арлыг аалчилар!
Хакас тiлiне чарыдылган кунунде
Пiс сiрернl удурлапчабыс.
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на празднике,
посвященном родному языку.
Ребёнок 1:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежнопевучий.
Ребёнок 2:
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Ребёнок 3:
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ведущий: 21 февраля отмечают международный день родного языка. Давайте мы
отправимся с вами на много лет назад по разным странам и языкам (слайды35).
В разных странах, люди говорят на своём родном языке и не задумываются о его
происхождении (слайд 6)
Обратите внимание, что в нашей стране проживает самое большое количество разных
национальностей (это видно по разнообразию костюмов, и у каждого народа имеется свой
родной язык и свои традиции) (слайды 7 10)
Вопросы ведущего:
Скажите ребята, какие бывают языки?
Дети: Язык – во рту, языки пламени, ещё говорят – злые языки, у ботинок…Ведущий: В нашем городе, Абакане, живут люди разных национальностей. Предлагаю
поприветствовать друг друга на разных языках. Порусски мы говорим "здравствуйте", на
хакасском – «изенер».
Нам ребята сегодня приготовили номера, давайте посмотрим танец хакасский народный,
танец русский народный. Чем же они отличаются?
Дети: В хакасских танцах отражен их быт, что они делают, а русский – просто веселятся.
(исполняются танцы – слайд 10)
Ведущий: Язык каждого народа интересен и уникален, он отражает культуру и традиции
народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык в своей семье, в детстве.
Знание языка помогает нам общаться и понимать друг друга, и открывает перед нами
многообразный мир. Уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.
Слагаются и поются песни. И я вам предлагаю сейчас вспомнить песню хакасского народа.
Песня: Тыч тач
Ведущий: А теперь проверим вашу смекалку, согласны? Отгадайте мои загадки.
Загадки:
1.Русской речи государь
По прозванию.
(словарь)
2. Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(язык)
3. Тридцать три подружки
Школьницыдевчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят.
(буквы)
Ведущий: А давайте поиграем, косточки разомнем
Игра на русском языке: "Заря заряница"
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих заря ходит сзади с
лентой и говорит:
Заря зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые
За водой пошла.
С этими словами водящий отдает ленту одному из играющих, который, взяв ленту бежит в
противоположную сторону от водящего. Тот, кто останется без места, становится зарей
заряницей. Игра повторяется (слайд 12 13)
Ведущий: Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о
наших различиях, узнать о их традициях и научиться почитать их. Если человек знает и
говорит лишь на одном языке, то он не сможет понять своего собеседника, другой
национальности. Поэтому изучать другие языки очень полезно и важно. Мы с вами чтим
традиции наших предков и в каждой группе создаётся своя памятная книга, в неё
помещается огромное количество традиций ваших семей и предков, буквы и слова, на
языке – который нам может быть уже и не знаком, но он храним вашими родными.Ребёнок 4.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Ребёнок 5.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Ребёнок 6.
Родной язык народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Всё мило нам на языке родном!
Конкурс “Собери слово”
Предлагается разгадать всем вместе слово и собрать его из букв:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
Подготовить на карточках буквы. Показывать детям карточки. Разложить их на ковре и
выбрать из всех букв, только нужные. Дети находят нужные буквы и собирают слово.
Ведущий: У хакасских народов основное занятие это коневодство. Давайте сыграем в
хакасскую национальную игру «Кони в степи»
Национальная игра «Кони в степи»
Проводиться игра. Дети делятся на две команды, у каждой команды по лошади. Оббегая
цель обруч, в конце пути, наездник возвращается обратно (слайд 14)
Ведущий: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Сколько книг мы с вами
уже прочли и прочтем ещё, а какие книги группы, мы с вами сделали! (слайд 15 17)
Тысячи лет опыт народа создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово
в нем – словно крупица чистого золота!
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Ведущий: На этом наш праздник заканчивать пора. Изучайте языки и познайте новое и
интересное в жизни, детвора! Храните традиции и ценности своего народа (слайд 19 20)
Звучит песня "С чего начинается родина".